Жизнь пленных немцев в СССР

Пленные немцы в СССР восстанавливали разрушенные ими же города, жили в лагерях и даже получали за свою работу деньги. 10 лет после окончания войны бывшие солдаты и офицеры вермахта «на хлеб меняли ножики» на советских стройках.



Закрытая тема
О жизни пленных немцев в СССР долгое время говорить было не принято. Все знали, что да, они были, что они даже участвовали в советских стройках, в том числе строили московские высотки (МГУ), но выводить тему пленных немцев в широкое информационное поле считалось плохим тоном.
Для того, чтобы говорить об этой теме, нужно, в первую очередь, определиться с цифрами. Сколько немецких военнопленных было на территории Советского Союза? По советским источникам — 2 389 560, по немецким — 3 486 000. Такая существенная разница (погрешность почти в миллион человек) объясняется тем, что подсчет пленных был поставлен очень плохо, а также с тем, что многие пленные немцы предпочитали «маскироваться» под другие национальности. Процесс репатриации затянулся до 1955 года, историки считают, что примерно 200 тысяч военнопленных были неправильно задокументированы.




Тяжелая пайка
Жизнь пленных немцев во время и после войны разительно отличалась. Понятно, что во время войны в лагерях, где содержали военнопленных, царила самая жестокая атмосфера, шла борьба за выживание. Люди гибли от голода, не был редкостью каннибализм. Для того, чтобы хоть как-то улучшить свою долю, пленные всячески старались доказать свою непричастность к «титульной нации» фашистских агрессоров.
Были среди пленных и те, кто пользовался своего рода привилегиями, например итальянцы, хорваты, румыны. Они даже могли работать на кухне. Раздача продуктов проиходила неравномерно. Нередки были случаи нападения на разносчиков пищи, отчего со временем немцы стали обеспечивать своих разносчиков охраной. Впрочем, надо сказать, что какими бы тяжелыми ни были условия пребывания немцев в плену, они не идут ни в какое сравнение с условиями жизни в немецких лагерях. По статистике, в фашистском плену погибло 58 % захваченных русских, немцев в нашем плену погибло только 14,9 %.
Права
Понятно, что плен не может и не должен быть приятным, но относительно содержания немецких военнопленных до сих пор ведутся разговоры такого толка, что условия их содержания были даже чересчур мягкими.



Суточный паек военнопленных составлял 400 г хлеба (после 1943 года эта норма выросла до 600-700 г), 100 г рыбы, 100 г крупы, 500 г овощей и картофеля, 20 г сахара, 30 г соли. Для генералов и больных пленных паек был увеличенным. Конечно, это только цифры. По факту, в военное время паек редко выдавался в полном объеме. Недостающие продукты могли заменять простым хлебом, пайка часто урезалась, однако сознательно голодом пленных не морили, не было такой практики в советских лагерях по отношению к немецким военнопленным.
Конечно, военнопленные работали. Молотов как-то сказал историческую фразу о том, что ни один немецкий пленный не вернется на родину, пока не будет восстановлен Сталинград.
Работали немцы не за краюху хлеба. Циркуляр НКВД от 25 августа 1942 предписывал выдавать пленным денежное довольствие (7 рублей рядовым,10 — офицерам, 15 — полковникам, 30 — генералам). Была и премия за ударную работу — 50 рублей в месяц. Поразительно, но пленные могли даже получать письма и денежные переводы с родины, им выдавалось мыло и одежда.
Большая стройка
Пленные немцы, следуя завету Молотова, работали на множестве строительных объектов СССР, использовались в коммунальном хозяйстве. Их отношение к работе было во многом показательным. Живя в СССР, немцы активно осваивали рабочую лексику, учили русский язык, однако значение слова «халтура» они не могли понять. Немецкая трудовая дисциплина стала нарицательной и даже породила своеобразный мем: «конечно, это ведь немцы строили».
Практически вся малоэтажная застройка 40-х-50-х годов до сих пор считается построенной немцами, хотя это не так. Мифом является и то, что здания, построенные немцами, строились по проектам немецких архитекторов, что, конечно, неправда. Генеральный план восстановления и застройки городов разрабатывали советские архитекторы (Щусев, Симбирцев, Иофан и другие).
Неугомонные
Немецкие военнопленные не всегда безропотно повиновались. Случались среди них побеги, бунты, восстания. С 1943 по 1948 год из советских лагерей совершили побег 11 тысяч 403 военнопленных. 10 тысяч 445 человек из них было задержано. Только 3 % бежавших не было поймано.
Одно из восстаний произошло в январе 1945 года в лагере военнопленных под Минском. Немецкие пленные были недовольны плохим питанием, забаррикадировали барак, взяли в заложники охрану. Переговоры с ними ни к чему не привели. В итоге барак обстреляли артиллерией. Больше 100 человек погибли.
« Круизный отдых в СССР
Как Голливуд у СССР фильмы воровал »
  • +91

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+7
В Самаре (тогда – Куйбышеве), у нас во дворе, на Желябке (я ещё не училась в школе и только что вернулась из санатория, где меня подлечивали после воспаления лёгких), был лагерь пленных немцев. В сопровождении наших солдат они каждый день (по будням!) строем мимо нас проходили на ул. Чернореченскую, где до сих пор стоят построенные ими двухэтажные желтые дома, в которых потом жили наши (советские) офицерские семьи. Одна из моих бывших одноклассниц (помню её дедушку – с большой белой окладистой бородой, который приходил за ней в школу: он учил нас правильно и аккуратно складывать одежду) до сих пор проживает в том доме (небольшие трёхкомнатные квартиры — по четыре на этаж в подъезде), были с печным отоплением (печи убрали совсем недавно...). Тогда считались весьма комфортными… В «лагере» немцев (на виду у всех нас – за колючей проволокой) во всю благоухали цветочные клумбы, в свободное время немцы развлекались аттракционами (бег в мешках, донести ложку с водой, не расплескав...), иногда на крыльце появлялся «полковник» с перевязанным чёрной повязкой глазом и с палочкой в руках… Когда они так же строем возвращались с работы, мы, дети, иногда встречали их, дразня и кривляясь. Семилетний «Гитлер» (так почему-то мы звали самого озорного из наших бараков мальчишку Сашу Фильтика) всегда предлагал свой коронный номер – «сплясать на пузе и на голове» – за цветочек с их клумбы… Почти каждый вечер мы, все жители (особенно дети) округи, вместе с ними (правда, по другую сторону колючей проволоки) могли, рассредоточившись вокруг «зоны» на траве и крышах сараев, бесплатно смотреть самые лучшие фильмы (в частности трофейные ленты «Тарзана»!)… Иногда вольно гуляющих пленных можно было встретить неожиданно в сенях собственного дома (свободно заходили попросить попить, если могли объяснить) – мы, дети, помня о войне, боялись таких визитов… Одного из них, молодого, высокого, улыбающегося мне в лицо, напомнил через много-много лет парень из ГДР, когда на московском вокзале я фотографировала встречу с моей немецкой подругой…
+4
Они просто использовали нравственный императив русского народа. И к «руссиш швайн» прибавляли «руссиш идиот». Если бы к ним относились так, как они относились к пленным русским, это было бы для них нормальным. Среди военнопленных были те же порядки, субординация и идеология. что и в гитлеровской армии. Известны случаи, когда убивали своих же немцев, которые склонялись к примирению с русскими. Они в плену оставались теми же улыбающимися приветливыми убийцами, которые смотрят на нас с фото казней советских людей.
Комментарий удалён за нарушение
Комментарий удалён за нарушение
0
Насчет принудительности — не знаю. Почитайте военные мемуары немецких генералов и адмиралов. Немецкая армия (вермахт) была невероятно эффективной в отношении боевых действий — захват Европы в считанные дни, разгром армий Франции и Англии.. По принудительности такой боевой эффективности не может достичь никакая армия в мире. Об отношении немецких солдат к русскому гражданскому населению можно получить представление из недавно вышедшей в США книги, в которой собраны записи разговоров военнопленных немцев, находящихся на территории Англии и США.
Комментарий удалён за нарушение
0
К сожалению, представления немцев, да и не только немцев, о военных действиях сильно отличаются от наших представлений. Потопление транспортов с гражданским населением, расстрел беженцев на дорогах, казни, разрушение инфраструктуры — в порядке допустимого. Это нормально. Посмотрите на Украину, на которую Вы ссылаетесь.
Комментарий удалён за нарушение
0
И не только «Армения».
Комментарий удалён за нарушение
+1
Откровенность убийцы перед смертью — это просто смешно. Не так давно в Германии был случай, получивший широкий резонанс общественности. Дочь офицера вермахта, у которой он в памяти остался как благородный воин, узнала его на опубликованной фотографии, изображавшей казнь мирных жителей в России.
Комментарий удалён за нарушение
-1
Уважаемый, Вы хотя бы немецкую классику почитали — Ремарка, например. Не о садистах речь идет. О представлениях народа о том, что на войне возможно, а что — нет. Для немцев на войне повесить русскую школьницу, заморить голодом пленных, набить тюфяки для подводников женскими волосами отправленных в крематорий женщин, — это нормально. Для турков на Корфу отрезать головы пленным французам за 10 золотых за голову — это нормально. Для русских выкупать за 50 золотых пленных франзузов у турок, чтобы их спасти — это нормально.
Комментарий удалён за нарушение
0
Давно уже не встречал такого типично советского подхода. Каждая нация имеет свой национальный характер. Люди, конечно разные, в пределах представлений свой нации. О Майнштейне не могу ничего сказать, поскольку не читал его мемуаров. Но мемуары Киссельринга и Дёница в этом плане весьма информативны.
Комментарий удалён за нарушение
+10
Военнопленный это пешка в чужой игре, которую мобилизовали и послали по приказу туда, куда считает нужным его командование. Не обязательно, чтобы у него было собственное страстное желание убивать тот народ, который хотят поработить или уничтожить его предводители. У него тоже не было выбора, что делать, и где умирать, за него уже все решили власти. Это нужно понимать и нельзя относиться к пленным как к истинным виновникам трагедии. Другое дело, что наш народ защищал свою страну, свой дом и своих детей, и с нашей позиции кажется естественным победить любой ценой. Это было целью каждого. А они исполняли чужую волю, пытались достичь чужой цели, многие даже не понимали, зачем им это. Но у России нет злобы, это была дорогая победа, и нужно было остаться людьми, а не уподобляться фашистам, бесчеловечно уничтожающим целые народы. И было справедливо использовать труд людей, разрушивших полстраны, на ее же восстановление, в то время как собственное население полегло на фронтах этой войны.
Комментарий удалён за нарушение