«Пить нельзя»: самые опасные напитки, которые пили в СССР

Принято считать, что всякую там «тормозуху» и «синенький» стали пить уже в Перестройку — мол, народ обеднел, алкоголь запретили, а тут ещё и американцы гадят — вот и стал советский человек пьянствовать без меры всякое непотребство. Однако это не так…
Всё это пили задолго до Перестройки, как минимум за несколько десятилетий, а ту же политуру употребяли в качестве «горячительного» ещё в дореволюционные годы.


1. «Борис Фёдорович» и «тормозуха».

Пожалуй, это были одни из самых экстремальных напитков советских алкоголиков — такое пили на всяких производствах, от безысходности — когда выпить очень хотелось, но не было возможности достать что-то боле приличное.
«Тормозухой» в разговорной речи называли тормозную жидкость, которая в изобилии была в армейских авторотах и на всяческих автобазах. Тормозуху обычно сливали в ведро прямо из автомобиля — так её проще было украсть. Чтобы уменьшить вред от «тормозухи» для организма (хотя, казалось бы, как можно «уменьшить вред» от такой жести) её предварительно вымораживали. Один из способов «вымораживания тормозухи» назывался «пустить по рельсе», он применялся зимой — длинный кусок рельса выставлялся на мороз, затем когда рельс основательно промерзал — по его желобу пускали «тормозуху». Считалось, что все примеси примерзнут и останутся на рельсе, а до низа дотечёт уже более-менее очищенный спирт.
Именем «Борис Фёдорович» (встречался и вариант «Борис Федотович») называли клей «БФ», который представляет собой фенолформальдегидную смолу, растворенную в этиловом спирте, ацетоне или хлороформе. Сложно представить, но эту дрянь когда-то тоже пили — «Борис Фёдорович» водился в основном в цехах, там же были и инструменты для его подготовки к употреблению — клей наливали в емкость, затем туда же насыпалась соль, а затем вводили в ёмкость вращающуюся деревянную палку (например, на дрели или на сверлильном станке). Клеящее вещество (смола) наматывалась на палку, а спирт оставался в ёмкости. Часто после употребления «Бориса Фёдоровича» наступала слепота.


2. Денатурат и «табуретовка».

Помните «табуретовку», которую упоминал Остап Бендер в книге «Золотой теленок»? Это была не выдумка Ильфа и Петрова — такой напиток действительно существовал. Часто его именуют «самогоном из табуреток» — это не совсем правильно, так как изготавливался этот напиток вовсе не из табуреток, а из перебродившего столярного клея.
Столярный клей изготавливался из органических компонентов — костей, сухожилий и связок животных, а также из обрезков кожи (так называемый мездровый клей). Полуфабрикат клея, поставляемый на фабрики, обычно выглядит как твердые плитки либо гранулы, которые нужно замочить в холодной воде. Вот эту бодягу каким-то образом «квасили», после чего умудрялись выгнать из неё самогон.
Денатурат, в разговорной речи называемый также «денатурчик», «синенький» и «зелененький» пили как есть, но иногда также пробовали и очистить (способы были разные). Последствия употребления «денатурчика» были самые разные — от мощного чернильного «выхлопа» поутру до острого панкреатита и слепоты.


3. «Водка сучок» и брага.

«Брагой» называли множество всяких напитков, однако у них была общая технология приготовления — обязательными компонентами были сахар, дрожжи и вода (добавки были по вкусу). Все компоненты закладывались в ёмкость, после чего та ставилась в тепло для начала процесса брожения. Брага была популярна во всяких отдаленных от цивилизации военных гарнизонах — вроде частей ракетных войск. Компоненты для браги собирали из доп. пайка, в котором почти всегда был сахар. Бодяжили брагу чаще всего в котельной — чтобы офицеры не учуяли запах, емкость с брагой прятали под котлом, а «выхлоп» выводили в дымарь. Пили готовый напиток из чайников.
«Водка сучок». Таким названием называли гидролизный спирт — он получался из «черной патоки», а по сути из древесины, осахаренной гидролизным способом. Сей напиток имел привкус лакокрасочной химии и оставлял после себя ярко выраженный перегар «ацетонового» типа. Считалось, что «водка сучок» относительно безопасная — от нё не слепли и не умирали, но не всё так просто — генетики проводили испытания на мышах, одной группе которых в пищу добавляли обычную зерновую водку, а другой группе — гидролизную, из древесины. Мыши во второй группе умирали гораздо быстрее, а их потомство вырождалось.
Кстати, говорят, что в бывшем СССР и сейчас кое-где делают водку из гидролизного «деревянного» спирта, которая очень опасна для здоровья.

4. «Коньяк три косточки» и другие одеколоны.

Отдельным пунктом надо сказать про лосьоны и одеколоны — их пили во всег годы существования СССР, от 1920-х до 1980-х годов. Разговорное название таких напитков — «чиколон», «коняьк три косточки» (про одеколон «Тройной»), «коньяк с резьбой». Пили одеколоны как разбавленными, так и нет, причём были они популярны у многих групп населения — от уголовников до рабочих заводов и армии.
Наиболее популярными и проверенными напитками этой серии были, собственно, одеколон «Тройной» и лосьон для ухода за нормальной и жирной кожей лица «Огуречный» — эти одеколны были не сильно вонючими, содержали много спирта и оставляли «благородный перегар» Кёльнской воды. Последствия употребления одеколона не столь плачевны, как например в случае с денатуратом — однако тоже очень опасны, как минимум для желудочно-кишечного тракта.

5. Алко-коктейли.

Когда-то я думал, что всякие невообразимые алкоголические коктейли — это уже изобретение времён Перестройки и её «сухих законов», но всё это существовало на много лет раньше — как минимум, в 1969 году, когда было написано бессмертное произведение Венички Ерофеева «Москва-Петушки» — в этой повести (точнее — поэме) перечисляется множество рецептов алко-коктейлей, вот лишь некоторые из них:
«Ханаанский бальзам». В пропорции 1:2:1 смешивался денатурат, пиво «Бархатное» и очищенная политура (жидкость для очистки и полировки древесины). Получался напиток черно-бурого цвета, получивший за внешний вид и другое название — «чернобурка».

«Слеза комсомолки». Смешиваются между собой следующие компоненты — духи «Лаванда» (15 г), духи «Вербена» (15 г), духи «Лесная вода» (30 г), лак для ногтей (2 г), зубной эликсир (150 г), лимонад (150 г). Вот что писал про этот коктейль сам Ерофеев: «Пьющий просто водку сохраняет и здравый ум, и твердую память или, наоборот, теряет разом и то и другое. А в случае со „слезой комсомолки“ просто смешно: выпьешь её сто грамм, этой „слезы“ — память твердая, а здравого ума как не бывало. Выпьешь еще сто грамм — и сам себе удивляешься: откуда взялось столько здравого ума? И куда девалась вся твердая память?».

«Дух Женевы». В состав этого коктейля входила «белая сирень», средство от потливости ног, стакан «Жигулевского пива» и 150 грамм спиртового лака. Назывался коктейль, кстати, в честь временного потепления отношений между СССР и Западом).

6. Настойка календулы, «бояра» и стекломой.

Вот эти вещи действительно стали популярны уже в Перестройку — по крайней мере, ни в старой литературе, ни в рассказах людей из той эпохи я не встречал упоминания массового употребления этих вещей где-то до 1982-85 годов.
Аптечные настойки. Стали массово употребляться в качестве алкогольных напитков во времена «антиалкогольных кампаний», после чего стали отпускаться «не более 1-2 флаконов в одни руки». Впрочем, алкашей это не останавливало — так как и 1-2 фунфыриками корвалола или пустырника можно было вполне неплохо «догнаться», плюс всегда можно было попросить докупить нужное количество корвалола у других покупателей аптеки.
Отдельной строкой надо сказать про настойку календулы — она стала популярна необычным образом. На советских промышленных предприятиях для того, чтобы рабочие не воровали спирт, в него добавляли дурно пахнущие вещества, вроде ацетона или бензина. Чтобы перебить запах «химии», рабочие добавляли в этот спирт настойку календулы — её запах чем-то похож на запах дерьма и он сильно забивал «химический» бензин. Встречали алкашей, от которых одновременно разит спиртом, цветами и каким-то дерьмом? Вот именно такой выхлоп даёт та самая настойка календулы.
Стекломой стали пить примерно тогда же, но называли таким названием тогда не жидкость для мытья автомобильных стекол (она появилась уже позже), а средство для мытья окон — например, «Секунду» белорусской фабрики «Бархiм». «Секунда» была голубоватого цвета и воняла не слишком сильно — отчего и пользовалась популярностью у алкашей. Последствия употребления — слепота и острый панкреатит из-за содержащегося в составе метилового спирта.
« 4 ноги, 4 руки на троих
Вспоминая Москву 80-х... »
  • +114

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+1
Будучи студентами, мы уважали и берегли себя. Пили либо брагу либо самогонку по-черному в общаге гнали. Благо товарищ до поступления в наш универ закончил с отличием техникум пищевой промышленности в Крыму и как Остап Бендер знал 100 и 1 способ её изготовления. Соседи клей нюхали, но с него крыша съезжала у некоторых. В соседнем с нашим Белым городком поселке Приволжский(историческое название его Гадово) стоял спиртзавод, им еще кашинский купец Зазыкин владел до революции (мастер по фальсификации мадеры и прочих импортных вин). Так вот у нас жидкой валютой был спирт, картофельный и пр. Запах брожения с него далеко распространялся по Волге и её притокам. Да еще мама работала стоматологом в местной больнице, излишки спирта шли на семейные нужды. Помню в 1984 году мою школьную золотую медаль обмывали в стакане неразбавленного медицинского спирта (как на фронте типо)
-1
В 84 годе для своей мядали могли бы и «конины» в магазе затарить ведра 2. перестройка ещё не началась((((((((
+2
Два ведра конины в те года стоили две среднемесячных зарплаты, да ещё и клопами воняет :))) Спирт медицинский форева!
0
Убедительно)))))))))
+1
А вот в армии в стройбате ПВО, мы покупали 3 литровыми банками своеобразную смесь «массандру» у техников МИГов. Спирт+дистиллированная вода (50х50) сливалась после полетов из системы охлаждения перехватчика. На службе я её не пил, предпочитая реализовывать либо обменивать на пиво.
+13
Веничка Ерофеев просто придумал рецепты для красного словца. Даже самый запойный алкаш не стал бы пить рецептуру г-на Ерофеева. Пили не все, далеко не все, а те кто пил до состояния не стояния были единицы. Экзотика типа «табуретовки» пусть остается на совести авторов. 0.7 бутылка «Волжского» стоила 1руб. 7 коп. и не стоила тех трудов, которые описывают, желающие понравиться Венички Ерофеевы.
Комментарий удалён за нарушение
+3
Позвольте с Вами согласиться! Как точно и наблюдательно, но Веничка очень хотел понравиться. На наш 160 квартирный дом не было ни одного запойного пьяницы, а на весь двор их набиралось 1.5 организма. И жили они в атмосфере всеобщего осуждения и порицания.
+2
БФ-6, который на фото — медицинский клей (это даже на этикетке написано)! На производствах его не было и близко (не считая, конечно, цехов по производству и расфасовке непосредственно этого клея...). В производстве больше в ходу были БФ-2 и, реже, БФ-4. И «мотать» его стали именно в перестройку, как бы автор ни доказывал обратное. А вообще, маргиналов, употребляющих «напитки», аналогичные приведенным в статье, хватало всегда и везде, в любое время и в любой стране, при любом общественном строе… а не только в СССР!!!
0
В 1976-м у нас в лаборатории работал один крендель, большой любитель выжрать. Сколько он свёрел большого диаметра перепортил своим БФ-ом. Бригадир даже закладную на него писал, а этому «дохлому» всё по барабану было, родня в руководстве сидела. Так этот «дохлый» не только БФ, но и 88-й жрал!
0
А до перестройки ещё долго было!
+3
Было поветрие таким клеем (БФ-6) заклеивать ранки и царапины.
0
Не только существует, но и применяется по назначению.
+3
Это не поветрие, а применение по прямому назначению.
+3
он для этого и продавался в аптеках
+3
он и сейчас существует
+2
В аптеках алкаши покупали муравьинную кислоту и настойку валерьяны — они были на спирту. В 70-е я работал на хлебозаводе и видел как из имеющихся на производстве сахара и дрожжей делали брагу.
-6
Даа, количество и фантазия пьющих в СССР не поддается здравому смыслу. Маргарет Тетчер как-то сказала в эфире BBC «экономически обоснованным было бы проживание в СССР пятнадцати миллионов человек» (а это около 5% от общего числа). Пораженный радиолюбитель несколько раз переслушал запись, в надежде на то что ошибся и Тетчер сказала все таки fiftee (50 миллионов). Но нет, на чистом оксфордском она произнесла fifteen. Я когда изучал эту тему — злился и не верил. Но вот теперь раскрыта тайна — вот каким расслабленным было тогдашнее народонаселение. Да, строить развитой социализм с таким братом — утопия.
Комментарий удалён за нарушение
0
Видел конечно такое. Но ведь и запись есть. Где истина?
Комментарий удалён за нарушение
Комментарий удалён за нарушение