Её театральная карьера проходила в детских театрах. Сначала она работала в Первом государственном педагогическом театре, а в конце войны перешла в Центральный детский театр.
"…мои мальчики… я… прощалась с ними, и они ушли безвозвратно от меня, как умершие дети, оставив огромную боль внутри, что они не вернутся, они просто и тихо – ушли – и я плакала, я плакала тихо и одиноко. И Ваня Солнцев, и Ганька, и Егорка, и еще много-много… Они ушли и только в памяти моей они – издалека ушедших дней – тихо, с улыбкой, кивают мне, как матери, родившей их"…
из письма Валентины Сперантовой радиорежиссеру Розе Иоффе
Переход на возрастные роли дался Сперантовой тяжело. Прощание с любимыми маленькими героями еще тяжелее. Я познакомился со Валентиной Александровной на съемках картины «Три дня в Москве», когда она уже давно играла мальчиков только в радиопостановках. Но я всегда узнавал ее голос, будь то Дик Сэнд Жюля Верна или гайдаровский Тимур.
Впервые Валя вышла на сцену в 1910 году в Зарайском любительском театре, созданному известным скульптором Анной Семеновной Голубкиной (двоюродной бабушкой нашей актрисы Ларисы Голубкиной). Она жила по соседству и часто навещала большое семейство Сперантовых. Детей там было много – девять своих и трое приемных. Все талантливые, музыкальные. Все рисовали. Для спектакля «Дочь извозчика» Голубкина попросила у родителей шестилетнюю Валю. Сказала:
— Выйдешь на сцену и съешь пряник.
Валя вышла, откусила пряник, показала его зрителям и ушла. Роль без слов, театр почти игрушечный – летняя сцена, выстроенная на пустыре, но ощущение света и счастья осталось навсегда. Домой ее, как взрослую, отвезли на извозчике.
Сперантова прекрасно рисовала, мечтала стать художницей, даже сначала поступила во ВХУТЕМАС. Правда, проучилась там недолго и ушла за другой своей мечтой в ГИТИС…
Рисунки у нее были замечательные – шаржи, карикатуры, наброски костюмов для роли. Рисовала Валентина Александровна быстро и очень точно. Не сомневаюсь, что приглашение на свой творческий вечер, посвященный двум юбилеям, она тогда оформила сама..)
В 1938 году в Московском ТЮЗе на премьере спектакля «Том Кенти» по роману Марка Твена «Принц и нищий» оказался великий Бернард Шоу. Актеры вспоминали, как после спектакля за кулисами он обнял и потрепал по щеке прекрасного «мальчика-актера», игравшего Тома.
— Сэр! Это же дама, и у нее есть дочь! — сказали ему.
Шоу был сражен. Он встал на колено и поцеловал Сперантовой руку.
Дочери Сперантовой Оксане тогда было шесть лет.
Это фото 1940 года, здесь ей уже восемь и у нее только что появилась сестра Наташа.
Валентина Сперантова – Ваня Солнцев.
«Сын полка», ЦДТ, 1960 год.
Последние комментарии
Спасибо за воспоминания о замечательной актрисе!!! Я думаю, что ее помнят очень многие!!!
Мне Валентина Сперантова очень запомнилась в роли матери, в фильме Шумный день, Олег Табаков играл одного из ее сыновей, ее нельзя забыть…
спасибо
Потрясающая актриса!
Спасибо Вам.
Очень Хорошая Бабушка!)
Даже маленькая роль в Большой перемене, просто замечательна. Спасибо!!!
замечательная актриса, спасибо!!!
Удивительно, что многих советских актёров можно было узнать по голосам, таким разным. Сегодня наберётся 10 актёров, узнаваемых на слух. Сперантова была олицетворением добра и света во всех ролях.