Как Хрущёв планировал стать президентом СССР

В 1963-64 годах группа либеральных советников Андропова задумала фактически изменить политический и идеологический строй СССР. План реформ был передан Хрущёву, тот согласился возглавить процесс.


Юрий Андропов и Фёдор Бурлацкий
Новая Конституция, которую писали люди Андропова, предполагала введение поста президента СССР, двухпалатного парламента, суда присяжных и Конституционного суда. За партией оставалась бы только идеология. Этот план реформ Советского Союза испугал консерваторов и привёл к отставке Хрущёва.
На вчерашнюю статью я получил несколько откликов с просьбой чуть подробнее рассказать, каков же был план преобразований СССР у Юрия Андропова и группы его советников из либеральной интеллигенции. Частично ответ на этот вопрос даёт ответ в своих воспоминаниях советник Андропова в 1960-е Фёдор Бурлацкий. В журнале «Итоги» за 28 января 2013 года в статье «Советник» Бурлацкий пояснял:
«Мы с Андреем Громыко сопровождали Никиту Сергеевича в его последней заграничной поездке — в Чехословакию (в 1964 году). После встречи с президентом Антонином Новотным я попросил Хрущёва задержаться. Предложил ему по возвращении в Москву учредить в СССР президентский пост. Никита Сергеевич отнёсся к моим словам очень настороженно. Спросил, что в этом будет хорошего. Сказал, что будет думать. Когда же вернулись в Москву, Хрущёв приказал мне спешно собрать группу советников, выехать за город, в посёлок Нагорное, на дачу Горького, и там начать работу над новой Конституцией.
Ему импонировала мысль о том, что он станет независимым президентом. Никита Сергеевич был первым секретарём, но всё же — секретарём, как и все прочие. В Президиуме во время заседаний они чувствовали себя почти вровень с ним — выступали с таких позиций. Став президентом, Хрущев бы возвысился над всеми.
Мы долго сидели в Нагорном. От звонка до звонка. Приезжали в понедельник. Уезжали в пятницу. Иногда задерживались на выходные. Тщательная, кропотливая работа. Разработали наконец проект Конституции. Двухпалатный парламент. Конституционный суд. Верховная власть передаётся президенту. Вопросы экономики переходят от партии к государству.
Более того, прописали суд присяжных — я назвал его судом народных заседателей. Долгая, интересная работа. Нам каждую неделю звонили из ЦК партии, требовали торопиться. Никита Сергеевич действительно заинтересовался нашим проектом. К тому дню, когда Конституция была практически завершена, звонки прекратились. Тишина эта пугала. Что случилось? Елизар Кусков (работал с нами от международного отдела) попросил меня съездить в Москву — узнать, что там происходит. Я пришёл в ЦК, на свой четвёртый этаж. Тишина. В коридоре — ни одного человека. Все прятались по кабинетам. Шушукались. Наконец один из вахлаков (так мы назвали старых работников аппарата) сказал мне: „Вы там с Конституцией морочитесь, а тут Хрущёва снимают“. Проект наш отправился в архивы.


Хрущёв и сам понимал к началу 1960-х, что СССР нуждается в серьёзном реформировании. В своих воспоминаниях он говорил:
»Можем ли мы в принципе полностью удовлетворять запросы людей? Конечно. Следует выделить на это больше средств, зажав расходы по военному ведомству. Нельзя, прикрываясь словами о защите Родины, не удовлетворять повседневных запросов человека. Нельзя придерживаться взглядов Мао Цзэдуна, который не хочет видеть в жизни ничего, кроме борьбы и революции. Революцию человек делает не ради неё, а чтобы лучше жилось". (Хрущёв Н.С. «Воспоминания (избранные фрагменты)», 1997).
Попытка уйти с со старого социалистического на новый социал-демократический путь стоила Хрущёву поста руководителя СССР. Но андроповцы и после отставки Никиты Сергеевича попытались предложить свой план реформ Брежневу. Бурлацкий вспоминает:
«Юрий Владимирович (Андропов) был осторожным человеком. Редко ошибался, потому что рисковал нечасто. Однако в те дни он решился на смелый шаг, после которого чуть не порушил себе всю карьеру. Брежнев явно симпатизировал Юрию Владимировичу — прислушивался, брал в зарубежные поездки. Но сориентироваться сразу оказалось непросто: нужно было понять, что происходит, в каком направлении станет развиваться политика ЦК. Андропов тогда вызвал меня. Попросил составить записку о реформах — в духе уже разработанного нами проекта Конституции.
Юрий Владимирович был уверен, что передать такую записку Брежневу нужно именно сейчас. Лучшего времени не дождаться.
Я в этом сомневался, однако отговаривать Андропова не стал. Прописал в записке обширную программу демократизации страны. О развитии товарно-денежных отношений. О пересмотре уголовного законодательства. Указал, что партия должна заниматься только идеологией, что нужно отказаться от преследования инакомыслящих. Одним словом — распрощаться с неизменно крепким сталинским наследием. Во время поездки в Варшаву Юрий Владимирович зачитал программу Брежневу и Косыгину (председатель Совета министров). Они её полностью отвергли. Раскритиковали. Уничтожили. Леонид Ильич думал о других преобразованиях. Хотел восстановить Политбюро. Считал, что этого будет достаточно.


Андропов не угадал. Ошибся. Получилось так, что я подвел его — не отговорил от задуманного. Помню, как в двенадцать часов ночи он вызвал меня в кабинет. Я уже знал о случившемся, поэтому, не дожидаясь его слов, сказал, что виноват и готов уйти в отставку. Юрий Владимирович промолчал — показал этим, что против моей отставки не возражает. Ему было не до меня. Я покинул ЦК партии. Пришёл политическим обозревателем в „Правду“.
Юрий Владимирович мог стать нашим Дэном Сяопином. Я в это верил. Но описанные мною реформы в СССР провести было несравнимо сложнее (чем в Китае)».
« Журналист «Пургин» - единственный поддельный...
Мода брежневской эпохи »
  • +59

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

0
Просто после смерти Сталина никто не хотел ничего менять.
-2
ложь. Именно Хрущёва и убрали, чтобы КПСС была только идеологической, а вся экономика была на министрах. Был пост Хрущёва разделён на генсека и Председателя Верховного Совета и принято решение: никогда их не совмещать! А вот Брежневская свора и уничтожила Советскую власть!
-5
Президентство — возврат в историческое прошлое… Что и произошло с СССР. СССР был, наивысшей фазой развития государственно — монополистического капитализма, как «государственно — монополистический, партийно — чиновничьи бюрократизм», с присущими капитализму явлениями…
-1
несусветное…
+1
Несусветность? Тогда почему все о чем я предупреждал в 1976г., произошло. А попытки упредить кризис разработанной в 1986г мною: «Программа механизмов ухода страны от кризиса и построения социализма» не была воспринята всерьёз…
Комментарий удалён за нарушение
+1
Поводыри в светлое будущее мать их за ногу!
+2
а-ха-ха-ха!!! Пошло-поехало!..
Комментарий удалён за нарушение
+2
просто Андропова не знаю как говном обмазать…
0
не дописал: надо НЕ ЗНАЮТ
0
Отличалось, продажностью партийно — номенклатурных «элит». Да и в Китае по сути ни какого социализма нет и не было, как и в любой другой стране. Не сознавали, что строили, не понимали, что с молчаливого согласия разрушали, сейчас не понимают какой путь развития избрать…
-1
Вам бы только пережрать американцев и счастье в желудке. Андропов и ввёл на всей территории СССР полных хозрасчёт, самофинасирование, договорные отношения между предприятиями под словесный шумок о борьбе за дисциплину. Вы, случайно, билеты МММ не покупали?
Комментарий удалён за нарушение
Комментарий удалён за нарушение
+3
Похоже на хвастовство
+8
Ну, батенька, Вы и загнули, Андропов-либерал… Андропов был убежденный коммунист, и будь бы он здоров, СССР и поныне здравствовал, и был бы впереди планеты всей по всем показателям, а наша трехмиллионная группировка ЗГВ до сих пор бы стояла в Восточной Европе, и янки не смели вякать.
-2
андропов это пятая колонна и не понимать этого позор
0
Андропов был убежденный коммунист! И его кодла убила Героя Советского союза Петра Мироновича Мазурова.
-1
Простите, где Вы видели «коммуниста»?
-1
Андропов вырастил Яковлева, Горбачева, Калугина, при жизни успел перевести 30 министерств на полный хозрасчёт, самофинасирование, угробив, тем самым Госплан СССР. Андропов арестовывал никому не известных писак, делал из них «узников совести», делал им рекламу и отправлял за рубеж на западные радиостанции, откуда они гадили на страну, как, например, Эрнст Неизвестный, Шемякин, Аксенов…