Что читали граждане СССР?

Население Советского Союза любило читать и с этим трудно поспорить. Читали газеты и журналы, каждое утро можно было наблюдать очередь в киоске «Союз Печать». Люди добираясь на работу обязательно покупали советскую периодику…
Да, хорошие книги и журналы достать было крайне тяжело, ведь экономика была плановая с идеологической направленностью. Книжные магазины обычно были завалены не продаваемой макулатурой. Интересные произведения можно было прочитать в периодических изданиях, таких как «Новый мир», «Октябрь», «Москва», «Роман-газета», «Смена» и многие другие.
Научное изучение массового чтения в СССР началось в 1963 г. Изучение группы городских рабочих 16–28 лет методом анкетного опроса и учета спроса на абонементе массовых библиотек в 52-х городах 24-х областей, краев и автономных республик РСФСР показало, что молодежь преимущественно читала советских писателей. Признанием пользовался социально-бытовой, исторический, научно-фантастический роман (М. Шолохов, Л. Леонов, Г. Николаева, А. Толстой, А. Беляев и др.). Среди любимых писателей – В. Аксенов, Г. Бакланов, В. Кожевников, П. Нилин, А. Рекемчук, В. Солоухин, Ю. Нагибин.
Высоким был спрос на приключения и научную фантастику А. Беляева, И. Ефремова, А. Казанцева, Г. Мартынова; произведения о судьбе и трудовых делах сверстников — «Коллеги» В. Аксенова, «Дело, которому ты служишь», «Дорогой мой человек» Ю. Германа, «Иду на грозу» Д. Гранина, «Продолжение легенды» А. Кузнецова, «Молодо-зелено», «Время летних отпусков» А. Рекемчука, «Повести гор и степей» Ч. Айтматова, «Девчата». Б. Бедного, «Знакомьтесь, Балуев» В. Кожевникова.


В 1963–1966 гг. Государственная библиотека им. Ленина изучала читательские интересы ведущих социальных и профессиональных категорий населения: «рабочие и инженеры», «жители советского села», «сельские старшеклассники», «учителя естествознания, математики, словесности», «старшеклассники города», «студенческая молодежь». Сбор материала осуществлялся на основании анкетирования и путем анализа читательских формуляров в 33-х областях РСФСР и 8 союзных республиках.
В группе «рабочие и инженеры» наибольшим спросом пользовались: М. Шолохов, В. Лацис, М. Горький, К. Симонов, А. Фадеев, А. Толстой, Н. Островский, К. Паустовский. Также «Живые и мертвые» и «Солдатами не рождаются» К. Симонова, «Брестская крепость» С. Смирнова, романы Ю. Германа, «Они сражались за Родину» М. Шолохова, «Битва в пути» Г. Николаевой, «Иначе жить не стоит» В. Кетлинской, «Повесть о жизни» К. Паустовского. Иногда упоминались «Лезвие бритвы» И. Ефремова, «Рассудите нас, люди» А. Андреева. Самым читаемым оказался журнал «Юность», затем — «Нева».


У жителей советского села самый большой интерес вызывало чтение книг о Великой Отечественной войне. На втором месте оказались книги на тему любви, брака, воспитания детей. Наиболее популярны М. Шолохов, К. Симонов, Н. Островский, А. Фадеев, М. Горький. Наиболее понравившиеся произведения: «Тихий Дон» и «Поднятая целина» М. Шолохова, «Щит и меч» В. Кожевникова, «Живые и мертвые» К. Симонова.
Из детективов читали лишь «Дело пестрых» А. Адамова. Единицы сельских читателей обращались к литературно-художественным журналам. Кстати, журналов было крайне мало в фондах сельских библиотек [17, с. 133].
Несколько отличались читательские интересы сельских старшеклассников. Любимые произведения: «Как закалялась сталь» Н. Островского, «Иду на грозу» Д. Гранина, «Поднятая целина» М. Шолохова, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Сердце на ладони» И. Шамякина.


Среди учителей естествознания и математики наиболее популярны романы Ю. Германа, «Щит и меч» В. Кожевникова. Мало читали литературные журналы, даже «Юность» — всего 16% опрошенных. Для учителей-словесников значительными современными советскими писателями были К. Симонов, М. Шолохов, Ю. Герман.
Самыми интересными из прочитанных в 1965–1966 гг. произведений были: романы Ю. Германа, «Солдатами не рождаются» К. Симонова, «Щит и меч» В. Кожевникова. Многие вызвавшие интерес общественности и полемику в печати произведения 1965 г. (В. Маканина, Ю. Германа «Я отвечаю за все», В. Семина, В. Тендрякова, С. Крутилина и др.) были знакомы единицам.
Главное содержание чтения составляли произведения, опубликованные и обсуждавшиеся несколько лет назад: «До свидания, мальчики» Б. Балтера, «Битва в пути» Г. Николаевой, «Рассудите нас, люди» А. Андреева, «Продолжение легенды» А. Кузнецова, «После свадьбы» Д. Гранина и др. [17, с. 198, 199].

Городские старшеклассники (20 городов СССР) регулярно читали журнал «Юность» — 31%, «Молодую гвардию» — 33%. Любимыми авторами были М. Шолохов, К. Симонов, М. Горький, А. Фадеев, Д. Гранин, Н. Островский, А. Толстой, А. Беляев, Ю. Герман, К. Паустовский. Читали Б. Балтера, Ч. Айтматова, В. Аксенова, В. Панову, А. Беляева, А. Толстого, Стругацких. Очень часто упоминались детективы Л. Шейнина, А. Адамова и др. Книги привлекали молодежь своими героями.
Советские студенты своими любимыми произведениями назвали романы К. Симонова и Ю. Германа, «Иду на грозу» и «Искатели» Д. Гранина. Наиболее популярные писатели: Шолохов, Лацис, Горький, Айтматов, Паустовский, Н. Островский, Фадеев, Гончар.
Большим спросом пользовались «Коллеги» В. Аксенова, «До свидания, мальчики» Б. Балтера, «Мужество» В. Кетлинской. К научной фантастике (А. Беляев, И. Ефремов, Стругацкие) особый интерес был у студентов технических вузов. Студенты активно читатели литературные журналы, более всего «Юность» и «Неву»
Широко известно устойчивое утверждение, что «СССР был самой читающей страной мира». Конечно, все далеко не так однозначно, как бы могло показаться, однако факт в том, что проведенное в 1965-1966 гг. международное сравнительное исследование показало: в среднем в СССР тратят на чтение книг, газет, журналов времени больше, чем в других странах. К примеру – 55,7 минут в Пскове против 51,8 минут в Бельгии.

Потребность в книгах действительно была велика, по исследованию, более 70% населения СССР к концу 1960-х гг. испытывала «книжный голод». Власти предпринимали ряд мер, в частности, проводили книжные ярмарки. Зимой 1975 года были подведены итоги всесоюзного эксперимента по обмену макулатуры на дефицитную литературу. С середины 70-х годов самый читающий народ в мире имел возможность сделать себе лучший подарок всего за 20 кг макулатуры.
Дефицит породил моду на такой феномен, как коллекционирование книг. Не для чтения, нет, а для того, чтобы обладать. Модным стало иметь много книг для создания имиджа интеллектуала и просто домашнего интерьера. Зачастую по велению моды стояли в квартирах советских граждан ряды томов классиков, которые никто не читал, стояли для красоты и престижа. Этот «книжный голод» также выдавался за тягу народа к чтению.
Важной причиной исчезновения популярной литературы с прилавков стал и резко повысившийся спрос. Выбор способов проведения досуга на рубеже 70-х был крайне невелик. В кинотеатрах неделями на всех сеансах крутили одни и те же фильмы, телевидение в провинции, где оно вообще было, работало три-пять часов в день. А те, кто действительно тянулся к знаниям, из книг пытались выловить крупицы информации о другой жизни — дореволюционной или заграничной. Ведь, как справедливо говорили тогда, в «Правде» не было известий, а в «Известиях» не было правды.
Ко всему прочему в стране неуклонно рос уровень образования, а гражданам внушали, что культурный советский человек аккуратно ест, пьет и одевается, не ругается матом и читает книги. Так что непременным атрибутом каждой считавшей себя культурной семьи стал заполненный книжный шкаф. Так же, как палас на полу, цветастый ковер на стене и сервант с хрусталем и гэдээровским сервизом «Мадонна».

Книги становились все дефицитнее и, соответственно, дороже. К примеру, двухсоттомную «Библиотеку всемирной литературы», на которую подписывались в 1967 году и которая обошлась ее обладателям в несколько сотен рублей, в конце 70-х можно было обменять на «Жигули», стоившие не меньше 5 тысяч. Поэтому в книги стали вкладывать средства даже те, кто после школы не прочел ни страницы.
Способов добывать книги за последние десятилетия советской власти было изобретено множество. Кто-то пользовался особенностями советского планирования. Книги распределялись даже в те глухие места, где интерес к ним был близок к нулю. И находилось немало энтузиастов, ехавших за книгами в крупные деревни, удаленные от областных центров на многие десятки километров. Там в магазинах потребкооперации можно было обнаружить невостребованную селом качественную литературу.
Основным способом приобретения популярных книг оставались знакомства в книжных магазинах, а если их не было — спекулянты. Перепродажа книг приняла такие масштабы, что министру внутренних дел Николаю Щелокову пришлось в 1975 году писать записку в ЦК КПСС об этом антисоциальном явлении:
«За последнее время в ряде городов получила распространение спекуляция книгами, пользующимися повышенным спросом у населения. В основном это литература мемуарная, детская, приключенческого и детективного жанра, научная фантастика, а также иные книги популярных авторов.
Указанную литературу спекулянты приобретают у работников книжных магазинов, складов и баз книготорговой сети, получают по подписке, покупают у граждан, а затем перепродают по повышенным ценам. Например, книга А. П. Керн 'Воспоминания' перепродается по 25-30 рублей за экземпляр при номинальной цене 86 коп., роман С. и А. Галон 'Анжелика' при цене 2 руб. 02 коп.— по 40-50 рублей, а однотомник М. Булгакова при цене 1 руб. 53 коп.— по 75-80 рублей.
Предметом спекуляции являются также антикварные книги и книги старых изданий, скупаемые спекулянтами в букинистических магазинах, у владельцев частных коллекций и лиц, похищающих книги в государственных библиотеках и читальных залах. При этом спекулянты, изучая конъюнктуру книжного рынка, используют несовершенство системы оценки книг в букинистических магазинах и отсутствие единых каталогов-прейскурантов на некоторую литературу.
Для отдельных лиц спекуляция книгами превращается в основное занятие и становится источником обогащения.”
« Вспоминая советскую «минералку»
ИС-7: Один из последних тяжёлых »
  • +76

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+1
«ИСКАТЕЛЬ» — шикарный был журнал…
+5
«Юность» родители выписывали долго — лет 30, до начала 90-х. А книги за макулатуру помню. У нас во дворе вагончик стоял и мы с братом на пару таскали туда старые газеты. Выкупали книги в книжном на Стачек. Там сейчас не то мебель, не то сантехника продаётся…
+7
Мой знакомый постоянно ездил в командировки в Сибирь и привозил в Ленинград дефицитные у нас и никому не нужные там книги. Издержки планового распределения. Вахтовикам и лесорубам высокое книжное искусство было не интересно. Кстати, приятель здорово обогатился (по тем временам!). Мне он стеснялся предлагать книги по его прейскуранту… Р.С. Опять я поворчу по поводу заголовка. В СССР жили 300 млн. человек. А за 70 лет успели пожить, наверное, миллиард. И все эти люди читали либо взахлёб, либо вообще были неграмотны. Так что не стоит всех одним предложением обобщать.
-1
А еще в сельской местности очень уважали — «агдам» портвейн 777 и… тд
0
А сейчас в городе уважают Боярышник.
0
Одни печатали «Целину» Брежнева а люди искли «Анжелику» и платили за нее по 50 рэ а целину носили в макулатуру — вот откуда развал совка пошел — от тугодумия ЦиКа совка.
0
Читали и читали много. Были подписные издания, и не только советских писателей, но и зарубежных классиков.
+5
Без всякого распределения можно было купить в Молдавии. Мой отец там конструировал газопроводы. И книжки покупал в командировках. Хотя на подписку БСЭ (большая советская энциклопедия) пришлось мукулатуру сдавать.
+4
За и только за Ваши слова. «Благодаря» самиздату такую страну профукали!!! Весь мир знал, уважали,(по работе все объехала), а после перестройки только по горлу бьют и «алкащ, алкаш». И долго никто с нас этот позор не смоет.А молодежь, к сожалению, теряем поколение за поколением.Какие книги?? Маяковский, Пушкин, Толстой — слыхом не слыхали. А уж Конан Дойль, Беляев, Шолохов и пр.за гранью.
+7
А где Дюма, Дрюон и другие?
Комментарий удалён за нарушение
+13
Что было, то прошло( В отремонтированных залах Ленинской библиотеки недавно наш творческий бомонд тусовался с выпивкой, естественно. Так плясали на столах известные артисты… Чинуши от культуры ничего предосудительного в этом не видят. Было показано по телевидению. О времена! О, нравы! ©
+8
Одним словом нынешние ГНИДЫ.