Советская Пасха
Если вы спросите у бабушек и дедушек, а как же проходила Пасха в СССР, то они скажут: «странно». В семьях, где церковные праздники отмечались по инерции, Пасха вообще проходила мимоходом, а все потому, что вместо религиозных праздников предлагались, например «КРАСНЫЕ ПАСХИ»…
В 20-х годах, в то время, на которое приходилось празднование пасхи, для молодежи организовывались «комсомольские пасхи», «коммунистические крестные ходы» и даже факельные шествия антирелигиозного направления…
Через 50 лет, факельные шествия заменили ночными дискотеками и специальными показами особенно популярных, чаще всего иностранных фильмов. Конечно, молодежь предпочитала захватывающий, яркий, динамичный фильм с хорошей музыкой и красивыми актерами непонятному стоянию в церквях под низкие голоса старославянских псалмов и нестройные блеяния бабушек на подпевке.
К 80-м годам сложился необычный, кстати, не поддерживаемый церковью, обычай в дни Пасхи навещать усопших на кладбище. Тем самым религиозным людям как бы удавалось поговорить с Богом, не привлекая внимания партийной ячейки.
Ну, а продуктовая отрасль отреагировала по-своему, в магазинах, как раз к этому времени, появлялся «Весенний» кекс, который и внешне, и по вкусу был один в один праздничным пасхальным куличом.
Так что, не смотря на то, что советская власть старалась отвернуть молодежь от церквей, они дипломатично старалась не противопоставлять коммунистическую молодежь родительским требованиям. Нужно, что бы в этот день на столе были куличи — покупайте кекс «Весенний»!
Как и большинство моих сверстников я вырос без настоящей, одухотворённой Пасхи. Что это за праздник, о чём он, для чего – этого я долгое время не знал. Никаких упоминаний о светлом празднике в СМИ тогда не было. Даже предварительно узнать дату Пасхи было непросто, не говоря уж о более существенных моментах.
Дома у нас на Пасху стараниями мамы всегда были крашеные яйца, ветки вербочки в вазе и кулич. Кулич официально именовался «Весенним» и продавался только в пасхальные дни. Сами мы его никогда не пекли, покупали в соседней булочной.
На следующий день после Пасхи, в понедельник мы, дети несли несъеденные яйца с собой в школу «на обед» и на подарки друзьям. На самом деле нам, ученикам младших классов, не терпелось узнать, чья же скорлупа окажется крепче. – Мы устраивали своеобразные турниры, ударяя яйцо о яйцо. А вот есть эти яйца не очень-то и хотелось. Но выкидывать еду тогда было не принято. Так что мы ели, как говорится, через «не хочу».
Однажды отец рассказал мне, что на Пасху люди приветствуют друг друга словами: «Христос воскресе! – Воистину воскресе!» А ещё они «христосаются», т.е. троекратно целуются.
Я с некоторой долей сомнения выслушал рассказ отца. – На улицах Москвы моего детства таких странных обычаев никто не соблюдал. Да, и слово какое-то странное, воскресе… Но чуть позже в советском художественном фильме о царской России я к своему удивлению увидел людей, которые действительно говорили друг другу «Христос воскресе» и троекратно лобызались прямо на улице.
Но больше всего о Пасхе я узнал от своего дедушки по материнской линии, Ивана Ефимовича Воробьёва. Он был родом из Мценского района Орловской области, из крестьян. Он прекрасно помнил все деревенские традиции и очень живо их описывал.
Но дедушка не любил вспоминать «на заказ». Если я хотел что-то узнать, то мне надо было терпеливо ждать, когда он будет в настроении для воспоминаний. И только тогда можно было аккуратно задавать ему наводящие вопросы.
Однажды в такое благоприятное для воспоминаний время дедушка стал рассказывать про Пасху в деревне до коллективизации – про торжественное богослужение, колокольный звон и особые пасхальные угощения. Больше всего меня заинтриговал его рассказ о катании яиц, которым любили заниматься крестьянские дети. Я несколько раз его переспрашивал, но так и не смог полностью понять, что же это была за забава.
И вот, я нашёл в интернете такую информацию: «Еще одной любимой забавой [крестьян на Пасху] было катание яиц. Яйца катали с какого-нибудь бугорочка или делали специальные лоточки. Если скатившееся яйцо ударялось о какое-нибудь из лежащих на земле, играющий брал это яйцо себе. В XVII в. были выпущены указы, запрещающие крестьянам биться пасхальными яйцами, поскольку этот обычай не имеет ничего общего с догматами веры. Но указы не принесли никаких результатов»
Моё последнее воспоминание о советской Пасхе связано с дискотекой. Чтобы отвлечь старшеклассников и студентов от Церкви во дворцах молодёжи в пасхальную субботу стали устраивать ночные танцы – что-то уникальное для тех лет, когда молодёжные мероприятия заканчивались рано. В каком-то смысле это был «атеизм с человеческим лицом».
Милиция уже не гоняла молодых участником крестного хода, а светские власти пытались ограничить церковное влияние на молодёжь с помощью развлечений.
В ту Пасху друзья мои радовались предстоящим ночным дискотекам и приглашали меня. Но я не пошёл.
А на следующий год мы с родителями в изумлении смотрели по Центральному телевидению первую трансляцию пасхального богослужения. Начиналось новое время…
Сергей СОСЕДКИН
В 20-х годах, в то время, на которое приходилось празднование пасхи, для молодежи организовывались «комсомольские пасхи», «коммунистические крестные ходы» и даже факельные шествия антирелигиозного направления…
Через 50 лет, факельные шествия заменили ночными дискотеками и специальными показами особенно популярных, чаще всего иностранных фильмов. Конечно, молодежь предпочитала захватывающий, яркий, динамичный фильм с хорошей музыкой и красивыми актерами непонятному стоянию в церквях под низкие голоса старославянских псалмов и нестройные блеяния бабушек на подпевке.
К 80-м годам сложился необычный, кстати, не поддерживаемый церковью, обычай в дни Пасхи навещать усопших на кладбище. Тем самым религиозным людям как бы удавалось поговорить с Богом, не привлекая внимания партийной ячейки.
Ну, а продуктовая отрасль отреагировала по-своему, в магазинах, как раз к этому времени, появлялся «Весенний» кекс, который и внешне, и по вкусу был один в один праздничным пасхальным куличом.
Так что, не смотря на то, что советская власть старалась отвернуть молодежь от церквей, они дипломатично старалась не противопоставлять коммунистическую молодежь родительским требованиям. Нужно, что бы в этот день на столе были куличи — покупайте кекс «Весенний»!
Как и большинство моих сверстников я вырос без настоящей, одухотворённой Пасхи. Что это за праздник, о чём он, для чего – этого я долгое время не знал. Никаких упоминаний о светлом празднике в СМИ тогда не было. Даже предварительно узнать дату Пасхи было непросто, не говоря уж о более существенных моментах.
Дома у нас на Пасху стараниями мамы всегда были крашеные яйца, ветки вербочки в вазе и кулич. Кулич официально именовался «Весенним» и продавался только в пасхальные дни. Сами мы его никогда не пекли, покупали в соседней булочной.
На следующий день после Пасхи, в понедельник мы, дети несли несъеденные яйца с собой в школу «на обед» и на подарки друзьям. На самом деле нам, ученикам младших классов, не терпелось узнать, чья же скорлупа окажется крепче. – Мы устраивали своеобразные турниры, ударяя яйцо о яйцо. А вот есть эти яйца не очень-то и хотелось. Но выкидывать еду тогда было не принято. Так что мы ели, как говорится, через «не хочу».
Однажды отец рассказал мне, что на Пасху люди приветствуют друг друга словами: «Христос воскресе! – Воистину воскресе!» А ещё они «христосаются», т.е. троекратно целуются.
Я с некоторой долей сомнения выслушал рассказ отца. – На улицах Москвы моего детства таких странных обычаев никто не соблюдал. Да, и слово какое-то странное, воскресе… Но чуть позже в советском художественном фильме о царской России я к своему удивлению увидел людей, которые действительно говорили друг другу «Христос воскресе» и троекратно лобызались прямо на улице.
Но больше всего о Пасхе я узнал от своего дедушки по материнской линии, Ивана Ефимовича Воробьёва. Он был родом из Мценского района Орловской области, из крестьян. Он прекрасно помнил все деревенские традиции и очень живо их описывал.
Но дедушка не любил вспоминать «на заказ». Если я хотел что-то узнать, то мне надо было терпеливо ждать, когда он будет в настроении для воспоминаний. И только тогда можно было аккуратно задавать ему наводящие вопросы.
Однажды в такое благоприятное для воспоминаний время дедушка стал рассказывать про Пасху в деревне до коллективизации – про торжественное богослужение, колокольный звон и особые пасхальные угощения. Больше всего меня заинтриговал его рассказ о катании яиц, которым любили заниматься крестьянские дети. Я несколько раз его переспрашивал, но так и не смог полностью понять, что же это была за забава.
И вот, я нашёл в интернете такую информацию: «Еще одной любимой забавой [крестьян на Пасху] было катание яиц. Яйца катали с какого-нибудь бугорочка или делали специальные лоточки. Если скатившееся яйцо ударялось о какое-нибудь из лежащих на земле, играющий брал это яйцо себе. В XVII в. были выпущены указы, запрещающие крестьянам биться пасхальными яйцами, поскольку этот обычай не имеет ничего общего с догматами веры. Но указы не принесли никаких результатов»
Моё последнее воспоминание о советской Пасхе связано с дискотекой. Чтобы отвлечь старшеклассников и студентов от Церкви во дворцах молодёжи в пасхальную субботу стали устраивать ночные танцы – что-то уникальное для тех лет, когда молодёжные мероприятия заканчивались рано. В каком-то смысле это был «атеизм с человеческим лицом».
Милиция уже не гоняла молодых участником крестного хода, а светские власти пытались ограничить церковное влияние на молодёжь с помощью развлечений.
В ту Пасху друзья мои радовались предстоящим ночным дискотекам и приглашали меня. Но я не пошёл.
А на следующий год мы с родителями в изумлении смотрели по Центральному телевидению первую трансляцию пасхального богослужения. Начиналось новое время…
Сергей СОСЕДКИН
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
+4
Кошмар.Сколько тут людей без веры. Дорогие, из-за вас и творится сейчас такое в мире.
А освященные яйца и пасхи люди ели после того, как постились 49 дней. Так очищается не только тело, но и душа — «постом и молитвою...»
Неужели никто не замечал: сделаешь добро — возвращается в сто раз больше;
стащишь на копейку — потеряешь тысячи;
а силу молитв никто еще не осознал, не испытал на себе?
Но не поймет этого тот, у кого душа черная.
- ↓
+2
… помню как бабушка весь день и всю ночь готовила разговение и праздничный пасхальный стол и я тоже заинтригованная её суетой и волнением пыталась ей хоть чем то помочь, а в 5 утра бабушка будила нас и усажвала сонных за стол, уставленный необыкновенно вкусным куличём сладким лакомством из творога и ещё чем-то, она была мастерица готовить, но не объяснять внятно зачем и для чего, просто надо обязательно делать всё, что она говорит, а зачарованные таинством не смели возражать.
- ↓
-1
21 век на дворе
- ↓
+1
А то ли мы все делаем и так ли делаем? И что на самом деле завещал делать И.Х,? Завещал то. завещал, а кто делает и верит???
- ↑
- ↓
+2
Что там пасха, это мелочи — тихое умопомешательство… В целом, происходящее с нашей страной и с нами — это словно страшная сказка, жуткий кошмар!
Пусть всё это поскорей кончится, как закончилось в этой сказке:
«Приключения Незнайки и его друзей в 21 веке» — www.proza.ru/2009/04/27/778
- ↑
- ↓
+1
Где и как купить книгу???
- ↑
- ↓
+1
Похоже на то, что над нашим народом была проведена хитроумная манипуляция с использованием современных психических средств. Об этом говорится в романе: «Интриги Тёмных Сил накануне 2012 года» — www.proza.ru/2010/11/26/1611
- ↑
- ↓
+7
У нас у всех были бабушки. Они соблюдали все, и дарили нам крашенные яйца. Через старших мы знали, что пасха, это Христос Воскресе! И отвечать знали как.
- ↓
+6
В углу стояли иконы у всех старушек. Горели лампады. Люди несли веру в себе, и проявление ее нет-нет да проявлялось. Младшее поколение видело эти проявления, нормально относилось к этому.
- ↑
- ↓
+2
Первую Пасху которую я помню была в 1964 году, поразили яйца и скорлупа битых крашенных яиц.И запах куличей.
- ↓
-3
Да какое «новое время»? Возвращение в эпоху феодализма с дебелизмом протухшего православия?
- ↓
+5
Все коммунисты тайно праздновали — Пасху...))), ну почти — ВСЕ...))) У папы на работе — был «тайный кабинет» — ему все сотрудники несли выпечку и крашенные яйца, очень забавно смотрелось — коммунистические лозунги, грамоты, вымпелы, статуэтки Ильича, приказы — и пасхальная еда...))) Я бывала — на папиных Пасхальных обедах...))) Все целовали друг друга и ели куличи...)))
- ↓
+6
… а бабушка несла из церкви с самого раннего утра — освященную еду — ела вся семья...))) Любимый праздник — мой. Спасибо, Сергей.
- ↑
- ↓
0
После войны Пасха была неким образом «узаконена», вроде бы разрешена. Но это было чисто семейное, кулуарное празднование. В подготовке праздника участвовали все: брату поручалось отшлифовать ободки у консервных банок для куличей, мне — взбить гоголь-моголь для покрытия испечённых куличей, а всё женское население строго выдерживало очередь к единственной на нашей Желябке русской печи… После полуночи матери и бабушки исчезали надолго с узелками, приготовленными для освящения куличей и прочей снеди… Яйца обычно красили луковой шелухой. А утром мы, дети, шли из дома в дом и — славили! Нас вознаграждали яйцами, сладостями, выпечкой и даже деньгами… А потом мы играли во дворе в «лунки», перекатывая из одной в другую крашенки (вот сейчас правила этой игры уже забылись!)… И никакая школа, никакой комсомол не мог этого предотвратить!
- ↓
+1
А еще на Пасху у нас устраивались субботники — воскресники, которые мы обязаны были посетить. И, честно говоря, мы верили в не в Бога, а в партию и Ленина, а они, как известно, учили нас, что Бога нет. А в Пасхальную ночь все равно шли в Собор на всенощную, но старались не попасть на глаза комсомольскому патрулю или дежурившим около Собора учителям, иначе можно было огрести кучу неприятностей. Чем-то все это манило, притягивало, но чем, — непонятно.
- ↓
+1
На каждый Крестный ход, мы — комсомольцы с Таганки — дети членов КПСС, преодолевая все ментовские кордоны, через кухню кафе «Фрегат» с ул. Баумнской прыгая в окно на ул. Спартаковскую посещали Елоховский собор. На отловленных ментами члеников ВЛКСМ составлялся протокол с обязательным доносом руководству молодёжной организации уч. заведения. Что предавало политический экстрим мероприятию. С прекрасным праздником!
- ↓
+1
Я тоже крещён. Мне был годик, когда меня крестили. Меня об этом конечно не спросили, хочу ли я. Потом я стал пионером, комсомольцем… В СССР мы все были атеистами. А потом рухнул СССР, на нас обрушилась всякого рода пропаганда, в том числе и религиозная. Да, отрицать Бога стало сложнее, так как без него трудно и даже невозможно объяснить происхождение мира из ничего, эволюцию, являющую собой необыкновенное развитие жизни от простейшего к сложному, физические законы, гравитацию, магнитное поле… Даже простейшая живая клетка — это такая сложная система, которую воссоздать не может даже сверхцивилизованный человек… В земных пластах отразилась жизнь в развитии, что подтверждает гениальность и мудрость Создателя. Выходит, что Бог есть! Однако религии мира не являются истиной в последней инстанции и предлагаемый верующим Бог в каждой из религий — это всего лишь выдуманный образ. Реальный Бог, Творец всего сущего — это нечно недоступное нам и более высокое, что пока что полностью недоступно нашему понятию. Предлагаю почитать на эту тему «Библию от Вальдемара» — www.proza.ru/2009/01/22/451
- ↑
- ↓
+1
«Пасха в 1979 году выпала на 22 апреля, а в этот день все советские люди отмечали также день рождения великого вождя, Владимира Ильича Ленина. Дома моя мама обычно пекла пасочки, яички куриные красила в разные цвета. Но мои родители, хотя и праздновали пасху, были людьми не религиозными. Вот покойная бабушка, Лукерья Антоновна, та ездила на все христианские праздники в церковь, в Уссурийск. В Арсеньеве ведь церкви не было…
В студенческом обществе пасху обычно не отмечали, так как все вокруг были комсомольцы, а не богомольцы. Но в этом году мне попались эти ребята, галкины однокурсники… То ли у них было принято отмечать пасху с самого начала, то ли на этот раз кому-то из них взбрело в голову, но вечерком собралась компания из Крокодила Гены, Шуриков, Костиков, Игорьков… „
“5 КУРС. 1978-1979 год» — www.proza.ru/2013/12/12/1433
- ↑
- ↓
0
… спасибо. Жизнью доказано — без Веры жить не возможно. От язычества до Веры в коммунизм-светлое будущее, с Верой жили всегда.
- ↑
- ↓
0
Я почти всю жизнь прожил в Ленинграде, но когда мне было где-то лет 5, я при куче гостей, которые говорили о церковных обрядах, громко заявил отцу, ортодоксальному коммунисту, что я помню, как меня крестили… Все засмеялись, а я стал рассказывать подробности… Крестили меня в Елоховском соборе в Москве… Когда отец возмутился и стал наезжать на бабку, мать ему заявила: «Таких, как ты, у меня сожет быть много, а мать у меня одна!» Бедняге пришлось смириться. Уже позже, году в 76-м, мы приехали в Москву к дяде на день рождения. И, в связи с майскими праздниками, перенесли выходной с воскресенья на праздничный (будний) день. Когда немного все употребили, дядя прочёл стишок:
Спасибо партии родной
За доброту и ласку,
Обоср.ли выходной — Отобрали пасху!
У меня прекрасных праздников не получилось — Что-то с сервером моим стало… Информационный диск запустил на другом компьютере — сегодня в час дня обнаружил, что пропало где-то больше 100 Гб файлов. Пытаюсь восстановить, но боюсь, что это будет тщетно. Воюю с компами уже несколько месяцев (полоса).
- ↑
- ↓
0
… :-)), спасибо за рассказ и стишок, интересно. Удачи Вам в победе над техникой, желаю найти все пропавшие файлы, и с праздниками! В этом году их было целых два, и оба важные для русского человека.
- ↑
- ↓