Интересные факты о фильме "Берегись автомобиля"
Эта история напоминает фантастический сценарий: скромный и тихий актер театра самодеятельности с трогательной фамилией Деточкин на самом деле оказывается непримиримым борцом со взяточниками и прочими преступниками, и борется он во имя блага детей.
В то время как другому актеру этого же театра, которому по роду деятельности приходится расследовать преступления нашего «Робин Гуда», он представляется как хитроумный, коварный и практически неуловимый злоумышленник. Такой оригинальный сценарий был придуман талантливейшем дуэтом советского кино – Эльдаром Рязановым и Эмилем Брагинским («Служебный роман», «Ирония судьбы или С легким паром!» и другие киношедевры) на основе народной легенды о благородном автоугонщике. Только в то время эта легенда считалась правдивой историей, и Эльдар Рязанов потратил некоторое время на безуспешные поиски прототипа Деточкина – однако в реальности такого персонажа не существовало…
Изначально на роль Деточкина планировался Юрий Никулин, но он вместе с цирком отправился на гастроли в Южную Африку почти на полгода. Затем пробовался Олег Ефремов, однако в итоге роль отдали Иннокентию Смоктуновскому, а Ефремов сыграл милиционера Максима Подберезовикова. Во время утверждения кандидатов на роли в фильме, Смоктуновский проходил лечение от туберкулеза глаз, которое ему пришлось прервать ради съёмок, и затем продолжить после их окончания. Болезнь оказалась весьма серьезной: на лечение ушло почти два года.
Примечательно, что оба исполнителя главных ролей – и Смоктуновский, и Ефремов не были комедийными актерами. Поэтому их образы получились достаточно серьезными и даже драматическими, а комедия «Берегись автомобиля!» превратилась в трагикомедию.
А вот популярные и всеми любимые советские комики Андрей Миронов и Анатолий Папанов крайне легко и удачно вписались в концепцию фильма, еще и обеспечив всей съёмочной группе веселый рабочий процесс с бесконечной импровизацией и искрометным юмором. Работа Андрея Миронова в роли «работника торговли» критиками считается одной из его самых успешных.
А цитаты персонажа Папанова прочно вошли в жизнь советского общества и актуальны, кстати по сей день, например: «Тебя посодют, а ты не воруй!» и др.
Большинство сцен фильма снимали на натуре, и что интересно, в начале фильма закадровый голос автора утверждает, что не известно, в каком городе происходят события. Однако, в сцене беседы в пивбаре, Деточкин произносит фразу о том, что после продажи одной из угнанных машин, он вернулся в… Москву. Следовательно, события фильма разворачиваются все-таки в Москве.
Волга “ГАЗ-21”, на которой Деточкин ушел от погони, принадлежала Мосфильму. Впоследствии эта машину снимали еще в нескольких кинофильмах. Также автомобиль в какой-то мере прославился благодаря знаменитому эпизоду с Папановым «такси на Дубровку» (автомобиль там перекрашен) в фильме «Бриллиантовая рука». Эта же машина выступила в роли такси героя Ефремова в фильме «Три тополя на Плющихе».
Продолжим тему погони за Деточкиным: вальс, звучащий во время преследования милиционером “неуловимого мстителя”, использует музыкальную фразу из песни «Padam… Padam…». Эта мелодия композитора Андрея Петрова – одна из наиболее известных и узнаваемых в мире музыки кино. В репертуаре певца Сергея Никитина есть написанная на стихи Евгения Евтушенко песня «Стеклянный Господин», использующая мотив вальса из фильма «Берегись автомобиля».
Вернемся в театр самодеятельности: там персонаж Смоктуновского играет роль Гамлета. Что интересно, на момент выхода кинокартины у Смоктуновского уже была блестяще исполненная роль в одноименном фильме: “Гамлет” был показан в 1964 году.
Специально для съёмок Иннокентий Смоктуновский по настоянию Рязанова сдал на водительские права. Не совсем реалистичный сюжет картины режиссёр старался восполнить максимальной достоверностью съёмочного процесса: все трюки выполнялись каскадерами без комбинированных съемок, то есть, каскадёр на полной скорости проскакивал под мчащимся грузовиком-трубовозом, взлетал на быстро едущий трейлер и бросал машину под откос.
Чтобы сыграть роль подруги Деточкина – Любы, ее исполнительнице Ольге Аросевой пришлось на самом деле получить права водителя троллейбуса и затем водить настоящий троллейбус во время съёмок.
Может быть, именно такой серьезный и ответственный подход к созданию кино в сочетании с высококлассными актерами и оригинальным сценарием, и являлся той базой, благодаря которой в советской киноиндустрии появились действительно гениальные произведения.
Поделиться
В то время как другому актеру этого же театра, которому по роду деятельности приходится расследовать преступления нашего «Робин Гуда», он представляется как хитроумный, коварный и практически неуловимый злоумышленник. Такой оригинальный сценарий был придуман талантливейшем дуэтом советского кино – Эльдаром Рязановым и Эмилем Брагинским («Служебный роман», «Ирония судьбы или С легким паром!» и другие киношедевры) на основе народной легенды о благородном автоугонщике. Только в то время эта легенда считалась правдивой историей, и Эльдар Рязанов потратил некоторое время на безуспешные поиски прототипа Деточкина – однако в реальности такого персонажа не существовало…
Изначально на роль Деточкина планировался Юрий Никулин, но он вместе с цирком отправился на гастроли в Южную Африку почти на полгода. Затем пробовался Олег Ефремов, однако в итоге роль отдали Иннокентию Смоктуновскому, а Ефремов сыграл милиционера Максима Подберезовикова. Во время утверждения кандидатов на роли в фильме, Смоктуновский проходил лечение от туберкулеза глаз, которое ему пришлось прервать ради съёмок, и затем продолжить после их окончания. Болезнь оказалась весьма серьезной: на лечение ушло почти два года.
Примечательно, что оба исполнителя главных ролей – и Смоктуновский, и Ефремов не были комедийными актерами. Поэтому их образы получились достаточно серьезными и даже драматическими, а комедия «Берегись автомобиля!» превратилась в трагикомедию.
А вот популярные и всеми любимые советские комики Андрей Миронов и Анатолий Папанов крайне легко и удачно вписались в концепцию фильма, еще и обеспечив всей съёмочной группе веселый рабочий процесс с бесконечной импровизацией и искрометным юмором. Работа Андрея Миронова в роли «работника торговли» критиками считается одной из его самых успешных.
А цитаты персонажа Папанова прочно вошли в жизнь советского общества и актуальны, кстати по сей день, например: «Тебя посодют, а ты не воруй!» и др.
Большинство сцен фильма снимали на натуре, и что интересно, в начале фильма закадровый голос автора утверждает, что не известно, в каком городе происходят события. Однако, в сцене беседы в пивбаре, Деточкин произносит фразу о том, что после продажи одной из угнанных машин, он вернулся в… Москву. Следовательно, события фильма разворачиваются все-таки в Москве.
Волга “ГАЗ-21”, на которой Деточкин ушел от погони, принадлежала Мосфильму. Впоследствии эта машину снимали еще в нескольких кинофильмах. Также автомобиль в какой-то мере прославился благодаря знаменитому эпизоду с Папановым «такси на Дубровку» (автомобиль там перекрашен) в фильме «Бриллиантовая рука». Эта же машина выступила в роли такси героя Ефремова в фильме «Три тополя на Плющихе».
Продолжим тему погони за Деточкиным: вальс, звучащий во время преследования милиционером “неуловимого мстителя”, использует музыкальную фразу из песни «Padam… Padam…». Эта мелодия композитора Андрея Петрова – одна из наиболее известных и узнаваемых в мире музыки кино. В репертуаре певца Сергея Никитина есть написанная на стихи Евгения Евтушенко песня «Стеклянный Господин», использующая мотив вальса из фильма «Берегись автомобиля».
Вернемся в театр самодеятельности: там персонаж Смоктуновского играет роль Гамлета. Что интересно, на момент выхода кинокартины у Смоктуновского уже была блестяще исполненная роль в одноименном фильме: “Гамлет” был показан в 1964 году.
Специально для съёмок Иннокентий Смоктуновский по настоянию Рязанова сдал на водительские права. Не совсем реалистичный сюжет картины режиссёр старался восполнить максимальной достоверностью съёмочного процесса: все трюки выполнялись каскадерами без комбинированных съемок, то есть, каскадёр на полной скорости проскакивал под мчащимся грузовиком-трубовозом, взлетал на быстро едущий трейлер и бросал машину под откос.
Чтобы сыграть роль подруги Деточкина – Любы, ее исполнительнице Ольге Аросевой пришлось на самом деле получить права водителя троллейбуса и затем водить настоящий троллейбус во время съёмок.
Может быть, именно такой серьезный и ответственный подход к созданию кино в сочетании с высококлассными актерами и оригинальным сценарием, и являлся той базой, благодаря которой в советской киноиндустрии появились действительно гениальные произведения.
Поделиться
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
+2
Сейчас воров очень много и все они в законе, вот, если бы каждый законный вор перечислял хотя бы третью часть украденного в детские дома — все возможно, и они бы перестали быть ворами — это по Деточкину...)) Ан нет — жадины — все себе и себе…
- ↓
+2
… мой очень любимый фильм...)) спасибо.
- ↑
- ↓
+2
Свободу Юрию Деточкину!!! Юра! Держись!!!
- ↓
+6
Деточкин, где ты? Страна зовет тебя на бой. )
- ↓
0
Нужен уже отлично экипированный, технически грамотный аэромобильный отряд
- ↑
- ↓
+1
Экипировкой снабдим. Всем прочим — тоже. Лишь бы нашлись «робин гуды».
- ↑
- ↓
0
Готов сделать первый взнос.Здесь главное начать.Поток разоблачений будет такой силы, что главное будет устоять на ногах.
- ↑
- ↓
0
И вы не одиноки. Но кто начнет? Одна надежда — на молодежь.
- ↑
- ↓
0
Навальный вроде начал, но не читается в нем непримиримости.Нет убежденности и подозревается продажность.
- ↑
- ↓
+1
Провальный не та фигура на доске. Нужны тысячи «деточкиных».
- ↑
- ↓
+2
Еще интересный факт.
Странного товарища в магазине («Сма-атрю») сыграл второй режиссер Алексей Коренев. который через несколько лет тоже поставит замечательную комедию, «Большую перемену».
- ↓
+1
Еще в 1958 г.офицеры из миллиондвеститысяч рассказывали как армейскую байку.Уволенные имели хорошую пенсию и могли позволить приколы.Два летчика ушли в гражданскую авиацию и по пути в аэропорт прихватили пьяного, что лежал у киоски, а в Ленинграде положили его у такой же киоски.И про другого офицера рассказывали как он воровал машины у нечистоплотных хозяев и передавал деньги от продажи детским домам.Возможно это как то повлияло на выбор темы для фильмов.
- ↓
Комментарий удалён за нарушение
0
Еще такую байку рассказывали про композитора Богословского. Как он кого-то из напившихся коллег погрузил в самолет и отправил в Киев.
- ↑
- ↓
+1
Замечательный фильм и актеры!!!
- ↓
+1
Фильм замечательный.
И актеры. Кроме Смоктуновского, который для меня всё портит: уж очень старательно играет.
До слез жалко, что Деточкин не Никулин.
- ↑
- ↓
+1
А я почему-то хорошо помню статью на четвертой полосе какой-то центральной газеты именно о том самом «Робин Гуде», который существовал в действительности… И было это совсем не в связи с выходом фильма на экран… Где-то в 1963-64 гг.
- ↓
+1
раньше были времена, а теперь моменты, всё было для кинА, а сейчас ферменты
- ↓
0
Отличный фильм. Смотрю его все время как в первый раз.
- ↓
+1
Хоршие фильмы не стареют…
- ↑
- ↓
+2
В то время обратите внимание киношная история казалась правдивой, отношение милиционера и искреннего воришки, да же дело то в суде рассматривалось чисто индивидуально и сугубо только против одного деяния воровства, а деталь наивности и порядочности друга милиционера являлась смягчающим обстоятельством для друга воришки, теперь вряд ли такое покатит, как минимум корупция будет фигурировать, злоупотребление и скрытие фактов правонорушения, не говоря о том, что современного милиционера, уволят, закроют и дискредитируют.
- ↓
0
Во все времена это — хождение по лезвию… а здесь это обыгрывается и обсмеивается очень талантливо…
- ↑
- ↓