А завтра было кино…

В музее Вооруженных сил эта экспозиция – из самых пронзительных. С пожелтевших фотографий на нас смотрят артисты. Совсем молоденькие и еще никому не известные. В гимнастерках, пилотках и боевых орденах…


Старший научный сотрудник, кандидат исторических наук Сергей Кожин: — Прежде чем открыть в Центральном музее Вооруженных сил России экспозицию, полгода созванивались с вдовами и наследниками, никто не отказался отдать священные артефакты эпохи. Вдова Михаила Пуговкина принесла фронтовую фляжку для наркомовских 100 грамм. Вдова Анатолия Папанова — его солдатские медали. Очень тронул дар Марии Кирилловны Симоновой. Жизнь ее матери Валентины Серовой закончилась трагически, никаких вещей не осталось. Только чашечка и блюдечко, подаренные на очередной юбилей МХАТа. Они сегодня на фронтовой музейной витрине. Ничего материального, кроме фотографий, не осталось и после Алексея Макаровича Смирнова. Но мы нашли Боевое знамя его родного 169-го минометного полка. Именно под ним герою вручали ордена Славы и Красной Звезды.


Смоктуновский попал на фронт в 1943 году, едва исполнилось 18 лет. И сразу в пехоту, которую нещадно выбивали в боях. После Курской дуги участвовал в форсировании Днепра. Четыре миллиона человек убивали друг друга на берегах великой реки, наши безвозвратные потери — 417 323 убитых, больше миллиона раненых. А его даже не царапнуло. За доставку донесения под огнем он был представлен к медали «За отвагу». Но эту первую свою награду Смоктуновский получил последней. Через 49 лет ему вручили ее на сцене МХАТа. В декабре 1943-го в боях под Житомиром он попал в плен. Бежал. Умирающего от голода в зимнем лесу сержанта Кешу нашла и спасла украинская крестьянка Василиса Шевчук. Он звал ее бабой Васей и, став народным артистом, помогал всем чем мог до самой ее смерти… В феврале 1944 года Смоктуновский уже воюет в партизанском отряде имени Ленина. В мае возвращается в состав регулярных частей Красной Армии. Вторую медаль «За отвагу» он получил, командуя отделением автоматчиков 641-го гвардейского стрелкового полка. Смоктуновский не любил носить награды и рассказывать о войне. «Я не делал ничего такого, — писал он, — чего не делали бы здесь все остальные: упасть, отползти, пригнуться, встать за укрытие, переждать секунду артналет, лежа на дне воронки, нырнуть в канаву от летящей сверху бомбы — в общем, я делал все то, что делали все, каждый вокруг нормальный солдат, боец, человек». До последних дней ему снилось самое страшное из увиденного на войне: расстрелянный и сожженный в засаде под чешским городом Седлецом отряд наших кавалеристов. «Застывшие всадники в исковерканных седлах с приваренными к сапогам стременами. Задранные головы лошадей с лопнувшими глазами, на черно-маслянистых лицах воинов жестко торчали из-под лихо заломленных кубанок спаленные чубы волос… Как чудовищные экспонаты жестокости войны, немо вопия с обеих сторон дороги, они провожали нас, идущих вперед к жизни, победе, будущему…». Вторую часть своей исповедальной книги «Быть!» он назвал «Ненавижу войну». А закончил ее Смоктуновский гвардии старшим сержантом в немецком городке Гревесмюлене. «Не верьте, что на войне не страшно, это страшно всегда. А храбрость состоит в том, что тебе страшно, а ты должен преодолеть животный ужас и идти вперед, и ты это делаешь», — написал он незадолго до смерти.



18-летний самородок из самодеятельности снимался в картине «Дело Артамоновых». Эпизод с его участием досняли 22 июня 1941-го. А 24-го Михаил ушел на фронт добровольцем. Первый бой принял безоружным: на Смоленщине автоколонну с призывниками разбомбила немецкая авиация, выжили несколько человек. В августе 1942-го разведчик стрелкового полка рядовой Пуговкин получил ранение в ногу под Ворошиловградом. Началась гангрена, бойца готовили к ампутации. Он взмолился: «Доктор, нельзя мне без ноги, я же артист!» Хирург спас ногу и спас жизнь. Через год комиссованный Пуговкин отплясывал на съемочной площадке фильма «Свадьба». Никто не видел, как после каждого дубля он выливал из сапога кровь.

«Разве забыть, как после двух с половиной часов боя из 42 человек осталось 13?» — вспоминал Анатолий Дмитриевич. Папанов воевал с самых первых дней войны, командовал взводом зенитчиков. В 20 лет стал инвалидом третьей группы: в 1942-м был тяжело ранен в ногу под Харьковом.

Будущий творец бессмертного фильма «… А зори здесь тихие» прошел с автоматом в руках от Вязьмы и Смоленска до Ровно. 11 февраля 1944 года под городом Дубно на Западной Украине гвардии рядовой Станислав Ростоцкий получил тяжелое ранение. Шесть месяцев по госпиталям: операции, пункции, перевязки… В августе 1944 года кавалера ордена Красной Звезды комиссовали как инвалида второй группы.


«Первого убитого при мне человека невозможно забыть. Мы сидели на огневой позиции и ели из котелков. Вдруг рядом с нашим орудием разорвался снаряд, и заряжающему осколком оторвало голову. Сидит человек с ложкой в руках, пар идет из котелка, а верхняя часть головы срезана, как бритвой, начисто...» — так вспоминал свою войну всенародно любимый артист. А встретил он ее в первые дни, когда его зенитная батарея вступила в бой с рвавшимися к Ленинграду немецкими самолетами. Был контужен. Отмечен боевыми наградами. Победу встретил в Прибалтике.

Однажды пригретая Юматовым корабельная дворняга, испугавшись обстрела, прыгнула за борт. Матрос бросился за ней, а в торпедный катер угодил немецкий снаряд, погиб весь экипаж… Георгий Александрович потом подсчитал, что мог железно погибнуть не менее ста раз — во время десантов на Малую землю и в Евпаторию, при штурмах Бухареста, Будапешта и Вены. Но рулевой-сигнальщик бронекатеров Азовской и Дунайской флотилий всем смертям назло выжил.

Валентину Серову отправляли в эвакуацию. Но «Ташкентскому фронту» она предпочла настоящий. Любимица страны и ее армии, она всю войну в составе концертных бригад ездила на передовую. Актриса вспоминала, как приходилось гримировать посиневшие от холода губы и руки, а за кулисами, чтобы согреться, пить — по глотку — из фляжки спирт. Валентине Серовой ее муж Константин Симонов посвятил пронзительное стихотворение «Жди меня», которое фронтовики сравнивали с лекарством от тоски по оставленным дома любимым.

У студента театрального училища Владимира Этуша была бронь. Но осенью 1941-го, увидев, что в зале сидит всего 13 человек, он понял, что людям стало не до театра. 16 октября Этуш ушел на фронт добровольцем. Сражался в горах Северного Кавказа, освобождал Ростов-на-Дону, Украину. Награжден орденом Красной Звезды, медалями. В 1944-м лейтенанта Этуша тяжело ранило, и, получив вторую группу инвалидности, он демобилизовался.

У Алексея Смирнова было 11 боевых наград, но о войне он вспоминать не любил. Командир огневого взвода 169-го минометного полка прошел путь от рядового до лейтенанта. Несколько раз он сходился с немцами врукопашную, в наградных документах отмечали его отчаянную смелость. Очень хотел поучаствовать в штурме Берлина, но был тяжело контужен. Кто бы мог подумать, что в биографии смешного и трогательного персонажа «Операции «Ы» не одна рукопашная с фашистами. Что-то чудесное было в этом втором явлении актера в наш мир. Аналогий в духовной истории России — не счесть. Практически каждый чудотворный образ был утерян и вновь обретен. На пепелище, в чердачном хламе… В тот самый момент, когда был больше всего нужен людям. Вот и пыльный альбом с фронтовыми фотографиями Алексея Смирнова нашелся именно тогда, когда нам потребовалась хоть какая-то поддержка предков. Вспомните зловещее перепутье начала двухтысячных: возвращаться назад стыдно, идти вперед, не имея тыла, — страшно. Тогда-то мой приятель, питерский историк Валентин Морозов, и нашел этот альбом. Копался в старых фотографиях, лежавших грудой под диваном у дальней родственницы, — и вдруг как током ударило. Паренек с аккуратным полубоксом, с немецким пулеметом наперевес показался смутно знакомым. Неужели?! Один из самых трогательных комедийных актеров эпохи оказался бесстрашным воином. Орден Красной Звезды, два ордена Славы, медали «За отвагу», «За боевые заслуги»… А еще старый альбом в темно-красной плюшевой обложке в который раз открыл нашу самую страшную военную тайну, так и не понятую врагами, — не нужно лишний раз будить в смешном и нелепом тунеядце Феде разведчика Смирнова. И сколько таких Алексеев Смирновых среди нас, не знают ни наш Верховный главнокомандующий, ни министр обороны, ни аналитики ЦРУ.

В июне 1941 года Зиновий Гердт ушёл добровольцем на фронт. В декабре 1941 года окончил специальные краткосрочные сборы в Московском военно-инженерном училище и был направлен на Калининский, а затем на Воронежский фронт. Был командиром сапёрной роты в звании старшего лейтенанта. 13 февраля 1943 года под Белгородом был тяжело ранен осколком танкового снаряда. После одиннадцати операций, самые важные из которых выполняла ведущий хирург Боткинской больницы Ксения Максимилиановна Винцентини (жена конструктора Сергея Королёва), Гердту сохранили повреждённую ногу, которая с тех пор была на 8 сантиметров короче здоровой и вынуждала артиста сильно прихрамывать. Инвалид Отечественной войны III группы. До 25 июня 1945 года работал в Московском театре молодёжи при дирекции фронтовых театров. В 1945—1982 годах — в труппе Центрального Театра кукол под руководством С. В. Образцова. В кинематограф Зиновий Гердт вошёл как актёр дубляжа, долгое время оставаясь за кадром. С 1983 года — актёр МАДТ имени М. Н. Ермоловой.
« Начало космической эры человечества
Любимые советские актёры и их первые роли в кино »
  • +107

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+6
К сожалению, мало говорят о таком героическом актере как Владимир ГУЛЯЕВ (л-т милиции Володя в «Бриллиантовой руке»). Он на войне был летчиком-штурмовиком. А что это такое, те, кто в теме, поймут.
+9
Низкий поклон великим артистам и героям. Они сражались и победили, а потом снимались, что бы мы наслаждались от увиденного. Земля больше не родит таких героев и артистов.
+9
  • avatar
  • rdk06
Великие Люди! Великие Артисты! Слава и Вечная Память!
+7
Низкий поклон и вечная память.
+5
… А еще старый альбом в темно-красной плюшевой обложке в который раз открыл нашу самую страшную военную тайну, так и не понятую врагами, — не нужно лишний раз будить в смешном и нелепом тунеядце Феде разведчика Смирнова...©
+7
Долбанная война, долбанный фашизм… сколько б еще можно было снять кино шедевров с ними…
+12
Всем низкий поклон и вечная память!!!
+10
Спасибо за Победу и прекрасные роли.Настоящие люди с Большой буквы!
+6
блин и я только прочитав вашу статья впервые узнал, что большинство героев моего детства были ни только героями фильмов, но и героями в жизни… А теперь скажите; война их, что изменила? Сделала параноиками? Как многие говорят, человек после войны становиться психопатом… Ложь эти слова…
+5
Полностью согласен. Никто из воевавших в Отечественную войну за Родину, идею и благую цель психопатом стать не мог. Да и не был в принципе. Вывод делаю на основании послевоенного образа жизни собственного деда, трижды раненого (один раз тяжело), прошедшего путь от Волги до Кенигсберга принимая участие на бронекатере в немыслимых (по современных меркам) операциям, в качестве стрелка-радиста и имея за то всего лишь скромный комплект наград… Зато Родину, свободную от врага; дом, работу, семью, медицину, образование для себя и своих потомков (каковым мне посчастливилось быть) он отвоевал. Ну разве это психопатия — сражаться за очевидное благо?.. Нет и еще раз нет. И, как мне думается, не нужно путать это с так называемым «братским долгом» дружественному Афганистану или же еще более невнятной чеченской заварухой, массово калечившими психику рядовому и младшему офицерскому составу именно из-за бесцельности своей.
0
Не надо наивничать. «Синдром фронтовика» — вещь объективна и проявляется после всех войн. Первые послевоенные годы — разгул бандитизма. Нам просто об этом не говорили, поэтому вы и стали таким розовым оптимистом. Конечно, Советское Правительство старалось демобилизованных пристроить в народное хозяйство, и это, несомненно, сыграло свою роль. Но это не повод, чтобы городить ахинею и сталкивать лбами ветеранов разных войн.
+10
Прекрасные люди и великие актёры!