Интересные факты о фильме «Собачье сердце»
В ноябре 1988 года на ЦТ состоялась премьера фильма В. Бортко «Собачье сердце»
Съёмки проходили в Ленинграде, во внутренних проездах Апраксина двора, где сохранился колорит начала ХХ века. Некоторые сцены снимали во дворах-колодцах на Лиговском проспекте и Обводном канале. Для стилизации картины под фильмы 20-х годов Владимир Бортко использовал фильтр «сепия» (по названию светло-коричневого красящего вещества).
Известно, что на роль профессора Преображенского пробовались М. Ульянов, Л. Броневой, Юрий Яковлев и другие актёры. Однако выбор режиссёра остановился на Евгении Евстигнееве. Сын актера в одном из интервью рассказывал о съемках следующее: «Этот фильм возник в жизни отца очень вовремя и буквально спас его. Папа переживал сложный период, когда во МХАТе его отправили на пенсию. Трудно соглашаясь на работу в «Собачьем сердце», он потом просто жил ею. Что было на площадке, я не знаю, но он постоянно говорил о своей роли, что-то наигрывал, показывал какие-то сцены… В тот момент картина стала для него опорой».
На роль Шарикова было восемь претендентов, в том числе В. Носик, А. Жарков и Н. Караченцов. Но после проб выбор пал на колоритного Владимира Толоконникова.
Другими замечательными актерами, снявшимися как в крупных, так и в эпизодических ролях, были Н. Русланова, Б. Плотников, С. Филиппов, Р. Карцев.
В роли Шарика снимали собаку по кличке Карай (выбирали из 20 претендентов). Пёс состоял на службе в милиции и к началу съёмок у него на счету было 38 задержаний. В фильме раскрылся и «актёрский талант» пса — после «Собачьего сердца» Карай снялся ещё в четырёх картинах.
В фильме множество отсылок к другим произведениям Булгакова: профессор Персиков из произведения «Роковые яйца», рассказ дворника, прочитавшего два тома словаря Брокгауза и Эфрона — цитата из рассказа «Самоцветный быт», сцена с соседями профессора, занимающимися столоверчением — из рассказа «Спиритический сеанс» и т.д.
О съемках также известно, что режиссёр Бортко снялся в эпизодической роли зеваки в Обуховом переулке. Кадры в фильме, где якобы представлена документальная хроника с участием трамвая, были сняты специально для «Собачьего сердца». Консультировал картину академик АМН СССР и руководитель диабетологической клиники института эндокринологии и обмена веществ Минздрава СССР Ефимов А.С.
После премьеры на фильм обрушилась критика. В. Бортко вспоминает: «Я открыл газеты и обомлел. За достоверность цитат не ручаюсь, но можно поднять архив, и вы убедитесь, что я близок к тексту… Там было написано примерно следующее: «Такого дерьма, как «Собачье сердце», никто отродясь не снимал. Режиссёру за это надо отрубить не только руки, но и ноги и сбросить с моста». Но я все-таки уцелел. Чувствовал, что все сделал правильно. За границей нас приняли благосклонно… А через два года после выхода «Собачьего сердца» на экран мне и Евгению Евстигнееву вручили Госпремию».
Кроме этого, фильм был награжден за лучшую операторскую работу, получил Гран-при международного фестиваль Prix Italia в номинации «Игровое кино» и несколько раз получал призы за режиссуру.
Съёмки проходили в Ленинграде, во внутренних проездах Апраксина двора, где сохранился колорит начала ХХ века. Некоторые сцены снимали во дворах-колодцах на Лиговском проспекте и Обводном канале. Для стилизации картины под фильмы 20-х годов Владимир Бортко использовал фильтр «сепия» (по названию светло-коричневого красящего вещества).
Известно, что на роль профессора Преображенского пробовались М. Ульянов, Л. Броневой, Юрий Яковлев и другие актёры. Однако выбор режиссёра остановился на Евгении Евстигнееве. Сын актера в одном из интервью рассказывал о съемках следующее: «Этот фильм возник в жизни отца очень вовремя и буквально спас его. Папа переживал сложный период, когда во МХАТе его отправили на пенсию. Трудно соглашаясь на работу в «Собачьем сердце», он потом просто жил ею. Что было на площадке, я не знаю, но он постоянно говорил о своей роли, что-то наигрывал, показывал какие-то сцены… В тот момент картина стала для него опорой».
На роль Шарикова было восемь претендентов, в том числе В. Носик, А. Жарков и Н. Караченцов. Но после проб выбор пал на колоритного Владимира Толоконникова.
Другими замечательными актерами, снявшимися как в крупных, так и в эпизодических ролях, были Н. Русланова, Б. Плотников, С. Филиппов, Р. Карцев.
В роли Шарика снимали собаку по кличке Карай (выбирали из 20 претендентов). Пёс состоял на службе в милиции и к началу съёмок у него на счету было 38 задержаний. В фильме раскрылся и «актёрский талант» пса — после «Собачьего сердца» Карай снялся ещё в четырёх картинах.
В фильме множество отсылок к другим произведениям Булгакова: профессор Персиков из произведения «Роковые яйца», рассказ дворника, прочитавшего два тома словаря Брокгауза и Эфрона — цитата из рассказа «Самоцветный быт», сцена с соседями профессора, занимающимися столоверчением — из рассказа «Спиритический сеанс» и т.д.
О съемках также известно, что режиссёр Бортко снялся в эпизодической роли зеваки в Обуховом переулке. Кадры в фильме, где якобы представлена документальная хроника с участием трамвая, были сняты специально для «Собачьего сердца». Консультировал картину академик АМН СССР и руководитель диабетологической клиники института эндокринологии и обмена веществ Минздрава СССР Ефимов А.С.
После премьеры на фильм обрушилась критика. В. Бортко вспоминает: «Я открыл газеты и обомлел. За достоверность цитат не ручаюсь, но можно поднять архив, и вы убедитесь, что я близок к тексту… Там было написано примерно следующее: «Такого дерьма, как «Собачье сердце», никто отродясь не снимал. Режиссёру за это надо отрубить не только руки, но и ноги и сбросить с моста». Но я все-таки уцелел. Чувствовал, что все сделал правильно. За границей нас приняли благосклонно… А через два года после выхода «Собачьего сердца» на экран мне и Евгению Евстигнееву вручили Госпремию».
Кроме этого, фильм был награжден за лучшую операторскую работу, получил Гран-при международного фестиваль Prix Italia в номинации «Игровое кино» и несколько раз получал призы за режиссуру.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
0
Фильм -супер
- ↓
+7
Совершенно гениальный фильм, непонятно кому он и чем мог не понравиться. А вот другой фильм Бортко «Мастер и Маргарита» неудачен, впрочем как и все фильмы на эту тему, и наши, и польский, и югославский (я все видел). Грешат и многие театральные постановки. Дело в том, что ни мастер, ни Маргарита, ни Воланд, ни Бегемот, ни Фагот, ни многие другие персонажи не отвечают представлению многих зрителей и их персонажей. Убедителен лишь Филиппенко в роли Коровьева в первом фильме, да актёр, игравший Бездомного во втором фильме (известный, умер, забыл фамилию). Так же было с Остапом Бендером в экранизациях Ильфа и Петрова. Миронов не похож на нацмена, каковым Бендер является, а Юрский слишком интеллектуален. Грузин немного получше, но всё же тоже не то. Увы, кастинг в таких фильмах, которые все читали, очень важен. В «Собачьем сердце» же Бортко он по моему мнению почти идеален. Есть некоторые маленькие роли с которыми я не согласен, но это не существенно.
- ↓
0
Представления о персонажах, тем более таких колоритных, как в «Мастере..» всегда у всех будут свои. Но очень приятно, когда свои и воплощённые в кино образы совпадают.
- ↑
- ↓
+6
Отличный фильм
- ↓
Комментарий удалён за нарушение
0
А 17 мгновений со Штирлицем?
- ↑
- ↓
0
Вы правы
- ↑
- ↓
Комментарий удалён за нарушение
+10
мне и Евгению Евстигнееву вручили Госпремию».----------а почему В.Толоконникова обошли????? ведь он в этом фильме тоже шедевр и талант огромный!!!
- ↓
0
Не правда, его не обошли, он тоже получил госпремию в 1988 году. и после этого снялся почти в 60-ти фильмах. Один его Хоттабыч чего стоит.
- ↑
- ↓
+13
Шариков там персонаж №1, и роль сыграна замечательно, строго по книге, один в один. Но почему-то за роли отрицательных героев премии не дают. Обидно за Толоконникова.
- ↑
- ↓
+12
восторг!!! был и остаётся… готов поклонится и Булгакову и Бортко посмертно, за то что хоть ЭТО я смог в советские времена увидеть!
а фразы… они точно вечные, особенно про калоши:)
- ↓
+5
Фильм снят отлично, но не всем он понятен, фантастика остаётся при любом раскладе.по поводу превращения собаки в человека, а потом обратно.А так фильм в принципе поучителен про век 20-й и его революционное время.Думаю, что с того момента по настоящее время практически ничего не изменилось.
- ↓
0
Ключевая фраза: — «Он говорил, но это ещё не значит быть человеком»
- ↑
- ↓
-5
Как вам Советский Союз? Хорош со Швондерами и Шариковыми?
- ↓
Комментарий удалён за нарушение
+10
Советский Союз был прекрасен! А швондеры и шариковы это единичные частности, в отличии от вас поливальщиков СССР грязью!
- ↑
- ↓
+1
СэСэЭр, как произносили тогда, был страной контрастов. Кто-то прекрасно жил, кто-то не очень. А знаете почему так легко распался Союз? В том числе потому, что шариковы и швондеры сидящие в райкомах (в обкомы все же поумней подбирали), всем надоели. КаПээСэС самоликвидировалась. Правда её ошметки до сей поры рулят в большинстве регионов в лице ЕдРа, а такие же ошметки КаПээСэС в лице якобы новых коммунистов и демократов всех мастей пытаются с ними бодаться. Похоже должны пройти библейские 40 лет, чтобы вымерли все дети ильича, земля ему пухом скорее бы.
- ↑
- ↓
-1
«а такие же ошметки КаПээСэС в лице якобы новых коммунистов и демократов всех мастей пытаются с ними бодаться» — скорее делают вид, что пытаются бодаться. Работа у них такая, пятая колонна «едра».
- ↑
- ↓
-1
НИчего там хорошего не было, человеческий муравейник. Работой обеспечат, поесть дадут, крыша над головой будет. Но больше ничего. А перечисленное имел любой раб древнего Рима или чернокожий невольник американских плантаторов.
- ↑
- ↓
+1
Рабы и невольники обязаны были работать, в СССР можно было делать вид, что работаешь и при этом получать не плохую зарплату, а если хочешь пахать от зари до зари, то и платили таким не мало.
- ↑
- ↓
+3
Что интересно, даже за 1/20 той «антисоветчины», которая имеется в книгах Булгакова другие пошли по 58-й статье. А Булгаков жил и работал, и никто его не преследовал. Более того, в прямом телефонном разговоре со Сталиным (звонил Сталин Булгакову, а не наоборот), Булгаков пожаловался что никуда не берут на работу, на что Сталин ответил: «А вы попробуйте сходить в МХАТ, мне кажется, они вам не откажут». Булгаков сходил в МХАТ, действительно не отказали, приняли на работу. Выходит, Сталин покровительствовал Булгакову?
- ↓
Комментарий удалён за нарушение
0
А то, что Ф.Ф. Преображенский не любил пролетариат? И Булгаков, я думаю, тоже не любил. В то время это было преступление, но Сталин на это смотрел спокойно. Тоже не любил пролетариат?
- ↑
- ↓
0
Сталин вообще не любил того кто «боялся», а Булгакова не трогал и уважал именно за то, что то не боялся.
- ↑
- ↓
Комментарий удалён за нарушение