10 лучших ролей Евгения Леонова
Напротив Мосфильма стоит маленький, едва заметный памятник. Выполненный в человеческий рост, Доцент из «Джентльменов удачи» угрожающе идёт на прохожих, но никто не боится. Все знают, что Доцент, как и сыгравший его Евгений Леонов, стал образцом человечности как для советского зрителя, так и для российского.
10. ШУЛЕЙКИН, «ПОЛОСАТЫЙ РЕЙС» (1961)
Первая заметная роль в кино Евгения Леонова – в комедии «Полосатый рейс», ставшей кассовым хитом 1961 года. Её посмотрели более 45 миллионов советских зрителей. Леонов здесь играет буфетчика Шулейкина, который, чтобы попасть на корабль, представился дрессировщиком тигров: их везут на том же борту. Уже здесь Леонов показал, что способен превратить роль второго плана в главную. Если остальные актёры фильма остаются в рамках выбранного типажа, то Леонов демонстрирует более обширный инструментарий, усложняя свой образ.
9. ИВАН ТРАВКИН, «ТРИДЦАТЬ ТРИ» (1965)
С роли Ивана Травкина начинается многолетнее сотрудничество Евгения Леонова с Георгием Данелия. Для эскцентрических данелиевских фантазий Леонов подходил как нельзя лучше. Актёр с грустным лицом, способный рассмешить, но очень редко смеющийся. Похожий на любого человека с улицы и всё же запоминающийся с первых секунд на экране. Робкий, смущающийся, но в нужные моменты совершающий героические поступки. Данелия приглашал Леонова в каждый свой новый фильм, и тот соглашался, даже если роль была совсем маленькая.
8. ВИННИ ПУХ, «ВИННИ ПУХ» (1969)
Голос Евгения Леонова все советские зрители помнили с раннего детства. Его Винни Пух из знаменитой серии мультиков – вероятно, один из самых ярких персонажей советской анимации вообще. Мультфильм прорисован очень схематично, но голос Леонова превращает медвежонка Винни в сложную, разностороннюю личность. Винни поёт парадоксальные песни, рефлексирует, застряв в дверном проходе, воспитывает своего друга Пятачка, и старается обмануть бдительность пчёл, к которым подбирается на воздушном шаре. Без Евгения Леонова «советского» Винни Пуха просто не было бы.
7. КОРОЛЬ, «ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО» (1978)
Парадоксы Короля из «Обыкновенного чуда» — едва ли не главное воспоминание об этом фильме в массовом сознании, хотя Король отнюдь не главный персонаж. И отнюдь не положительный. «Добрый день. Я король, дорогие мои». «Совсем не похожа на королевскую дочь. Бывало, придешь в детскую, стыдно сказать, сам себе становишься симпатичен». «Как почётный святой, почётный великомученик, почётный папа римский нашего королевства, приступаю к таинству обряда». «Сегодня я буду кутить. Весело, добродушно, — со всякими безобидными выходками». «Потому что я самодур. Потому что сейчас во мне проснулась тетя родная. Дура неисправимая». «Все мы, изверги, на одно лицо». Можно продолжать долго, и всякий раз мы будем слышать голос Леонова.
6. ВЛАДИМИР ОРЕШНИКОВ, «ЗИГЗАГ УДАЧИ» (1968)
Конфликт человека с обществом в советском кино встречается часто и оканчивается почти всегда примирением. Так произошло и в этот раз, и Володя Орешников, который выиграл десять тысяч рублей и готовился их потратить, а у него эти деньги забрали, — он не в обиде, что так всё получилось. Ему просто хочется как-то красиво устроить свою жизнь, выбраться из пошлой, мещанской обывательщины и реализовать своё право на любовь, достойную работу, достойную жизнь. Получит он совсем немного, но этот «маленький человек», у которого так легко всё забрали и поделили, доказал, что не такой уж он и маленький. Кое-что может. А без этого «кое-что», наверное, и не выжить.
5. ИВАН ПРИХОДКО, «БЕЛОРУССКИЙ ВОКЗАЛ» (1971)
Слесарь Иван среди друзей, которые, как и он, ветераны, фронтовики, выглядит не слишком выгодно. Маленький, плешивый, плохо устроился, «наплодил детей» с женой, которая его презирает. Только, показывает фильм, именно такие иваны оказывались в войну настоящими героями. И такие же иваны способны на героизм сегодня, на этих фронтовиках, да и не только фронтовиках, неприметных, но удивительных людях, держится земля – такая же, как они, израненная, измученная, униженная, невзрачная. Никто не видит их ни до, ни после подвига во всей их красоте, но подвиг – существует, и он выражается в каждом их жесте, если посмотреть чуть внимательнее.
4. УЭФ, ЧАТЛАНИН, «КИН-ДЗА-ДЗА!» (1986)
Если посчитать роли Леонова у Данелия, то окажется, что формально отрицательных персонажей там довольно много. Самый обаятельный и самый известный из них – инопланетный негодяй Уеф, который каждый раз пытается нечестным способом урвать что-нибудь у главных героев фильма. Сочетание в образе безобидного и опасного начал – подлинный конёк Леонова, а чатланин Уеф – убедительное тому доказательство.
3. АНДРЕЙ ГРИГОРЬЕВИЧ САРАФАНОВ, «СТАРШИЙ СЫН» (1975)
В этом фильме Евгений Леонов, как это часто бывает, оказывается во главе блестящего актёрского ансамбля, разыгрывающего для телезрителя пьесу Александра Вампилова. Сюжет для того времени редкий, для нашего – очень распространённый. Каждый персонаж фильма ставится перед проблемой самоопределения, выбора, принятия своей судьбы. Сарафанов – классический неудачник, от которого давно ушла жена, с которым только из жалости остаются дети, который не реализовал ни одно из своих устремлений. Чужая жестокая шутка неожиданно открывает перед ним новые перспективы, но ему придётся пройти сквозь ряд страданий и унижений.
2. ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ ВАСИН, «СЛЁЗЫ КАПАЛИ» (1982)
Неожиданная для многих роль Леонова – человек, в глаза которому попал осколок кривого зеркала, и после этого он потерял способность быть человеком – сострадать, понимать, прощать, любить. А на ответственном посту, который он занимает, быть человеком не менее важно, чем быть со своей большой семьёй. Васин сначала морально уничтожает всех своих домашних, а потом устраивает крестовый поход во все социальные сферы, где он хоть что-то значит. Великий гуманист Данелия показывает, что если ты перестаёшь быть человеком, то побеждаешь совсем недолго, но потом всё равно гибнешь. А Евгений Леонов играет одну из своих лучших и самых трудных ролей – притворяется, что у его героя не осталось сочувствия к людям.
1. ЕВГЕНИЙ ТРОШКИН / ДОЦЕНТ, «ДЖЕНТЛЬМЕНЫ УДАЧИ» (1971)
Хотя Леонов играет здесь двойников, один из которых рецидивист, а другой – воспитатель в детском саду, сценарий Георгия Данелия сосредотачивается на втором персонаже, практически не интересуясь первым. Потому что задача перед воспитателем стоит невероятная: внедриться в уголовный мир, мимикрировать под преступного гения Доцента, потом разглядеть людей в трёх уголовниках, за которыми ему нужно следить, а после ещё и попытаться их превратить в хороших людей. Не перевоспитать, а переродить. Нет большего наслаждения, чем следить, как герой Леонова между выплёвываемыми сквозь зубы блатными афоризмами и отвешиваемыми им тумаками понемногу прививает «отморозкам» самые главные человеческие свойства.
10. ШУЛЕЙКИН, «ПОЛОСАТЫЙ РЕЙС» (1961)
Первая заметная роль в кино Евгения Леонова – в комедии «Полосатый рейс», ставшей кассовым хитом 1961 года. Её посмотрели более 45 миллионов советских зрителей. Леонов здесь играет буфетчика Шулейкина, который, чтобы попасть на корабль, представился дрессировщиком тигров: их везут на том же борту. Уже здесь Леонов показал, что способен превратить роль второго плана в главную. Если остальные актёры фильма остаются в рамках выбранного типажа, то Леонов демонстрирует более обширный инструментарий, усложняя свой образ.
9. ИВАН ТРАВКИН, «ТРИДЦАТЬ ТРИ» (1965)
С роли Ивана Травкина начинается многолетнее сотрудничество Евгения Леонова с Георгием Данелия. Для эскцентрических данелиевских фантазий Леонов подходил как нельзя лучше. Актёр с грустным лицом, способный рассмешить, но очень редко смеющийся. Похожий на любого человека с улицы и всё же запоминающийся с первых секунд на экране. Робкий, смущающийся, но в нужные моменты совершающий героические поступки. Данелия приглашал Леонова в каждый свой новый фильм, и тот соглашался, даже если роль была совсем маленькая.
8. ВИННИ ПУХ, «ВИННИ ПУХ» (1969)
Голос Евгения Леонова все советские зрители помнили с раннего детства. Его Винни Пух из знаменитой серии мультиков – вероятно, один из самых ярких персонажей советской анимации вообще. Мультфильм прорисован очень схематично, но голос Леонова превращает медвежонка Винни в сложную, разностороннюю личность. Винни поёт парадоксальные песни, рефлексирует, застряв в дверном проходе, воспитывает своего друга Пятачка, и старается обмануть бдительность пчёл, к которым подбирается на воздушном шаре. Без Евгения Леонова «советского» Винни Пуха просто не было бы.
7. КОРОЛЬ, «ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО» (1978)
Парадоксы Короля из «Обыкновенного чуда» — едва ли не главное воспоминание об этом фильме в массовом сознании, хотя Король отнюдь не главный персонаж. И отнюдь не положительный. «Добрый день. Я король, дорогие мои». «Совсем не похожа на королевскую дочь. Бывало, придешь в детскую, стыдно сказать, сам себе становишься симпатичен». «Как почётный святой, почётный великомученик, почётный папа римский нашего королевства, приступаю к таинству обряда». «Сегодня я буду кутить. Весело, добродушно, — со всякими безобидными выходками». «Потому что я самодур. Потому что сейчас во мне проснулась тетя родная. Дура неисправимая». «Все мы, изверги, на одно лицо». Можно продолжать долго, и всякий раз мы будем слышать голос Леонова.
6. ВЛАДИМИР ОРЕШНИКОВ, «ЗИГЗАГ УДАЧИ» (1968)
Конфликт человека с обществом в советском кино встречается часто и оканчивается почти всегда примирением. Так произошло и в этот раз, и Володя Орешников, который выиграл десять тысяч рублей и готовился их потратить, а у него эти деньги забрали, — он не в обиде, что так всё получилось. Ему просто хочется как-то красиво устроить свою жизнь, выбраться из пошлой, мещанской обывательщины и реализовать своё право на любовь, достойную работу, достойную жизнь. Получит он совсем немного, но этот «маленький человек», у которого так легко всё забрали и поделили, доказал, что не такой уж он и маленький. Кое-что может. А без этого «кое-что», наверное, и не выжить.
5. ИВАН ПРИХОДКО, «БЕЛОРУССКИЙ ВОКЗАЛ» (1971)
Слесарь Иван среди друзей, которые, как и он, ветераны, фронтовики, выглядит не слишком выгодно. Маленький, плешивый, плохо устроился, «наплодил детей» с женой, которая его презирает. Только, показывает фильм, именно такие иваны оказывались в войну настоящими героями. И такие же иваны способны на героизм сегодня, на этих фронтовиках, да и не только фронтовиках, неприметных, но удивительных людях, держится земля – такая же, как они, израненная, измученная, униженная, невзрачная. Никто не видит их ни до, ни после подвига во всей их красоте, но подвиг – существует, и он выражается в каждом их жесте, если посмотреть чуть внимательнее.
4. УЭФ, ЧАТЛАНИН, «КИН-ДЗА-ДЗА!» (1986)
Если посчитать роли Леонова у Данелия, то окажется, что формально отрицательных персонажей там довольно много. Самый обаятельный и самый известный из них – инопланетный негодяй Уеф, который каждый раз пытается нечестным способом урвать что-нибудь у главных героев фильма. Сочетание в образе безобидного и опасного начал – подлинный конёк Леонова, а чатланин Уеф – убедительное тому доказательство.
3. АНДРЕЙ ГРИГОРЬЕВИЧ САРАФАНОВ, «СТАРШИЙ СЫН» (1975)
В этом фильме Евгений Леонов, как это часто бывает, оказывается во главе блестящего актёрского ансамбля, разыгрывающего для телезрителя пьесу Александра Вампилова. Сюжет для того времени редкий, для нашего – очень распространённый. Каждый персонаж фильма ставится перед проблемой самоопределения, выбора, принятия своей судьбы. Сарафанов – классический неудачник, от которого давно ушла жена, с которым только из жалости остаются дети, который не реализовал ни одно из своих устремлений. Чужая жестокая шутка неожиданно открывает перед ним новые перспективы, но ему придётся пройти сквозь ряд страданий и унижений.
2. ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ ВАСИН, «СЛЁЗЫ КАПАЛИ» (1982)
Неожиданная для многих роль Леонова – человек, в глаза которому попал осколок кривого зеркала, и после этого он потерял способность быть человеком – сострадать, понимать, прощать, любить. А на ответственном посту, который он занимает, быть человеком не менее важно, чем быть со своей большой семьёй. Васин сначала морально уничтожает всех своих домашних, а потом устраивает крестовый поход во все социальные сферы, где он хоть что-то значит. Великий гуманист Данелия показывает, что если ты перестаёшь быть человеком, то побеждаешь совсем недолго, но потом всё равно гибнешь. А Евгений Леонов играет одну из своих лучших и самых трудных ролей – притворяется, что у его героя не осталось сочувствия к людям.
1. ЕВГЕНИЙ ТРОШКИН / ДОЦЕНТ, «ДЖЕНТЛЬМЕНЫ УДАЧИ» (1971)
Хотя Леонов играет здесь двойников, один из которых рецидивист, а другой – воспитатель в детском саду, сценарий Георгия Данелия сосредотачивается на втором персонаже, практически не интересуясь первым. Потому что задача перед воспитателем стоит невероятная: внедриться в уголовный мир, мимикрировать под преступного гения Доцента, потом разглядеть людей в трёх уголовниках, за которыми ему нужно следить, а после ещё и попытаться их превратить в хороших людей. Не перевоспитать, а переродить. Нет большего наслаждения, чем следить, как герой Леонова между выплёвываемыми сквозь зубы блатными афоризмами и отвешиваемыми им тумаками понемногу прививает «отморозкам» самые главные человеческие свойства.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
+8
Что скажешь… Классик! ПОЛОСАТЫЙ РЕЙС, все помнят. Один из самых любимых моих фильмов.
- ↓
+5
Спасибо!
- ↓
+11
Артист от бога! Старая гвардия.
- ↓
+5
гениальный актер, а сколько ролей и фильмов еще не сказано.
- ↓
+8
Добрейший был человек! Он и похож был на Винни-Пуха.
- ↓
+7
Царствие Небесное любимому актёру!!!
- ↓
+5
Истинно Народный Артист. «Полосатый Рейс» и " Джентельмены Удачи"- смотрю всегда, с удовольствием! )))) Спасибо за пост))))))
- ↓
+4
Согласен со ВСЕМИ предыдущими товарищами. У ВЕЛИКИХ актеров не бывает плохо сыгранных ролей. А Леонов любую, даже мелкую роль, делал шедевром.
- ↓
+13
Вспоминая Евгения Леонова, нельзя ограничиваться ЧИСЛОМ сыгранных им ролей, тем более определять из них лучшие… Он не играл, он проживал свою жизнь вместе со своими героями. Очень жалко, что автор статьи не вспомнил такие фильмы как «Донская повесть», где Евгений Леонов, сыгравший Якова Шибалока, красноармейца и казака, был удостоен почетного приза «Серебряный павлин» как лучший исполнитель мужской роли и совершенно противоположный персонаж Мендоссо в фильме «Дуэнья», а роль Бургомистра в фильме «Убить дракона» или роль свата Коротейки в комедии Виктора Мережко «Зареченские женихи», роль короля в сказке Геннадия Казанского «Снежная королева», роль Михайла в киноромане Владимира Фетина «Виринея»… Не возможно сказать, какая роль лучшая, настоящий НАРОДНЫЙ артист с большой буквы…
- ↓
+1
В точку
- ↑
- ↓
+3
Браво! Не сказал бы лучше))))
- ↑
- ↓
+15
Согласен с предыдущими комментами: у Леонова просто не было плохих ролей. Поскольку был он Актёром с большой буквы.
Однако очень и очень странно, что в этой куцей подборке даже не упомянута поистине гениально сыгранная роль в фильме «О бедном гусаре замолвите слово»… На мой взгляд, эта роль — просто вершина кинотворчества Евгения Леонова.
- ↓
+5
Уточню. Конечно, Вы имели в виду не плохо сыгранные роли, а то, что во всех свои появлениях на экране Евгений Леонов что-то «рассказывал» нам и каждый раз что-то значительное
- ↑
- ↓
+3
Ну конечно же.
А говорить о плохо сыгранных Евгением Павловичем ролях просто не приходится — по причине отсутствия таковых :)
- ↑
- ↓
+4
Абсолютно верно! А еще«Афоня». Роль вроде небольшая, но как тонко и красиво сыграна!
- ↑
- ↓