Советская Пасха
Если вы спросите у бабушек и дедушек, а как же проходила Пасха в СССР, то они скажут: «странно». В семьях, где церковные праздники отмечались по инерции, Пасха вообще проходила мимоходом, а все потому, что вместо религиозных праздников предлагались, например «КРАСНЫЕ ПАСХИ»…
В 20-х годах, в то время, на которое приходилось празднование пасхи, для молодежи организовывались «комсомольские пасхи», «коммунистические крестные ходы» и даже факельные шествия антирелигиозного направления…
Через 50 лет, факельные шествия заменили ночными дискотеками и специальными показами особенно популярных, чаще всего иностранных фильмов. Конечно, молодежь предпочитала захватывающий, яркий, динамичный фильм с хорошей музыкой и красивыми актерами непонятному стоянию в церквях под низкие голоса старославянских псалмов и нестройные блеяния бабушек на подпевке.
К 80-м годам сложился необычный, кстати, не поддерживаемый церковью, обычай в дни Пасхи навещать усопших на кладбище. Тем самым религиозным людям как бы удавалось поговорить с Богом, не привлекая внимания партийной ячейки.
Ну, а продуктовая отрасль отреагировала по-своему, в магазинах, как раз к этому времени, появлялся «Весенний» кекс, который и внешне, и по вкусу был один в один праздничным пасхальным куличом.
Так что, не смотря на то, что советская власть старалась отвернуть молодежь от церквей, они дипломатично старалась не противопоставлять коммунистическую молодежь родительским требованиям. Нужно, что бы в этот день на столе были куличи — покупайте кекс «Весенний»!
Как и большинство моих сверстников я вырос без настоящей, одухотворённой Пасхи. Что это за праздник, о чём он, для чего – этого я долгое время не знал. Никаких упоминаний о светлом празднике в СМИ тогда не было. Даже предварительно узнать дату Пасхи было непросто, не говоря уж о более существенных моментах.
Дома у нас на Пасху стараниями мамы всегда были крашеные яйца, ветки вербочки в вазе и кулич. Кулич официально именовался «Весенним» и продавался только в пасхальные дни. Сами мы его никогда не пекли, покупали в соседней булочной.
На следующий день после Пасхи, в понедельник мы, дети несли несъеденные яйца с собой в школу «на обед» и на подарки друзьям. На самом деле нам, ученикам младших классов, не терпелось узнать, чья же скорлупа окажется крепче. – Мы устраивали своеобразные турниры, ударяя яйцо о яйцо. А вот есть эти яйца не очень-то и хотелось. Но выкидывать еду тогда было не принято. Так что мы ели, как говорится, через «не хочу».
Однажды отец рассказал мне, что на Пасху люди приветствуют друг друга словами: «Христос воскресе! – Воистину воскресе!» А ещё они «христосаются», т.е. троекратно целуются.
Я с некоторой долей сомнения выслушал рассказ отца. – На улицах Москвы моего детства таких странных обычаев никто не соблюдал. Да, и слово какое-то странное, воскресе… Но чуть позже в советском художественном фильме о царской России я к своему удивлению увидел людей, которые действительно говорили друг другу «Христос воскресе» и троекратно лобызались прямо на улице.
Но больше всего о Пасхе я узнал от своего дедушки по материнской линии, Ивана Ефимовича Воробьёва. Он был родом из Мценского района Орловской области, из крестьян. Он прекрасно помнил все деревенские традиции и очень живо их описывал.
Но дедушка не любил вспоминать «на заказ». Если я хотел что-то узнать, то мне надо было терпеливо ждать, когда он будет в настроении для воспоминаний. И только тогда можно было аккуратно задавать ему наводящие вопросы.
Однажды в такое благоприятное для воспоминаний время дедушка стал рассказывать про Пасху в деревне до коллективизации – про торжественное богослужение, колокольный звон и особые пасхальные угощения. Больше всего меня заинтриговал его рассказ о катании яиц, которым любили заниматься крестьянские дети. Я несколько раз его переспрашивал, но так и не смог полностью понять, что же это была за забава.
И вот, я нашёл в интернете такую информацию: «Еще одной любимой забавой [крестьян на Пасху] было катание яиц. Яйца катали с какого-нибудь бугорочка или делали специальные лоточки. Если скатившееся яйцо ударялось о какое-нибудь из лежащих на земле, играющий брал это яйцо себе. В XVII в. были выпущены указы, запрещающие крестьянам биться пасхальными яйцами, поскольку этот обычай не имеет ничего общего с догматами веры. Но указы не принесли никаких результатов»
Моё последнее воспоминание о советской Пасхе связано с дискотекой. Чтобы отвлечь старшеклассников и студентов от Церкви во дворцах молодёжи в пасхальную субботу стали устраивать ночные танцы – что-то уникальное для тех лет, когда молодёжные мероприятия заканчивались рано. В каком-то смысле это был «атеизм с человеческим лицом».
Милиция уже не гоняла молодых участником крестного хода, а светские власти пытались ограничить церковное влияние на молодёжь с помощью развлечений.
В ту Пасху друзья мои радовались предстоящим ночным дискотекам и приглашали меня. Но я не пошёл.
А на следующий год мы с родителями в изумлении смотрели по Центральному телевидению первую трансляцию пасхального богослужения. Начиналось новое время…
Сергей СОСЕДКИН
В 20-х годах, в то время, на которое приходилось празднование пасхи, для молодежи организовывались «комсомольские пасхи», «коммунистические крестные ходы» и даже факельные шествия антирелигиозного направления…
Через 50 лет, факельные шествия заменили ночными дискотеками и специальными показами особенно популярных, чаще всего иностранных фильмов. Конечно, молодежь предпочитала захватывающий, яркий, динамичный фильм с хорошей музыкой и красивыми актерами непонятному стоянию в церквях под низкие голоса старославянских псалмов и нестройные блеяния бабушек на подпевке.
К 80-м годам сложился необычный, кстати, не поддерживаемый церковью, обычай в дни Пасхи навещать усопших на кладбище. Тем самым религиозным людям как бы удавалось поговорить с Богом, не привлекая внимания партийной ячейки.
Ну, а продуктовая отрасль отреагировала по-своему, в магазинах, как раз к этому времени, появлялся «Весенний» кекс, который и внешне, и по вкусу был один в один праздничным пасхальным куличом.
Так что, не смотря на то, что советская власть старалась отвернуть молодежь от церквей, они дипломатично старалась не противопоставлять коммунистическую молодежь родительским требованиям. Нужно, что бы в этот день на столе были куличи — покупайте кекс «Весенний»!
Как и большинство моих сверстников я вырос без настоящей, одухотворённой Пасхи. Что это за праздник, о чём он, для чего – этого я долгое время не знал. Никаких упоминаний о светлом празднике в СМИ тогда не было. Даже предварительно узнать дату Пасхи было непросто, не говоря уж о более существенных моментах.
Дома у нас на Пасху стараниями мамы всегда были крашеные яйца, ветки вербочки в вазе и кулич. Кулич официально именовался «Весенним» и продавался только в пасхальные дни. Сами мы его никогда не пекли, покупали в соседней булочной.
На следующий день после Пасхи, в понедельник мы, дети несли несъеденные яйца с собой в школу «на обед» и на подарки друзьям. На самом деле нам, ученикам младших классов, не терпелось узнать, чья же скорлупа окажется крепче. – Мы устраивали своеобразные турниры, ударяя яйцо о яйцо. А вот есть эти яйца не очень-то и хотелось. Но выкидывать еду тогда было не принято. Так что мы ели, как говорится, через «не хочу».
Однажды отец рассказал мне, что на Пасху люди приветствуют друг друга словами: «Христос воскресе! – Воистину воскресе!» А ещё они «христосаются», т.е. троекратно целуются.
Я с некоторой долей сомнения выслушал рассказ отца. – На улицах Москвы моего детства таких странных обычаев никто не соблюдал. Да, и слово какое-то странное, воскресе… Но чуть позже в советском художественном фильме о царской России я к своему удивлению увидел людей, которые действительно говорили друг другу «Христос воскресе» и троекратно лобызались прямо на улице.
Но больше всего о Пасхе я узнал от своего дедушки по материнской линии, Ивана Ефимовича Воробьёва. Он был родом из Мценского района Орловской области, из крестьян. Он прекрасно помнил все деревенские традиции и очень живо их описывал.
Но дедушка не любил вспоминать «на заказ». Если я хотел что-то узнать, то мне надо было терпеливо ждать, когда он будет в настроении для воспоминаний. И только тогда можно было аккуратно задавать ему наводящие вопросы.
Однажды в такое благоприятное для воспоминаний время дедушка стал рассказывать про Пасху в деревне до коллективизации – про торжественное богослужение, колокольный звон и особые пасхальные угощения. Больше всего меня заинтриговал его рассказ о катании яиц, которым любили заниматься крестьянские дети. Я несколько раз его переспрашивал, но так и не смог полностью понять, что же это была за забава.
И вот, я нашёл в интернете такую информацию: «Еще одной любимой забавой [крестьян на Пасху] было катание яиц. Яйца катали с какого-нибудь бугорочка или делали специальные лоточки. Если скатившееся яйцо ударялось о какое-нибудь из лежащих на земле, играющий брал это яйцо себе. В XVII в. были выпущены указы, запрещающие крестьянам биться пасхальными яйцами, поскольку этот обычай не имеет ничего общего с догматами веры. Но указы не принесли никаких результатов»
Моё последнее воспоминание о советской Пасхе связано с дискотекой. Чтобы отвлечь старшеклассников и студентов от Церкви во дворцах молодёжи в пасхальную субботу стали устраивать ночные танцы – что-то уникальное для тех лет, когда молодёжные мероприятия заканчивались рано. В каком-то смысле это был «атеизм с человеческим лицом».
Милиция уже не гоняла молодых участником крестного хода, а светские власти пытались ограничить церковное влияние на молодёжь с помощью развлечений.
В ту Пасху друзья мои радовались предстоящим ночным дискотекам и приглашали меня. Но я не пошёл.
А на следующий год мы с родителями в изумлении смотрели по Центральному телевидению первую трансляцию пасхального богослужения. Начиналось новое время…
Сергей СОСЕДКИН
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
+3
В конце советских времён, в 80-е годы, в Пасхальную ночь устраивались не просто дискотеки, а концерты, скажем так, почти что запрещённых, не поощряемых властями, групп. Именно так, на Пасху, я познакомился с культовой ныне группой «Воскресение», а также с Юрием Лозой в составе группы «Примус».
- ↓
+10
А у нас бабушка всегда пекла куличи сама и яйца тоже красили. Сколько себя помню.
- ↓