«АССА»: Интересные факты о фильме.
В сентябре 1988 года в прокат вышел фильм Сергея Соловьева «Асса», премьера которого прошла еще 1 апреля 1988 года в московском ДК МЭЛЗ.
В фильме приняли участие, снявшись в ролях камео, популярные рок-музыканты (в том числе Виктор Цой), в саундтрек вошли песни Бориса Гребенщикова и группы «Аквариум», Жанны Агузаровой с группой «Браво», группы «Кино». Отчасти поэтому фильм «Асса» стал одним из основных кинематографических произведений русского рока, достигшего пика своего развития во второй половине 1980-х.
Сюжет
Действие фильма происходит в 1980 году, зимой в Ялте. Молодая медсестра Алика (Татьяна Друбич) сходится со своим пациентом Крымовым, который оказывается цеховиком и бандитским «авторитетом». Ожидая любовника в зимней Ялте, она на одну ночь снимает комнату в доме случайного знакомого по имени Бананан.
Постепенно Алика увлекается Банананом и всё меньше времени проводит с Крымовым, вызывая его ревность и раздражение.
Бананан работает ночным сторожем в театре и поёт со своими друзьями в одном из городских ресторанов. Про себя говорит: «Я живу в заповедном мире моих снов».
В руки Крымову попадает снимок Алики и Бананана, сфотографировавшихся вместе в фотоавтомате, что выводит его из себя. Крымов демонстрирует Бананану своё могущество, сначала организовав дальний заплыв в Чёрном море, чуть не закончившийся для Бананана гибелью, а после — подстроив ему крупный выигрыш на ипподроме. Продемонстрировав могущество, Крымов предлагает Бананану временно покинуть Ялту, но тот отказывается, и тогда Крымов отдаёт приказ своим подручным убить парня…
Название фильма
— Кстати, откуда это название «Асса» вообще взялось?
— Это все благодаря Серёже Бугаеву, «Африке». Поначалу фильм назывался «Здравствуй, мальчик Бананан» или ещё как-то, в том смысле, что «здравствуй, новый мальчик». А как-то ночью Серёжа пришёл ко мне и говорит: «Назовите фильм „Асса“!» — «Но почему „Асса“?» — «Не важно, если хотите фильму успеха, назовите „Асса“, — твердит Африка. — А почему, я вам завтра скажу». Только чтобы отвязаться, я пообещал ему. На следующий день он разродился каким-то словоблудием про «чистых» и «нечистых» спасенных тварей, про ветхозаветного Ноя, который, сойдя на землю со своего ковчега, вскричал: «Ас-с-са!!» А потом, поняв, как он меня всем этим утомил, Бугаев сказал: «Ну не хотите так, тогда можете это название рассматривать как аббревиатуру: „Автор Соловьёв Сергей Александрович“».
Места съёмки
Фильм снимался в Ялте зимой 1987 года. Алика и Крымов жили в гостинице «Ореанда». Канатная дорога от набережной Ялты до холма Дарсан стала достопримечательностью города после выхода фильма на экраны. Ресторан, в котором играл Бананан, где обедали Крымов с Аликой, где происходила драка «Майора», куда устраивался на работу Виктор Цой (на место Бананана), находился в правом крыле гостиницы Таврида — рядом с канатной дорогой «Ялта-горка».
Можно также указать на небольшую неточность в фильме. Крымов и Бананан едут из Ялты на Симферопольский ипподром. События фильма происходят в 1980 году, тогда как в Симферополе ипподром прекратил существование еще в начале 1970-х годов. Эпизод снимали на московском ипподроме.
Эпизод с исполнением песни «Хочу перемен» снимался в Зелёном театре ЦПКиО им. Горького в Москве. Вместо оплаты массовки съёмочная группа организовала бесплатный концерт «Кино», в ходе которого и был снят эпизод. В связи со съёмочной спецификой песня исполнялась под фонограмму. Остальной концерт был отыгран вживую. Публика, пришедшая на бесплатный концерт, была так возмущена долгой подготовкой к съёмке сцены, что перевернула пожарную машину, стоявшую наготове по соображениям техники безопасности. Исторические сцены снимались в Михайловском замке в Ленинграде.
Киноляпы
На фуникулёр Алика и Бананан вместе садятся в красную кабинку на гору. Но зрителя сбивают с толку регулярно мелькающие кадры съёмки движения подъемника вниз. При крупных планах Алика сидит в красной кабинке, а Бананан почему-то в синей.
Интересные факты
* Имя главного героя фильма «Бананан» было у персонажа песни «Здравствуй, мальчик Бананан» (прозвучавшей в фильме), сочинённой и исполненной Юрием Чернавским на его известном рок-альбоме «Банановые острова», который был записан в феврале 1983 года.
* Главную героиню зовут Алика — так автор сценария Сергей Ливнев, у которого в то время был роман с актрисой Аликой Смеховой, решил увековечить память о возлюбленной, впоследствии ставшей его женой. Татьяна Друбич устами своей героини Алики в фильме говорит о своем имени: «Дурацкое имя, вот и все. Мама хотела назвать Александрой, а отец — Ликой. Сошлись на среднем. Получилось Алика. Дикость, как, впрочем, любой компромисс».
* По ходу фильма персонажи картины цитируют и исполняют многие литературные и музыкальные произведения.
Фраза Бананана: «Не для денег родившийся футурист Владимир Маяковский» — это упоминание малоизвестного и не сохранившегося фильма Маяковского «Не для денег родившийся» (экранизация романа Джека Лондона «Мартин Иден»)
* В кинотеатре Алика и Бананан смотрят фильм «Тихая улица» с участием Чарли Чаплина.
* Крымов цитирует «Песню о друге» Высоцкого:
* Артисты театра лилипутов исполняют отрывки из оперетты «Сильва» Имре Кальмана.
* В сцене прогулки Крымова, Альберта и Зои по Никитскому ботаническому саду звучит хоральная прелюдия фа-минор «Ich ruf zu dir Herr Jesus Christ» И.С. Баха.
* Негр Витя, изображая иностранного артиста, в вестибюле гостиницы напевает песни Бобби Дарина «Beyond the Sea» и Стинга «Moon over Bourbon Street» (хотя альбом «The Dream of the Blue Turtles» с этой песней вышел только в 1985 году, то есть после событий, описанных в фильме).
* Монолог «Майора» о Гагарине — чистая импровизация актёра Александра Баширова, который не смог запомнить текст, написанный в сценарии.
* Отказ администрации гостиницы «Ореанда» в проведении съёмок удалось уладить только после телеграммы, в отчаянии отправленной Сергеем Соловьёвым на адрес генсека Михаила Горбачёва. Дошедшая по воле случая непосредственно до адресата, телеграмма привела его в такую ярость, что вопрос был немедленно улажен.
* Портрет Брежнева, мимо которого идут персонажи фильма, изготовлен специально для съёмок местным художником. Появление портрета на набережной спустя несколько лет после смерти генсека вызвало у местного населения самые невероятные предположения.
* Идею поместить пальму на вращающийся проигрыватель у Бананана авторы фильма взяли, побывав на шоу-концерте группы «Кабинет», первой группы в СССР, игравшей в стиле ска в середине 1980-х годов.
Виктор Цой на премьере фильма «АССА», 1988 год.
В фильме приняли участие, снявшись в ролях камео, популярные рок-музыканты (в том числе Виктор Цой), в саундтрек вошли песни Бориса Гребенщикова и группы «Аквариум», Жанны Агузаровой с группой «Браво», группы «Кино». Отчасти поэтому фильм «Асса» стал одним из основных кинематографических произведений русского рока, достигшего пика своего развития во второй половине 1980-х.
Сюжет
Действие фильма происходит в 1980 году, зимой в Ялте. Молодая медсестра Алика (Татьяна Друбич) сходится со своим пациентом Крымовым, который оказывается цеховиком и бандитским «авторитетом». Ожидая любовника в зимней Ялте, она на одну ночь снимает комнату в доме случайного знакомого по имени Бананан.
Постепенно Алика увлекается Банананом и всё меньше времени проводит с Крымовым, вызывая его ревность и раздражение.
Бананан работает ночным сторожем в театре и поёт со своими друзьями в одном из городских ресторанов. Про себя говорит: «Я живу в заповедном мире моих снов».
В руки Крымову попадает снимок Алики и Бананана, сфотографировавшихся вместе в фотоавтомате, что выводит его из себя. Крымов демонстрирует Бананану своё могущество, сначала организовав дальний заплыв в Чёрном море, чуть не закончившийся для Бананана гибелью, а после — подстроив ему крупный выигрыш на ипподроме. Продемонстрировав могущество, Крымов предлагает Бананану временно покинуть Ялту, но тот отказывается, и тогда Крымов отдаёт приказ своим подручным убить парня…
Название фильма
— Кстати, откуда это название «Асса» вообще взялось?
— Это все благодаря Серёже Бугаеву, «Африке». Поначалу фильм назывался «Здравствуй, мальчик Бананан» или ещё как-то, в том смысле, что «здравствуй, новый мальчик». А как-то ночью Серёжа пришёл ко мне и говорит: «Назовите фильм „Асса“!» — «Но почему „Асса“?» — «Не важно, если хотите фильму успеха, назовите „Асса“, — твердит Африка. — А почему, я вам завтра скажу». Только чтобы отвязаться, я пообещал ему. На следующий день он разродился каким-то словоблудием про «чистых» и «нечистых» спасенных тварей, про ветхозаветного Ноя, который, сойдя на землю со своего ковчега, вскричал: «Ас-с-са!!» А потом, поняв, как он меня всем этим утомил, Бугаев сказал: «Ну не хотите так, тогда можете это название рассматривать как аббревиатуру: „Автор Соловьёв Сергей Александрович“».
Места съёмки
Фильм снимался в Ялте зимой 1987 года. Алика и Крымов жили в гостинице «Ореанда». Канатная дорога от набережной Ялты до холма Дарсан стала достопримечательностью города после выхода фильма на экраны. Ресторан, в котором играл Бананан, где обедали Крымов с Аликой, где происходила драка «Майора», куда устраивался на работу Виктор Цой (на место Бананана), находился в правом крыле гостиницы Таврида — рядом с канатной дорогой «Ялта-горка».
Можно также указать на небольшую неточность в фильме. Крымов и Бананан едут из Ялты на Симферопольский ипподром. События фильма происходят в 1980 году, тогда как в Симферополе ипподром прекратил существование еще в начале 1970-х годов. Эпизод снимали на московском ипподроме.
Эпизод с исполнением песни «Хочу перемен» снимался в Зелёном театре ЦПКиО им. Горького в Москве. Вместо оплаты массовки съёмочная группа организовала бесплатный концерт «Кино», в ходе которого и был снят эпизод. В связи со съёмочной спецификой песня исполнялась под фонограмму. Остальной концерт был отыгран вживую. Публика, пришедшая на бесплатный концерт, была так возмущена долгой подготовкой к съёмке сцены, что перевернула пожарную машину, стоявшую наготове по соображениям техники безопасности. Исторические сцены снимались в Михайловском замке в Ленинграде.
Киноляпы
На фуникулёр Алика и Бананан вместе садятся в красную кабинку на гору. Но зрителя сбивают с толку регулярно мелькающие кадры съёмки движения подъемника вниз. При крупных планах Алика сидит в красной кабинке, а Бананан почему-то в синей.
Интересные факты
* Имя главного героя фильма «Бананан» было у персонажа песни «Здравствуй, мальчик Бананан» (прозвучавшей в фильме), сочинённой и исполненной Юрием Чернавским на его известном рок-альбоме «Банановые острова», который был записан в феврале 1983 года.
* Главную героиню зовут Алика — так автор сценария Сергей Ливнев, у которого в то время был роман с актрисой Аликой Смеховой, решил увековечить память о возлюбленной, впоследствии ставшей его женой. Татьяна Друбич устами своей героини Алики в фильме говорит о своем имени: «Дурацкое имя, вот и все. Мама хотела назвать Александрой, а отец — Ликой. Сошлись на среднем. Получилось Алика. Дикость, как, впрочем, любой компромисс».
* По ходу фильма персонажи картины цитируют и исполняют многие литературные и музыкальные произведения.
Фраза Бананана: «Не для денег родившийся футурист Владимир Маяковский» — это упоминание малоизвестного и не сохранившегося фильма Маяковского «Не для денег родившийся» (экранизация романа Джека Лондона «Мартин Иден»)
* В кинотеатре Алика и Бананан смотрят фильм «Тихая улица» с участием Чарли Чаплина.
* Крымов цитирует «Песню о друге» Высоцкого:
* Артисты театра лилипутов исполняют отрывки из оперетты «Сильва» Имре Кальмана.
* В сцене прогулки Крымова, Альберта и Зои по Никитскому ботаническому саду звучит хоральная прелюдия фа-минор «Ich ruf zu dir Herr Jesus Christ» И.С. Баха.
* Негр Витя, изображая иностранного артиста, в вестибюле гостиницы напевает песни Бобби Дарина «Beyond the Sea» и Стинга «Moon over Bourbon Street» (хотя альбом «The Dream of the Blue Turtles» с этой песней вышел только в 1985 году, то есть после событий, описанных в фильме).
* Монолог «Майора» о Гагарине — чистая импровизация актёра Александра Баширова, который не смог запомнить текст, написанный в сценарии.
* Отказ администрации гостиницы «Ореанда» в проведении съёмок удалось уладить только после телеграммы, в отчаянии отправленной Сергеем Соловьёвым на адрес генсека Михаила Горбачёва. Дошедшая по воле случая непосредственно до адресата, телеграмма привела его в такую ярость, что вопрос был немедленно улажен.
* Портрет Брежнева, мимо которого идут персонажи фильма, изготовлен специально для съёмок местным художником. Появление портрета на набережной спустя несколько лет после смерти генсека вызвало у местного населения самые невероятные предположения.
* Идею поместить пальму на вращающийся проигрыватель у Бананана авторы фильма взяли, побывав на шоу-концерте группы «Кабинет», первой группы в СССР, игравшей в стиле ска в середине 1980-х годов.
Виктор Цой на премьере фильма «АССА», 1988 год.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
0
Герои «Ассы» были бы такими, мать их, многогранными героями именно потому, что были порождениями именно Советской эпохи. Смешно переливами их творческих душ наделить детей нашей тупо-потреблядской свободной эры
- ↓
+1
Да, хочу сказать, что как начали перестраивать, так процесс развала и происходит. перестроили, и сейчас перестраивают. Это процесс необратим уже. Он называется падение устоев, нравственности и надежд на достойное будущее. Не надо все мерить на колбасу. Сейчас ее много, но она плохого качества, как и качество жизни. Об си ра ют «совок» специально, но сейчас — жить стало хуже, жить стало грустнее...))
- ↓
+4
Горби, можно сказать — английский агент, исполнил задание запада по развалу Союза. При нем все и началось. Я помню другой Союз, все было нормально, и все работали и лечились и учились, и имели планы, и могли их осуществить. Если, говорите, тогда плохо, то сейчас еще хуже, ровно в 1000 раз по деньгам, по работе, которой просто нет. Цены на ЖКХ растут точно 2 раза в год, в этом году еще больше. В октябре еще повысят на ЖКХ, доллар будет под 100 к новому году. Может его на новый год чуть ослабят, но он будет сто! И потом. Мы жили при плановом ведении хозяйства, сейчас — при клановом. Тогда все принадлежало народу и никому в отдельности, сейчас только кое-кому в отдельности, народу ничего. Мы живем сейчас в сфере услуг, и никаких заводов, производств нет. Сейчас идет продолжение дефолта двухтысячных. И мало перспектив. Все практически платное, а доходы такие же мизерные. Пенсии не поднимают. План золотого миллиарда в действии, постепенно сжить со света много-много людей. Ну, вам же хорошо, вы же съездили в Анталию!...))) и едите продукты со знаком качества на букву Г. Раньше были стандарты и Госты. И совесть была. Сейчас нет понятий — честь, совесть, порядочность. Так же как исчез рабочий класс, в виду отсутствия производств. Одежда? Мы одевались всегда как хотели и во что хотели. Я все время ходил в фирменных джинсах, и сейчас тоже. Привык к вранглеру, так он сейчас намного хуже, чем тот, что покупал в Союзе у спекулянтов. Даже сравнивать нельзя, ту спокойную, размеренную, стабильную жизнь с теперешней нервотрепкой. Тогда можно было планировать и свою жизнь и жизнь своих детей. Сейчас одни проблемы- что завтра? Где деньги взять на жизнь? На образование своих детей? И где они смогут работать и как будут содержать свою семью?
- ↓
+1
Мы смотрели и смотрим до сих пор АССУ только из-за Витеньки...!!!
- ↓
+2
Насколько я помню «АССА» расшифровыволся как «Ассоциация Сексуально Свободных Анархистов»
- ↓
+7
Перемен, да ждали! Надоела серая советская действительность, которую показали в этом фильме. Это и есть оборотная сторона СССР. Не все было радужно, как некоторые хотели бы изобразить на этом форуме. Конец 80-х ознаменовался огромной трагедией целой страны. В то время, когда весь цивилизованный мир жил, мы существовали. Давились в очередях за всем, чем только можно. Носили тусклые одежды, нам парили уши о том, как хорошо мы живем на самом деле. Но эпоха информационного потока не утаила бы от рядовых граждан всю красоту нашей планеты, иных стран и континентов. Мы все пели — Перемен!!! Требуют наши сердца!!! Но не дай Бог никому жить в эпоху перемен…
- ↓
+3
Вы напоминаете человека, который говорит:
— Видел я этого знаменитого спортсмена, он еле ходит и зубов нет. Считать его спортсменом могли только потому, что рядом не было других.
И не понимает, что видел спортсмена старым и вышедшим в тираж, а те, кто видел его молодым и в действии, понимают, о чем говорят.
Так и вы. Вы искренне пишете о том, что, видимо, успели застать. Конец 80-х — это закат СССР. Именно тогда появились «тусклые одежды» и «очереди за всем, что можно», а старики плакали, что так плохо не было и после войны. А на форуме вспоминают совсем-совсем другое время. Время, когда СССР еще не был сбит с ног ради идеалов «перестройки». В «эпоху Перемен» как раз было неплохо — весело, во всяком случае. Нудные правила приличия и стандарты общества потребления не были обязательными, как сейчас. А вот результат? Была страна-завод, стала — страна — торговый центр. Не знаю, как сам Горбачев, а герои Ассы, конечно, искренне хотели, как лучше.
- ↑
- ↓
+1
Мы были молоды. Не имели ничего. Нам нечего было терять. Хотелось много информации, музыки, красиво одеваться, хотелось справедливости во всем. Мы были за Перемены, нам было интересно. А вот родители… В перестройку они потеряли все. Жизнь их была фактически прожита, накопления утеряны. Но мы, молодые не утонули в этой пучине. Мы работали и работаем. Мы создали все условия для своих родителей. Они и сейчас кушают то, что им хочется, смотрят огромный телевизор, не стирают вручную, на заботятся о деньгах, т.к. мы их всем обеспечиваем. В принципе, я и сейчас рада. Но не хочу, чтобы сейчас случилось что-то подобное, как в 90-е. Не хочу уже терять нажитое. Вот я к чему пишу это.
- ↑
- ↓
+6
Удивительный вы народ!
Все видели этот фильм и все сегодня возмущаетесь. Этот фильм чего то сломал? Т.е. во круг все стало плохо, но «вы не такие». Я смотрел. Мне понравился. И до сих пор нравится. И русский рок нравится. Страна развалилась не из за этого фильма.
- ↓
+5
Гнусная и вторичная киноподелка. Какая то скрипка, карлики, укурок Бананан, БГ у которого какое то место светится… К слову, цеховик никак не может быть криминальным авторитетом, это скорее дойная корова криминалитета. Порадовал только Баширов, заблевавший весь теплоход да прикольный драгдилер Мамонов. Ну а знал бы Цой чем закончатся перемены которые «требуют наши сердца», уверен, он спел бы по другому. Короче киномусор.
- ↓
0
Драгдилер Мамонов из «Игла».
- ↑
- ↓
+1
Верно, попутал! Для меня киноподелки времен «перестройки» слилились в один фильм
- ↑
- ↓
+4
«Сползает по крыше старик Козлодоев...»
- ↓
0
Очень содержательная песня…
- ↑
- ↓
0
«А ныне, а ныне, попрятались с… ки
За окна отдельных квартир.
Ползёт Козлодоев, мокры его брюки,
Он стар — он желает в сортир.»
Тонкий троллинг, особенно в контексте исполнения в фильме.
- ↑
- ↓
0
Мне также вспомнилась эта песня…
- ↑
- ↓
+9
В 1988 году смотрел-очень понравилось! Теперь понимаю, что идеи продвигавшиеся в таких фильмах были ложными по своей сути… Дождалиь мы блин перемен...(((
- ↓
+5
В песне Цоя текст:
" Красное солнце сгорает дотла,
День догорает с ним,
На пылающий город падает тень."
Цой не ждет перемен в лучшую сторону. Он просто констатирует, что приходит конец «красной» эпохе и грядут перемены.
Кстати, фильм вышел в 1987 году, а «Радио Свобода» в начале 90-х передавало, что на французском Лазурном берегу расположились виллы тех россиян, кто сделал свои состояния в ПЕРВЫЕ 15 МИНУТ ПЕРЕСТРОЙКИ. Когда Цой ждал перемен, для некоторых они уже произошли.
- ↑
- ↓
+3
для этого всё и затевалось… что бы некоторые личности сделали деньги
- ↑
- ↓
+1
Так вы хотели Перемен :) И что жаловаться что вы их получили не в том виде?
- ↑
- ↓