Звезды нашего кино: Фаина Раневская
Она была любима и вождями, и публикой, и критикой. Рузвельт отзывался о ней, как о самой выдающейся актрисе. А Сталин говорил: «Вот товарищ Жаров — хороший актер: понаклеит усики, бакенбарды или нацепит бороду. Все равно сразу видно, что это Жаров. А вот Раневская ничего не наклеивает — и все равно всегда разная»…
Фаина Раневская была всенародной любимицей, ее обожали, перед ней преклонялись, ей подражали. Она обладала потрясающим чувством юмора. Ее афоризмы разлетались по всей стране, ее истории превращались в анекдоты, которые передавались из уст в уста, а метких выражений Фаины Георгиевны побаивались даже советские вожди.
Но, несмотря на сверхпопулярность, не смотря на огромное количество друзей и почитателей, знаменитая актриса была очень одинока в жизни, а ее шутки все чащи становились для нее «смехом сквозь слезы». В быту он была совершенно беспомощна, деньги для нее были «просто бумагой», она часто жаловалась на судьбу… Но при этом всегда оставалась самой собой – неподражаемой Фаиной Раневской.
Раневская стала настоящей легендой отечественного кинематографа. Её слава была ей и наградой и наказанием.Фаина была актрисой от Бога. Актрисой, которая запоминалась зрителям по эпизодическим ролям — увы, кино любило ее только в качестве «характерного персонажа»…
Она не сыграла ни одной великой роли мирового репертуара, однако Британская энциклопедия именно ее имя включила в десятку великих актеров 20-го столетия.
Фаина Георгиевна Раневская (урожденная Фаина Гиршевна Фельдман) родилась 27 августа 1896 года в Таганроге. Окончила таганрогскую Мариинскую женскую гимназию. Театром увлеклась еще в 14 лет и посещала занятия в частной театральной студии А.Ягелло. Раневская — это псевдоним.
В честь чеховской героини. Юная Фаина была так потрясена спектаклем «Вишневый сад», что не обратила внимания на выпавшее из сумочки портмоне. Ветер стал разбрасывать деньги, а она только и сказала: «Красиво летят — как осенние листья». «Вы прямо как Раневская», — изумился ее спутник.
В 1915 году Раневская уехала в Москву, жила в маленькой комнатке на Большой Никитской. Здесь она познакомилась с Мариной Цветаевой, Осипом Мандельштамом, Владимиром Маяковским. Тогда же произошла ее первая встреча с В.И.Качаловым.
После окончания частной театральной школы Раневская играла во многих театрах. Сначала в провинциальных, а затем в московских — Камерный театр, центральный театр Красной Армии, театр драмы (теперь — театр им. Маяковского), театр им. А.с.Пушкина, театр им. Моссовета.
Кинематографический дебют состоялся в 1934 году — в фильме Михаила Ромма «Пышка» (роль госпожи Луазо — склочной, авторитарной дамы). Через три года последовала роль попадьи в фильме «Дума про казака Голоту». В 1939 были съемки «Человека в футляре» (жена инспектора), «Ошибки инженера Кочина» (жена портного Гуревича, Ида).
Затем, в том же 1939 году, был снят «Подкидыш», и с этим фильмом к Раневской пришла невероятная популярность. Были и другие фильмы, и другие роли. В фильме «Весна» режиссер Александров предложил Раневской самой сделать себе роль, и так родился очаровательный разговор по телефону: «Скорую помощь! Помощь скорую! Кто больной? Я больной! Лев Маргаритович. Маргарит Львович...».
Ну а мачеха в «Золушке» стала очередным шедевром в исполнении Раневской. Это поразительный персонаж — при всей ее явной негативности, она вызывает настоящее восхищение. И все благодаря Фаине Раневской, которая не только исполнила, но дополнила, придумала фактически эту роль, сделала ее живой и запоминающейся.
ОНА БЫЛА любима и вождями, и публикой, и критикой. Рузвельт отзывался о ней, как о самой выдающейся актрисе. А Сталин говорил: «Вот товарищ Жаров — хороший актер: понаклеит усики, бакенбарды или нацепит бороду. Все равно сразу видно, что это Жаров.
А вот Раневская ничего не наклеивает — и все равно всегда разная». Этот отзыв ей пересказал Сергей Эйзенштейн, для чего разбудил ее ночью, вернувшись с одного из просмотров у Сталина. После звонка Раневской надо было разделить с кем-то свои чувства, и она надела поверх рубашки пальто и пошла во двор — будить дворника, с которым они и распили на радостях бутылочку.
Во времена ее молодости еще было деление на амплуа, и Осип Абдулов говорил, что она и героиня, и травести, и гранд-кокетт, и благородный отец, и герой-любовник, и фат, и простак, и субретка, и драматическая старуха, и злодей. Словом, Раневская — целая труппа, считал Абдулов. Но это было неверно. Лирические роли удавались ей хуже, ее коньком было сочетание трагического и комического, эксцентричность, соединенная с психологической глубиной.
Ее любимыми словами были «жопа» и «говно». «Я не пью, больше не курю и никогда не изменяла мужу — потому что у меня его никогда не было», — сказала она одному журналисту. «Так что ж, значит, у вас совсем нет недостатков?» — «В общем, нет. Правда, у меня большая жопа и я иногда немножко привираю».
Фаина Раневская была удивительнейшим человеком. Ее чувство юмора поразительно и захватывающе. Она — автор многочисленных афоризмов (кстати, была издана книга афоризмов от Фаины Раневской), которые очень точно характеризуют ее отношение к жизни, людям, кино и театру.
С Любовью Орловой они были, можно сказать, приятельницами, но и в ее адрес Раневская позволяла себе шуточки. От безобидной («Шкаф Любови Петровны так забит нарядами, что моль, живущая в нем, никак не может научиться летать») до колкого передразнивания («Ну что, в самом деле, Чаплин, Чаплин- Какой раз хочу посмотреть, во что одета его жена, а она опять в своем беременном платье! Поездка прошла совершенно впустую»).
Особое внимание обращает на себя одиночество Раневской. Она, известная актриса, была всю жизнь трагически одинока. Раневская никогда не была замужем. Как-то у нее поинтересовались — были ли в ее жизни хотя бы какие-нибудь романы. В ответ Раневская рассказала случай «юных лет».
Когда она работала в труппе одного из провинциальных театров, то была влюблена «до потери памяти» в одного из актеров — красавца и ловеласа. Однажды предмет обожания заявил Раневской, что придет к ней домой. Девушка принарядилась, накрыла на стол. Актер пришел. Пьяный и с женщиной. На этом-то вся любовь Раневской закончилась.
«С тех пор не то, что влюбиться, смотреть на них не могу: гады и мерзавцы!», — говорила она. Правда, это не мешало актрисе иметь хороших друзей мужского пола. Хотя это отнюдь не избавляло от одиночества.
В начале 60-х годов был в жизни Раневской неодинокий период — к ней переехала сестра, Изабелла Георгиевна Аплеен (похоронив мужа, она тоже осталась одна). Но это продолжалось недолго — у Изабеллы обнаружили рак, и в 1964 она умерла. Раневская все время ухаживала за сестрой, но и лучшие врачи ничего не смогли сделать.
Интересно, что многие фильмы запомнились зрителям именно благодаря Раневской, хотя ее роли чаще всего были эпизодическими. Но две минуты экранного времени Раневской значили для фильма куда больше, чем все главные персонажи.
Она прожила очень долгую жизнь — если считать «по головам правителей», то в этот отрезок времени вместятся несколько эпох: Ленин, Сталин, Хрущев, Брежнев: Популярная в народе фраза: «Муля, не нервируй меня» — стала ее проклятием, а эпизодические роли — даже они! — доставались все реже и реже.
Фаина Георгиевна защищалась от реальности как могла — в частности, она во всем старалась увидеть смешное. Именно поэтому она стала для нас, после многочисленных публикаций ее высказываний и афоризмов, одной из самых потрясающих женщин уходящего столетия. Своим ироническим талантом она воспользовалась настолько полно (в отличие от таланта артистического), что даже сейчас мы бездумно повторяем многие ее фразы: Это ли не есть истинное бессмертие?
Незадолго до смерти Раневской режиссер-документалист Марианна Таврог решила снять великую актрису в своей серии «Старые мастера» (в серию вошли кинопортреты Марка Прудкина, Верико Анджапаридзе и еще нескольких титанов из «уходящей натуры»). Фаина Георгиевна наотрез отказалась рассказывать перед камерой о том, как работала над ролями, и вообще сниматься.
Марианна Таврог ходила к ней день за днем целый месяц и наконец решила схитрить. Сказала, что снимет только фотографии на стенах (а у Раневской в доме их было много, и она общалась с ними — это был ее мир). Фаина Георгиевна согласилась рассказать про тех, кто там запечатлен, и тогда в доме появились кинооператор с камерой, осветитель и критик Наталья Крымова. Крымова в кадре задавала свои вопросы, а Раневская отвечала, забыв про съемку… То была последняя встреча зрителя с ней.
Умерла Фаина Раневская 19 июля 1984 года и была похоронена в некрополе Донского монастыря — вместе с сестрой Изабеллой. А ее чудесные фильмы продолжают приносить радость зрителям.
Интересные факты
Крылатую фразу из фильма Подкидыш «Муля, не нервируй меня!» придумала Рина Зелёная. Всю оставшуюся жизнь «Муля» преследовал Раневскую: так кричали мальчишки при виде её на улицах, эту фразу первой вспоминали при знакомстве с ней.
Даже Брежнев на вручении ей в 1976 году (в связи с 80-летием) ордена Ленина вместо приветствия сказал: «А вот идёт наш Муля, не нервируй меня!». Раневская ответила: «Леонид Ильич, так ко мне обращаются или мальчишки, или хулиганы!». Генсек смутился и добавил: «Простите, но я вас очень люблю».
Фаина всегда была самокритичной, ей принадлежит известное высказывание: «Талант — это неуверенность в себе и мучительное недовольство собой и своими недостатками, чего я никогда не встречала у посредственности».
Худсоветы и комиссии, в присутствии которых приходилось играть, в то время были обычным делом, когда вместо любящей артиста аудитории на него смотрели «вершители судеб». Часто после таких выступлений артист находился «в зажиме», но никак не Раневская: «Играю скверно, смотрит комитет по Сталинским премиям. Отвратительное ощущение экзамена».
Раневская очень боялась, что ей могут предложить сотрудничать с КГБ — в то время это было распространено. Один её знакомый посоветовал в случае, если такое предложение поступит, сказать, что она кричала во сне. Тогда она не подойдёт для сотрудничества и предложение будет снято.
Однажды, когда Фаина Георгиевна работала в Театре имени Моссовета, к ней обратился парторг театра с предложением вступить в партию. «Ой, что вы, голубчик! Я не могу: я кричу во сне!» — воскликнула Раневская. Слукавила она или действительно перепутала эти департаменты, можно только догадываться.
Раневская переживала трагическую смерть Соломона Михоэлса, их связывала искренняя дружба. В своих воспоминаниях актриса описывает один диалог, в котором с присущим только ей юмором она сказала Михоэлсу:
«Есть люди, в которых живёт Бог, есть люди, в которых живёт дьявол, а есть люди, в которых живут только глисты. В Вас живёт Бог!». На что режиссёр ответил: «Если во мне живёт Бог, то Он в меня сослан». (14 января, 1948 год).
Фаина Раневская была всенародной любимицей, ее обожали, перед ней преклонялись, ей подражали. Она обладала потрясающим чувством юмора. Ее афоризмы разлетались по всей стране, ее истории превращались в анекдоты, которые передавались из уст в уста, а метких выражений Фаины Георгиевны побаивались даже советские вожди.
Но, несмотря на сверхпопулярность, не смотря на огромное количество друзей и почитателей, знаменитая актриса была очень одинока в жизни, а ее шутки все чащи становились для нее «смехом сквозь слезы». В быту он была совершенно беспомощна, деньги для нее были «просто бумагой», она часто жаловалась на судьбу… Но при этом всегда оставалась самой собой – неподражаемой Фаиной Раневской.
Раневская стала настоящей легендой отечественного кинематографа. Её слава была ей и наградой и наказанием.Фаина была актрисой от Бога. Актрисой, которая запоминалась зрителям по эпизодическим ролям — увы, кино любило ее только в качестве «характерного персонажа»…
Она не сыграла ни одной великой роли мирового репертуара, однако Британская энциклопедия именно ее имя включила в десятку великих актеров 20-го столетия.
Фаина Георгиевна Раневская (урожденная Фаина Гиршевна Фельдман) родилась 27 августа 1896 года в Таганроге. Окончила таганрогскую Мариинскую женскую гимназию. Театром увлеклась еще в 14 лет и посещала занятия в частной театральной студии А.Ягелло. Раневская — это псевдоним.
В честь чеховской героини. Юная Фаина была так потрясена спектаклем «Вишневый сад», что не обратила внимания на выпавшее из сумочки портмоне. Ветер стал разбрасывать деньги, а она только и сказала: «Красиво летят — как осенние листья». «Вы прямо как Раневская», — изумился ее спутник.
В 1915 году Раневская уехала в Москву, жила в маленькой комнатке на Большой Никитской. Здесь она познакомилась с Мариной Цветаевой, Осипом Мандельштамом, Владимиром Маяковским. Тогда же произошла ее первая встреча с В.И.Качаловым.
После окончания частной театральной школы Раневская играла во многих театрах. Сначала в провинциальных, а затем в московских — Камерный театр, центральный театр Красной Армии, театр драмы (теперь — театр им. Маяковского), театр им. А.с.Пушкина, театр им. Моссовета.
Кинематографический дебют состоялся в 1934 году — в фильме Михаила Ромма «Пышка» (роль госпожи Луазо — склочной, авторитарной дамы). Через три года последовала роль попадьи в фильме «Дума про казака Голоту». В 1939 были съемки «Человека в футляре» (жена инспектора), «Ошибки инженера Кочина» (жена портного Гуревича, Ида).
Затем, в том же 1939 году, был снят «Подкидыш», и с этим фильмом к Раневской пришла невероятная популярность. Были и другие фильмы, и другие роли. В фильме «Весна» режиссер Александров предложил Раневской самой сделать себе роль, и так родился очаровательный разговор по телефону: «Скорую помощь! Помощь скорую! Кто больной? Я больной! Лев Маргаритович. Маргарит Львович...».
Ну а мачеха в «Золушке» стала очередным шедевром в исполнении Раневской. Это поразительный персонаж — при всей ее явной негативности, она вызывает настоящее восхищение. И все благодаря Фаине Раневской, которая не только исполнила, но дополнила, придумала фактически эту роль, сделала ее живой и запоминающейся.
ОНА БЫЛА любима и вождями, и публикой, и критикой. Рузвельт отзывался о ней, как о самой выдающейся актрисе. А Сталин говорил: «Вот товарищ Жаров — хороший актер: понаклеит усики, бакенбарды или нацепит бороду. Все равно сразу видно, что это Жаров.
А вот Раневская ничего не наклеивает — и все равно всегда разная». Этот отзыв ей пересказал Сергей Эйзенштейн, для чего разбудил ее ночью, вернувшись с одного из просмотров у Сталина. После звонка Раневской надо было разделить с кем-то свои чувства, и она надела поверх рубашки пальто и пошла во двор — будить дворника, с которым они и распили на радостях бутылочку.
Во времена ее молодости еще было деление на амплуа, и Осип Абдулов говорил, что она и героиня, и травести, и гранд-кокетт, и благородный отец, и герой-любовник, и фат, и простак, и субретка, и драматическая старуха, и злодей. Словом, Раневская — целая труппа, считал Абдулов. Но это было неверно. Лирические роли удавались ей хуже, ее коньком было сочетание трагического и комического, эксцентричность, соединенная с психологической глубиной.
Ее любимыми словами были «жопа» и «говно». «Я не пью, больше не курю и никогда не изменяла мужу — потому что у меня его никогда не было», — сказала она одному журналисту. «Так что ж, значит, у вас совсем нет недостатков?» — «В общем, нет. Правда, у меня большая жопа и я иногда немножко привираю».
Фаина Раневская была удивительнейшим человеком. Ее чувство юмора поразительно и захватывающе. Она — автор многочисленных афоризмов (кстати, была издана книга афоризмов от Фаины Раневской), которые очень точно характеризуют ее отношение к жизни, людям, кино и театру.
С Любовью Орловой они были, можно сказать, приятельницами, но и в ее адрес Раневская позволяла себе шуточки. От безобидной («Шкаф Любови Петровны так забит нарядами, что моль, живущая в нем, никак не может научиться летать») до колкого передразнивания («Ну что, в самом деле, Чаплин, Чаплин- Какой раз хочу посмотреть, во что одета его жена, а она опять в своем беременном платье! Поездка прошла совершенно впустую»).
Особое внимание обращает на себя одиночество Раневской. Она, известная актриса, была всю жизнь трагически одинока. Раневская никогда не была замужем. Как-то у нее поинтересовались — были ли в ее жизни хотя бы какие-нибудь романы. В ответ Раневская рассказала случай «юных лет».
Когда она работала в труппе одного из провинциальных театров, то была влюблена «до потери памяти» в одного из актеров — красавца и ловеласа. Однажды предмет обожания заявил Раневской, что придет к ней домой. Девушка принарядилась, накрыла на стол. Актер пришел. Пьяный и с женщиной. На этом-то вся любовь Раневской закончилась.
«С тех пор не то, что влюбиться, смотреть на них не могу: гады и мерзавцы!», — говорила она. Правда, это не мешало актрисе иметь хороших друзей мужского пола. Хотя это отнюдь не избавляло от одиночества.
В начале 60-х годов был в жизни Раневской неодинокий период — к ней переехала сестра, Изабелла Георгиевна Аплеен (похоронив мужа, она тоже осталась одна). Но это продолжалось недолго — у Изабеллы обнаружили рак, и в 1964 она умерла. Раневская все время ухаживала за сестрой, но и лучшие врачи ничего не смогли сделать.
Интересно, что многие фильмы запомнились зрителям именно благодаря Раневской, хотя ее роли чаще всего были эпизодическими. Но две минуты экранного времени Раневской значили для фильма куда больше, чем все главные персонажи.
Она прожила очень долгую жизнь — если считать «по головам правителей», то в этот отрезок времени вместятся несколько эпох: Ленин, Сталин, Хрущев, Брежнев: Популярная в народе фраза: «Муля, не нервируй меня» — стала ее проклятием, а эпизодические роли — даже они! — доставались все реже и реже.
Фаина Георгиевна защищалась от реальности как могла — в частности, она во всем старалась увидеть смешное. Именно поэтому она стала для нас, после многочисленных публикаций ее высказываний и афоризмов, одной из самых потрясающих женщин уходящего столетия. Своим ироническим талантом она воспользовалась настолько полно (в отличие от таланта артистического), что даже сейчас мы бездумно повторяем многие ее фразы: Это ли не есть истинное бессмертие?
Незадолго до смерти Раневской режиссер-документалист Марианна Таврог решила снять великую актрису в своей серии «Старые мастера» (в серию вошли кинопортреты Марка Прудкина, Верико Анджапаридзе и еще нескольких титанов из «уходящей натуры»). Фаина Георгиевна наотрез отказалась рассказывать перед камерой о том, как работала над ролями, и вообще сниматься.
Марианна Таврог ходила к ней день за днем целый месяц и наконец решила схитрить. Сказала, что снимет только фотографии на стенах (а у Раневской в доме их было много, и она общалась с ними — это был ее мир). Фаина Георгиевна согласилась рассказать про тех, кто там запечатлен, и тогда в доме появились кинооператор с камерой, осветитель и критик Наталья Крымова. Крымова в кадре задавала свои вопросы, а Раневская отвечала, забыв про съемку… То была последняя встреча зрителя с ней.
Умерла Фаина Раневская 19 июля 1984 года и была похоронена в некрополе Донского монастыря — вместе с сестрой Изабеллой. А ее чудесные фильмы продолжают приносить радость зрителям.
Интересные факты
Крылатую фразу из фильма Подкидыш «Муля, не нервируй меня!» придумала Рина Зелёная. Всю оставшуюся жизнь «Муля» преследовал Раневскую: так кричали мальчишки при виде её на улицах, эту фразу первой вспоминали при знакомстве с ней.
Даже Брежнев на вручении ей в 1976 году (в связи с 80-летием) ордена Ленина вместо приветствия сказал: «А вот идёт наш Муля, не нервируй меня!». Раневская ответила: «Леонид Ильич, так ко мне обращаются или мальчишки, или хулиганы!». Генсек смутился и добавил: «Простите, но я вас очень люблю».
Фаина всегда была самокритичной, ей принадлежит известное высказывание: «Талант — это неуверенность в себе и мучительное недовольство собой и своими недостатками, чего я никогда не встречала у посредственности».
Худсоветы и комиссии, в присутствии которых приходилось играть, в то время были обычным делом, когда вместо любящей артиста аудитории на него смотрели «вершители судеб». Часто после таких выступлений артист находился «в зажиме», но никак не Раневская: «Играю скверно, смотрит комитет по Сталинским премиям. Отвратительное ощущение экзамена».
Раневская очень боялась, что ей могут предложить сотрудничать с КГБ — в то время это было распространено. Один её знакомый посоветовал в случае, если такое предложение поступит, сказать, что она кричала во сне. Тогда она не подойдёт для сотрудничества и предложение будет снято.
Однажды, когда Фаина Георгиевна работала в Театре имени Моссовета, к ней обратился парторг театра с предложением вступить в партию. «Ой, что вы, голубчик! Я не могу: я кричу во сне!» — воскликнула Раневская. Слукавила она или действительно перепутала эти департаменты, можно только догадываться.
Раневская переживала трагическую смерть Соломона Михоэлса, их связывала искренняя дружба. В своих воспоминаниях актриса описывает один диалог, в котором с присущим только ей юмором она сказала Михоэлсу:
«Есть люди, в которых живёт Бог, есть люди, в которых живёт дьявол, а есть люди, в которых живут только глисты. В Вас живёт Бог!». На что режиссёр ответил: «Если во мне живёт Бог, то Он в меня сослан». (14 января, 1948 год).
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
+8
Посредственности обладают сильнейшей уверенностью в себе. Точно сказано.
- ↓
+12
я Вам скажу — непосредственности тоже.
- ↑
- ↓