В ноябре 1987 года в Москве прошла выставка «Машиностроение», посвященная, как водится, 70-летию октябрьской революции. Один из разделов выставки был отдан товарам народного потребления. Именно там официально был презентован первый советский компакт-диск.
Вот видеоролик с этой выставки, показанный в программе «Время» 8 ноября 1987 года.
В 1987-88 годах для Всесоюзной фирмы грамзаписи «Мелодия» было закуплено многочисленное оборудование для записи «в цифре» и оцифровки аналоговых записей. После этого оставались лишь два пути для появления компакт-дисков «Мелодии»: выпускать их за рубежом или организовать собственное производство.
Ведущий специалист Управления ВФГ «Мелодия» Вадим Васильевич Смирнов, наиболее сведущий в то время в перспективах цифровых носителей звука, настаивал и убеждал руководство фирмы и Минкульта СССР в реализации второго направления. Он собрал информацию о производителях оборудования, встречался с зарубежными инженерами и начал готовить материалы для контракта. На этом этапе ему пришлось столкнуться с массой проблем технического и организационно-финансового плана.
Для поставки и монтажа оборудования «чистых комнат», систем подачи воздуха, очистки воды и самого оборудования репликации нужно было выбрать компанию, которая, с одной стороны, могла бы координировать все эти работы, а с другой стороны, – иметь хоть какой-то опыт работы в СССР, учитывая все особенности и проблемы, которые возникали в те годы.
Так же, как и сейчас, в те годы существовало подобие нынешнего тендера. А именно, выбирали из 3-4 предложений зарубежных фирм. Конечно, откаты были и тогда, правда гораздо более скромными, не в таких размерах, как в нынешние времена.
Летом 1989 года на несколько недель на обучение с последующей сдачей практических экзаменов в Швецию, Германию, Голландию съездило руководство фирмы и более 20 инженеров и будущих операторов оборудования. Наши молодые инженеры произвели очень хорошее впечатление на «западников».
В тендере приняли участие четыре фирмы, в том числе ANCLA (Германия) и NIMBUS (Англия). За явным преимуществом выиграли немцы. Дело в том, что г-н Ширш давно работал в России, удачно завершил несколько проектов, связанных с оснащением электроникой и акустикой многих организаций, включая Верховный Совет СССР. Фолькер Ширш не очень хорошо разбирался в технологии, но обладал организационным даром и даром убеждения.
Правда англичане (NIMBUS) не хотели мириться с тем, что их «прокатили», ведь все признавали, что диски NIMBUS отличались высочайшим качеством. Кто-то им подсказал, что жаловаться на «Мелодию», «Машприборинторг» и Ширша куда-то кроме Комитета Партийного Контроля бесполезно. Это они и сделали. Вадиму Смирнову пришлось пережить несколько неприятных дней «допросов» с объяснениями выбора.
Звучит как анекдот, но генеральный директор «Мелодии» сказал Смирнову: «Если до конца дня не вернешься – будем выручать». Хорошо, что проект англичан был не дешевле и не включал поставки всех материалов.
Итогом всего этого стал выпуск серии компакт-дисков с записями классической музыки в 1990 году.
Вот как выглядит CD, на котором гордо значится надпись «первый русский компакт-диск», с записями двух музыкальных композиций — «Стихира № 1 на преставление Петра, митрополита Московского и всея Руси» Ивана Грозного и «Стихира на тысячелетие Крещения Руси» Родиона Щедрина.
Однако, если верить серийному номеру он был не первым. Под номером SUCD 10-00001 значится диск Петра Ильича Чайковского с сюитами из балетов «Лебединное озеро» и «Щелкунчик».
Вот ещё несколько дисков из этой серии.
Последние комментарии
стоило ли изобретать компакты, что записывать на них всякую оперную хрень
Уже в предсмертной агонии.
Интересная информация. Спасибо. Олег Янченко — выдающийся органист.
Диски массово стали появляться в конце 90-х.
Первые диски с которыми познакомился, были болгарские штамповки в начале 90-х, потом и фирменные пошли, со вкладышами и соответствующего качества.
гарбатый казел.
Группа " Ариель" могла возглавить список. А так получилось-, что 1-й диск оказался пророческим-, если " Леблядиное Озеро"-, то либо к смерти кого-то, либо к краху государства- так и произошло((((
Удивительно, как люди не поймут простых вещей. Я о создании компакт-дисков в СССР знал уже в декабре 1987 года, но поскольку в КПСС было уже полно агентов АНдропова, типа Яковлева, Ельцина, Гайдара, Чубайса которые, позже, в своих мемуарах открыто признались, что вредили СССР как могли и особенно в вопросах внедрения открытий советских учёных в практику. Сам яковлев писал в своих воспоминаниях: «чтобы как можно продуктивнее навредить стране, мне нужно было забраться на самый верх, а когда я стал секретарём КПСС по идеологии, я запретил в прессе, говорить что-либо в защиту комммунизма. Разрешено было только поливание, прежде всего, ложью и грязью». Читайте писания этих иуд и вы сами поймете, что во времена Андропова, всё утекало за границу, а в СССР сознательно тормозилось его агентами. Единственно, кого Андропов побаивался — это Брежнева, Суслова и Устинова.
Главное, что это было Лебединое озеро. Символично.
Кто помнит, знает сколько стоил первый советский компакт-диск?