Как ЦК ВКП (б) боролся с религией
Советская власть применяла разные методы борьбы с распространением религиозности среди граждан: например, специальные отряды вскрывали гробницы с мощами, а многие писатели занимались «централизованной антирелигиозной пропагандой».
Ещё одним шагом в противодействии религиозному населению стало создание организации «Союз воинствующих безбожников».
Из циркулярного письма ЦК ВКП (б)
«О мерах по усилению антирелигиозной работы»
Всем ЦК нацкомпартий, крайкомам, обкомам, губкомам и окружкомам.
Усиление социалистического строительства, социалистического наступления на кулацко-нэпманские элементы вызывает сопротивление буржуазно-капиталистических слоев, что находит свое яркое выражение на религиозном фронте, где наблюдается оживление различных религиозных организаций, нередко блокирующихся между собой, использующих легальное положение и традиционный авторитет церкви.
Церковно-религиозные организации используют трудности социалистического строительства в целях мобилизации реакционных и малосознательных элементов страны и контрнаступления на мероприятия Советской власти и Компартии. ЦК обращает особое внимание на то, что действия некоторых религиозных организаций усиливаются в последнее время даже в некоторых рабочих районах. […]
Несмотря на оживление деятельности религиозных организаций и продолжающиеся попытки приспособиться к изменившимся социальным условиям, ЦК констатирует, что в СССР происходит процесс изживания религиозности, который характеризуется разложением старых форм христианства и отчасти, мусульманства, увеличением рядов «Союза безбожников», замедлением роста сектантства в некоторых районах, отходом рабочих и части крестьянства от празднования религиозных праздников, постепенным внедрением новых бытовых форм в среду крестьянства, непрерывным ростом доверия к советской школе, уменьшением количества и падением авторитета конфессиональных школ на Востоке, активной поддержкой учительством антирелигиозного воспитания в школе, усилением общественного движения рабочих и крестьян в пользу закрытия молитвенных учреждений и т. д.
Единственная антирелигиозная организация в стране — «Союз безбожников» за последние годы достиг, несомненно, положительных результатов, возрос численно, создал вокруг себя некоторый актив из беспартийных рабочих и крестьян безбожников, упрочил издание и распространение антирелигиозной периодической и непериодической литературы и улучшил ее качество, разработал более тщательно меры антирелигиозной пропаганды на основе выработки научного материалистического мировоззрения.
Однако ЦК считает необходимым обратить внимание на то, что «Союз безбожников» в настоящее время еще не представляет собой достаточно массовой организации и достаточно значительной силы, способной мощно противостоять активности религиозных организаций.
Относительно он все еще малочислен, недостаточно растет за счет беспартийных слоев, женщин, молодежи и бедняцко-середняцкой части крестьянства и рабочих крупных предприятий, недостаточно централизован, мало связан на местах с различными научными учреждениями, лабораториями, музеями, добровольными обществами и т. д., слабо втянул в дело антирелигиозной работы трудовую сельскую интеллигенцию, естественнонаучные и художественные силы, недостаточно используя для борьбы с религией общепартийную и советскую печать на местах.
ЦК партии обращает внимание на то, что партийные, комсомольские и др. общественные организации оказывают «Союзу безбожников» и делу антирелигиозной пропаганды слишком незначительную поддержку (из 128 парткомов за январь-июнь 1928 г. 64 совершенно не обсуждали вопросов антирелигиозной пропаганды, а парткомы, где этот вопрос стоял на обсуждении, в большинстве случаев ограничились принятием резолюций общего характера, без обеспечения фактических возможностей их осуществления).
ВЛКСМ почти совершенно не уделяет внимания систематической антирелигиозной пропаганде […] Антирелигиозная печать все еще незначительная, а общая периодическая печать (газеты и журналы) не уделяют достаточного внимания задачам антирелигиозной пропаганды. Таким образом, религиозные организации не встречают серьезного отпора своей деятельности.
ЦК обращает внимание на то, что успехи антирелигиозной пропаганды тормозятся тем, что в рядах партийцев, комсомольцев, членов профсоюзов и других советских организаций, наблюдается недооценка таких явлений как усиление реакционного влияния религиозных организаций не только на широкие массы рабочих и крестьян, но, кое-где, в особенности на мусульманском Востоке, в Белоруссии, и на низовой аппарат Советской власти; недооценка таких явлений как […] развитие религиозной печати, как пропитывание религиозными и мистическими идеями художественной литературы, как широкое развитие хозяйственной и организационной деятельности сектантских обществ (развитие сектантских кооперативов, сектантских касс взаимопомощи при них, работы по призрению, благотворительности и прочее); как работа религиозных организаций среди женщин и детей, как проникновение служителей культа в общественные организации; как отсутствие борьбы с хозяйственным обслуживанием советскими организациями религиозных праздников и т. п.
[…] Такая деятельность, конечно, не может быть терпима. Но каждая административная мера, принимаемая в целях прекращения такой деятельности, должна сопровождаться разъяснением трудящимся массам, что административные меры принимаются против антисоветской, а не религиозной деятельности религиозных обществ, не являются «гонениями» на веру, гонениями за самое отправление религиозного культа. […]
В целях преодоления отмеченных недостатков в области борьбы с религией, ЦК предлагает:
Партийным и комсомольским организациям немедленно организовать систематическое руководство антирелигиозной пропагандой, обращая внимание, прежде всего, на практическое осуществление принятых ранее решений как в центре, так и на местах, особенно по вопросам антирелигиозного воспитания партийной, и комсомольской, и пионерской массы, изживая недооценку важности борьбы с религией, борясь со всякими колебаниями в своих рядах, празднованием религиозных праздников, соблюдением религиозных обрядов и т. п. Всемерно поддерживая деятельность единственного антирелигиозного добровольного общества «Союз безбожников», — вливая членов своих организаций — особенно могущих вести антирелигиозную и культурно-просветительскую работу в массах — в «Союз безбожников», партия и комсомол должны обязать своих членов вербовать в этот союз беспартийных рабочих и крестьян и принимать активное участие в борьбе с религией. […]
Фракциям советов необходимо взять на себя инициативу в разработке ряда мероприятий, около проведения которых можно было организовать широкие массы на борьбу с религией, правильное использование бывших монастырских и церковных зданий и земель, устройство в бывших монастырях мощных с-х коммун, с-х станций, прокатных пунктов, промышленных предприятий, больниц, школ, школьных общежитий и т. п., не допуская ни под каким видом существования в этих монастырях религиозных организаций. Причем обсуждение вопросов, связанных с характером использования всех этих помещений и хозяйств, необходимо ставить на широких массовых собраниях, а не только решать в руководящих органах советов (исполкомах).
Наркомпросу необходимо взять более решительный курс по преодолению элементов нейтрализма школы к религии, выражающегося в т. н. безрелигиозном воспитании, поручив ему поставить серьезнейшим образом антирелигиозную подготовку и переподготовку учителей, особенно школ повышенного типа, ввести соответствующий антирелигиозный цикл в техникумы и в педвузы, ввести таковой в свои заочные курсы, разработав методы антирелигиозной пропаганды в школе, внести соответствующие поправки к программам школы, обратив особое внимание на школы второй ступени, ассигнуя специальные средства по линии Главполитпросвета, Главпрофобра и Главсоцвоса. Поставить задачей организацию в ближайшее время антирелигиозного отделения в ИКП для подготовки высококвалифицированных антирелигиозников, а также использовать с этой целью РАНИОН и Коммунистическую Академию, закреплять и расширять практику организации вечерних и воскресных рабочих антирелигиозных курсов и университетов и других общественных форм подготовки антирелигиозного актива из среды рабочих.
Признать необходимым регулярное и более глубокое освещение вопросов борьбы с религией на страницах периодической прессы, особенно в газетах и массовых журналах. […]
Главискусству оказывать поддержку и поощрение работников искусства в деле создания антирелигиозных театральных и кинопьес, беллетристики, живописных и других художественных произведений, избегая балаганщины и произведений, могущих обострить религиозный фанатизм.
Главлиту, оказывая поддержку издательской работе ЦС СБ и местных «союзов безбожников», решительно бороться в то же время с тенденцией религиозных издательств как к массовому распространению, так и к выходу в своей пропаганде за пределы строго религиозных вопросов. Точно также бороться против издания мистических произведений.
Обратить внимание Госиздатов на недопустимость издания мистических произведений с ярко выраженными религиозными и мистическими тенденциями. В отношении плакатов — не допускать к изданию таких произведений как массовой литературы. Обратить особое внимание на перевод и издание антирелигиозной художественной литературы для детей и юношества.
Комитету по делам печати включить в план первоочередного снабжения бумагой издательство «Союз безбожников» и прекратить снабжение бумагой религиозных издательств и организаций.
Наркомвнуделу и ОГПУ не допускать никоим образом нарушения советского законодательства религиозными обществами, имея в виду, что религиозные организации (церковные советы, мутаваллиаты, синагогальные общества и т. п.) являются единственной легально действующей контрреволюционной организацией, имеющей влияние на массы. […]
ГАРФ. Ф. Р-5263. Комиссия по вопросам культов при Президиуме ВЦИК. Оп. 2. Д. 7. Л. 1−2.
Ещё одним шагом в противодействии религиозному населению стало создание организации «Союз воинствующих безбожников».
«О мерах по усилению антирелигиозной работы»
Всем ЦК нацкомпартий, крайкомам, обкомам, губкомам и окружкомам.
Усиление социалистического строительства, социалистического наступления на кулацко-нэпманские элементы вызывает сопротивление буржуазно-капиталистических слоев, что находит свое яркое выражение на религиозном фронте, где наблюдается оживление различных религиозных организаций, нередко блокирующихся между собой, использующих легальное положение и традиционный авторитет церкви.
Церковно-религиозные организации используют трудности социалистического строительства в целях мобилизации реакционных и малосознательных элементов страны и контрнаступления на мероприятия Советской власти и Компартии. ЦК обращает особое внимание на то, что действия некоторых религиозных организаций усиливаются в последнее время даже в некоторых рабочих районах. […]
Несмотря на оживление деятельности религиозных организаций и продолжающиеся попытки приспособиться к изменившимся социальным условиям, ЦК констатирует, что в СССР происходит процесс изживания религиозности, который характеризуется разложением старых форм христианства и отчасти, мусульманства, увеличением рядов «Союза безбожников», замедлением роста сектантства в некоторых районах, отходом рабочих и части крестьянства от празднования религиозных праздников, постепенным внедрением новых бытовых форм в среду крестьянства, непрерывным ростом доверия к советской школе, уменьшением количества и падением авторитета конфессиональных школ на Востоке, активной поддержкой учительством антирелигиозного воспитания в школе, усилением общественного движения рабочих и крестьян в пользу закрытия молитвенных учреждений и т. д.
Единственная антирелигиозная организация в стране — «Союз безбожников» за последние годы достиг, несомненно, положительных результатов, возрос численно, создал вокруг себя некоторый актив из беспартийных рабочих и крестьян безбожников, упрочил издание и распространение антирелигиозной периодической и непериодической литературы и улучшил ее качество, разработал более тщательно меры антирелигиозной пропаганды на основе выработки научного материалистического мировоззрения.
Однако ЦК считает необходимым обратить внимание на то, что «Союз безбожников» в настоящее время еще не представляет собой достаточно массовой организации и достаточно значительной силы, способной мощно противостоять активности религиозных организаций.
Относительно он все еще малочислен, недостаточно растет за счет беспартийных слоев, женщин, молодежи и бедняцко-середняцкой части крестьянства и рабочих крупных предприятий, недостаточно централизован, мало связан на местах с различными научными учреждениями, лабораториями, музеями, добровольными обществами и т. д., слабо втянул в дело антирелигиозной работы трудовую сельскую интеллигенцию, естественнонаучные и художественные силы, недостаточно используя для борьбы с религией общепартийную и советскую печать на местах.
ЦК партии обращает внимание на то, что партийные, комсомольские и др. общественные организации оказывают «Союзу безбожников» и делу антирелигиозной пропаганды слишком незначительную поддержку (из 128 парткомов за январь-июнь 1928 г. 64 совершенно не обсуждали вопросов антирелигиозной пропаганды, а парткомы, где этот вопрос стоял на обсуждении, в большинстве случаев ограничились принятием резолюций общего характера, без обеспечения фактических возможностей их осуществления).
ВЛКСМ почти совершенно не уделяет внимания систематической антирелигиозной пропаганде […] Антирелигиозная печать все еще незначительная, а общая периодическая печать (газеты и журналы) не уделяют достаточного внимания задачам антирелигиозной пропаганды. Таким образом, религиозные организации не встречают серьезного отпора своей деятельности.
ЦК обращает внимание на то, что успехи антирелигиозной пропаганды тормозятся тем, что в рядах партийцев, комсомольцев, членов профсоюзов и других советских организаций, наблюдается недооценка таких явлений как усиление реакционного влияния религиозных организаций не только на широкие массы рабочих и крестьян, но, кое-где, в особенности на мусульманском Востоке, в Белоруссии, и на низовой аппарат Советской власти; недооценка таких явлений как […] развитие религиозной печати, как пропитывание религиозными и мистическими идеями художественной литературы, как широкое развитие хозяйственной и организационной деятельности сектантских обществ (развитие сектантских кооперативов, сектантских касс взаимопомощи при них, работы по призрению, благотворительности и прочее); как работа религиозных организаций среди женщин и детей, как проникновение служителей культа в общественные организации; как отсутствие борьбы с хозяйственным обслуживанием советскими организациями религиозных праздников и т. п.
[…] Такая деятельность, конечно, не может быть терпима. Но каждая административная мера, принимаемая в целях прекращения такой деятельности, должна сопровождаться разъяснением трудящимся массам, что административные меры принимаются против антисоветской, а не религиозной деятельности религиозных обществ, не являются «гонениями» на веру, гонениями за самое отправление религиозного культа. […]
В целях преодоления отмеченных недостатков в области борьбы с религией, ЦК предлагает:
Партийным и комсомольским организациям немедленно организовать систематическое руководство антирелигиозной пропагандой, обращая внимание, прежде всего, на практическое осуществление принятых ранее решений как в центре, так и на местах, особенно по вопросам антирелигиозного воспитания партийной, и комсомольской, и пионерской массы, изживая недооценку важности борьбы с религией, борясь со всякими колебаниями в своих рядах, празднованием религиозных праздников, соблюдением религиозных обрядов и т. п. Всемерно поддерживая деятельность единственного антирелигиозного добровольного общества «Союз безбожников», — вливая членов своих организаций — особенно могущих вести антирелигиозную и культурно-просветительскую работу в массах — в «Союз безбожников», партия и комсомол должны обязать своих членов вербовать в этот союз беспартийных рабочих и крестьян и принимать активное участие в борьбе с религией. […]
Фракциям советов необходимо взять на себя инициативу в разработке ряда мероприятий, около проведения которых можно было организовать широкие массы на борьбу с религией, правильное использование бывших монастырских и церковных зданий и земель, устройство в бывших монастырях мощных с-х коммун, с-х станций, прокатных пунктов, промышленных предприятий, больниц, школ, школьных общежитий и т. п., не допуская ни под каким видом существования в этих монастырях религиозных организаций. Причем обсуждение вопросов, связанных с характером использования всех этих помещений и хозяйств, необходимо ставить на широких массовых собраниях, а не только решать в руководящих органах советов (исполкомах).
Наркомпросу необходимо взять более решительный курс по преодолению элементов нейтрализма школы к религии, выражающегося в т. н. безрелигиозном воспитании, поручив ему поставить серьезнейшим образом антирелигиозную подготовку и переподготовку учителей, особенно школ повышенного типа, ввести соответствующий антирелигиозный цикл в техникумы и в педвузы, ввести таковой в свои заочные курсы, разработав методы антирелигиозной пропаганды в школе, внести соответствующие поправки к программам школы, обратив особое внимание на школы второй ступени, ассигнуя специальные средства по линии Главполитпросвета, Главпрофобра и Главсоцвоса. Поставить задачей организацию в ближайшее время антирелигиозного отделения в ИКП для подготовки высококвалифицированных антирелигиозников, а также использовать с этой целью РАНИОН и Коммунистическую Академию, закреплять и расширять практику организации вечерних и воскресных рабочих антирелигиозных курсов и университетов и других общественных форм подготовки антирелигиозного актива из среды рабочих.
Признать необходимым регулярное и более глубокое освещение вопросов борьбы с религией на страницах периодической прессы, особенно в газетах и массовых журналах. […]
Главискусству оказывать поддержку и поощрение работников искусства в деле создания антирелигиозных театральных и кинопьес, беллетристики, живописных и других художественных произведений, избегая балаганщины и произведений, могущих обострить религиозный фанатизм.
Главлиту, оказывая поддержку издательской работе ЦС СБ и местных «союзов безбожников», решительно бороться в то же время с тенденцией религиозных издательств как к массовому распространению, так и к выходу в своей пропаганде за пределы строго религиозных вопросов. Точно также бороться против издания мистических произведений.
Обратить внимание Госиздатов на недопустимость издания мистических произведений с ярко выраженными религиозными и мистическими тенденциями. В отношении плакатов — не допускать к изданию таких произведений как массовой литературы. Обратить особое внимание на перевод и издание антирелигиозной художественной литературы для детей и юношества.
Комитету по делам печати включить в план первоочередного снабжения бумагой издательство «Союз безбожников» и прекратить снабжение бумагой религиозных издательств и организаций.
Наркомвнуделу и ОГПУ не допускать никоим образом нарушения советского законодательства религиозными обществами, имея в виду, что религиозные организации (церковные советы, мутаваллиаты, синагогальные общества и т. п.) являются единственной легально действующей контрреволюционной организацией, имеющей влияние на массы. […]
ГАРФ. Ф. Р-5263. Комиссия по вопросам культов при Президиуме ВЦИК. Оп. 2. Д. 7. Л. 1−2.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
+3
Ув. друзья! Прошу развести наш пиковый спор с eliseем. была затронута честь моих родителей. Считаю, если кого-то, не устраивает планка моих комментоф-, значит- любой может послать Меня — на фуй. Но про Родителей никто не имет права- говорить плохо. Спасибо)))))
- ↓
+4
Я тоже считаю, что задевать родственников, а тем более родителей абсолютно неприемлемо. Это просто подло.
- ↑
- ↓
+1
Читаю и понимаю, лжи больше, чем было на самом деле. Не надо путать разного уровня развития функционеров с идеей Коммунизма, а тем более с Лениным. Пример, Хрущёв, ЕБН (алкаш), Горби и пр. (тоже все были в КПСС). Меня крестили в 1965, когда родился. И дома у нас стояла икона. Это не мешало мне быть пионером и комсомольцем. И теперь я придерживаюсь тех же взглядов на Коммунизм и Веру. Мне более милы те настоятели церкви, что были в СССР. Они стяжали ДУХ, в отличии от нынешних, что стяжают материальные блага, что противоречит вере христовой. В СССР церковь была ЦЕРКОВЬЮ, а в рф она стала ООО. Геям и гоям просьба не беспокоить. А фанатам частной торговой компании рпц место у паРАШИ. Аминь.
- ↓
+2
напрасно краснорожие твари с лысым во главе занимались ерундой религию им всё равно победить не удалось силы только зря потратили
- ↓
Комментарий удалён за нарушение
+10
Многовато бряхни. А сейчас тебе эту религию суют во все дыры. Для меня большой крест знак — кладбище. Везде на дорогах. Все населённые пункты превратили в них. И это так. Страна вымирает.
- ↓
+1
Недоборолся. Теперь вот не только подполковник КГБ в отставке стоит в церкви со свечкой и лобзает иконы, но и генеральный секретарь КПРФ дядюшка Зю.
- ↓
-8
В Китае коммунисты отлично сосуществуют с религиозными деятелями. Это все от большевистской тупоголовости и неповоротливости. Не надо было церковь давить.
- ↓
-1
В Китае занимались делом, боролись с ворами убийцами экстремистами, и коммунизм они построят, не по Марксу -Энгельсу, а своим путем выгодном для их страны, То есть то что не удалось нашим коммунистам, Хотя чем больше к власти приходила воров, тем сильнее уверяли народ что мы идем правильным путем, Вот и пришли добрались до Горбачёва, который сдал страну со всеми потрохами за Нобелевскую премию
- ↑
- ↓
+5
Где это вы в Китае увидели религиозных деятелей. Из традиционных религий там только буддизм и ислам в мизерных количествах на окраине вроде Тибета или уйгурского населения. Но у официального Китая с ними всегда были тёрки. В Китае широко распространено было Конфуцианство, но это нечто другое.
- ↑
- ↓
+1
А далай-лама, глава буддизма. до сих пор в эмиграции.
- ↑
- ↓
+1
Детей крестили втихаря
- ↓
+3
Извини А где это ты увидел или услышал что в тихоря спокойно в действующих церквах, и даже коммунисты
- ↑
- ↓
0
Я говорю это на своём собственном опыте правда это было уже после войны. Но на церковь гонений не было. тогда была борьба с разными религиозными сектами, у нас в саратове даже была действующая семинария
- ↑
- ↓
+12
Если бы большевики не прижали религию, едва ли страна получила развитие после революции.
- ↓
+1
Религия религии рознь, Оглянись вокруг себя увидишь как одна религий борется с другой как несколько против 1, и прочая прочая, даже страны поднимается на борьбу с религиозными группировками, О чём ты говоришь, в то время государство надо было чтобы верили только В руководство страны, иначе без веры, страну бы не подняли,
- ↑
- ↓
+1
Боролись со всеми инакомыслящими, как всегда и везде после прихода новой власти, и лозунг кто не с нами тот против нас придумали не большевики А ещё до нашей эры
- ↑
- ↓
+2
Циркулярное письмо ЦК должно быть подписано каким-либо секретарём ЦК. Почему тут нет этой подписи?
В любом случае, секретарём был Сталин, и, в зависимости от года, Киров, или Жданов.
- ↓