"Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен" - история создания

Безоговорочный шедевр.
  • Жанр: детский фильм, комедия, приключения, семейное кино
    В пионерлагере над всеми властвует директор Дынин, покровительствуя свирепой докторше. Все напуганы угрозой эпидемии. Поэтому порядок — это единственное оружие всех и каждого. Несчастье пионера Иночкина именно в том, что ему никак не удается вписаться в лагерные инструкции. Он отчисляется из лагеря, но чтобы не огорчать бабушку, возвращается и переходит на нелегальное положение… В фильме снимались: Евгений Евстигнеев, Арина Алейникова, Илья Рутберг, Лидия Смирнова, Алексей Смирнов, Виктор Косых, Юрий Бондаренко, Лида Волкова, Борис Демб, Серёжа Кокорев, Игорь Крюков, Александр Машовец, Таня Прохорова, Люда Смеян, Вячеслав Царёв
    Режиссер: Элем Климов
    Сценаристы: Семён Лунгин, Илья Нусинов
    Оператор: Анатолий Кузнецов (IV)
    Композиторы: Микаэл Таривердиев, Игорь Якушенко
    Художники: Владимир Камский, Борис Бланк
    Премьера фильма состоялась 9 октября 1964г



  • Студенту режиссерского факультета ВГИКа Элему Климову не давали защитить дипломную работу.Не нравилась картина комиссии. Ее называли «антихрущевской» и «антисоветской». Климов рассказал об этом Сергею Герасимову, который в то время был практически главной фигурой во ВГИКе. Тот посмотрел картину и устроил скандал ректору. Фильм отослали на дачу Хрущеву. Тот посмотрел и резюмировал: «А чего вы его держите? Пусть идет! Это смешно!». Картина называлась «Добро пожаловать или посторонним вход воспрещен».



  • Но, несмотря на разрешение сверху, фильм все равно постоянно подвергался репрессиям. Хотя история в нем рассказывалась простая. Пионер Костя Иночкин, нарушив запрет, переплыл на другой берег реки, за это директор лагеря товарищ Дынин отправил его домой. Но, испугавшись бабушкиного гнева, пионер вернулся в лагерь и стал там жить на нелегальном положении.
    Сатирическую комедию о нравах в пионерском лагере восприняли как откровенную издевку над хрущевской эпохой. Любитель кукурузы и почитатель высокого начальника Митрофанова, а заодно и его племянницы из 3-го отряда, товарищ Дынин был похож на всех чиновников шестидесятых сразу.



  • Кроме товарища Дынина и его любви к кукурузе, Госкино придиралось еще к сцене похорон бабушки – помните, изгнанный из лагеря Костя представляет, как приедет домой, и бабушка при виде внука отходит в мир иной. В этой сцене был большой фотопортрет бабушки. Чиновники, вглядевшись в круглое лицо старушки, решили: «Это они как будто Хрущева хоронят!». Хотя Хрущев в бабушке себя не признал.
    Учитывая все эти трудности, Элем Климов решил подстраховаться, чтобы все-таки снять картину. Каждые три дня он спрашивал директора ленты – говоря современным языком, продюсера: «Сколько денег мы уже потратили?». Тот называл цифру. Климов качал головой: «Надо больше тратить, чтобы нас труднее было закрыть!». В результате картину режиссер создал на четыре с половиной месяца раньше срока. Это был всесоюзный рекорд.


  • В общем, прокат фильму не светил. Но Хрущева сместили, а картину выпустили. Хотя лента все равно шла только на первом утреннем сеансе в 8 часов утра, после выхода «добро пожаловать» Элем Климов и Евгений Евстигнеев проснулись знаменитыми. Для Евстигнеева это была первая главная роль в кино. Климов увидел его в спектакле «Современника» и понял, что это идеальная кандидатура на роль Дынина.
    Режиссер еще был согласен на замену Евстигнеева Леонидом Куравлевым, но тот был занят на съемках фильм Шукшина. Начальство в Евстигнееве не было уверено и настаивало на Михаиле Пуговкине. «Снимайте тогда сами» — сказал Климов и ушел, хлопнув дверью. Мосфильмовские начальники были настолько изумлены наглостью студента, что дебютанта догнали и приняли его условия.


  • «Если бы не этот дерзкий для студента-выпускника поступок, — вспоминал Климов, — ленты бы не было в том виде, в котором вы ее знаете». Кстати, параллельно Евстигнеев снимался в фильме «Сотрудник ЧК», где исполнял роль белогвардейского офицера.
    Главную роль нарушителя Кости Иночкина сыграл Виктор Косых, которого мы потом видели, например, в «Неуловимых мстителях». Как это часто бывает, в кино он попал случайно. Незадолго до этого семья переехала с Урала в Москву.
    Школа, куда отдали Витю, была рядом с Мосфильмом, и ассистенты часто приходили туда отбирать детей. Главным критерием отбора было умение плавать. Ребята сообразили: ага, тех, кто умеет плавать, снимут с уроков. И все дружно подняли руки, в том числе и Витя, который вообще-то плавать не умел. 20 школьников повезли на «Мосфильм», где уже был полный коридор детей.


  • Всех по одному прослушивал сам Климов и его жена режиссер Лариса Шепитько, про которую Лайза Минелли сказала: «Я знакома с самой красивой женщиной в Европе». Режиссер просил ребят прочитать басню или стихотворение. Виктор Косых вспоминает, что сам он читал с выражением, выпучив глаза – как учили в школе, и кажется читал хуже всех. Но Климову почему-то понравился.
    Правда, сначала Витю утвердили на роль Марата – друга Кости. Больше всего в этой роли Вите не нравилось то, что придется прыгать в крапиву. Поэтому когда потом ему все-таки досталась главная роль, он больше всего радовался именно тому, что не придется страдать от жгучих укусов.


  • Но пострадать Вите и Славе Цареву, который играл парня с извечной фразой «А что это вы здесь делаете?» все-таки пришлось. Для съемок финала фильма, где ребята летят над речкой, их подвесили на тонкой веревке к самому куполу павильона «Мосфильма». Для безопасности пропустили еще две стальные нити, которые впивались в тело. Эпизод снимали долго.
    Тело ныло, хотелось сбежать и бросить всё. Слава даже заплакал от боли. Но еще больше Вите-Косте запомнилась другая сцена – когда ему, голодному, приносят кастрюлю супа. Этот крохотный эпизод снимался 27 раз. И все эти 27 раз ему надо было есть рассольник с жадностью и аппетитом.
    Когда начались съемки, все ребята были еще незагорелыми, и гримеры мазали их морилкой.


  • От нее дико чесалась кожа. Картину снимали в двух местах — в Туапсе (пионерлагерь ЦК ВЛКСМ «Орлёнок»), а также в пионерском лагере, принадлежавшем тресту «Воркутауголь» и расположенном в микрорайоне Алексин-Бор города Алексин Тульской области. На юге взрослые долго не могли понять, почему дети, которых рано укладывали спать, с утра выглядят усталыми и невыспавшимися. Потом оказалось, что мальчишки ночью тайком играли в войну и лазали по горам. По сценарию роль, которую играл Слава Царев – роль мальчика с сачком, называлась «паренек с профилем Гоголя».
    Он был единственным из юных актеров, кто курил. Все не могли понять, почему так быстро исчезает зубная паста. А он закусывал ею табак, чтобы не засекли пионервожатые.


  • Элем Климов умело руководил юной частью съемочной группы. Как только он видел, что ребята устали, понимал, что надо разрядить обстановку, и тут же затевал соревнования. Он был и прекрасным актером – если дети чего-то не понимали, мог сыграть, что хочет от них видеть. Евгений Евстигнеев научил детей играть в карты. Но главным кумиром ребят был Алексей Смирнов, сыгравший в картине завхоза. Он все свободное время проводил с детьми, рассказывал им всякие истории, вырезал из дерева кортики.


  • В итоге Элем Климов защитил свой диплом. Практической частью был фильм «Добро пожаловать или посторонним вход воспрещен». А теоретической – рассказ о появлении замысла картины и ее съемках. Заканчивалась теоретическая часть словами: «Дипломная работа подводит итоги всему курсу обучения.
    Кстати, свое имя Элем режиссер получил в честь героя романа Джека Лондона «Заря пламенеет», который нравился его матери.
    Но узнал он об этом уже когда был взрослым, а до этого считал, что его имя – производное – Энгельс-Ленин-Маркс. После «Добро пожаловать…» Климов снял фильмы «Спорт, спорт, спорт», «Прощание», «Агония», «Иди и смотри». Он мечтал снять «Бесов» и «Мастера и Маргариту», но не сложилось — Элем Климов умер в 2003 году.


  • Вспоминает Виктор Косых:
    «Это была моя первая роль в кино. Можете себе представить, как я волновался. В школу пришла ассистент Элема Климова. Искала мальчика, который умеет плавать. На пробы картины «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». К Климову ломанулись чуть ли не всей школой! Громко, с выражением читали ему стихи. Я тоже — жутко переживал, но мою кандидатуру одобрили.
    К слову, пробовали меня на роль Марата — одного из мальчишек, который прыгал с голой попой в крапиву. Когда я узнал, что мне придется делать в фильме, — впал в ступор. Крапивы я не боюсь, но так оголяться… В школе бы засмеяли. Поэтому, когда стали пробовать на роль Кости Иночкина, я старался изо всех сил. В итоге — утвердили.


  • Большую часть фильма мы снимали в лагере «Воркута-Уголь»… График у нас был, как у всех, — только нам разрешали много купаться, чему завидовали «настоящие» пионеры! Хотя чему завидовать — мы «пахали» от рассвета и до заката… Очень нравилось работать со взрослыми актерами. Евгений Евстигнеев, Лидия Смирнова, Илья Рутберг, Нина Шацкая — со всеми было интересно общаться.


  • Но больше всего с нами возился Алексей Макарович Смирнов. Было видно, что и ему это нравилось — неудивительно, своих детей у него не было. В свободное время постоянно мастерил нам какие-то деревянные игрушки, на съемках помогал вжиться в роль, подсказывал, как выполнить то или иное действие. Алексей Макарович был для нас, что называется, свой».










« Братский боевой союз народов СССР в Великой...
Советские знаменитости в детстве »
  • +108

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

0
«Когда я был маленьким я тоже отдыхал в пионерских лагерях...» (Е. Евстегнеев)
-3
Пожалуй нет лучше этого фильма, с таким сарказмом отображающего жизнь в союзе. П/лагерь-страна, пионеры-народ, Костик Иночкин-диссидент, эмигрант, возвращенец. Есть свои стукачи, предатели, истинные ленинцы, заговорщики. Медсанчасть-психушка для несогласных, директор Дынин-выслуживающийся начальник. Кураторы-партийные бонзы страны советов. -«Фильм отличается юмором, специфичным для пионерских лагерей, составлявшим значительную часть культурного воспитания советских детей, а также полон социальной сатиры на особенности хрущёвской эпохи и жизнь в СССР в целом».
+1
до слёз…
+2
фильм запоминающийся, сейчас таких уже не снимают, жаль!!!
+5
Как ни старались авторы показать «тупость совка», всё равно везде вылезало, что государство и его чиновники заботились о подрастающем поколении. Не всегда разумно, но это-то и смешно. Потому-то и получилась такая замечательная комедия. А не будь этого — был бы пасквиль на советскую жизнь.
+7
Сейчас государство бросило заниматься воспитанием народа. Что из этого вылезает я думаю не надо рассказывать.«Самая сложная задача в коммунистическом воспитании, есть воспитание человека» И.В.Сталин.
+2
Режиссёр величайший, поэтому и с актёрами попал (во всех фильмах) в «десятку». Спасибо за статью, факты интересные))))
+1
фильмец улётный)))
+3
Фильм один из шедевров Советского кино.
+6
Просто обожаю этот фильм.
+5
Ну что тут сказать — классика.