История мелекесского мукомола

От автора: «Сел разбирать старые документы: удостоверения, фотографии и справки. Разложил все это вокруг себя и понял, что мой архивный пасьянс сложился в необычный роман в картинках. Возможно он покажется интересным не только мне. Итак, человек эпохи!»




Судьба мукомола из города Мелекесс (ныне Димитровград Ульяновская область) Александра Серебрякова.
Александр Иванович Серебряков родился 29 октября 1902 года. Его отец Иван Данилович Серебряков был бондарем, а мать Ирина Евгеньевна — домохозяйкой.
Иван Данилович родом был из села Коровино, Ставропольского уезда Саратовской губернии.
В Мелекесс (ныне Димитровград Ульяновской области) Серебряковы переехали в 70-е годы XIX века и начали строить дом на Никольской улице (ныне улица Аблова). На тот момент в этом районе был пустырь. Так что дом Серебряковых был практически первым строением на этой улице. Кстати, стоит он и поныне, вот уже более 130 лет.


Повестка о задолженности. Начало 80-х годов ХIХ века. Вчитайтесь, какой язык!


В 1901 году вокруг дома выросли еще несколько строений.
Семейные предания говорят о том, что Иван Данилович был человеком крутого нрава. Даже в чем-то жестоким. Похожа на него была и жена – Ирина Евгеньевна (сидит на фото внизу). У Ивана Даниловича и Ирины Евгеньевны было 14 детей, но выжило только двое – Александр Серебряков и Прасковья.

Ирина Евгеньевна Серебрякова с дочкой Прасковьей.
Младший, Александр Серебряков, в 1924 – 1926 годах отслужил в Рабоче-Крестьянской Красной армии.

Александр Иванович Серебряков. Службы в РККА (1924 -1926 г.)
После демобилизации Александр Иванович сменил множество профессий: работал бондарем, сапожником, выделывал шкуры в артели овчинников и даже разгружал торговые суда в Ленинградском порту. Однако в 1930 году он возвращается в Мелекесс и устраивается на Мелекесский мелькомбинат крупчатником.

Александр Серебряков (слева) накануне свадьбы (середина 30-х годов XX века).
Там-то Александр Серебряков и познакомился со своей будущей женой – Ниной Васильевной (в девичестве Кузьминой).

Нина Кузьмина (справа) с подругой в библиотеке мелекесского мелькомбината.
Фото сделано в 1936 году незадолго до её свадьбы с Александром Серебряковым.
В этом месте стоит отвлечься и рассказать о семье будущей супруги Александра Серебрякова Нины Кузьминой.
Родителями Нины Васильевны были Василий Кузьмич Кузьмин и Наталья Николаевна. Василий Кузьмич был родом из Мелекеса.
Накануне Первой мировой войны он был призван на службу и отправлен в Рязань. Именно там служивый познакомился со своей будущей женой.


Василий Кузьмич (второй ряд, в центре в белой гимнастерке и с винтовкой) с сослуживцами из роты конвоя. Рязань 1913 год.
В 1914 году, после начала Первой мировой войны Кузьмича отправили на германский фронт, где он вскоре был ранен. Залечив прострелянную руку Василий Кузьмич вновь оказался на передовой.

2 октября 1914 года Василий Кузьмич после ранения (справа). Первая мировая война.
В ходе одного из боев часть Василия Кузьмича попала в окружение и бравый солдат оказался в немецком плену.
Пленных немцы распределили кого куда. Кузьмич очутился в барском имении в австрийском городе Зальцбург.

Над пленными в Австрии не издевались, так что воспоминания об этом времени Василий сохранил самые теплые. Выполнял работы по хозяйству и по дому. Хозяева относились к пленным хорошо.

Василий Кузьмич слева.

Это письмо написано Василием Кузьмичом в кайзеровском плену и отправлено Наталье Николаевне.
Как бы там ни было, чужбина дом не заменит. Кузьмича тянуло на родину к Наталье, он задумал побег и осуществил его… Увы, вскоре Василий был пойма и возвращен назад. Всего Василий Кузьмич совершил три попытки побега. Однако удалась только последняя. Перед тем как удрать в третий раз Василий увидел знамение: ему приснился сон, что он сидит в яме и над ним появляется ангел-хранитель с крестом в руке.
Василий поведал сон своим товарищам по несчастью и сослуживцы благословили его побег: «ну все Васька, коли ангела увидел, то на сей раз ты точно убежишь!» Так и получилось.
Шел Василий только ночами по горам, дороги не знал, знал только направление движения. Натерпелся страху.
Однажды он остановился переночевать, а когда утром проснулся, то увидел, что лежит буквально на краю пропасти. Проснулся беглец от того, что неосторожно повернулся и в пропасть свалился его котелок. «Разлом был настолько глубоким, что упади в него, костей бы от меня не собрали», — вспоминал по возвращению из плена Кузьмич.
Питался Василий практически одним буряком (свеклой). После возвращения на родину на свеклу он смотреть не мог. В конце концов, Василий добрался до Западной Украины, а там и до дома. К тому времени у них с Натальей уже родилась дочка Нина. Вскоре Василий и Наталья поженились.

Наталья Николаевна Кузьмина. Справа – ее сестра Мария и брат Дмитрий. В центре дочь Натальи Николаевны и Василия Кузьмича Нина Кузьмина (по мужу Серебрякова).
Жену с дочкой Кузьмич перевез из Рязани к себе на родину в Мелекесс. Тут они купили дом. Кузьмич стал шить одежду (он был портным), а Наталья устроилась служанкой в семью знаменитого в Мелекессе купца Маркова.
После революции Марковы у которых служила Наталья Николаевна, решили уехать и предложили молодой женщине покинуть Россию вместе с ними, но та отказалась. Марковы же не раздумывали. В 1917 году они уехали в Ригу, а потом перебрались то ли в США, то ли в Канаду.
С собой Марковы взяли только ручную кладь. Часть вещей и мебель они оставили Наталье. В том числе и шкаф, который и поныне стоит в доме Серебряковых на Абловой. С тех пор в семье его так и называют «марковский шкаф».
В 1924 году в семье Кузьминых появилась еще одна дочка — Юля. В обязанности старшей дочки входило нянчить младшую сестру. так что Василии Кузьмич не отпустил Нину учится. Она закончила только 4 класса, хотя и была очень умной девочкой.

Правая группа: Василий Кузьмич и Наталья Ивановна с дочками Ниной и Юлей (на руках у матери).

Юля Кузьмина в пионерском отряде (на переднем плане две сидящие девочки, Юля – слева). Мелекесс. Начало 30-х годов XX века.
В 1933 году Юля внезапно заболела дизентерией. Кого только родители не вызывали, но вылечить дочку так и не смогли. Она умерла…
После смерти сестры Нина решила начать работать. Надо было помогать семье. Девушка устроилась лаборантом на мелькомбинат.
Самое время вернуться к главному герою нашего рассказа Александру Серебрякову.
Устроившись на мелькомбинат Нина Кузьмина познакомилась с Александром Серебряковым. В тот момент она была моложе его на 12 лет. В доме у Серебряковых девушку встретили безрадостно. Считали, что Нина окрутила сына. Мать Александра Ирина Евгеньевна сразу невзлюбила сноху. Нина Васильевна, в свою очередь звала про себя свекровь Кабанихой.

Свидетельство о браке выданное Александру Ивановичу Серебрякову и
Нине Васильевне Кузьминой (Серебряковой)

В 1935 году Александр Серебряков окончил курсы крупчатников и стал дипломированным специалистом.
А перед войной у Серебряковых родились две дочери.

На фото Нина Васильевна Серебрякова с дочками Юлей и Ириной.
Работая на мелькомбинате Александр Иванович внедрил в производство множество рацпредложений, а в годы Отечественной войны, как особо ценный специалист, был даже освобожден от воинского призыва.

В 1943 году Александру Серебрякову, как особо ценному специалисту дали отсрочку от призыва.
В конце войны Александру вручили медаль.

Вскоре после войны в семье Серебряковых родилась третья дочь Наташа. Нина Васильевна после родов заболела заражением крови. Тогда подобные заболевания практически не лечились. Александру Серебрякову по блату достали пенициллин (он был в дефиците) и только это спасло Нину Васильевну от смерти.

У Александра Ивановича и Нины Васильевны было пятеро детей: Юлия, Ирина, Виктор, Александр, Наталья. Указом президиума Верховного Совета РСФСР в 1951 году Нина Васильевна Серебрякова была награждена медалью «Медаль материнства» II-й степени.
На фото: Наградная книжка.

В 1950 году Александр был избран депутатом горосовета.

Заседание городского совета депутатов.
Работая на заводе Александр Серебряков внедрил несколько значимых для мукомольной отрасли рацпредложений.


Статья из заводской многотиражки Мельзавода №16 о достижениях рационализатора Серебрякова.



Билет члена Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов выданный Серебрякову.

Александр Серебряков (в центре) в окружении молодых работников мелькомбината.

Александр Иванович Серебряков в числе участников Всесоюзного совещания изобретателей, рационализаторов и новаторов мукомольной промышленности. Москва, февраль 1960 года.


На мелекесском мелькомбинате Александр Серебряков проработал до выхода на пенсию. За это время он помог запустить несколько мельниц в Ульяновской области. В частности он руководил строительством мельницы в колхозе «Путь Ильяча» (Новомалыклинский район). Его трудовая книжка пестрит записями о наградах и поощрениях….

Вот такую историю могут рассказать старые бумажки найденные в старой картонной коробке.
« Фото Анри Картье-Брессона о советской жизни в...
Как снимали “Приключения Электроника” »
  • +80

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+4
спасибо таким людям что они есть…
0
Уже кадаст бляха!!!
+2
Я родился в Мелекесском районе и жил в Мелекессе. В этом городе до революции и после много проживало достойных людей таких, как — Марков, Абалов, Серебряков…
+8
Вот настоящий человек труда! Вот она ЭЛИТА! Вот на кого надо равняться! Только работал он для страны, а не горбатился на «хозяина»… Вот где беда современного рабочего класса…
+5
Раньше запросто можно было умереть от дизентерии. Маленькие и потрепанные бумажки в коробке, а за ними судьба. Да, заводы без специалистов превращаются в простые стены с крышей. Не живут заводы без специалистов.
+3
Жаль, нынче этот мукомольный завод — банкрот…
+5
Очень интересно было почитать о судьбе замечательного человека. Спасибо!
+8
На таких тружениках Россия держится.Не на болтунах-политиках, не на казнокрадах-чиновниках, не на вороватых бизнесменах, а на простых трудягах.
+12
Хороший рассказ про достойного человека!
+11
Дай Бог так каждому прожить