Как снимали фильм «Доживём до понедельника»
Фильм «Доживем до понедельника» вышел в свет 11 августа 1968 года и сразу же вызвал яростные споры, поскольку взаимоотношения учителей и учеников, а также другие больные темы того периода были показаны совсем не в духе официальной идеологии.
Однако, несмотря на это, картина стала классикой отечественного кино.
Сегодня мы расскажем, как проходили съемки советского художественного фильма режиссера Станислава Ростоцкого.
Режиссер Станислав Ростоцкий и директор киностудии им. Горького Григорий Бритиков загорелись снять фильм по дипломной работе студента ВГИКа Георгия Полонского. Ростоцкий вспоминал: «Мы послали в Госкино сценарий, но ответа все не было. Тогда Бритиков на свой страх и риск принял решение начать съемки. Мы понимали, что каждую минуту фильм могут закрыть, поэтому сняли картину всего за три с половиной месяца».
Против кандидатуры Тихонова возражал сценарист Георгий Полонский. Ему казалось, что артист слишком красив и молод для героя, которого он должен сыграть. Полонский предлагал Бабочкина, Гердта, но Ростоцкий остался непреклонен, сказав, что Тихонову будет наложен возрастной грим. Также перед съемкой он попросил Полонского подойти к Тихонову и поддержать его.
Съемки фильма проходили в московской средней школе № 234 (теперь № 1380), сейчас около школы находится построенная позже станция метро Медведково (ул. Тихомирова, 10).
По сценарию, Костя Батищев, которого сыграл Игорь Старыгин, был модником, но актеру никак не могли найти дефицитные джинсы подходящего размера. По счастью, на складе студии нашелся отрез японской джинсовой материи, из которого костюмеры сшили брюки, украсив их подходящими заклепками и ярлыком. Но этого Ростоцкому показалось недостаточно, и для завершения образа «фирмача» режиссер отдал Старыгину свою роскошную американскую куртку, после чего удовлетворенно отметил: «Вот теперь ты пижон!»
Ольга Остроумова на съемках очень волновалась, что приводило к неожиданным последствиям. Когда снимали сцену с пощечиной, Остроумова так влепила Валерию Зубареву (Генке Шестопалову) по лицу, что слепок ее ладони полчаса горел у него на щеке. Интересно, что при пересъемке этого эпизода Зубарев стал так жмуриться в ожидании удара, что сцена получалась очень искусственной. В итоге решили оставить первый вариант.
Съемочная группа фильма «Доживём до понедельника»
Чиновники из Госкино посчитали историю о школьном учителе слишком острой и подготовили письмо министру культуры с требованием запретить съемки. Спасло картину то, что авторы успели снять ее в рекордно короткие сроки.
Первый — закрытый — показ картины состоялся в Доме кино во время проходившего тогда в Москве Всесоюзного съезда учителей. Сначала зал холодно принимал фильм, но в финале все аплодировали стоя. Обычно сдержанные педагоги скандировали: «Мо-лод-цы!»
«Доживем до понедельника» был признан лучшим фильмом 1968 года по опросу журнала «Советский экран».
Однако, несмотря на это, картина стала классикой отечественного кино.
Сегодня мы расскажем, как проходили съемки советского художественного фильма режиссера Станислава Ростоцкого.
Режиссер Станислав Ростоцкий и директор киностудии им. Горького Григорий Бритиков загорелись снять фильм по дипломной работе студента ВГИКа Георгия Полонского. Ростоцкий вспоминал: «Мы послали в Госкино сценарий, но ответа все не было. Тогда Бритиков на свой страх и риск принял решение начать съемки. Мы понимали, что каждую минуту фильм могут закрыть, поэтому сняли картину всего за три с половиной месяца».
Это единственный фильм, в котором Ростоцкий снял свою жену актрису Нину Меньшикову
На роль учителя Мельникова был приглашен Вячеслав Тихонов.
Ростоцкий позвонил ему с предложением попробовать свои силы в новом фильме «на современную тему» — сыграть роль учителя. Тихонову предлагаемая роль показалась мелкой, безликой, но режиссер настаивал: «Прочти еще раз». Вячеслав Тихонов прочитал еще раз и повторил: «Это не моя роль». Тогда Станислав Ростоцкий применил хитрый прием: «Если ты мне друг — ты должен играть».Против кандидатуры Тихонова возражал сценарист Георгий Полонский. Ему казалось, что артист слишком красив и молод для героя, которого он должен сыграть. Полонский предлагал Бабочкина, Гердта, но Ростоцкий остался непреклонен, сказав, что Тихонову будет наложен возрастной грим. Также перед съемкой он попросил Полонского подойти к Тихонову и поддержать его.
Съемки фильма проходили в московской средней школе № 234 (теперь № 1380), сейчас около школы находится построенная позже станция метро Медведково (ул. Тихомирова, 10).
По сценарию, Костя Батищев, которого сыграл Игорь Старыгин, был модником, но актеру никак не могли найти дефицитные джинсы подходящего размера. По счастью, на складе студии нашелся отрез японской джинсовой материи, из которого костюмеры сшили брюки, украсив их подходящими заклепками и ярлыком. Но этого Ростоцкому показалось недостаточно, и для завершения образа «фирмача» режиссер отдал Старыгину свою роскошную американскую куртку, после чего удовлетворенно отметил: «Вот теперь ты пижон!»
Школьников играли в основном студенты театральных училищ
Юрий Чернов, исполнитель роли Сыромятникова, рассказывал: «Я был студентом циркового училища и снимался на студии Горького в эпизодической роли в фильме «Пароль не нужен». Играл красногвардейца, участвовавшего в самодеятельности. И вот прогуливался я при полном параде по коридорам: светлые волосы, черные приклеенные усы, борода: костюм красногвардейца. Там меня и встретила ассистент Ростоцкого и пригласила на пробы. Когда я вошел в комнату, в которой сидели ребята, кто-то из них сразу сказал: «О, Сыромятников!». На меня надели школьную форму, но костюмерша сказала, что она слишком новая и ее надо «обжить», поистрепать. Вот мы и пошли её трепать на футбольное поле. Мяча не было, поэтому играли моим портфелем, и тетки, которые сидели на лавочках, на меня все кричали: «Ты что, двоечник, портфель портишь? Мать покупает, а ты портишь!», а я бегаю в школьной форме и отвечаю им: «Мне, мамаши, это надо для работы».Ольга Остроумова на съемках очень волновалась, что приводило к неожиданным последствиям. Когда снимали сцену с пощечиной, Остроумова так влепила Валерию Зубареву (Генке Шестопалову) по лицу, что слепок ее ладони полчаса горел у него на щеке. Интересно, что при пересъемке этого эпизода Зубарев стал так жмуриться в ожидании удара, что сцена получалась очень искусственной. В итоге решили оставить первый вариант.
Съемочная группа фильма «Доживём до понедельника»
Чиновники из Госкино посчитали историю о школьном учителе слишком острой и подготовили письмо министру культуры с требованием запретить съемки. Спасло картину то, что авторы успели снять ее в рекордно короткие сроки.
Первый — закрытый — показ картины состоялся в Доме кино во время проходившего тогда в Москве Всесоюзного съезда учителей. Сначала зал холодно принимал фильм, но в финале все аплодировали стоя. Обычно сдержанные педагоги скандировали: «Мо-лод-цы!»
«Доживем до понедельника» был признан лучшим фильмом 1968 года по опросу журнала «Советский экран».
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
+16
Учитель Мельников(Вячеслав Тихонов), в трудную минуту: «Мама, дай водки!» — и его мама, аристократически интеллигентная дама (Ольга Жизнева), несет ему рюмку… «Нет! Стакан!» Как этио было жизненно-))
- ↓
+17
Один из самых любимых фильмов. А какая музыка!
- ↓
+4
Я уже написал комментарий, он почему-то не прошёл.
- ↓
+2
Тут такое бывает. Какой-то глюк.
- ↑
- ↓