Татьяна Самойлова: Нелёгкий полет журавля…
В ночь на понедельник, 5 мая, скончалась народная артистка России Татьяна Самойлова. Артистка была госпитализирована в день своего 80-летнего юбилея, 4 мая.
«В глазах этой русской богини можно утонуть» — так говорил про Татьяну Самойловузнаменитый художник Пабло Пикассо. Встреча живописца и актрисы произошла давным-давно в Каннах, где картина «Летят журавли» завоевала главный фестивальный приз. И вот уже не одно поколение тонет в чуть раскосых глазах Татьяны Евгеньевны. Она снялась в фильме, перевернувшем мировой кинематограф, и в одной из лучших экранизаций классической литературы…
12 октября 1957 года на экраны советских кинотеатров вышел ставший затем легендарным фильм Михаила Колатозова “Летят журавли”.
По сей день этот фильм не только веха в духовной жизни нашего общества, но и вершина искусства – актерского (в первую очередь Татьяны Самойловой и Алексея Баталова), операторского (Сергей Урусевский) и режиссерского.
Татьяне был 21 год. Роль Вероники была написана для совершенно другой актрисы – Елены Добронравовой, дебютировавшей в паре с Баталовым в фильме «Большая семья». В «Журавлях» их опять хотели видеть вместе, но что-то не сложилось…
Веронику сыграла Татьяна Самойлова, дочь самого популярного советского актера 40-х – Евгения Самойлова. («Сердца четырех», «В 6 часов вечера после войны»).
Великий Пикассо, еще не посмотрев «Журавлей», а только увидев лицо Татьяны, сказал ей: «Уверен, после показа вашей картины вы станете звездой...»
В Советском Союзе критика отнеслась к главной героине прохладно, Хрущев вообще обозвал Веронику шлюхой, а ректор “Щукинского” Борис Захава выгнал Самойлову из училища – студенты не имели права сниматься в кино во время учебы…
Она познала годы и даже десятилетия забвения. Наверное, судьба обошлась с ней слишком сурово…
Татьяна Самойлова родилась 4 мая 1934 года в Ленинграде. Её отцом был популярнейший актёр Евгений Самойлов, красавец-мужчина, игравший бравых офицеров. Мама работала инженером, но была творчески одарённой личностью, влюблённой в театр.
Девочка ещё не пошла в школу, как началась война. В эвакуации Таня переболела всеми существующими детскими болезнями – корью, тифом, дифтерией. Лекарств не хватало, и жизнь будущей актрисы не раз висела на волоске.
Татьяна с отцом, Евгением Самойловым, конец 50-х.
После войны семья перебралась в Москву. Несмотря на слабое здоровье, Таня великолепно танцевала, её даже звала в студию Большого театра Майя Плисецкая, но Самойлова предпочла пойти по стопам отца и поступила в Щукинское училище. Там бойкая весёлая девчушка с раскосыми глазами и вздёрнутым носиком в одночасье покорила самого статного и импозантного студента – Василия Ланового. Это был головокружительный роман, благородный и трогательный – до самой свадьбы суженые хранили целомудрие.
Татьяна Самойлова и Василий Лановой в фильме “Анна Каренина”
В 1956 году режиссёр Михаил Калатозов пригласил Самойлову на съёмки фильма «Летят журавли». Тогда же Татьяна узнала, что беременна. И решила, что детей они с мужем ещё народят, а пока что надо сосредоточиться на карьере. Лановой категорически возражал, но Самойлова всё-таки сделала подпольный аборт, причём выяснилось, что она ожидала двойню. Сразу же обострились хронические заболевания, а на съёмках «Журавлей» Татьяна вдобавок подхватила туберкулёз, и играть ей пришлось на уколах.
Но как она играла! Раскрепощено, вдохновенно, с азартом, с чертовщинкой, и – чувственно, глубоко, не по-юношески зрело, пропустив трагизм фильма через каждый свой нерв.
Годом позже лента вышла на экраны, и критики тотчас же разнесли её в пух и прах. Их возмущало, что у актрисы «несоветская» внешность, что комсомолка Вероника ходит босиком и с распущенными волосами, что она вульгарна и бесстыдна, что не дождавшись ушедшего на фронт жениха, выскочила замуж…
Наш тогдашний главный «искусствовед» Никита Хрущёв, посмотрев «Журавлей», обозвал героиню Самойловой шлюхой, а это означало приговор. Но фильм уже был заявлен в официальную программу Каннского фестиваля, и съёмочную группу, скрепя сердце, отпустили во Францию.
Канны потрясли Татьяну – фешенебельные отели, белоснежные яхты, дорогие лимузины, прилавки магазинов ломятся от диковинных товаров, элегантные актёры-мужчины норовят поцеловать ручку, ну а актрисы в изысканных туалетах – просто феи из волшебной сказки! Татьяна на удивление быстро освоилась в этом буржуазном раю и общалась с заморскими коллегами на равных.
Накануне дня подведения итогов Самойлова познакомилась с Пабло Пикассо. Прославленный мэтр, питавший слабость к русским женщинам, воскликнул: «Завтра вы станете знаменитой!». Так и случилось. Фильм «Летят журавли» получил три награды: «Золотую пальмовую ветвь», приз за лучшую операторскую работу и приз Татьяне Самойловой за лучшую женскую роль. Кстати, пока что это высшее достижение нашего кинематографа на самом престижном мировом киносмотре.
Западные продюсеры упрашивали Самойлову остаться, перед ней распахивались двери ведущих киностудий Европы и США, но, воспитанная в духе патриотизма, а может, просто испугавшись, актриса от столь заманчивых предложений решительно отказалась.
Возвращение на родину для Татьяны не стало триумфальным. Её следующий фильм «Неотправленное письмо», поставленный всё тем же Калатозовым, успеха не снискал. На какое-то время Самойлову сделали «экспортной актрисой» — она снималась в Италии и Венгрии, но до уровня «Журавлей» те международные проекты явно не дотягивали, хотя и принесли Татьяне немалые материальные дивиденды – она гоняла по Москве на новёхоньком «Опеле», что в те годы считалось сумасшедшей роскошью.
Но никакой «Опель» не мог заменить Самойловой личного счастья. От неё ушёл муж, любимый Вася. Родить от него ребёнка ей так и не удалось… Из тяжёлой депрессии актрису вытащил режиссёр Александр Зархи, предложив сыграть Анну Каренину. И Татьяна с жаром принялась репетировать.
Ещё до съёмок неугомонные критики опять начали намекать на «неправильную» внешность Самойловой, кто-то даже накляузничал, что она преклоняется перед иностранщиной. Как же можно доверить этой аморальной выскочке один из самых ярких и сложных женских образов русской литературы? Оказалось, можно и нужно – Каренину играли многие отечественные и зарубежные актрисы и до, и после Самойловой, но её Анна по праву считается эталонной.
Зрители по достоинству оценили горделивую поступь и аристократические манеры толстовской героини, её чарующие карие глаза, то бархатные и лучистые, то горящие безудержной страстью, то полные горечи и отчаяния.
Фильм стал одним из главных кинособытий 1967 года и собрал внушительную кассу по всему миру. О Самойловой вновь заговорили на Западе, но и на этот раз она предпочла жить и работать в Стране Советов — стране, которая в очередной раз её недооценила.
Помимо выдающейся режиссуры и блистательной игры Самойловой, в фильме крылась дополнительная интрига – роль Вронского исполнял не кто-нибудь, а Лановой. Актёры так убедительно выглядели в мелодраматических сценах, что зрители подумали: бывшие супруги решили воссоединиться.
Но нет – вне съёмочной площадки они не общались, да и сейчас, встречаясь у общих друзей, Самойлова и Лановой садятся на противоположные концы стола и отворачиваются друг от друга. Хотя… такая подчёркнутая холодность и индифферентность скорее говорит о том, что чувство не угасло. Во всяком случае, Самойлова со своей стороны не раз признавалась, что не хотела разрывать отношения с Лановым.
Вторым мужем Татьяны стал писатель и кинодраматург Валерий Осипов, но у супругов была несовместимость по группе крови – выкидыши происходили один за другим, а ведь Татьяна, чей возраст неумолимо приближался к зениту, торопилась стать матерью. Ребёнка ей подарил следующий муж, цирковой администратор Эдуард Мошкович – он был намного младше Самойловой и считал, что она обязана его содержать. Вскоре они расстались.
Больше интересных ролей у неё не было. С середины 70-х Самойлову перестали снимать, и она жила на сборы от гастрольных концертов. Вновь актрисе пришлось выбирать между профессией и личной жизнью, и вновь работа помешала семейному счастью – четвёртый брак тоже оказался неудачным, мужчины не выдерживали её постоянных отъездов, сына Митю даже пришлось на время пристроить в интернат. После распада СССР и краха советской киноиндустрии Самойлова пополнила список невостребованных ветеранов.
В новом столетии она снялась в нескольких фильмах и телесериалах (самый известный – «Московская сага»), но роли ей отводили столь крошечные и незначительные, что даже самые преданные поклонники не всегда её замечали.
Поползли слухи: одна из главных «звёзд» минувшей эпохи неизлечимо больна, спилась, помутилась рассудком, пыталась покончить с собой, прозябает в страшной нищете и одиночестве. Конечно, как и большинство пожилых людей, Татьяна Евгеньевна часто испытывает недомогание и обращается к врачам.
Актёрская пенсия ненамного выше среднестатистической, но в нашем царстве-государстве к людям, которые некогда прославили нацию на весь мир, принято относиться без должного почёта. Единственный сын Дмитрий, ныне преуспевающий хирург, эмигрировал в США и с матерью общается редко и неохотно. Но Самойлову не забывают – в 2007 году она приезжала в Канны на юбилей «Журавлей», а недавно гостила в телепрограмме Леонида Парфёнова «Какие наши годы».
Она сыграла две великие роли, но так и не сумела создать большую и крепкую семью. Через полвека она пронесла в сердце любовь к человеку, с которым так не хотела расставаться.
Но она, женщина сильная и волевая, с младых ногтей взяла за правило не жаловаться – никому, никогда, ни на что. Её жизнь, полная взлётов и падений, сложилась так, как сложилась…
И если очень-очень захотеть, то увидишь, как над Москвой, курлыча и увлекая за собой, пролетает журавлиный клин. А по предрассветной мостовой всегда будет кружиться в вальсе Белка-Вероника, босоногая девчонка с раскосыми глазами и вздёрнутым носиком, дерзкая, мечтательная, влюблённая…
Фильмография:
1955 Мексиканец
1957 Летят журавли
1959 Неотправленное письмо
1960 Леон Гаррос ищет друга
1961 Альба Регия
1964 Они шли на Восток
1967 Анна Каренина
1967 Солдаты без мундиров
1972 Город на Кавказе
1972 Нечаянные радости
1972 Длинная дорога в короткий день
1973 Возврата нет
1974 Океан
1975 Бриллианты для диктатуры пролетариата
1991 Анна Карамазофф
2000 24 часа
2000 Нет смерти для меня — персонаж фильма
2004 Московская сага
2004 Сен-Жермен
2008 Нирвана
«В глазах этой русской богини можно утонуть» — так говорил про Татьяну Самойловузнаменитый художник Пабло Пикассо. Встреча живописца и актрисы произошла давным-давно в Каннах, где картина «Летят журавли» завоевала главный фестивальный приз. И вот уже не одно поколение тонет в чуть раскосых глазах Татьяны Евгеньевны. Она снялась в фильме, перевернувшем мировой кинематограф, и в одной из лучших экранизаций классической литературы…
12 октября 1957 года на экраны советских кинотеатров вышел ставший затем легендарным фильм Михаила Колатозова “Летят журавли”.
По сей день этот фильм не только веха в духовной жизни нашего общества, но и вершина искусства – актерского (в первую очередь Татьяны Самойловой и Алексея Баталова), операторского (Сергей Урусевский) и режиссерского.
Татьяне был 21 год. Роль Вероники была написана для совершенно другой актрисы – Елены Добронравовой, дебютировавшей в паре с Баталовым в фильме «Большая семья». В «Журавлях» их опять хотели видеть вместе, но что-то не сложилось…
Веронику сыграла Татьяна Самойлова, дочь самого популярного советского актера 40-х – Евгения Самойлова. («Сердца четырех», «В 6 часов вечера после войны»).
Великий Пикассо, еще не посмотрев «Журавлей», а только увидев лицо Татьяны, сказал ей: «Уверен, после показа вашей картины вы станете звездой...»
В Советском Союзе критика отнеслась к главной героине прохладно, Хрущев вообще обозвал Веронику шлюхой, а ректор “Щукинского” Борис Захава выгнал Самойлову из училища – студенты не имели права сниматься в кино во время учебы…
Она познала годы и даже десятилетия забвения. Наверное, судьба обошлась с ней слишком сурово…
Татьяна Самойлова родилась 4 мая 1934 года в Ленинграде. Её отцом был популярнейший актёр Евгений Самойлов, красавец-мужчина, игравший бравых офицеров. Мама работала инженером, но была творчески одарённой личностью, влюблённой в театр.
Девочка ещё не пошла в школу, как началась война. В эвакуации Таня переболела всеми существующими детскими болезнями – корью, тифом, дифтерией. Лекарств не хватало, и жизнь будущей актрисы не раз висела на волоске.
Татьяна с отцом, Евгением Самойловым, конец 50-х.
После войны семья перебралась в Москву. Несмотря на слабое здоровье, Таня великолепно танцевала, её даже звала в студию Большого театра Майя Плисецкая, но Самойлова предпочла пойти по стопам отца и поступила в Щукинское училище. Там бойкая весёлая девчушка с раскосыми глазами и вздёрнутым носиком в одночасье покорила самого статного и импозантного студента – Василия Ланового. Это был головокружительный роман, благородный и трогательный – до самой свадьбы суженые хранили целомудрие.
Татьяна Самойлова и Василий Лановой в фильме “Анна Каренина”
В 1956 году режиссёр Михаил Калатозов пригласил Самойлову на съёмки фильма «Летят журавли». Тогда же Татьяна узнала, что беременна. И решила, что детей они с мужем ещё народят, а пока что надо сосредоточиться на карьере. Лановой категорически возражал, но Самойлова всё-таки сделала подпольный аборт, причём выяснилось, что она ожидала двойню. Сразу же обострились хронические заболевания, а на съёмках «Журавлей» Татьяна вдобавок подхватила туберкулёз, и играть ей пришлось на уколах.
Но как она играла! Раскрепощено, вдохновенно, с азартом, с чертовщинкой, и – чувственно, глубоко, не по-юношески зрело, пропустив трагизм фильма через каждый свой нерв.
Годом позже лента вышла на экраны, и критики тотчас же разнесли её в пух и прах. Их возмущало, что у актрисы «несоветская» внешность, что комсомолка Вероника ходит босиком и с распущенными волосами, что она вульгарна и бесстыдна, что не дождавшись ушедшего на фронт жениха, выскочила замуж…
Наш тогдашний главный «искусствовед» Никита Хрущёв, посмотрев «Журавлей», обозвал героиню Самойловой шлюхой, а это означало приговор. Но фильм уже был заявлен в официальную программу Каннского фестиваля, и съёмочную группу, скрепя сердце, отпустили во Францию.
Канны потрясли Татьяну – фешенебельные отели, белоснежные яхты, дорогие лимузины, прилавки магазинов ломятся от диковинных товаров, элегантные актёры-мужчины норовят поцеловать ручку, ну а актрисы в изысканных туалетах – просто феи из волшебной сказки! Татьяна на удивление быстро освоилась в этом буржуазном раю и общалась с заморскими коллегами на равных.
Накануне дня подведения итогов Самойлова познакомилась с Пабло Пикассо. Прославленный мэтр, питавший слабость к русским женщинам, воскликнул: «Завтра вы станете знаменитой!». Так и случилось. Фильм «Летят журавли» получил три награды: «Золотую пальмовую ветвь», приз за лучшую операторскую работу и приз Татьяне Самойловой за лучшую женскую роль. Кстати, пока что это высшее достижение нашего кинематографа на самом престижном мировом киносмотре.
Западные продюсеры упрашивали Самойлову остаться, перед ней распахивались двери ведущих киностудий Европы и США, но, воспитанная в духе патриотизма, а может, просто испугавшись, актриса от столь заманчивых предложений решительно отказалась.
Возвращение на родину для Татьяны не стало триумфальным. Её следующий фильм «Неотправленное письмо», поставленный всё тем же Калатозовым, успеха не снискал. На какое-то время Самойлову сделали «экспортной актрисой» — она снималась в Италии и Венгрии, но до уровня «Журавлей» те международные проекты явно не дотягивали, хотя и принесли Татьяне немалые материальные дивиденды – она гоняла по Москве на новёхоньком «Опеле», что в те годы считалось сумасшедшей роскошью.
Но никакой «Опель» не мог заменить Самойловой личного счастья. От неё ушёл муж, любимый Вася. Родить от него ребёнка ей так и не удалось… Из тяжёлой депрессии актрису вытащил режиссёр Александр Зархи, предложив сыграть Анну Каренину. И Татьяна с жаром принялась репетировать.
Ещё до съёмок неугомонные критики опять начали намекать на «неправильную» внешность Самойловой, кто-то даже накляузничал, что она преклоняется перед иностранщиной. Как же можно доверить этой аморальной выскочке один из самых ярких и сложных женских образов русской литературы? Оказалось, можно и нужно – Каренину играли многие отечественные и зарубежные актрисы и до, и после Самойловой, но её Анна по праву считается эталонной.
Зрители по достоинству оценили горделивую поступь и аристократические манеры толстовской героини, её чарующие карие глаза, то бархатные и лучистые, то горящие безудержной страстью, то полные горечи и отчаяния.
Фильм стал одним из главных кинособытий 1967 года и собрал внушительную кассу по всему миру. О Самойловой вновь заговорили на Западе, но и на этот раз она предпочла жить и работать в Стране Советов — стране, которая в очередной раз её недооценила.
Помимо выдающейся режиссуры и блистательной игры Самойловой, в фильме крылась дополнительная интрига – роль Вронского исполнял не кто-нибудь, а Лановой. Актёры так убедительно выглядели в мелодраматических сценах, что зрители подумали: бывшие супруги решили воссоединиться.
Но нет – вне съёмочной площадки они не общались, да и сейчас, встречаясь у общих друзей, Самойлова и Лановой садятся на противоположные концы стола и отворачиваются друг от друга. Хотя… такая подчёркнутая холодность и индифферентность скорее говорит о том, что чувство не угасло. Во всяком случае, Самойлова со своей стороны не раз признавалась, что не хотела разрывать отношения с Лановым.
Вторым мужем Татьяны стал писатель и кинодраматург Валерий Осипов, но у супругов была несовместимость по группе крови – выкидыши происходили один за другим, а ведь Татьяна, чей возраст неумолимо приближался к зениту, торопилась стать матерью. Ребёнка ей подарил следующий муж, цирковой администратор Эдуард Мошкович – он был намного младше Самойловой и считал, что она обязана его содержать. Вскоре они расстались.
Больше интересных ролей у неё не было. С середины 70-х Самойлову перестали снимать, и она жила на сборы от гастрольных концертов. Вновь актрисе пришлось выбирать между профессией и личной жизнью, и вновь работа помешала семейному счастью – четвёртый брак тоже оказался неудачным, мужчины не выдерживали её постоянных отъездов, сына Митю даже пришлось на время пристроить в интернат. После распада СССР и краха советской киноиндустрии Самойлова пополнила список невостребованных ветеранов.
В новом столетии она снялась в нескольких фильмах и телесериалах (самый известный – «Московская сага»), но роли ей отводили столь крошечные и незначительные, что даже самые преданные поклонники не всегда её замечали.
Поползли слухи: одна из главных «звёзд» минувшей эпохи неизлечимо больна, спилась, помутилась рассудком, пыталась покончить с собой, прозябает в страшной нищете и одиночестве. Конечно, как и большинство пожилых людей, Татьяна Евгеньевна часто испытывает недомогание и обращается к врачам.
Актёрская пенсия ненамного выше среднестатистической, но в нашем царстве-государстве к людям, которые некогда прославили нацию на весь мир, принято относиться без должного почёта. Единственный сын Дмитрий, ныне преуспевающий хирург, эмигрировал в США и с матерью общается редко и неохотно. Но Самойлову не забывают – в 2007 году она приезжала в Канны на юбилей «Журавлей», а недавно гостила в телепрограмме Леонида Парфёнова «Какие наши годы».
Она сыграла две великие роли, но так и не сумела создать большую и крепкую семью. Через полвека она пронесла в сердце любовь к человеку, с которым так не хотела расставаться.
Но она, женщина сильная и волевая, с младых ногтей взяла за правило не жаловаться – никому, никогда, ни на что. Её жизнь, полная взлётов и падений, сложилась так, как сложилась…
И если очень-очень захотеть, то увидишь, как над Москвой, курлыча и увлекая за собой, пролетает журавлиный клин. А по предрассветной мостовой всегда будет кружиться в вальсе Белка-Вероника, босоногая девчонка с раскосыми глазами и вздёрнутым носиком, дерзкая, мечтательная, влюблённая…
Фильмография:
1955 Мексиканец
1957 Летят журавли
1959 Неотправленное письмо
1960 Леон Гаррос ищет друга
1961 Альба Регия
1964 Они шли на Восток
1967 Анна Каренина
1967 Солдаты без мундиров
1972 Город на Кавказе
1972 Нечаянные радости
1972 Длинная дорога в короткий день
1973 Возврата нет
1974 Океан
1975 Бриллианты для диктатуры пролетариата
1991 Анна Карамазофф
2000 24 часа
2000 Нет смерти для меня — персонаж фильма
2004 Московская сага
2004 Сен-Жермен
2008 Нирвана
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
0
Очень печально, что у такой талантливой и очень красивой актрисы, женщины, в нашей стране неудачно сложилась жизнь.
- ↓
+1
Спасибо.
- ↓
+1
МИР ЕЁ ПРАХУ
- ↓
+4
Смотрела позавчера «Летят журавли», плакала… А потом показали Идеальный ремонт для Татьяны Самойловой, я почему-то подумала: она не успеет здесь пожить! Невероятно. Потрясающая женщина, необыкновенная красота! Вечная память. После ее Анны Карениной противно смотреть на потуги некоторых актрис.
- ↓
+2
СПАСИБО!
- ↓
+4
Вечная слава, спасибо за роли, за добрые, советские фильмы!
- ↓
0
недавно смотрела с её участием фильм «Далеко от Сансет-бульвара»: там она играла 85-летнюю актрису.
- ↓
+3
Такая красивая женщина! И харизматичная актриса!
- ↓
+5
Красивее нашей Анны Карениной, сыгранной Татьяной Самойловой, я не видела.Вечная память замечательной актрисе и красивейшей женщине
- ↓
+2
… наша Анна Каренина — лучшая...!, в исполнении любимой актрисы — Вы правы.
- ↑
- ↓
+1
Теперь я про неё ещё и знаю!!!
- ↓