7 популярнейших советских сериалов
В СССР было снято больше 200 многосерийных фильмов, но не все из них можно считать культовыми. Вспоминаем те сериалы, которые так можно назвать…
Следствие ведут знатоки (1971 — 1989)
Основная часть фильма состоит из 22 серий-«дел».
«ЗнаТоКи» — комбинация из первых букв фамилий главных героев, трех сотрудников МУРа: следователя Знаменского, инспектора уголовного розыска Томина и эксперта-криминалиста Кибрит.
Сериал был создан по инициативе МВД.
МВД было заказчиком, спонсором и главным цензором киноленты. На фоне массовой нехватки милицейских кадров и разгула преступности образ героя-милиционера, милиционера-интеллектуала был актуален. И он был воплощен в лице команды ЗнаТоКов.
По указанию цензоров из МВД они даже не курили, а служебный роман между Кибрит и Знаменским закончился, не успев начаться.
Большая перемена (1973)
Фильм был снят Алексеем Кореневым по мотивам повести Г. Садовникова «Иду к людям».
Первоначальное название фильма «Приключения школьного учителя» по настоянию министра просвещения было изменено. Причиной послужили многочисленные письма советских педагогов. Они были против съемок комедии об учителях.
Некоторые актеры (актерский состав был весьма звездный), как и сам Садовников, не очень лестно отзывались о фильме, считая его незатейливым и местами фантасмагорическим.
Однако фильм был с восторгом воспринят молодежью, а многие фразы героев стали крылатыми («Я тоже Человек! Я целоваться хочу!», «Внимание! Атракцион невиданной жадности!», «Я наблюдаю за вами семь дней и пришёл к выводу, что вы меня достойны!»).
Интересно, что в одной из сцен Нестор Петрович произносит речь о необходимости просвещения, обращаясь к своим ученикам. Текст его монолога был полностью скопирован с доклада Брежнева. Возможно, режиссер хотел подстраховаться, потому что предыдущие его работы неоднократно подвергались критике со стороны властей.
Семнадцать мгновений весны (1969 — 1972)
12-серийный фильм Татьяны Лиозновой был снят по одноименному роману Юлиана Семенова.
Немецкий журналист Ангемальнс, писал: «Когда Штирлиц идет по улицам Берлина, улицы Москвы пусты». За один год, начиная с премьерного августовского дня, сериал демонстрировали трижды, а исполнитель роли фашиста Мюллера получил советскую награду из рук Брежнева.
Для большей правдивости картине нужны были рядовые нацисты. Во время одного из дублей, Татьяна Михайловна увидела перед собой шеренгу евреев в нацистской форме. Был скандал. Директор картины, еврей по происхождению, пригласил поучаствовать в массовке своих родственников. В итоге на замену еврейским актерам, было выбрано несколько латышских КГБшников.
Благодаря очеловечиванию образа советского разведчика, музыке Таривердиева, блестящей игре Вячеслава Тихонова «Мгновения» сразу же стали народным фильмом, Штирлиц-Мюллер-Борман — героями анекдотов, многие фразы из из сериала разлетелись на цитаты.
Вечный зов (1973 — 1983)
Второй фильм режиссеров Краснопольского и Ускова, снятый по одноименному роману Анатолия Иванова.
Кинолента состоит из 19 серий, каждая из которых снималась как отдельный художественный фильм, поэтому выходило всего по 3 серии в год.
После выхода сериала многие упрекали режиссеров за госзаказ. На самом деле немало сцен из фильма было изменено или просто вырезано цензурой, а некоторые серии вообще не попали на экран. Например те, в которых затрагивалась тема репрессий и культ личности Сталина.
Место встречи изменить нельзя (1978)
Культовый пятисерийный фильм Станислава Говорухина был снят по роману братьев Вайнеров.
Инициатором написания сценария стал Владимир Высоцкий. Он внёс в сериал не только актёрский, но и режиссёрский вклад. Благодаря ему в фильме появились эпизоды с шепелявым карманником Кирпичом Станислава Садальского, чей образ был создан с подачи Высоцкого, фотографией Вари на двери подвальной каморки, которая должна была спасти Шарапова.
Когда Говорухин отсутствовал на съемочной площадке, то оставлял Высоцкого «за старшего». Так, сцена допроса Груздева была полностью поставлена Высоцким. За роль Жеглова в 1987 году он был посмертно удостоен Госпремии СССР.
Прототипом Шарапова был Владимир Арапов, расследовавший дело банды Митина, однако сам он не раз говорил, что Шарапов — образ собирательный, а у него характер скорее жегловский.
Долгая дорога в дюнах (1981)
Семисерийный фильм режиссера Алоиза Бренча стал первым сериалом в истории латышского кино.
Фильм был посвящен истории любви Артура, сына рыбака, и красавицы Марты Озолы, однако в самой Латвии киноленту обвиняли в политической конъюктуре и искажении фактов. Также многим в Латвии не понравилось, что латышей в картине играют литовцы.
На экраны фильмы вышел благодаря связям сценариста Олега Руднева. По воспоминаниям вдовы режиссера Аси Бренч, именно он обеспечил поддержку Гостелерадио и «встречал из Москвы бесконечных консультантов «в штатском» — генералов КГБ».
Во многом своим успехом картина была обязана великолепной музыке, написанной Раймондом Паулсом.
В 1983 году, после выхода фильма на экраны, была опубликована книга «Долгая дорога в дюнах», представляющая собой литературный вариант сценария.
Гостья из будущего (1984)
Детский пятисерийный фильм был снят Павлом Арсеновым по мотивам фантастической повести Кира Булычева «Сто лет тому вперед». Премьерный показ состоялся в дни весенних школьных каникул.
Мальчик Коля и девочка из будущего Алиса моментально стали героями маленьких телезрителей. Особую популярность приобрела Алиса, «неземная» девочка с большими глазами и особенным, тёплым взглядом. Роли Алисы в кино исполняли Наталья Гусева и Катя Прижбиляк.
Алиса была не просто девочкой, но первой девочкой, сумевшей побывать в космосе и в Атлантиде. Её необычная судьба и её приключения породили целый пласт культурных наслоений, которые были далеки от первоначального образа. В народе даже стали появляться анекдоты про Алису и шуточные куплеты, а песня «Прекрасное далеко» стала хитом.
Екатерина Вобликова
Следствие ведут знатоки (1971 — 1989)
Основная часть фильма состоит из 22 серий-«дел».
«ЗнаТоКи» — комбинация из первых букв фамилий главных героев, трех сотрудников МУРа: следователя Знаменского, инспектора уголовного розыска Томина и эксперта-криминалиста Кибрит.
Сериал был создан по инициативе МВД.
МВД было заказчиком, спонсором и главным цензором киноленты. На фоне массовой нехватки милицейских кадров и разгула преступности образ героя-милиционера, милиционера-интеллектуала был актуален. И он был воплощен в лице команды ЗнаТоКов.
По указанию цензоров из МВД они даже не курили, а служебный роман между Кибрит и Знаменским закончился, не успев начаться.
Большая перемена (1973)
Фильм был снят Алексеем Кореневым по мотивам повести Г. Садовникова «Иду к людям».
Первоначальное название фильма «Приключения школьного учителя» по настоянию министра просвещения было изменено. Причиной послужили многочисленные письма советских педагогов. Они были против съемок комедии об учителях.
Некоторые актеры (актерский состав был весьма звездный), как и сам Садовников, не очень лестно отзывались о фильме, считая его незатейливым и местами фантасмагорическим.
Однако фильм был с восторгом воспринят молодежью, а многие фразы героев стали крылатыми («Я тоже Человек! Я целоваться хочу!», «Внимание! Атракцион невиданной жадности!», «Я наблюдаю за вами семь дней и пришёл к выводу, что вы меня достойны!»).
Интересно, что в одной из сцен Нестор Петрович произносит речь о необходимости просвещения, обращаясь к своим ученикам. Текст его монолога был полностью скопирован с доклада Брежнева. Возможно, режиссер хотел подстраховаться, потому что предыдущие его работы неоднократно подвергались критике со стороны властей.
Семнадцать мгновений весны (1969 — 1972)
12-серийный фильм Татьяны Лиозновой был снят по одноименному роману Юлиана Семенова.
Немецкий журналист Ангемальнс, писал: «Когда Штирлиц идет по улицам Берлина, улицы Москвы пусты». За один год, начиная с премьерного августовского дня, сериал демонстрировали трижды, а исполнитель роли фашиста Мюллера получил советскую награду из рук Брежнева.
Для большей правдивости картине нужны были рядовые нацисты. Во время одного из дублей, Татьяна Михайловна увидела перед собой шеренгу евреев в нацистской форме. Был скандал. Директор картины, еврей по происхождению, пригласил поучаствовать в массовке своих родственников. В итоге на замену еврейским актерам, было выбрано несколько латышских КГБшников.
Благодаря очеловечиванию образа советского разведчика, музыке Таривердиева, блестящей игре Вячеслава Тихонова «Мгновения» сразу же стали народным фильмом, Штирлиц-Мюллер-Борман — героями анекдотов, многие фразы из из сериала разлетелись на цитаты.
Вечный зов (1973 — 1983)
Второй фильм режиссеров Краснопольского и Ускова, снятый по одноименному роману Анатолия Иванова.
Кинолента состоит из 19 серий, каждая из которых снималась как отдельный художественный фильм, поэтому выходило всего по 3 серии в год.
После выхода сериала многие упрекали режиссеров за госзаказ. На самом деле немало сцен из фильма было изменено или просто вырезано цензурой, а некоторые серии вообще не попали на экран. Например те, в которых затрагивалась тема репрессий и культ личности Сталина.
Место встречи изменить нельзя (1978)
Культовый пятисерийный фильм Станислава Говорухина был снят по роману братьев Вайнеров.
Инициатором написания сценария стал Владимир Высоцкий. Он внёс в сериал не только актёрский, но и режиссёрский вклад. Благодаря ему в фильме появились эпизоды с шепелявым карманником Кирпичом Станислава Садальского, чей образ был создан с подачи Высоцкого, фотографией Вари на двери подвальной каморки, которая должна была спасти Шарапова.
Когда Говорухин отсутствовал на съемочной площадке, то оставлял Высоцкого «за старшего». Так, сцена допроса Груздева была полностью поставлена Высоцким. За роль Жеглова в 1987 году он был посмертно удостоен Госпремии СССР.
Прототипом Шарапова был Владимир Арапов, расследовавший дело банды Митина, однако сам он не раз говорил, что Шарапов — образ собирательный, а у него характер скорее жегловский.
Долгая дорога в дюнах (1981)
Семисерийный фильм режиссера Алоиза Бренча стал первым сериалом в истории латышского кино.
Фильм был посвящен истории любви Артура, сына рыбака, и красавицы Марты Озолы, однако в самой Латвии киноленту обвиняли в политической конъюктуре и искажении фактов. Также многим в Латвии не понравилось, что латышей в картине играют литовцы.
На экраны фильмы вышел благодаря связям сценариста Олега Руднева. По воспоминаниям вдовы режиссера Аси Бренч, именно он обеспечил поддержку Гостелерадио и «встречал из Москвы бесконечных консультантов «в штатском» — генералов КГБ».
Во многом своим успехом картина была обязана великолепной музыке, написанной Раймондом Паулсом.
В 1983 году, после выхода фильма на экраны, была опубликована книга «Долгая дорога в дюнах», представляющая собой литературный вариант сценария.
Гостья из будущего (1984)
Детский пятисерийный фильм был снят Павлом Арсеновым по мотивам фантастической повести Кира Булычева «Сто лет тому вперед». Премьерный показ состоялся в дни весенних школьных каникул.
Мальчик Коля и девочка из будущего Алиса моментально стали героями маленьких телезрителей. Особую популярность приобрела Алиса, «неземная» девочка с большими глазами и особенным, тёплым взглядом. Роли Алисы в кино исполняли Наталья Гусева и Катя Прижбиляк.
Алиса была не просто девочкой, но первой девочкой, сумевшей побывать в космосе и в Атлантиде. Её необычная судьба и её приключения породили целый пласт культурных наслоений, которые были далеки от первоначального образа. В народе даже стали появляться анекдоты про Алису и шуточные куплеты, а песня «Прекрасное далеко» стала хитом.
Екатерина Вобликова
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
0
Классный фильм «Гостья из будущего» Смотрел когда я учился в четвертом классе.1984 году.И сейчас смотрю с удовольствием, вспоминаю детство, радостных, безобидных, счастливых дней… Первую любовь вспоминаю… Первую красавицу одноклассницу.Эх мои 80-е! Где же вы!
- ↓
0
А как же военные сериалы ,, Вызываем огонь на себя,, и ,, Майор ,, Вихрь,,. Это намного интересней ,, Большой перемены,,. Мне этот сериал вообще не нравиться.
- ↓
0
" Щит и Меч"- неплохой фильм. Из новых- отмечу «Глухарь». Из старых- отмечу-" Кортик". Спасибо за пост)))))))))))
- ↓
+4
Пардону просим, а где «Рождённая революцией»,«Тени исчезают в полдень»,«Адъютант его превосходительства »???
- ↓
+4
Да там же, где и «Противостояние», «День за днём», «Вечный зов», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» и многие другие :) Написавшая эту статейку г-жа Вобликова, в отличие от нас, не стала заморачиваться, а просто назначила 7 сериалов популярнейшими — по велению своей левой пятки.
- ↑
- ↓
0
Хотел написать «Тени исчезают в полдень», а написал почему-то «Вечный зов» :) Бывает :)
- ↑
- ↓
0
Небольшая разница в возрасте, а уже другие взгляды, ценности, мы наверное древние старпёры,«придераемся»,«А к людЯм надо мягче, а на вопросы смотреть шИрше».
- ↑
- ↓
0
Да ни при чём здесь «придираемся», вовсе нет :)
Обратите, кстати, внимание, что в оригинале у Вобликовой ussrlife.blogspot.ru/2015/07/blog-post_73.html
материал озаглавлен «7 легендарных советских сериалов», а «популярнейшими» их назначил человек, разместивший этот материал тут и изменивший его название.
- ↑
- ↓
+5
Только сериал здесь один — «Следствие ведут знатоки», остальные многосерийные художественные телефильмы!
- ↓
+1
Во времена Союза слова «сериал» не было. Были многосерийные худ. фильмы. Сериалы появились во времена показа «богатых, которые плачут», «санта — барбар», «просто Марий» и пр.
- ↑
- ↓
+2
А в чем отличие?
- ↑
- ↓
+2
В каждой серии законченная история — это сериал, в перечисленных фильмах — "… ЗнаТоКи"!
- ↑
- ↓
-13
ЗнаТоКи никогда не ценились. Тупейший сериал.
- ↓
+11
а сейчас типа «камеди клап» «дом-2» кто там ещё....?((столько бездельников накаченных моральных уродов развело даже путаешься ((вас устраивает?
- ↑
- ↓
+15
а ЩИТ И МЕЧ?
- ↓
+1
Адьютант…
- ↑
- ↓
+19
А «Тени исчезают в полдень»?
- ↓
+1
Явная неточность: все знатоки во всех сериях курили как паровозы, начиная с Кибрит. Таким образом, молодые девушки получали отрицательный пример, но правда жизни была дороже. Что касается несостоявшихся романов Кибрит со своими коллегами, то это скорей отрицательный пример. Сериал шёл более десяти лет, герои давно вышли из молодого возраста, но остались холостыми и бездетными. А малодетность уже была в моде, начиналась демографическая яма.
- ↓
+3
Кажется, в одной из ранних серий что-то говорилось о том, что было что-то между Знаменским и Кибрит. В более поздних сериях сообщали, что Кибрит вышла замуж, но мужа ни разу не показали, а потом вообще о нём забыли. В серии «До третьего выстрела» наметился было роман между Знаменским и молодой сотрудницей милиции, но в финале она была тяжело ранена, в последующих сериях тоже не появлялась, видимо, умерла. А что до курения, то это был распространённый штамп советского кино. Герои так изображали напряжённую мыслительную деятельность.
- ↑
- ↓
+8
Большинство сегодняшних сериалов находится за гранью искусства, особенно «молодёжные». Относительно удачные «Ликвидация», «Контрибуция» (полная телеверсия). Две «Анны Карениных» (Соловьёва и Шахназарова) не бесспорные, но любопытно было посмотреть. Ещё «Лето волков» (вторая экранизация «Тревожный месяц вересень»). А пересматривать заново хочется только один — «Анна-детектив». А из советских «Гостью из будущего». Ещё пересмотрел бы «Как закалялась сталь» (про него в статье забыли) и «Приключения Электроника», тоже не упомянутый.
- ↓