Танго смерти

Во время пыток, истязаний и расстрелов в концентрационном лагере «Яновский» (г. Львов), всегда играла музыка. Оркестр состоял из заключенных, они играли одну и ту же мелодию – «Танго смерти». Автор этого произведения остался неизвестным.
В числе оркестрантов были – профессор Львовской государственной консерватории Штрикс, дирижер оперы Мунт и другие известные музыканты. На территории Львовской области был сооружен Яновский лагерь. Стоя сомкнутыми кругом, под вопли и крики истязаемых жертв играли они по несколько часов одну и ту же мелодию – «Танго смерти».
Любители музыки… Вот они на давней фотобумаге. За оркестрантами. Шестеро группкой за оживленной, мирной вроде беседой. Две фуражки с высокими тульями — офицеры. На одном светлый, с иголочки, френч, руку с зажатыми в ладонь безукоризненными перчатками он заложил за спину. Еще четверо в черных мундирах СС и черных пилотках. На Нюрнбергском процессе в качестве одного из обвинительных документов фигурировала фотографии оркестра заключенных концлагеря «Яновский» ( г.Львов ). Фотограф запечатлел момент исполнения оркестром «Танго смерти» во время казни узников. После обыска и обнаружения этой фотографии его повесили, а оркестр заставили играть танго около виселицы. Автор фото — заключенный Штрайнберг — работник канцелярии лагеря.
Об объекте съемки скупо повествует «Меморандум прокурора» 1944 года:
«Разогнав львовскую консерваторию и филармонию, оккупанты большинство профессоров музыки арестовали и загнали в Яновский лагерь».
Из документов Нюрнбергского процесса, том третий: «Комендант Яновского лагеря оберштурмфюрер Вильгауз ради спорта и ради развлечения жены и дочери систематически стрелял из автомата с балкона канцелярии лагеря в заключенных, которые работали в мастерских. Потом передавал автомат своей жене, и она также стреляла. Иногда, дабы развлечь свою девятилетнюю дочь, Вильгауз заставлял подбрасывать в воздух 2—4-летних детей и стрелял в них. Дочь аплодировала и кричала: «Папа, еще, папа, еще!», и он стрелял».
Оркестр играл «Танго смерти». Начальник лагеря любил музыку. Он любил слушать оркестр во время расстрелов. Вальс Штрауса. Ему было потешно наблюдать, как неловко падали на землю люди под беззаботные звуки его игривых мелодий. Для повешенных — танго. Ну а во время истязаний что-то энергичное, например, фокстрот. А вечером оркестр играет под его окнами. Что-то величественное, может, Бетховена. Играет час, второй. Это уже истязание для музыкантов. Деревенеют руки скрипачей, тоненькими струйками струится кровь из раненных губ трубачей…»

«Танго смерти»… Для тысяч и тысяч та слащавая мелодия была последним звуком мира.


Произошла эта трагедия накануне освобождения Львова частями Красной Армии, когда немцы стали ликвидировать Яновский лагерь. В этот день 40 человек из оркестра выстроили, и круг их окружила плотным кольцом вооруженная охрана лагеря. Раздалась команда «Музик!» — и дирижер оркестра Мунт, как обычно, взмахнул рукой. И тут же прогремел выстрел – Это первым пал от пули дирижер львовской оперы Мунт. Но звуки «танго» продолжали звучать над бараками. По приказу коменданта каждый оркестрант выходил в центр круга, клал свой инструмент на землю, раздевался догола, после этого раздавался выстрел, человек падал мертвым.
Бараки. Плац. И музыканты.
Яновский лагерь. Смерть людей.
Под музыку велели оккупанты
Стрелять в людей. Так веселей!

Над серым плацем скрипки зарыдали,
В бараках люди, цепенея, ждали.
Опять расстрел! Вгрызалось в души «танго».
О, «танго смерти», «танго смерти»!

Пощады — нет.
Два года — двести тысяч павших.
Под «танго смерти» шёл расстрел.
И музыкантов, порохом пропахших,
Ждал скорбный, как и всех, удел.

Над серым плацем скрипки зарыдали,
В бараках люди, цепенея, ждали.
Опять расстрел! Вгрызалось в души «танго».
О, «танго смерти», «танго смерти»!

Пощады — нет.
Остались сорок оркестрантов,
Играют «танго». Их черёд!
Под громкий смех и говор оккупантов,
Раздевшись, падают на лёд.

Над серым плацем скрипки не рыдали…
Фашистов вышибли и смяли,
Но на Земле фашизм живёт.
И где-то вновь стреляют, как стреляли…
Людская кровь течёт, течёт…

Над всей Землёю скрипки всё рыдают.
Под звёздным небом люди умирают…
Опять расстрел! Терзает души «танго».
О, «танго смерти», «танго смерти»!
Забвенья — нет!


« Детские мечты о будущей профессии
Катюша против немецкого Ванюши »
  • +76

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

0
Это должны знать все, да-бы не поторялись ужасы фашиского правления.
0
www.youtube.com/watch?v=iJXFLE1kR2o
0
Танго смерти включил сам человек с момента убийства Авеля Каином и по ныне, но уже в огромнейших масштабах под звуки «марша смерти» и со сторонним наблюдением, свинячим визгом «высшего удовольствия».А коли есть свинячий визг высшего удовольствия, подкрепленный финансовой мощью, этот театр никогда не прекратится, ибо слишком слаба противоположная защитная сторона, но не так страшен Голиаф, как это видится глазами человека.
+3
Мне страшно читать некоторые комменты. ПОЧЕМУ ЭТО происходило? Да потому что фашизм человеконенавистническая идеология. ВАС ВСЕХ что в гугле забанили? Вы что читать не умеете? Есть масса литературы о концлагерях, воспоминания выживших, опубликованные НА РУССКОМ, немецком, английском, французском, итальянском, польском и др. языках в 60-е гг. ХХ века во множестве стран. Господи, дожили. Да посмотрите на ю-тубе фильм «О чём с тобой можно трахаться». Поколение тупых неучей, баблорубов и равнодушных.
0
Без отца рос?
+2
Читать книг надо было больше в жизни. Это не бред, бывали случаи и пострашнее, а таким, как вы надо не отрицать того, что не знаете, а ещё учиться в средней школе.
+8
потомки этих нелюдей сейчас зверствуют на украине
+1
Жгут людей заживо. К примеру.
+8
Певец Вадим Козин до конца дней люто ненавидел «Цыганочку». Он утверждал, что ее исполняли при казнях немцами цыган.
+9
Это происходило потому, что те. кто несет зло и смерть, являются представителями темных сил, дьявола. Деяния которого известны с незапамятных времен. Все описано в писаниях, духовной литературе. И про демонические личности написано в ведах. Когда человек с испорченной душой, или пораженной искушениями, качественно меняется и является величайшим носителем зла. Дух этот заразителен. Людей формирует — фон, среда, окружение. Вырастающий во зле, несет зло. И потом, закон духа такой — подобное притягивает подобное. В Физике наоборот, подобное отталкивается, разноименные заряды притягиваются. Потому, важно для развития страны, общества — формировать нормальных, здоровых людей, и душой и телом здоровых, с нравственным воспитанием. Это и правильная литература и искусство, и культура. Думаю понятно объяснил!
+9
  • avatar
  • rdk06
Играли, потому что любой человек надеется на чудо, перед лицом смерти он продолжает верить. Играли потому что были сильные духом, перед лицом смерти не истерили.
-3
ПОЧЕМУ они играли? Ведь знали, что погибнут… Не понимаю…
0
Кто подобного не переживал, тот и не поймёт.