«Березка» - оазис капиталистического рая

Торговая сеть с патриотическим названием «Березка» была уникальным явлением на просторах одной шестой части суши. Даже в период тотального дефицита в этих магазинах было все, что душа пожелает.


Единственной проблемой «Березок» было то, что принимали в них лишь валюту или чеки, а значит рядовым гражданам путь в них был закрыт. Сколько заработала экономика СССР на так называемых магазинах «Березка», до сих пор остается тайной…

Особый рубль

Магазины «Березка», которые появились в Союзе в начале 1960-х, изначально были двух видов. К первому относились так называемые валютные «Березки», посетителями которых был весьма узкий и замкнутый круг чрезвычайно высокопоставленных дипломатов, которым разрешалось иметь иностранную валюту на территории СССР. Ко второму принадлежали чековые магазины. Здесь товары продавались за специальные сертификаты.


Назначение первого вида магазинов было простым: через них правительство государства хотело получить дополнительную иностранную валюту в казну державы. В таких магазинах продавались традиционные сувениры для туристов: русская водка, икра, предметы народных промыслов. А также там можно было раздобыть золото и бриллианты. Это был по-настоящему иной мир, не похожий на окружающую его обыденную советскую действительность.
Так, во времена союза, среди населения страны даже ходил анекдот о том, что чукча, перепрыгнув через прилавок такого магазина, стал просить у продавщицы политического убежища.
Что же касается второго типа, то здесь всё гораздо сложнее, чем могло бы показаться. Дело в том, что к началу 1960-х годов Советский Союз перестал быть страной за железным занавесом. Скрипя ржавыми петлями, на границе открылась дверь, через которую в двух направлениях начал течь робкий ручеек отечественных и иностранных граждан.
Одни ехали посмотреть на «империю зла», другие – трудится за рубежом на благо советской родины экспертами: военными специалистами, учителями, строителями и, конечно, журналистами. Разумеется, выезжающие за рубеж счастливчики зарплату получали не «деревянными», а твердой валютой.


Чеки Внешпосылторг для покупок в магазинах «Березка»
Постепенно в руках «избранных» начала скапливаться иностранная валюта, которая была так необходима государству. К тому же, даже самые стойкие и стрессоустойчивые загранработники, не могли устоять перед соблазнами Запада. Они возвращались на родину с объемистыми чемоданами, доверху набитыми товарами. Ну а здесь импортную роскошь у них буквально «отрывали с руками».
Чтобы пресечь преступный «шоппинг» и фарцовку, в 1958 году Советом Министров СССР было принято следующее решение: граждане союза, работающие за рубежом, с этого момента должны были переводить всю свою зарплату на специальный валютный счет в сформированном банке для внешней торговли (Внешторгбанке).
В итоге, на деньги со счетов зарубежные работники могли приобрести заграничные товары по специальным каталогам, позже эти товары доставлялись в СССР, где счастливые заказчики могли получить их в специально предназначенных отделениях магазинов за чеки. Как следствие, столь необходимая державе валюта оставалась исключительно в безналичном состоянии и не попадала в руки.

Красочные иллюстрации с изображением продуктов из прейскуранта магазина «Березка»
Так государство создало систему чеков для иностранных работников. Номинал каждого чека мог составлять от 1 копейки до 100 рублей. В результате этого, уже в скором времени все загранработники, от послов до военных консультанстов, стали получать зарплату чеками. Правда, часть валюты гражданину Минфин все же выдавал — для текущих трат. Основной объем своего заработка граждане все же получали в чеках, которые выдавались им уже по возвращению на великую родину.
Официально «валютные» чеки на отечественный рубль не обменивались. Однако их можно было использовать для ряда оплат коммунального характера, скажем за жилищный или гаражный кооператив. Впрочем, курс чеков по отношению к рублю, был просто диким – 1 к 1. Зато их можно было отоварить в магазинах сети «Березка», где было практически все.

Саженец советской экономики

Сертификаты дифференцировались: бесполосные и с полосами разного цвета. Все зависело от того, в какой стране работал гражданин — в капиталистической или в социалистической. Монгольские сертификаты, например, ценились ниже всего.
При этом советский дипломат, член Политбюро или журналист-международник, получивший зарплату в чеках, по сути, оказывался в проигрыше. Ведь цена на импортные товары в «Березках» была в разы выше, чем в заграничных магазинах.

Чеки Внешпосылторга были эффективным способом для советского государства изъять у граждан СССР, работавших за пределами Родины, иностранную валюту.
Стоит отметить, что высшим государственным и партийным функционерам, как и «раскрученным» представителям советской культуры, существование чековых «Березок» и самих чеков было весьма невыгодно. Достаточно вспомнить интервью певицы Аллы Пугачёвой, которая в то время находилась на пике популярности, в котором она с негодованием вспоминала эти «торгсины».
Отечественная звезда была вынуждена в зарубежных поездках чуть ли не морить себя голодом. Иностранной валюты на руки певица получала ровно столько, чтобы нормально питаться, а остальное певица получала чеками, отовариться на которые было возможно только по возвращению в СССР в пресловутых «Берёзках» по фантастическим ценам. Вот и приходилось питаться на зарубежных гастролях бутербродами, чтобы на суточные купить что-то из нарядов в местных магазинах.

Открывались магазины «Березка» далеко не во всех городах СССР

Чеки на черном рынке

Создавались магазины «Березка» далеко не по всему Советскому союзу. Найти их можно было лишь в Москве и Ленинграде, столицах республик, крупных портах, а также некоторых областных центрах и, конечно же, на курортах.
Молва о капиталистическом изобилии, что спряталось где-то совсем рядом, под боком у простого гражданина, все же разнеслась по всему Союзу. Естественно, нашлись личности, которые всеми силами хотели нагреть на всем этом руки. За валюту, как известно, грозил немалый срок. Контроль в самих магазинах, как за покупателями, так и за продавцами был ничуть не слабее.
К каждому магазину был представлен сотрудник государственного комитета. Если бы он заметил, как кто-то из граждан пользуется валютой, то такого покупателя тут же бы схватили и увели на допрос, для выяснения обстоятельств владения подобными деньгами. Если же владел ими гражданин незаконно – участь его в дальнейшем была незавидной.
Другое дело — чеки. В отличие от валютных «Березок», в чековых посетителей было гораздо больше. Причем граждан, у которых чеки были на руках на легальной основе, было не так уж и мало. К тому же, это никогда не привлекало к себе внимания, так как получали чеки вместо зарплаты представители самых различных социальных групп.

Например, там запросто могла оказаться какая-нибудь уборщица из советского посольства. В самом магазине могли спросить о происхождении чеков и попросить какие-то подтверждающие документы. Но это происходило редко. В основном, сам чек и был своего рода пропуском в мир изобилия.
Нетрудно догадаться, что сертификаты вскоре стали предметом купли-продажи на подпольном рынке валют. Благодаря простым, но отлаженным механизмам чеки попадали на руки к мошенникам, которые впоследствии продавали их по два-три рубля в конце 70-х и по три-пять рублей в 80-х годах.
Непродолжительный период времени, с 1960 по 1962 годы, помимо широко известных «Березок» в крупных портовых городах международного значения существовали еще и магазины «Альбатрос», предназначенные для моряков заграничных рейсов. Советские моряки могли обменивать иностранную валюту на чеки «Внешэкономбанка» после чего имели право совершенно спокойно «затариваться» в портовом заведении.

Почти сразу в таких портах развернулся теневой рынок торговли чеками, а в преступном мире появилась новая специальность, получившая название «Ломщик чеков». Так называли тех аферистов, которые старались подсунуть гражданам вместо рублевой наличности за чеки, так называемые «куклы».
Поскольку такой обмен был изначально незаконным, в правоохранительные органы, как правило, никто не обращался. Да и многие из людей в штатском, которые курировали «Берёзки», достаточно часто и сами были, что называется «в доле» у «ломщиков».
Сеть магазинов «Берёзка» просуществовала до конца 1980-х, когда Михаилом Горбачёвым была объявлена война с привилегиями. Примерно тогда же власти отменили табу на куплю-продажу валюты, после чего существование валютных магазинов в системе торговли страны стало бессмысленным. Всё что осталось – ностальгия о временах, когда «сказка о прекрасном» превращалась в реальность. Жаль только, не для всех…
« Советские магазины, столовые, рынки, кухни...
Личная трагедия Надежды Крупской »
  • +102

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

0
На шестой фотографии сверху обычный продуктовый магазин «БЕРIЗНА» в городе Припять Киевской области.
+1
Морякам тралового флота (ходили в загранку) выдавали боны в виде книжек. Аналогичные магазины назывались «Альбатрос», был такой в Мурманске рядом с нынешним ун-м «Детский мир». Мне, тогда ещё 8-клашке досталась такая бумажка, поглазел я на витрины, её номинала хватало только на покупку пачки ментоловых сигарет «Salem», но заковырка была в том, что боны принимали продавцы по предъявлению паспорта моряка. Пришлось попросить дяденьку о покупке и ощутить потом блаженство обладателя забугорного дива. А отоваривать полученные в ДРА чеки ВПТ пришлось ехать в Берёзку столицы БССР, в провинциальных городах их не было. Выбрал (1986 г. — при Горбачёве!) 2-х кассетник Тошиба за 600 и магнитолку поменьше Сони за 350. Значит эти магазины существовали до вывода из Афгана. В 90-х в Боснии уже платили долларами
0
Придурок?
0
Люди, чему вы завидуете и торжествуете? Тем, кто работал несколько лет без семьи в чужой стране, отнюдь не самой благополучной и заработал за это какие-то сраные Жигули и тряпки, как мой начальник.
+1
А просто людям платить нормальные деньги государство советов не могло? Почему иностранные специалисты работавшие у нас получали зарплату своими деньгами и на их родине никаких берёзок не было, а у нас вот именно должен был быть торгсин — берёзка.
0
Да нормальная зарплата тогда была. Кто хотел, были все возможности заработать, но достаточная для небедной жизни зарплата и высокий уровень социалки делали своё дело: в основной массе люди не хотели большего. Просто разговоры на кухне без каких либо действий хотелками не считаются, ну а возможностей заработать тогда было море.
0
Просто дибил.
0
Это ты про сегодняшнее время говоришь?
+6
Ещё до моего рождения отец был во Вьетнаме — во время войны с американцами. Привёз чеки. Мама купила на них ковёр (он у нас дожил до конца 90-х) и ещё что-то.
+11
Некоторые отзывы противно читать, словно пишут не люди, а двуногие желудки, единственной заботой которых было как бы набить внутреннюю полость, но, обязательно, чтобы с американской наклейкой. Прямо, как индейцы, которые за стеклянные бусы и огненную воду продали всю Америку бледнолицым.
+6
Родители проработали в Индии более 8-ми лет на строительстве металлургического и нефтеперерабатывающего заводов.Весь заработок им перечислялся на спецсчёт во Внешторгбанке.Я помню, что по прибытии в Москву родители приобретали всё в Берёзке через чеки Внешторгбанка, в том числе «Волгу», немецкую мебель и др.А сам я в 1983 году покупал чеки по 3 руб. и две ночи занимал очередь в Берёзку, чтобы купить видеомагнитофон.Бесполезно.Потом по совету опытных товарищей поехал в Ереван и там в Берёзке купил видик «Панасоник» без всяких проблем(всего 100 руб. сверху) за 2200 чеков.