Громкие споры вокруг «Тихого Дона»
В 1928 году увидел свет знаменитый роман-эпопея Михаила Шолохова «Тихий Дон». В 1965 году писатель стал лауреатом Нобелевской премии по литературе с примечанием «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время». Однако был ли нобелевский лауреат в действительности автором «Тихого Дона», не раз подвергалось сомнению.
Первые слухи о плагиате
Вскоре после издания первых двух томов «Тихого Дона» появились слухи о плагиате. Согласно им, Шолохов украл рукопись из полевой сумки белого офицера, который был расстрелян большевиками. Если верить слухам, то Шолохов украл рукопись «Тихого Дона» из полевой сумки белого офицера, который был расстрелян
Александр Серафимович, главный редактор журанала «Октябрь», в котором и был опубликован роман, объяснял эти нападки завистью к успеху молодого гения. Он весьма эксцентрично высказывался по этому поводу, называя обвинения в плагиате «подлой клеветнической сплетней», а авторов этих слухов — «псами». Шолохов также считал все эти пересуды «организованной завистью» и жаловался, что ему крепко надоело быть «вором».
Михаил Александрович Шолохов
Правда, до сих пор неясной остается фраза из одного выступления Шолохова в 1939 году: «В частях Красной Армии, под её овеянными славой красными знамёнами, будем бить врага так, как никто никогда его не бивал, и смею вас уверить, товарищи делегаты съезда, что полевых сумок бросать не будем — нам этот японский обычай, ну… не к лицу. Чужие сумки соберём… потому что в нашем литературном хозяйстве содержимое этих сумок впоследствии пригодится.»
Как «Правда» искала правду
Чтобы положить конец всем обвинениям в воровстве, Шолохов обратился в партийную газету «Правда» и предоставил рукопись первых трех томов романа и наброски четвертого. По инициативе Марии Ульяновой (сестры Ленина) Российской ассоциацией пролетарских писателей была организована специальная комиссия, которая подтвердила авторство Шолохова.
Комиссия Российской ассоциации пролетарских писателей подтвердила авторство Шолохова «Тихого Дона»
От имени РАПП в газете «Правда» было опубликовано письмо, в котором, кроме всего прочего, утверждалось, что работа Шолохова над «Тихим Доном» известна многим, и стиль романа близок к более ранним его «Донским рассказам». Затем рукопись была загадочным образом утеряна и найдена только в 1999 году.
Фрагмент рукописи романа «Тихий Дон»
Федор Крюков
Основным «претендентом» на авторство «Тихого Дона» кроме Шолохова считали Федора Крюкова, умершего от тифа в 1920 году. Был произведен текстологический анализ романа, который, впрочем, не доказал, но и не опровергнул эту гипотезу. Но нельзя не заметить очевидные сходства сюжетных линий «Тихого Дона» и произведений Крюкова.
Основным претендентом на авторство «Тихого Дона» кроме Шолохова считали Федора Крюкова, умершего от тифа в 1920 году
Например, сцена обыска у казаков, попытка отца изнасиловать дочь — эти эпизоды слишком специфичны, чтобы назвать совпадение случайным. Кроме того, казачьи песни, которыми щедро приправлен текст эпопеи, почти не встречаются в других произведениях Шолохова, в то время как Крюков был известным любителем и собирателем фольклора.
Федор Крюков
В ответ на эти тезисы сторонники Шолохова замечают, что стиль Крюкова более лаконичен, чем тот, что мы видим в «Тихом Доне», его предложения короче, в них почти отсутствуют метафоры, он также использует меньше диалектизмов. Кроме того, у Федора Крюкова не было времени, чтобы написать третью и четвертую книги.
Шолохов писал с ошибками?
Но даже если отказаться от теории авторства Крюкова, вопросы к Шолохову все равно остаются. Сторонники версии плагиата обращают внимание, например, на огромное количество сюжетных неувязок, фактологических, стилистических ошибок, очевидных противоречий, которые автор с таким уровнем знаний не мог допустить.
Сторонники версии, что Шолохов украл рукопись Тихого Дона, нашли в романе огромное количество различных ошибок
Например, главные герои одновременно воюют в Германии и Австро-Венгрии, бой начинается 16 августа, а ранение в нем герой получает 16 сентября, через 3 дня после зачатия ребенок уже начинает шевелиться в утробе матери. Филологи Томашевские считали, что только с чужим текстом можно было так обращаться. Критики объясняют это довольно просто: у романа существовало несколько «праредакций», которые после были скомпилированы в единый текст менее компетентным автором.
Также в обнаруженной рукописи Шолохова критики выявили ряд ошибок, которые трудно назвать иначе, кроме как ошибками при быстром переписывании текста с чужим почерком. Кроме того, в рукописи, часть которой написана самим Шолоховым, часть — его женой, подозрительно мало авторских исправлений. Все эти ошибки и неточности сторонники Шолохова объясняют тем, что текст «Тихого Дона» был создан довольно быстро, и именно из-за вынужденной скорости написания Шолохов пожертвовал правилами стилистики и грамматики.
Кадр из фильма «Тихий Дон» 1958 года. Режиссер Сергей Герасимов
Фальшивая рукопись
Критики подозревали, что рукопись, предоставленная Шолоховым для комиссии, была написана позже, чем сам роман. В рукописи отсутствуют очевидные ошибки, которые были в первых редакциях «Тихого Дона». Некоторые филологи предполагали, что первоначальная рукопись слишком явно показывала наличие другого автора, возможно, даже содержала части, написанные его рукой. Она бы не обелила Шолохова, а лишь подтвердила его виновность в плагиате.
Слишком юный гений
Конечно, обвиняли Шолохова и в его чрезмерной юности. Когда были выпущены первые две книги «Тихого Дона», автору было всего 22 года. Сторонники Шолохова парируют, вспоминая, что Пушкин, например, в 23 года написал первую главу «Евгений Онегина», Лермонтов в 26 — «Героя нашего времени», а Гоголь в 22 — «Вечера на хуторе близ Диканьки». Еще более запутанным делают вопрос об авторстве «Тихого Дона» личные и политические пристрастия сторонников той или иной идеи.
Был ли Шолохов всего лишь лицом проекта СССР, который стремился получить престижную Нобелевскую премию, или на самом деле юным гением? Справедливы ли обвинения в плагиате? И если справедливы, то кто все-таки истинный автор великого «Тихого Дона»? Сегодня этот вопрос так и остается открытым.
Екатерина Астафьева
Первые слухи о плагиате
Вскоре после издания первых двух томов «Тихого Дона» появились слухи о плагиате. Согласно им, Шолохов украл рукопись из полевой сумки белого офицера, который был расстрелян большевиками. Если верить слухам, то Шолохов украл рукопись «Тихого Дона» из полевой сумки белого офицера, который был расстрелян
Александр Серафимович, главный редактор журанала «Октябрь», в котором и был опубликован роман, объяснял эти нападки завистью к успеху молодого гения. Он весьма эксцентрично высказывался по этому поводу, называя обвинения в плагиате «подлой клеветнической сплетней», а авторов этих слухов — «псами». Шолохов также считал все эти пересуды «организованной завистью» и жаловался, что ему крепко надоело быть «вором».
Правда, до сих пор неясной остается фраза из одного выступления Шолохова в 1939 году: «В частях Красной Армии, под её овеянными славой красными знамёнами, будем бить врага так, как никто никогда его не бивал, и смею вас уверить, товарищи делегаты съезда, что полевых сумок бросать не будем — нам этот японский обычай, ну… не к лицу. Чужие сумки соберём… потому что в нашем литературном хозяйстве содержимое этих сумок впоследствии пригодится.»
Как «Правда» искала правду
Чтобы положить конец всем обвинениям в воровстве, Шолохов обратился в партийную газету «Правда» и предоставил рукопись первых трех томов романа и наброски четвертого. По инициативе Марии Ульяновой (сестры Ленина) Российской ассоциацией пролетарских писателей была организована специальная комиссия, которая подтвердила авторство Шолохова.
Комиссия Российской ассоциации пролетарских писателей подтвердила авторство Шолохова «Тихого Дона»
От имени РАПП в газете «Правда» было опубликовано письмо, в котором, кроме всего прочего, утверждалось, что работа Шолохова над «Тихим Доном» известна многим, и стиль романа близок к более ранним его «Донским рассказам». Затем рукопись была загадочным образом утеряна и найдена только в 1999 году.
Фрагмент рукописи романа «Тихий Дон»
Федор Крюков
Основным «претендентом» на авторство «Тихого Дона» кроме Шолохова считали Федора Крюкова, умершего от тифа в 1920 году. Был произведен текстологический анализ романа, который, впрочем, не доказал, но и не опровергнул эту гипотезу. Но нельзя не заметить очевидные сходства сюжетных линий «Тихого Дона» и произведений Крюкова.
Основным претендентом на авторство «Тихого Дона» кроме Шолохова считали Федора Крюкова, умершего от тифа в 1920 году
Например, сцена обыска у казаков, попытка отца изнасиловать дочь — эти эпизоды слишком специфичны, чтобы назвать совпадение случайным. Кроме того, казачьи песни, которыми щедро приправлен текст эпопеи, почти не встречаются в других произведениях Шолохова, в то время как Крюков был известным любителем и собирателем фольклора.
Федор Крюков
В ответ на эти тезисы сторонники Шолохова замечают, что стиль Крюкова более лаконичен, чем тот, что мы видим в «Тихом Доне», его предложения короче, в них почти отсутствуют метафоры, он также использует меньше диалектизмов. Кроме того, у Федора Крюкова не было времени, чтобы написать третью и четвертую книги.
Шолохов писал с ошибками?
Но даже если отказаться от теории авторства Крюкова, вопросы к Шолохову все равно остаются. Сторонники версии плагиата обращают внимание, например, на огромное количество сюжетных неувязок, фактологических, стилистических ошибок, очевидных противоречий, которые автор с таким уровнем знаний не мог допустить.
Сторонники версии, что Шолохов украл рукопись Тихого Дона, нашли в романе огромное количество различных ошибок
Например, главные герои одновременно воюют в Германии и Австро-Венгрии, бой начинается 16 августа, а ранение в нем герой получает 16 сентября, через 3 дня после зачатия ребенок уже начинает шевелиться в утробе матери. Филологи Томашевские считали, что только с чужим текстом можно было так обращаться. Критики объясняют это довольно просто: у романа существовало несколько «праредакций», которые после были скомпилированы в единый текст менее компетентным автором.
Также в обнаруженной рукописи Шолохова критики выявили ряд ошибок, которые трудно назвать иначе, кроме как ошибками при быстром переписывании текста с чужим почерком. Кроме того, в рукописи, часть которой написана самим Шолоховым, часть — его женой, подозрительно мало авторских исправлений. Все эти ошибки и неточности сторонники Шолохова объясняют тем, что текст «Тихого Дона» был создан довольно быстро, и именно из-за вынужденной скорости написания Шолохов пожертвовал правилами стилистики и грамматики.
Кадр из фильма «Тихий Дон» 1958 года. Режиссер Сергей Герасимов
Фальшивая рукопись
Критики подозревали, что рукопись, предоставленная Шолоховым для комиссии, была написана позже, чем сам роман. В рукописи отсутствуют очевидные ошибки, которые были в первых редакциях «Тихого Дона». Некоторые филологи предполагали, что первоначальная рукопись слишком явно показывала наличие другого автора, возможно, даже содержала части, написанные его рукой. Она бы не обелила Шолохова, а лишь подтвердила его виновность в плагиате.
Слишком юный гений
Конечно, обвиняли Шолохова и в его чрезмерной юности. Когда были выпущены первые две книги «Тихого Дона», автору было всего 22 года. Сторонники Шолохова парируют, вспоминая, что Пушкин, например, в 23 года написал первую главу «Евгений Онегина», Лермонтов в 26 — «Героя нашего времени», а Гоголь в 22 — «Вечера на хуторе близ Диканьки». Еще более запутанным делают вопрос об авторстве «Тихого Дона» личные и политические пристрастия сторонников той или иной идеи.
Был ли Шолохов всего лишь лицом проекта СССР, который стремился получить престижную Нобелевскую премию, или на самом деле юным гением? Справедливы ли обвинения в плагиате? И если справедливы, то кто все-таки истинный автор великого «Тихого Дона»? Сегодня этот вопрос так и остается открытым.
Екатерина Астафьева
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
+1
Шолохов был, как минимум, соавтором. Роман был им, надо полагать написан (переписан) с начала и до конца. Но то, что в его основе лежал некий прототип, сомнению не подлежит. Даже сама ненужная, но поразительная точность в фактах (места, даты) об этом говорит.
Правда, суждения о «плагиате» неправильны. Дело не в плагиате; дело в том, что в ленинскую «оттепель» кое-кому очень надо было обязательно протащить АНТИСОВЕТСКОЕ произведение, дискредитирующее победу красных в Гражданской войне и представляющее эту великую трагедию тупой бойней. Вот под это и прокрутили операцию «Тихий Дон», взяв за основу чьи-то записи. В общем, история темная и нехорошая.
Да и вообще «Дон» перехвален. Да, это серьезный литературный памятник, но не «величайшая эпопея» советской литературы. С тех пор много чего было написано. Тот же «Вечный зов», по-моему, не хуже.
- ↓
+1
Автор Шолохов. Зачем опять пересматривать пересмотренное.
- ↓
+1
Произведите сопоставление ранних«Донских рассказов» и романа«Тихий Дон» Вы поймете, что автор один и тот же Михаил Александрович Шолохов.
- ↓
-2
Давно уже все точки над i расставлены, роман Шолохова. Телевидение, даже посвятило цикл расследований… это было лет десять назад +\-. Просто тогда начали поднимать волны по поводу различного авторства и патентования всего и вся. Например (это все у нас в России) один вася из города N (непомню) «купил все облака» над городом… и есно права… и мог подать в суд на любого кто эти облака по его мнению портит. Тоже, лет 10 назад, хитромудрый федя рашпиль запатентовать решил… округлость внутреннюю во всех бутылках… а потом подать в суд на производителей например молока, алкоголя и т.д. Что касается Шолохова то, там тоже выискался лжеавтор… какойто писака неудачник… получилось громкое дело из-за этого… писатель то мирового значения. Потом приняли ряд поправок к законам чтоб такой фигни больше не повторялось, а то ведь до идиотизма можно дойти, и пытаются еще до сих пор… такие как Михалков например…
- ↓
0
Вы тоже не перебарщивайте с патентами. Патентуется не то, что кто-то успел захапать, а то НОВОЕ, что было открыто, придумано, изобретено сосискателем на патент. Если бы «хитромудрый Федя» сам придумал округлость в бутылках и доказал положительный эффект от этой округлости, то он мог ее запатентовать. А если он просто решил запатентовать то, о чем было опубликовано и известно ранее, то это уже не патентноспособно. Так и в случае с Шолоховым. Без Шолохова не было бы «Тихого Дона». Шолохова можно было бы уличить в плагиате и то на основании сравнения с опубликованными материалами, а не на основании домыслов, что Крюков собирал народный фольклор, а Шолохов нет, или что где-то там у кого-то в тетрадке было что-то похожее написано.
- ↑
- ↓
0
Лазейки были, я это не с потолка взял, значит как то смог доказать… сейчас этого нет. Я просто хотел обратить внимание именно на то что под шумок попытались присвоить произведение мирового автора, но не получилось и я рад этому
- ↑
- ↓
0
… и кстати, запатентовать пытались не окружность, вы правы, а именно отклонение от окружности… и это смогло бы получится поскольку технологически невозможно сделать идеальную форму в бутылке, да и собственно это и не надо. А не получилось потому что, тут надо желтой прессе отдать должное, прочитав подобный жареный факт производители сконсолидировались и сразу восстали )) за сим и дело кончилось
- ↑
- ↓
0
ТОЛЬКО ЧЕЛОВЕК, живущий у Тихого Дона, в казачьей станице мог так подробно и поэтично описывать каждодневные сцены казачьего быта и ведь наречие и диалект, на котором говорили герои, было истинно казачьим, с верховьев Дона.
- ↓
+1
Мне думается, что так понимать суть того времени, глядя на многоплановую проблему колтла, в котором варилась Россия, у 22-ух летнего Шолохова нехватило бы ума. Тут мышление глобальное, Космическое. Произведение на самом деле гениальное.
Фильм тоже, гениально сделан. Глебов — это просто шедевр актерский. Я и сейчас его воспринимаю как казака Гришку Мелихова, не как актера. Нет там актеров, там персонажи, там эпоха, там жизнь реальная!
- ↓
+1
Кстати, Федору Крюкову на момент описания событий, отраженных в «Тихом Доне» было далеко за 40 лет.
- ↑
- ↓
0
Гениальные вещи как раз и создаются в молодом возрасте, когда мозг крепок, силен и творчески наиболее активен.
- ↑
- ↓
0
кто бы не был автором этой книги, написаного из жизни не изменишь, хоча историю многие переписывают, а книги не всегда
- ↓
0
Как в свое время Шолохову завидовали, так и сейчас завидуют.«Взял из сумки белого офицера». Еще бы. Белый офицер — конечно поручик Голицын, зверски убитый большевиками. Не добавлена фраза: «Находящуюся рядом с белым офицером девочку комиссары немедленно повели в кабинет».
- ↓
0
Трудно судить, когда не был современником, а тем более свидетелем происходящего в то время, поэтому- лично я противник перемывать косточки кому бы то ни было, наверное в данном случае лучше будет оставить на совести техкто присвоил или сам создал этот труд.
- ↓
Комментарий удалён за нарушение