Чудо-автобус из "Кавказской пленницы"
Начиная с 1967 года не одно поколение советских, а затем и постсоветских людей смотрело и пересматривало культовую кинокомедию «Кавказская пленница». Там в конце героиню на горном шоссе подхватывает какая-то необыкновенная машина-микроавтобус, которую почти никто не видел в реальной жизни.
Это было не менее яркое и авангардное произведение советского автодизайна, чем ЗИЛ-118 «Юность», и с не менее печальной судьбой, рассказ о которой смотрите ниже.
Оригинал взят у
pos1t1ve в Забытые «Старты» шестьдесят третьего…
Автомобиль на наших фотографиях большинству читателей известен, как «микроавтобус из «Кавказской пленницы». Между тем, машина эта по-своему уникальная. Единственный в шестидесятых по-настоящему авангардный автомобиль с пластмассовым кузовом, комфортабельным салоном и агрегатами от «двадцать-первой» Волги. Назывался он «Старт»…
С изменением государственной структуры управления и введением обкомов в стране становится возможной некая самостоятельность в принятии решений «на местах». Объект нашего внимания как раз стал плодом проявления такой самостоятельности.
Не секрет, что с общественным транспортом вообще, а с микроавтобусами в частности, в послевоенном СССР была сильная «напряженка» — в деревнях основным транспортом порой оставался грузовик или архаичный ГАЗ-651. Именно в шестидесятые годы появляется целая плеяда новых по типу и содержанию микроавтобусов вагонной компоновки: в 1961 году РАФ-977Д, в 1962 – ЗиЛовская «Юность», о которой мы уже рассказывали, в 1958 году открывается КАВЗ, в этом же году ПАЗ осваивает новую модель. Но автобусов все равно катастрофически не хватает.
Знаменитый рисунок Александра Захарова из книги Льва Шугурова «Автомобили России и СССР».Даже в нетленном труде этого лучшего автомобильного историка страны «Старту» отвели лишь 14 строчек.
Именно в такой атмосфере коллектив Северодонецкой ремонтной базы (САРБ) под руководством Г.В. Дъяченко и главного инженера автотреста А.Г.Ивановым задумывают заняться новым для себя делом – созданием полноценного автомобиля. Благо, на их стороне был и весьма энергичный и «креативный» начальник главного автотранспортного управления Луганского Совнархоза А.С. Антонов, до этого предложивший идею постройки пластикового прицепа – кунга для автомобиля.Сложно сказать наверняка, но скорее всего, на этом фото вишневый автомобиль. Об этом позволяет судить отсутствие белой «юбки», свойственной «Стартам» с голубой полосой.
Выбор пластмассы, как основного материала кузова, был не случаен. Во-первых, в регионе было большое количество предприятий, занятых производством эпоксидных смол, во-вторых, в стране тогда шла правительственная программа по поиску альтернативных материалов, а, в-третьих, ждать собственных штампов для производства металлических деталей было просто неоткуда.
Оригинальный дизайн и форму кузова разработал художник-архитектор Ю.И. Андрос. Машина на тот момент выглядела броско, изящно, «по-западному». Для создания технологии выклейки кузова пригласили студентов Харьковского автодорожного института, имевшими дело со спортивным автомобилем ХАДИ.
«Старт» на фоне типичных собратьев по потоку той поры. Впереди — «Москвич», позади — «Волга». Выглядит автобус на таком фоне более, чем необычно.
Т.к. по понятным причинам, рассчитывать на собственную светотехнику и стекла не приходилось, стилисту удалость оригинально вписать счетверенные фары от «Москвича» в передок, а стандартные фонари от «Волги» разместить в длиннющих «килях» задних крыльев. Привычной задней двери в этом микроавтобусе нет – её заменяет небольшой багажник. Вообще, для тех времен автобус был очень комфортабелен. На первой версии было 3 удобных дивана, расположенных буквой «П», ящички для посуды, а чехол двигателя служил столиком. В багажнике размещался умывальник. Кроме того машина обладала модной двухцветной окраской с вишневым или голубым основным цветом.
Для создания пластмассового кузова первоначально был создан эталонный гипсовый макет. Затем прямо по нему было создана контрформа, внутри которой и выклеивались из эпоксидной смолы кузова автобусов.
Несмотря на отсутствие испытательной базы и больших финансовых ресурсов, машину удалось довести до ума и даже привезти в Москву, где она стала настоящим медийным персонажем.
«Старт» обладал тремя дверьми: двумя с правой стороны, и одной — водительской, с левой.
Его показали в выпуске программы «Время», упомянули в «Правде», выставили в одном из павильонов ВДНХ и даже продемонстрировали Хрущеву. На волне такой популярности коллективу САРЗа удалось получить согласие от руководства отрасли на поставку в Северодонецк пятидесяти комплектов агрегатов от ГАЗ-21. Именно автомобиль из этой серии и был направлен в Москву для съемок в Кавказской пленнице! Впрочем, по некоторым данным, до конца восьмидесятых годов на телерадиостудии Луганска работал ещё один «коллега» «киноавтобуса» — единственная за все время выпуска модификация Старта.
Публикация в газете «Наука и жизнь»
Знаменитые кадры из нетленной комедии Гайдая: через мгновение Нина сядет в салон автобуса и покинет Шурика
В дальнейшем из-за особенностей плановой экономики централизованная закупка агрегатов от «Волги» прекратилась, т.к. «выбить» дефицитные детали не представлялось возможным, не говоря о том, что бы просто закупить их с ГАЗа. Однако, коллектив САРБа переориентируется на выпуск Стартов по индивидуальным заказам при условии наличия агрегатной базы. В основном ей служат списанные таксомоторы.
В 1964 году идеолог проекта Антонов переходит на работу в Донецкий совнархоз, попутно «прихватив» с собой дублирующую оснастку для производства автобусов. Получив имя «Донбасс», иную эмблему и несколько косметических отличий, автобус-близнец продолжает выпускаться на предприятии «Главдонбасстрой». Произвели их не более десяти штук. Именно «Донбасс» размещен в титуле этой статьи.Экземпляр, которые последние несколько лет выставляется на всех крупных ретро-смотринах, принадлежит коллекции Oldtimer-service, и экспонируется в военно-техническом музее села Ивановское.
Фото Александра Каменского
Последней «контрольной точкой» на дистанции «Старта» стал Луганский автосборочный завод, где по собственной технологии создания кузова (в основе лежал деревянный макет, по которому кузов выклеивался, а затем зачищался и шпатлевался) было выпущено ещё 20 автобусов. Внешне они отличались наклонной средней стойкой кузова вместо треугольной у оригинальной машины.
Автобус луганской сборки. Внешне отличается иной эмблемой и более простой по дизайну наклонной средней стойкой кузова. Фотография с сайта Игоря Денисовца
По разным данным, за период с 1963 по 1970 гг. было выпущено около 200 «Стартов», однако точную цифру никто не знает. Несмотря на наличие очевидных недостатков в конструкции и сложность в производстве нового типа кузова, конструкция была вполне жизнеспособной. Основной причиной малого тиража автобуса послужило, прежде всего, отсутствие поддержки со стороны руководства отрасли, а так же банальная невозможность закупить агрегаты на собственные средства. Кроме того, признать успешным проект никому неизвестных «ремонтников» с Донбасса ученые умы и бюрократические чины тоже никак не могли, отсюда и фактическая гибель проекта. «Старт» во многом повторил судьбу«Юности», став лишь ещё одним украшением Выставки Достижений Народного Хозяйства 1963 года. Стране были важны все достижения, но некоторые- важнее…
Это было не менее яркое и авангардное произведение советского автодизайна, чем ЗИЛ-118 «Юность», и с не менее печальной судьбой, рассказ о которой смотрите ниже.
Оригинал взят у
Автомобиль на наших фотографиях большинству читателей известен, как «микроавтобус из «Кавказской пленницы». Между тем, машина эта по-своему уникальная. Единственный в шестидесятых по-настоящему авангардный автомобиль с пластмассовым кузовом, комфортабельным салоном и агрегатами от «двадцать-первой» Волги. Назывался он «Старт»…
С изменением государственной структуры управления и введением обкомов в стране становится возможной некая самостоятельность в принятии решений «на местах». Объект нашего внимания как раз стал плодом проявления такой самостоятельности.
Не секрет, что с общественным транспортом вообще, а с микроавтобусами в частности, в послевоенном СССР была сильная «напряженка» — в деревнях основным транспортом порой оставался грузовик или архаичный ГАЗ-651. Именно в шестидесятые годы появляется целая плеяда новых по типу и содержанию микроавтобусов вагонной компоновки: в 1961 году РАФ-977Д, в 1962 – ЗиЛовская «Юность», о которой мы уже рассказывали, в 1958 году открывается КАВЗ, в этом же году ПАЗ осваивает новую модель. Но автобусов все равно катастрофически не хватает.
Знаменитый рисунок Александра Захарова из книги Льва Шугурова «Автомобили России и СССР».Даже в нетленном труде этого лучшего автомобильного историка страны «Старту» отвели лишь 14 строчек.
Именно в такой атмосфере коллектив Северодонецкой ремонтной базы (САРБ) под руководством Г.В. Дъяченко и главного инженера автотреста А.Г.Ивановым задумывают заняться новым для себя делом – созданием полноценного автомобиля. Благо, на их стороне был и весьма энергичный и «креативный» начальник главного автотранспортного управления Луганского Совнархоза А.С. Антонов, до этого предложивший идею постройки пластикового прицепа – кунга для автомобиля.Сложно сказать наверняка, но скорее всего, на этом фото вишневый автомобиль. Об этом позволяет судить отсутствие белой «юбки», свойственной «Стартам» с голубой полосой.
Выбор пластмассы, как основного материала кузова, был не случаен. Во-первых, в регионе было большое количество предприятий, занятых производством эпоксидных смол, во-вторых, в стране тогда шла правительственная программа по поиску альтернативных материалов, а, в-третьих, ждать собственных штампов для производства металлических деталей было просто неоткуда.
Оригинальный дизайн и форму кузова разработал художник-архитектор Ю.И. Андрос. Машина на тот момент выглядела броско, изящно, «по-западному». Для создания технологии выклейки кузова пригласили студентов Харьковского автодорожного института, имевшими дело со спортивным автомобилем ХАДИ.
«Старт» на фоне типичных собратьев по потоку той поры. Впереди — «Москвич», позади — «Волга». Выглядит автобус на таком фоне более, чем необычно.
Т.к. по понятным причинам, рассчитывать на собственную светотехнику и стекла не приходилось, стилисту удалость оригинально вписать счетверенные фары от «Москвича» в передок, а стандартные фонари от «Волги» разместить в длиннющих «килях» задних крыльев. Привычной задней двери в этом микроавтобусе нет – её заменяет небольшой багажник. Вообще, для тех времен автобус был очень комфортабелен. На первой версии было 3 удобных дивана, расположенных буквой «П», ящички для посуды, а чехол двигателя служил столиком. В багажнике размещался умывальник. Кроме того машина обладала модной двухцветной окраской с вишневым или голубым основным цветом.
Для создания пластмассового кузова первоначально был создан эталонный гипсовый макет. Затем прямо по нему было создана контрформа, внутри которой и выклеивались из эпоксидной смолы кузова автобусов.
Несмотря на отсутствие испытательной базы и больших финансовых ресурсов, машину удалось довести до ума и даже привезти в Москву, где она стала настоящим медийным персонажем.
«Старт» обладал тремя дверьми: двумя с правой стороны, и одной — водительской, с левой.
Его показали в выпуске программы «Время», упомянули в «Правде», выставили в одном из павильонов ВДНХ и даже продемонстрировали Хрущеву. На волне такой популярности коллективу САРЗа удалось получить согласие от руководства отрасли на поставку в Северодонецк пятидесяти комплектов агрегатов от ГАЗ-21. Именно автомобиль из этой серии и был направлен в Москву для съемок в Кавказской пленнице! Впрочем, по некоторым данным, до конца восьмидесятых годов на телерадиостудии Луганска работал ещё один «коллега» «киноавтобуса» — единственная за все время выпуска модификация Старта.
Публикация в газете «Наука и жизнь»
Знаменитые кадры из нетленной комедии Гайдая: через мгновение Нина сядет в салон автобуса и покинет Шурика
В дальнейшем из-за особенностей плановой экономики централизованная закупка агрегатов от «Волги» прекратилась, т.к. «выбить» дефицитные детали не представлялось возможным, не говоря о том, что бы просто закупить их с ГАЗа. Однако, коллектив САРБа переориентируется на выпуск Стартов по индивидуальным заказам при условии наличия агрегатной базы. В основном ей служат списанные таксомоторы.
В 1964 году идеолог проекта Антонов переходит на работу в Донецкий совнархоз, попутно «прихватив» с собой дублирующую оснастку для производства автобусов. Получив имя «Донбасс», иную эмблему и несколько косметических отличий, автобус-близнец продолжает выпускаться на предприятии «Главдонбасстрой». Произвели их не более десяти штук. Именно «Донбасс» размещен в титуле этой статьи.Экземпляр, которые последние несколько лет выставляется на всех крупных ретро-смотринах, принадлежит коллекции Oldtimer-service, и экспонируется в военно-техническом музее села Ивановское.
Фото Александра Каменского
Последней «контрольной точкой» на дистанции «Старта» стал Луганский автосборочный завод, где по собственной технологии создания кузова (в основе лежал деревянный макет, по которому кузов выклеивался, а затем зачищался и шпатлевался) было выпущено ещё 20 автобусов. Внешне они отличались наклонной средней стойкой кузова вместо треугольной у оригинальной машины.
Автобус луганской сборки. Внешне отличается иной эмблемой и более простой по дизайну наклонной средней стойкой кузова. Фотография с сайта Игоря Денисовца
По разным данным, за период с 1963 по 1970 гг. было выпущено около 200 «Стартов», однако точную цифру никто не знает. Несмотря на наличие очевидных недостатков в конструкции и сложность в производстве нового типа кузова, конструкция была вполне жизнеспособной. Основной причиной малого тиража автобуса послужило, прежде всего, отсутствие поддержки со стороны руководства отрасли, а так же банальная невозможность закупить агрегаты на собственные средства. Кроме того, признать успешным проект никому неизвестных «ремонтников» с Донбасса ученые умы и бюрократические чины тоже никак не могли, отсюда и фактическая гибель проекта. «Старт» во многом повторил судьбу«Юности», став лишь ещё одним украшением Выставки Достижений Народного Хозяйства 1963 года. Стране были важны все достижения, но некоторые- важнее…
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
0
СССР был консервативной страной. Потому что, голова была такой!
- ↓
0
А микроавтобус супер…
- ↓
+2
Непривычный дизайн.Это был поиск…
- ↓
0
horoshenki
- ↓
+2
Автобус красавец!
- ↓
+1
Красавец!!!
- ↓
+2
Много раз смотрела этот фильм но не когда не обращала внимание на это автобус. Он мне не казался какой то особенный.
- ↓
+2
Автобус был «из того времени»-вот и не запомнился, а просто органично вписался в фильм…
- ↑
- ↓
+1
И хотя у меня было чуть другое направление, я часто смотрел программы -«Это вы можете»--особенно понравилось как мужичёк обул доктора наук за гипсоблок, сожалею в том, что очень много талантливых левшей система задавила.Кстати, когда я защищал свой диплом --«Тиристорное управление двигателями волочильного стана», ни один кандидат (а их было четыре) и доктор наук молча согласились без вопросов даже, ведь для них, ПНЕЙ это было очень новое, хотя это был 1978 год.Вот такие братцы дела.
- ↓
+2
К сожалению и увы, жизнь развивается не так, как показывается в программе «Это Вы можете»… Основное требование любого бизнеса, в том числе и в сфере производства, заключается в зарабатывании денег. И если проект, какой бы он замечательный не был, будет экономически нецелесообразен, никто им заниматься не будет. Этот проект по умолчанию представлял автомобиль, который заведомо дороже в производстве, чем «Волга», на агрегатах которой он делался. Основная причина дороговизны именно в наличии какркасно-панельного стеклопластикового кузова. Именно из-за этого такая технология в настоящее время используется в исключительно в мелкосерийном производстве автомобилей: дорогие суперкары, не менее дорогие военные автомобили и автобусы. Дешёвая оснастка позволяет быстро менять внешний вид деталей, но сама деталь получается дороже и тяжелее, чем аналогичная металлическая. Причём при массовом производстве, к примеру, автобусов (ЛиАЗ, ЛАЗ, Икарус) выгоднее изготовить штампы, чем возиться со смолой… При малосерийном, как сейчас, есть смысл делать «маски» автобусов из смолы… При этом работа со стеклопластиком вредна для персонала и неэкологична. Дуговая сварка каркаса тоже весьма нетехнологична и требует гораздо большей квалификации сварщиков, чем контактная при худшем качестве. Кроме того, я думаю, у этого автомобиля масса проблем с эргономикой, ремонтопригодностью и безопасностью… Насчёт Вашего диплома, без обид… не могут быть кандидаты и доктор быть пнями… они Вас всё таки научили отличать тиристоры от транзисторов и волочильный станок от размоточного стенда. Да и чтобы написать диссертацию и доказать, что она нужная, мозги таки нужны… тем более в 1978 году… Вариантов может быть масса: 1) Вы им понравились и они решили Вас не мучить, 2) Они устали и решили побыстрей провести защиту (сам сидел в подобных комиссиях: студент тратит на защиту 20...30 минут, а комиссия сидит по 10...12 часов) 3) Вы несли откровенную лабуду, в чём я, впрочем, сомневаюсь (но такие люди есть, послушал) и они понимали, что любой вопрос по сути приведёт к незащите диплома....(а оно им это надо?). Так что надо радоваться, что Вас на защите не мучали.
- ↑
- ↓
+2
Красивая, жаль не серийная. Ракеты и т.д. были важнее.
- ↓
+1
… и помощь братским народам!
- ↑
- ↓
0
безвозмездная
- ↑
- ↓
0
Это святое…
- ↑
- ↓
0
Это «детище» Советского выпуска подозрительно смахивает на разновидность американских машин, выставка которых проходила на ВДНХ в 1959 г, сравнительно не далеко от съёмки весёлой комедии, в результате чего, родился ещё один гибрид-уродец.
- ↓
+1
Большинство автомобилей ездит на 4-х колёсах, и все друг на друга смахивают…
- ↑
- ↓