9 интересных фактов о создании кинофильма «Гараж»

Идея написать сценарий пришла к Эльдару Рязанову после собрания пайщиков гаражно-строительного кооператива, где решали кто останется без гаража.


Увиденное режиссёра очень расстроило, в своих воспоминаниях он писал: «Среди присутствующих было много моих знакомых, которых я считал порядочными. Но там я увидел сборище людей, лишённых совести, забывших о справедливости, людей равнодушных и трусливых.


Как будто вдруг спали маски благопристойности, обнажив уродливость лиц». Больше всего Рязанова огорчило своё поведение — он не встал и не заступился за коллег из «чёрного списка»… Фильм «Гараж» и роль героя, вытянувшего жребий, стали попыткой извиниться за свое поведение. В фильме Рязанов вывел и свое альтер-эго — им стал профессор Смирновский, который всё-таки высказал правлению всё, что о нём думает.


Режиссёр и сценарист Эльдар Брагинский стали думать куда поместить героев фильма. Всё действие должно было происходить в замкнутом помещении, но при этом оно не должно навевать скуку на зрителей. В результате был выбран зоологический музей при вымышленном НИИ «Охраны животных от окружающей среды». Тем более, что это давало фильму и дополнительный подтекст. Основное действие снимали в павильоне «Мосфильма», куда привезли чучела животных, а коридоры ездили снимать в ленинградский Зоологический музей РАН.

Создатели сценария понимали, что у них есть все шансы не пройти комиссию в Госкино — слишком явно вырисовывалась модель общества с привилегиями для избранных и бесправием остальных, блатом, дефицитом и взятками. Рязанов и Брагинский собрали все типажи — от пенсионера-фронтовика до молодого «сына самого Милосердова». В сценарий предусмотрительно не включили особо острые реплики, но комиссия все равно внесла свои правки. Например, потребовали не называть Аникееву «серым кардиналом», потому что именно так в высоких кругах тогда называли влиятельного члена Политбюро Михаила Суслова. Сценаристам даже в голову не пришло, что комиссия может увидеть такой подтекст.

На съёмочной площадке Эльдар Рязанов собрал лучших советских актёров. Для этого он потратил кучу времени и нервов объезжая театры и отпрашивая звёзд сцены всего на месяц-полтора. Своё слово режиссёр сдержал — «Гараж» сняли за 24 дня, что было почти рекордом! Снимали одновременно с трёх камер, и одновременно почти все актёры были в фокусе и не на минуту не могли выйти из роли. К счастью, коллектив собрался профессиональный и дружный, поэтому такая напряженная работа проходила легко. Единственный раз, когда на съёмочной площадке произошел конфликт режиссёра и актёров, это когда мужской состав позволил себе в перерыве немного выпить…


Некоторые актёры отказывались от ролей в «Гараже». Вячеслав Тихонов отказался от роли профессора Смирновского — актёр не верил, что такой фильм вообще выпустят на экраны. На роль директора рынка Кушаковой режиссёр хотел взять Аллу Демидову, но ей не понравилась хамоватая героиня. В результате эту роль сыграла Анастасия Вознесенская — жена актёра Андрея Мягкова, снявшегося в роли молчаливого Хвостова.

Герой Андрея Мягкова лишился голоса не случайно. Во время съёмок «Служебного романа» актёр нелестно отозвался о стихах английского поэта Уильяма Блейка, которые звучали в песне «У природы нет плохой погоды…». Откуда же ему было знать, что Блейк никогда не писал такого стихотворения, а автором был сам Эльдар Рязанов! Тогда режиссёр этот факт тщательно скрывал и себя не выдал, но в следующем фильме Мягкову всё-таки отомстил — обнародовал его начинающуюся лысину и сделал его Хвостова безголосым…

На роль председателя кооператива Сидорина режиссёр пригласил Александра Ширвиндта, но не получилось договориться с Театром Сатиры. Следующий кандидат Геннадий Хазанов сразу отказался от роли, Анатолий Кузнецов успел подписать договор с другим режиссёром, а Олега Басилашвили не отпустили из ленинградского БДТ. В итоге роль получил Валентин Гафт, который в то время снимался в соседнем павильоне. И именно на этой съёмочной площадке он познакомился со своей будущей женой Ольгой Остроумовой.


После выхода фильма на Рязанова ополчились многие большие начальники, начали жаловаться в Госкино и требовать цензуры. Больше всего их возмутила сцена с рассказом профессора о том, как научных сотрудников отправляли фасовать картошку на овощебазе, и как лично он оставлял в пакетах свою визитку. Режиссёра вызвали в Государственный комитет СССР по кинематографии и потребовали вырезать или хотя бы переозвучить сцену. Рязанов пообещал подумать и начал тянуть время в надежде, что всё забудется. Когда его вызвали ещё раз, то он предложил отправить учёных фасовать ананасы или мыть Олимпийскую деревню. К тому времени страсти поутихли и было решено оставить всё как есть.

Выйти на экраны «Гаражу» помогла случайность. Накануне сдачи картины состоялся Пленум Ц К КПСС, на котором Брежнев призывал жестко критиковать общественные недостатки. Фильм оказался как нельзя кстати, и в Госкино его сразу подписали в прокат. Правда, с оговорками. В Москве сатирическую комедию не афишировали и не показывали в кинотеатрах, которые находились в районе правительственных трасс, а это были самые крупные и известные кинозалы. Зрителям это не помешало — в прокате её увидели 28,5 миллионов человек и до сих пор она остается любимой, актуальной и обсуждаемой комедией.
« Первый советский CD
Журнал «Техника Молодежи» »
  • +128

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+2
И -опять!!! Если бы не выступление Л.И. Брежнева- фильм не вышел бы в прокат))))))).
-1
Верно подмечено. В те времена многое зависело от подобной ерунды.
+5
Обожаю этот фильм, шедевр от Э.Рязанова, ну и конечно подбор актеров)
+3
Сатирико-психологический или психо-сатирический, как угодно можно называйте, но фильм интересен своими разными эпизодами поддерживающими общую картину. Резанов показывает, что желание масс иногда может победить диктат «правления», надо только проявить твердость.
+20
По сравнению с тем, что творится сейчас в нашей стране, этот фильм, по его сюжету, кажется милым, житейским и вполне добропорядочным, и то, что наши тогдашние «верхи» всячески препятствовали выходу на большой экран этого фильма-вызывают сейчас только ироническую улыбку, не более.
+16
Потому что в СССР на всех уровнях общества был жёсткий порядок — не было никакой «священной» собственности, и если хоть министр, хоть директор пивзавода воровал и вёл себя недостойно — его снимали, и он терял ВСЁ: зарплату, квартиру, дачу, персональную машину с водителем. И это было нормой, а в фильме почти только психология, и притом прекрасно развёрнутая и показанная. Фильм всё время развивается и потому смотрится с интересом.
+5
К сожалению, в наше время мало что изменилось.
+5
Воровать стало безнаказанным делом. А говорите- не изменилось.
+10
Блин опять сижу смотрю этот фильм и одновременно читаю про него. И опять повторюсь, фильм идеальный, актеры прекрасны.
+4
и правда интересные факты. было не скучно.
+6
Это гениальный и эталонный фильм!!!
+6
когда я её(картину) смотрел в 80-м, то поразился такой острой критике в то время. И наш городской кинопрокат будто опомнился — сняли фильм с проката уже через два дня. Следующий раз увидел только после перестройки.
-12
Набор баек и сплетен.
+11
Три разных документальных фильма видел о создании этого фильма — с интервью режиссера и многих актеров. Пост соответствует правде, а не «набору...». В интернете можно многие умные вещи посмотреть, а не только анонимно гадить на форумах, «полосатый вы наш...»
0
Точно
+12
замечательный фильм.а актерский состав просто супер.