"Мосфильм" - Советская фабрика грёз

В январе исполняется 90 лет крупнейшей киностудии Европы — «Мосфильму». Когда-нибудь на материале его истории напишут приключенческий роман — столько в ней сюжетов и героев.


.


Творческий коллектив «доисторического» «Мосфильма» 20-х. Сергей Эйзенштейн (второй ряд, второй слева) первым выведет советское кино к мировой славе.
20-Е ГОДЫ: НАЧАЛО


«Стачка» (1925) — первый полнометражный фильм Сергея Эйзенштейна и первый фильм соцреализма. В нем снимались, в частности, Максим Штраух и будущий автор первых советских мюзиклов Григорий Александров. На Всемирной выставке в Париже фильм награжден Серебряной медалью.
30-Е ГОДЫ: РАСЦВЕТ СОВЕТСКОЙ МУЗКОМЕДИИ НАЧАЛСЯ С «ВЕСЕЛЫХ РЕБЯТ»
«Новый Гулливер» (1935) был смелым, тогда не имевшим прецедентов экспериментом Александра Птушко: в роли Гулливера актер Владимир Константинов играл в окружении пластилиновых кукол, изображавших жителей королевства Лилипутии. Первые опыты Диснея по соединению живых актеров с мультипликационными персонажами были предприняты значительно позже.
Снимаются «Веселые ребята» Григория Александрова (1934) — первый советский мюзикл
К 1931 году все кино в СССР было национализировано, а Потылиха превратилась в киногород. Разбросанные по всей Москве кинопроизводства собрали вместе, чтобы возникла настоящая фабрика фильмов — основа национальной киноиндустрии. В Европе таких еще не было.
«Пышка» (1934) Михаила Ромма по новелле Мопассана была одной из последних в нашем кино немых картин. В роли Элизабет Руссе из Руана — Галина Сергеева.
«Космический рейс» Василия Журавлева первым проложил советским ученым дороги к Луне. В создании сценария участвовал Константин Циолковский. Герой фильма академик Седых на изобретенном им ракетоплане вместе с ассистенткой Мариной отправляется в полет. 1935.
Сергей Эйзенштейн и Михаил Ромм. 30-е годы.
40-Е ГОДЫ: ВСЕ ДЛЯ ПОБЕДЫ
Валентина Серова и Елена Тяпкина в фильме Александра Столпера по сценарию Константина Симонова «Жди меня» (1943).
В военное время в СССР кинематографу, способному поднять патриотический дух, придавалось стратегическое значение. Когда немцы приблизились к Москве, все киностудии были эвакуированы в Алма-Ату, где работа продолжалась в полевых условиях. Кино было мобилизовано для нужд военного времени: оно должно было вселять уверенность в победе.
Финал фильма Михаила Чиаурели «Падение Берлина» (1949).
Марина Ладынина и Владимир Зельдин в музыкальной комедии Ивана Пырьева «Свинарка и пастух» (1941).
Валентина Серова и Евгений Самойлов в музыкальной комедии Константина Юдина «Сердца четырех» (1941).
Григорий Александров и Любовь Орлова на съемках музыкальной комедии «Светлый путь» — эпизод пролета в кабриолете над Сельскохозяйственной выставкой. 1940.
50-Е ГОДЫ: ОТ СПОРТИВНЫХ ПРАЗДНИКОВ ДО «СУДЬБЫ ЧЕЛОВЕКА»

Алексей Баталов, Михаил Калатозов и Татьяна Самойлова на съемках фильма «Летят журавли» (1957).
В начале 50-х киностудии жили под девизом «Как бы чего не вышло». В избежание «ошибочных фильмов», которые за идейную незрелость могла раскритиковать партия, на «Мосфильме» снимались торжественные концерты и лучезарные, идейно безупречные спортивные праздники. За 1951 год было снято всего две игровых ленты.
19-летний дебютант Василий Лановой в фильме Татьяны Лукашевич «Аттестат зрелости» (1954).
Экранизацию пьесы Владимира Вишневского «Незабываемый 1919-й год» осуществил Михаил Чиаурели. Фильм воспевал заслуги Сталина в гражданской войне: вождь бесстрашно расстреливал «врагов народа» и «изменников». В этой роли Михаил Геловани. 1951.
Тамара Носова и Эльдар Рязанов на съемках музыкальной комедии «Карнавальная ночь» (1956).
60-Е ГОДЫ: ОТТЕПЕЛЬ КАК ОНА ЕСТЬ
Александр Митта на съемках фильма «Друг мой, Колька!» (1961). У камеры — оператор Виктор Масленников.
Взгляните на далеко не полные списки того, что было снято в 60-е только на «Мосфильме», и вы навсегда расстанетесь с новейшими легендами о том, что советское кино производило на свет в основном совковую пропагандистскую труху.
Леонид Гайдай на съемках комедии по мотивам новелл О'Генри «Деловые люди» (1962).
Идут съемки дебютного фильма Элема Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен.
Юрий Яковлев и Сергей Юрский в роли снежного человека Тапи в фильме Эльдара Рязанова «Человек ниоткуда» (1961).
70-Е ГОДЫ: ФАБРИКА ГРЕЗ
Иннокентий Смоктуновский и Андрей Кончаловский на съемках фильма «Романс о влюбленных» (1974).
В 70-е «Мосфильм» стал крупнейшей в Европе студией, сопоставимой только с голливудскими гигантами. К тому времени «Мосфильме» выпустил 1200 фильмов, взял 166 призов на международных фестивалях. В «цехах» этого кинозавода могли сделать что угодно: построить средневековый замок или космический корабль, отчеканить старинные монеты и сшить камзолы наполеоновской армии.
Евгений Леонов в фильме Марка Захарова «Обыкновенное чудо» (1978).
Сергей Бондарчук и Вячеслав Тихонов в фильме Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину» (1975).
Съемочный момент фильма Василия Шукшина «Калина красная» (1973).
Парк военной техники «Мосфильма» всегда готов к съемкам фильма из любой эпохи.
80-Е ГОДЫ: ДЕВИЗ ДЕСЯТИЛЕТИЯ — «МЫ ЖДЕМ ПЕРЕМЕН!»
Георгий Данелия на съемках фильма «Кин-дза-дза» (1986).
В 80-е новые имена в отечественном кино почти не появлялись, снимали в основном «апробированные» мастера. Дебютанты прошлых десятилетий быстро набирали авторитет, но были еще достаточно молоды, чтобы ощущать потребность в изменениях. «Перемен, мы ждем перемен!» — песня Цоя прозвучала в фильме Сергея Соловьева и стала девизом десятилетия.
Антон Андросов в фильме Вадима Абдрашитова «Плюмбум, или Опасная игра» (1986).
Алла Сурикова на съемках вестерна «Человек с бульвара Капуцинов» (1987).
Владимир Наумов и Ален Делон на съемках фильма «Тегеран-43» (1980).
Олег Басилашвили, Эльдар Рязанов и Георгий Бурков на съемках фильма Эльдара Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово»
Сергей Соловьев на съемках фильма «Асса» (1987).
90-Е ГОДЫ: «К КОНЦУ ДЕСЯТИЛЕТИЯ „МОСФИЛЬМ“ БЫЛ ПРАКТИЧЕСКИ МЕРТВ»

Мальколм Макдауэлл в фильме Карена Шахназарова «Цареубийца» (1991).
Вместе со структурой советской киноиндустрии распалась и система проката, и наше кино оказалось в жесткой конкуренции с американским — сама возможность пробиться на экраны для него стала приближаться к нулю. Большинство работ 90-х любимейших мастеров, еще недавно собиравших у кинокасс очереди, мало кто смог увидеть.
Владимир Машков и Эллисон Уитбек в фильме Карена Шахназарова «Американская дочь» (1995).
Александр Абдулов в драме Леонида Филатова и Светланы Богуславской «Сукины дети» (1991).
Олег Табаков и Валерий Гаркалин в сатирической комедии Владимира Меньшова «Ширли-мырли» (1995).
«НУЛЕВЫЕ»: ЗАКАТ ИМПЕРИИ
В 2008 году Станислав Говорухин осуществил постановочный фильм «Пассажирка» по мотивам повести Константина Станюковича.
На территории «Мосфильма» сегодня снимаются сериалы и пышные шоу Первого канала, в огромном павильоне, где на своем первом балу танцевала Наташа Ростова, танцуют гости новогодних «Огоньков». Но уже нет студийного планирования, и мы в полной мере ощущаем прелести коммерческого хаоса: исчезло детское кино, пропали музыкальные фильмы, почти не снимают классику.
Вера Алентова и Жерар Депардье в фильме Владимира Меньшова «Зависть богов» (2001).
Олег Басилашвили в фильме Карена Шахназарова «Яды, или Всемирная история отравлений» (2001).
Новая тонстудия «Мосфильма» — одна из самых совершенных в Европе.
« Автобусные остановки
Блокадный Ленинград »
  • +143

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Комментарий удалён за нарушение
0
КАК ТАК вообще не понятно… что не фильм то шедевр
+4
По нашей школе Станиславского учатся все актеры мира — театра и кино...)) Безусловно, мы лучшие...)) А все советские фильмы пронизаны — искренностью настолько, что не поймешь — может ты тоже в фильме?.. то есть — ты и фильм- едины. У меня такое бывало только с нашими фильмами, ну еще — Антониони…
+1
Да вообще, гимн США — плагиат русской народной песни «Хазбулат молодой, бедна сакля твоя»…
Комментарий удалён за нарушение
0
ну и пусть без слуха, правда прикольно
0
))))))))), спасибо, хороший позитив. Разница огромная чувствуется в нотах...))) Наша- звонче. Очень понравилось.
+1
В Алма-Ате есть улица Аэродромная, на ней снимали " Небесный тихоход".Тогда это была окраина города.
Комментарий удалён за нарушение
0
А в Ижевске бывшая взлётка постоянно в ямах и рытвинах…
Комментарий удалён за нарушение
0
Первую бетонную ВПП в Ижевске построили в 1943 году, потом её модернизировали в 1944 году.Закрыли в 1972 году.
0
Очень интересно было прочесть..., а у нас ВСЕГДА асфальт был плохой, а бетонки не было.
+1
Такая улица, насколько я знаю была в Казани.Могу ошибаться.Поликарпов, Илюшин, Микоян, Петляков кстати в Казани и похоронен, все работали на Казанском авиазаводе.
Комментарий удалён за нарушение
0
А, как же я так забыл, что Вы мост в Омске увидели в картинках Битструпа.И Туполев-Омск, ладно и на старуху…
Комментарий удалён за нарушение
Комментарий удалён за нарушение
Комментарий удалён за нарушение
+2
… а в моем родном городе снимался фильм — «Высота»… съемки завода.
0
Спасибо, правда всю киностудию не уместить в одну тему. Очень люблю все фильмы тех времен.
+4
забудьте гайдаро-чубайсовское слово «совковое».Разрушив то, что они создали взамен? Мы видим на примере кино и т.д.
+3
Совок первый враг грязи и мусора!!!
0
Да раньше были времена а тепер мгнавенья.
+1
Да, сейчас снимают одну туфту.
0
Спасибо!
+9
Нетленки больше не снимают, только поделки типа «сталинграда» и «Цитадели».Всё враньё и дешевка.Стоят картины дорого, а смотрятся не просто дешево, а очень дешево.
+1
в точку!!!
+1
Без воровства — уже никак,>> Жить честно может лишь дурак.>> Отсюда (так заведено): >> Лекарство, стройка и кино>> В двойной тариф оценены.>> Плати, чтоб не было войны.
0
Судя по Вашим стихам, талантов у нас хватает.