Советские свадебные традиции
Фрагменты книги «Советские традиции, праздники и обряды» 1986 года издания. 300-страничный иллюстрированный труд представляет собой инструкцию на все случаи жизни — от свадьбы до обряда посвящения в хлеборобы. Книга была отпечатана в Москве тиражом 70 тысяч экземпляров и стоила по тем временам 2,5 рубля…
До войны из свадьбы никто не делал культа — не до того было. Люди просто заходили в загс и ставили свои подписи, не задумываясь над нарядами. В послевоенных 50-х почти ни у кого не было денег, поэтому на торжества не тратились. Мужчины часто женились в военной форме или самом приличном костюме, женщины доставали свой, часто единственный, вечерний наряд.
Если и праздновали, то дома. Никаких изысков — небольшая вечеринка. В 70-е, когда благосостояние советского народа начало расти, появились и первые проблемы.
В 80-е свадьба в СССР стала по-настоящему хлопотным делом. В условиях дефицита у молодоженов возникала масса проблем. Сложно было достать и платье, и приличный костюм. Во времена антиалкогольной компании возникла еще одна проблема — где взять водки? Именно в эти годы и была написана книга по советским традициям и обрядам.
Глава, посвященная свадебным торжествам, начинается с разъяснения серьезности всего происходящего.
Отдельное место отведено под описание заведующего районным отделом загса и его подчиненных. Так заведующий загсом должен обеспечивать «образцовую работу всех служб, причастных к обрядовому обслуживанию населения, оказывает методическую помощь исполнителям обрядов…
Он должен иметь достаточные знания и опыт, чтобы самому проводить обряды на высоком идейно-художественном уровне». К вопросу о том, какую специальность имеют регистраторы: «исполнители обряда имеют специальное образование, которое устанавливается областными и районными комиссиями.
К исполнению этих функций, особенно в сельской местности, наряду со штатными работниками загса и депутатами местных Советов, привлекаются также работники культуры, учителя и другие лица, которые имеют необходимые способности». К сожалению, пояснения того, какими именно способностями они должны обладать, не приводится.
Поскольку регистратор на свадьбе символизирует госвласть, его наряд также был регламентирован.
Судя по всему, форма работников загса так и не поменялась. Женщины по-прежнему облачаются в бесформенные, но очень торжественные балахоны светлых тонов.
Желательно, чтобы в гостиной Дома или Дворца бракосочетания была установлена чаша-факел.
Помимо факелов, молодоженам рекомендуется позаботиться и о таком атрибуте как книга-альбом «Летопись семьи», который «будет передаваться от отцов к детям, способствовать укреплению семьи».
Сегодня в загсах факелы не жгут по причинам техники безопасности, да и на молодежных праздниках тоже, за исключением футбола, и то исподтишка.
Далее церемония продолжается в зале регистрации. Там не должно быть ничего вызывающего. На столе, где молодожены расписываются, обязательно должна быть красная скатерть.
Исполнитель обряда обращается к жениху и невесте:
Жених и невеста повторяют за регистратором слова клятвы:
После произнесения этих слов, представители трудовых коллективов и общественности поздравляют молодоженов и дарят им подарки. После выхода молодоженов из обрядового зала их поздравляют родственники и друзья. Родственникам и друзьям рекомендуется дарить не только небольшие букеты былых роз невесте и гвоздик жениху, но и ягоды калины и рябины.
Рекомендации по скромным свадебным букетам в наше время не прижились. Часто между родственниками и друзьями возникает негласное соревнование на самый дорогой букет.
Председатель колхоза им. С.М. Кирова Вознесенского района Николаевской области Герой Социалистического Труда Н.Н. Рябошапка вручает молодым хлеб-соль.
В день свадьбы молодожены обязательно должны посетить памятник В.И. Ленину, монумент или братскую могилу павших воинов и возложить там цветы «в знак глубокого уважения к людям, жизнь которых была великим подвигом и примером служения священному делу Октябрьской революции и защиты социалистической Родины».
Эта традиция не исчезла, а преобразовалась. До сих пор в каждом городе есть свой свадебный маршрут. Делегации молодоженов практически выстраиваются в очередь, чтобы сфотографироваться на память у различных объектов культурного наследия.
Есть в книге и действительно дельные, вечные замечания:
На советских картинах часто изображаются свадебные гуляния. На их обязательно присутствуют дети — желательно в школьной форме, а также люди в национальных костюмах. Часто это женщина в расшитой украинской рубахе и с платком или лентами на голове. Если свадьба проходит в деревне — то гуляют всем селом, с баяном, соседями и самогонкой.
После свадьбы молодой семье рекомендуется отправиться в «свадебное туристское путешествие в столицу, в города-герои, по родной стране». Эта традиция жива и поныне, изменились только направления. Сегодня мало кто поедет осматривать город-герой, молодожены выбирают море и загар…
До войны из свадьбы никто не делал культа — не до того было. Люди просто заходили в загс и ставили свои подписи, не задумываясь над нарядами. В послевоенных 50-х почти ни у кого не было денег, поэтому на торжества не тратились. Мужчины часто женились в военной форме или самом приличном костюме, женщины доставали свой, часто единственный, вечерний наряд.
Если и праздновали, то дома. Никаких изысков — небольшая вечеринка. В 70-е, когда благосостояние советского народа начало расти, появились и первые проблемы.
В 80-е свадьба в СССР стала по-настоящему хлопотным делом. В условиях дефицита у молодоженов возникала масса проблем. Сложно было достать и платье, и приличный костюм. Во времена антиалкогольной компании возникла еще одна проблема — где взять водки? Именно в эти годы и была написана книга по советским традициям и обрядам.
Глава, посвященная свадебным торжествам, начинается с разъяснения серьезности всего происходящего.
Отдельное место отведено под описание заведующего районным отделом загса и его подчиненных. Так заведующий загсом должен обеспечивать «образцовую работу всех служб, причастных к обрядовому обслуживанию населения, оказывает методическую помощь исполнителям обрядов…
Он должен иметь достаточные знания и опыт, чтобы самому проводить обряды на высоком идейно-художественном уровне». К вопросу о том, какую специальность имеют регистраторы: «исполнители обряда имеют специальное образование, которое устанавливается областными и районными комиссиями.
К исполнению этих функций, особенно в сельской местности, наряду со штатными работниками загса и депутатами местных Советов, привлекаются также работники культуры, учителя и другие лица, которые имеют необходимые способности». К сожалению, пояснения того, какими именно способностями они должны обладать, не приводится.
Поскольку регистратор на свадьбе символизирует госвласть, его наряд также был регламентирован.
Судя по всему, форма работников загса так и не поменялась. Женщины по-прежнему облачаются в бесформенные, но очень торжественные балахоны светлых тонов.
Желательно, чтобы в гостиной Дома или Дворца бракосочетания была установлена чаша-факел.
Помимо факелов, молодоженам рекомендуется позаботиться и о таком атрибуте как книга-альбом «Летопись семьи», который «будет передаваться от отцов к детям, способствовать укреплению семьи».
Сегодня в загсах факелы не жгут по причинам техники безопасности, да и на молодежных праздниках тоже, за исключением футбола, и то исподтишка.
Далее церемония продолжается в зале регистрации. Там не должно быть ничего вызывающего. На столе, где молодожены расписываются, обязательно должна быть красная скатерть.
Исполнитель обряда обращается к жениху и невесте:
Жених и невеста повторяют за регистратором слова клятвы:
После произнесения этих слов, представители трудовых коллективов и общественности поздравляют молодоженов и дарят им подарки. После выхода молодоженов из обрядового зала их поздравляют родственники и друзья. Родственникам и друзьям рекомендуется дарить не только небольшие букеты былых роз невесте и гвоздик жениху, но и ягоды калины и рябины.
Рекомендации по скромным свадебным букетам в наше время не прижились. Часто между родственниками и друзьями возникает негласное соревнование на самый дорогой букет.
Председатель колхоза им. С.М. Кирова Вознесенского района Николаевской области Герой Социалистического Труда Н.Н. Рябошапка вручает молодым хлеб-соль.
В день свадьбы молодожены обязательно должны посетить памятник В.И. Ленину, монумент или братскую могилу павших воинов и возложить там цветы «в знак глубокого уважения к людям, жизнь которых была великим подвигом и примером служения священному делу Октябрьской революции и защиты социалистической Родины».
Эта традиция не исчезла, а преобразовалась. До сих пор в каждом городе есть свой свадебный маршрут. Делегации молодоженов практически выстраиваются в очередь, чтобы сфотографироваться на память у различных объектов культурного наследия.
Есть в книге и действительно дельные, вечные замечания:
На советских картинах часто изображаются свадебные гуляния. На их обязательно присутствуют дети — желательно в школьной форме, а также люди в национальных костюмах. Часто это женщина в расшитой украинской рубахе и с платком или лентами на голове. Если свадьба проходит в деревне — то гуляют всем селом, с баяном, соседями и самогонкой.
После свадьбы молодой семье рекомендуется отправиться в «свадебное туристское путешествие в столицу, в города-герои, по родной стране». Эта традиция жива и поныне, изменились только направления. Сегодня мало кто поедет осматривать город-герой, молодожены выбирают море и загар…
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
0
«Вовочка с мамой идут мимо ЗАГСа. Вовочка спрашивает: — Мама, а почему все невесты в белых платьях? — Ну как же, сынок! Белый — это цвет счастья, радости, новых надежд… — Тогда понятно, почему все женихи в чёрных костюмах...»
- ↓
+3
Женился СССР два раза. Первый — в 1979, второй — в 1986, и ни каких проблем ни с платьями, ни с костюмами не было. Тем более, не было проблем с проведением самой свадьбы и с праздничным столом: любое кафе, столовая или зал семейных торжеств с удовольствием принимали молодожёнов. Кроме того, что выдавались приглашения в салоны для новобрачных, где можно было купить не только одежду и обувь для торжества, а так же красивое постельное бельё, посуду и т.п., государство выплачивало, вступающим в первый брак, компенсацию на обручальные кольца в размере 87 рублей на каждого брачующегося.
- ↓
0
Это- РУССКИЙ НАРОД!
- ↓
-1
Сценарий статейки писался в глубинах русской службы Би-Би-Си, или «Голоса Америки», вроде близко к теме, а грязные носки торчат из-под дивана. Было весело на свадьбах, интересно. И драки были. Слава Богу автор не внес драки в традиции, а мог, как бесформенные балахоны светлых тонов.
- ↓
+16
Откуда автор всё это выкопал :-)? На свадьбах прежде всего соблюдались РУССКИЕ традиции (с учётом национальных, если у жениха или невесты они были). Было очень весело. В 80-е надо было переехать 7 мостов :-), цветы к памятнику погибшим воинам возложить, конечно… Ну, а отмечать дома (в саду), в кафе или ресторане — в зависимости от достатка :-). Пыжились и выпендривались меньше, чем сейчас — энто точно :-)
- ↓
+10
«Источник Сергей» заставил возвратиться в далёкие уже годы горбачёвской «перестройки» — статья очень уж напоминает злопыхательские пасквили американских журналистов — обычно потомственных эмигрантов, написанные о чуждой им стране по рассказам тогдашней столичной «золотой молодёжи». Правда дальше подколов и издёвок автор не заходит. Сам я в те годы жил, много-много раз гулял на свадьбах и даже женился сам, но читаю в статье о какой-то другой, вымышленной стране. А какие мне посчастливилось повидать роскошные свадьбы — с настоящей театрализацией, с потрясающим размахом и какие разные: традиционные русские, казачьи на Дону, кавказские, украинские, всего не перечесть! Кто же нарассказывал автору такой чепухи? Да ещё такой занудной! И зачем эти ссылки на никому не известные справочники? Интересно — сам автор реально живёт по книжным рекомендациям?
- ↓
+13
Женился в 70 году, Грибоедовский дворец, ЗИЛ-111 и Чайка для гостей, гуляли дома 70 человек, в феврале были даже ананасы. Но никаких Вечных огней, Лениных, Мавзолеев и прочей ерунды, хотя были комсомольцами. А русские традиции уважали. Живем до сих пор вместе почти 50 лет.
- ↓
Комментарий удалён за нарушение
+3
«В послевоенных 50-х почти ни у кого не было денег...»
Глыбже надоть темку-то изучать, граждане писающие буквы. А то как в присказке: слышал звон, да не знает где он.
50-е ведь разные бывают. До 1956 года это одни 50-е, а после это уже совсем другие 50-е.
В период с 1945 по 1956, материальное благосостояние народа росло так, как ни в какой другой период обозримой истории. И если бы Хрущев не сунул свой троцкистский нос в экономику, и все бы продолжалось как настроил Сталин, то наша страна выглядела бы совсем иначе. Например, уже к началу 70-х могло быть:
1. Пятичасовой рабочий день.
2. Решение жилищной проблемы.
3. Безплатные или за символическую плату основные продукты питания.
И многое другое, что нынешнему поколению кажется невозможным.
Так что щательней и глыбже темку изучайте преж чем чернила переводить.
PS. Любознательным:
greenkomitet.ru/forum/blogs/ratcatcher-47-next.htm
- ↓
+5
Эх, а как же мальчишники-девичники! В советское время в 80-е годы мы будучи студентами подавали заявление в загс(пошлины еще не было). Выдавались талоны на одежду-обувь и выпивку-закуску. Девушки шли в свадебный салон, а юноши в гастроном. Закупалось всё в складчину, потом дружно несколько дней праздновалось" бракосочетание. Шли в ЗАГС по жребию. Потом сделали взносы платные, опять скидывались. Когда я появился там раз в 4й в 1990г, собираясь на самом деле жениться, то брать заявление не хотели, пришлось писать расписку, что женюсь на самом деле. Профком универа выделил 150 р, которые мы еще с невестой промотали до свадьбы в г.Рига. Ну а свадьба-отдельная история, с ВИА ДК вагонзавода, с похищением невесты с соседней свадьбы(шли 2 мероприятия в разных залах), с покупкой арбуза за 25 р и другими загадочными послесвадебными явлениями
- ↓