Почему я в детстве любил этот автобус

ЛиАЗ-677 автобус производства Ликинского автобусного завода. Выпускался с 1967 по 2000 год. И все нормальные люди в детстве на нем ездили. Лиаз 677М это не просто автобус — это машина времени.

Про «Зайцев»…

Первая бескондукторная система появилась в 1958 году в СССР, когда начался постепенный отказ от кондукторов и замена их кассами. В годы развитого социализма, который, по мнению идеологии, медленно, но верно двигался к коммунизму, считалось, что честность – лучший контролер. В кассу пассажир закладывал монету номиналом 3 копейки для трамвая, 4 – для троллейбуса и 5 – для автобуса, и отрывал билет.

Деньги ссыпались в специальный мешок, откуда доставались в парке, на кольце. Контроля за тем, какую монету человек кинул в автомат не было, так что технику легко было обмануть. А самые ловкие и изобретательные пассажиры до сих пор убеждают знакомых, что привязывали к монете нитку и после выдачи билета вытягивали её обратно. Кроме того, после оплаты можно было открутить от мотка сколько угодно билетов. Правда, была вероятность после этого попасться на глаза какой-нибудь сознательной гражданке и быть пойманным с поличным.

На линии работали контролеры. При неоплаченном проезде прямо на месте взымали штраф. Если же на пути контроля попадался упрямый гражданин, отказывающийся оплатить положенное, его отводили в отделение милиции. К сожалению, контролеры с каждым годом появлялись в салонах транспорта все реже и реже, так что «зайцев» на маршрутах каталось немало.

Вообще, такая система должна была развивать сознательность советских людей и контроль за исполнением правил со стороны общества. Поэтому автоматы ставили так, чтобы их было видно со всех сторон, а верх у них делали из прозрачного материала, чтобы всем было видно: в автомат упала монетка правильного номинала.

В 70-е годы параллельно с кассами появляются компостеры. Принцип их действия был такой: пассажир у водителя или в многочисленных киосках Союзпечати покупал ленту или книжечку билетов на 10 поездок, а во время поездки отрывал один из них и пробивал на компостере. Каждый автомат выбивал разную комбинацию дырочек, так что зашедший в вагон контролер пробивал для наглядного примера свой билет, а затем сравнивал положение и количество отверстий на билетах всех пассажиров.

Но, несмотря ни на какие способы контроля, сразу после введения бескондукторной системы, выручка от продажи билетов резко снизилась. Кроме того, стало ясно, что идеи коммунизма и бесплатного проезда отжили своё, трамвайные и троллейбусные парки снова стали мыслить экономическими понятиями, предприятиям необходимо было вливаться в рыночную систему.

В конце 80-х годов в стране полностью отказались от касс, а компостеры просуществовали до середины 90-х годов. В 1998 году на линию стали возвращаться кондукторы, и доходы предприятий городского пассажирского транспорта возросли.

В разных видах и с разным успехом старая, имеющая множество недостатков, бескондукторная система просуществовала в нашей стране больше тридцати лет.

Оставить комментарий

Последние комментарии

agavana

Действительно в холодную пору в автобусе было тепло и уютно, не то, что сейчас в холодных и замороженных Икарусах.

anatoly-52

Спасибо Сергей за такие воспоминания (ностальгия), тогда хоть люди были ЛЮДЬМИ, а теперь дорвавшиеся до власти пиздёныши, пытаются быстрее превратить людей в скот, в то состояние в котором находятся сами эти выродки.

aveh

Спасибо.

Alex Geras

еще плюс запах и звук этого чуда

Air Force

мне очень нравилось смотреть на колесо Лиаз ))

KolhozNick

и я помню, но потом появились Икарусы… а билетами по 3 коп. лучше бы раздражали.Правда и з/п была 70-120…

leon737

Я работал на таком…

Dmitry Kolobov

Обажал этот автобус… хорошим он был сзади любил стоять когда по неровной дороге ехал и подпрыгивать… зимой в нём действительно было тепло

Dmitry Kolobov

Легендарная «восьмёрка» именно под таким номером у нас гонял по основному маршруту такой автобус

Михаил Таганский

Он был уютным. Его всегда ждали. За ним всегда бегали.

Назад в СССР. Вспоминая наше советское прошлое.
2015 — 2024