"Мосфильм" - Советская фабрика грёз
В январе исполняется 90 лет крупнейшей киностудии Европы — «Мосфильму». Когда-нибудь на материале его истории напишут приключенческий роман — столько в ней сюжетов и героев.
.
Творческий коллектив «доисторического» «Мосфильма» 20-х. Сергей Эйзенштейн (второй ряд, второй слева) первым выведет советское кино к мировой славе.
20-Е ГОДЫ: НАЧАЛО
«Стачка» (1925) — первый полнометражный фильм Сергея Эйзенштейна и первый фильм соцреализма. В нем снимались, в частности, Максим Штраух и будущий автор первых советских мюзиклов Григорий Александров. На Всемирной выставке в Париже фильм награжден Серебряной медалью.
30-Е ГОДЫ: РАСЦВЕТ СОВЕТСКОЙ МУЗКОМЕДИИ НАЧАЛСЯ С «ВЕСЕЛЫХ РЕБЯТ»«Новый Гулливер» (1935) был смелым, тогда не имевшим прецедентов экспериментом Александра Птушко: в роли Гулливера актер Владимир Константинов играл в окружении пластилиновых кукол, изображавших жителей королевства Лилипутии. Первые опыты Диснея по соединению живых актеров с мультипликационными персонажами были предприняты значительно позже.
Снимаются «Веселые ребята» Григория Александрова (1934) — первый советский мюзикл
К 1931 году все кино в СССР было национализировано, а Потылиха превратилась в киногород. Разбросанные по всей Москве кинопроизводства собрали вместе, чтобы возникла настоящая фабрика фильмов — основа национальной киноиндустрии. В Европе таких еще не было.
«Пышка» (1934) Михаила Ромма по новелле Мопассана была одной из последних в нашем кино немых картин. В роли Элизабет Руссе из Руана — Галина Сергеева.
«Космический рейс» Василия Журавлева первым проложил советским ученым дороги к Луне. В создании сценария участвовал Константин Циолковский. Герой фильма академик Седых на изобретенном им ракетоплане вместе с ассистенткой Мариной отправляется в полет. 1935.
Сергей Эйзенштейн и Михаил Ромм. 30-е годы.
40-Е ГОДЫ: ВСЕ ДЛЯ ПОБЕДЫВалентина Серова и Елена Тяпкина в фильме Александра Столпера по сценарию Константина Симонова «Жди меня» (1943).
В военное время в СССР кинематографу, способному поднять патриотический дух, придавалось стратегическое значение. Когда немцы приблизились к Москве, все киностудии были эвакуированы в Алма-Ату, где работа продолжалась в полевых условиях. Кино было мобилизовано для нужд военного времени: оно должно было вселять уверенность в победе.
Финал фильма Михаила Чиаурели «Падение Берлина» (1949).
Марина Ладынина и Владимир Зельдин в музыкальной комедии Ивана Пырьева «Свинарка и пастух» (1941).
Валентина Серова и Евгений Самойлов в музыкальной комедии Константина Юдина «Сердца четырех» (1941).
Григорий Александров и Любовь Орлова на съемках музыкальной комедии «Светлый путь» — эпизод пролета в кабриолете над Сельскохозяйственной выставкой. 1940.
50-Е ГОДЫ: ОТ СПОРТИВНЫХ ПРАЗДНИКОВ ДО «СУДЬБЫ ЧЕЛОВЕКА»
Алексей Баталов, Михаил Калатозов и Татьяна Самойлова на съемках фильма «Летят журавли» (1957).
В начале 50-х киностудии жили под девизом «Как бы чего не вышло». В избежание «ошибочных фильмов», которые за идейную незрелость могла раскритиковать партия, на «Мосфильме» снимались торжественные концерты и лучезарные, идейно безупречные спортивные праздники. За 1951 год было снято всего две игровых ленты.
19-летний дебютант Василий Лановой в фильме Татьяны Лукашевич «Аттестат зрелости» (1954).
Экранизацию пьесы Владимира Вишневского «Незабываемый 1919-й год» осуществил Михаил Чиаурели. Фильм воспевал заслуги Сталина в гражданской войне: вождь бесстрашно расстреливал «врагов народа» и «изменников». В этой роли Михаил Геловани. 1951.
Тамара Носова и Эльдар Рязанов на съемках музыкальной комедии «Карнавальная ночь» (1956).
60-Е ГОДЫ: ОТТЕПЕЛЬ КАК ОНА ЕСТЬАлександр Митта на съемках фильма «Друг мой, Колька!» (1961). У камеры — оператор Виктор Масленников.
Взгляните на далеко не полные списки того, что было снято в 60-е только на «Мосфильме», и вы навсегда расстанетесь с новейшими легендами о том, что советское кино производило на свет в основном совковую пропагандистскую труху.
Леонид Гайдай на съемках комедии по мотивам новелл О'Генри «Деловые люди» (1962).
Идут съемки дебютного фильма Элема Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен.
Юрий Яковлев и Сергей Юрский в роли снежного человека Тапи в фильме Эльдара Рязанова «Человек ниоткуда» (1961).
70-Е ГОДЫ: ФАБРИКА ГРЕЗИннокентий Смоктуновский и Андрей Кончаловский на съемках фильма «Романс о влюбленных» (1974).
В 70-е «Мосфильм» стал крупнейшей в Европе студией, сопоставимой только с голливудскими гигантами. К тому времени «Мосфильме» выпустил 1200 фильмов, взял 166 призов на международных фестивалях. В «цехах» этого кинозавода могли сделать что угодно: построить средневековый замок или космический корабль, отчеканить старинные монеты и сшить камзолы наполеоновской армии.
Евгений Леонов в фильме Марка Захарова «Обыкновенное чудо» (1978).
Сергей Бондарчук и Вячеслав Тихонов в фильме Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину» (1975).
Съемочный момент фильма Василия Шукшина «Калина красная» (1973).
Парк военной техники «Мосфильма» всегда готов к съемкам фильма из любой эпохи.
80-Е ГОДЫ: ДЕВИЗ ДЕСЯТИЛЕТИЯ — «МЫ ЖДЕМ ПЕРЕМЕН!»Георгий Данелия на съемках фильма «Кин-дза-дза» (1986).
В 80-е новые имена в отечественном кино почти не появлялись, снимали в основном «апробированные» мастера. Дебютанты прошлых десятилетий быстро набирали авторитет, но были еще достаточно молоды, чтобы ощущать потребность в изменениях. «Перемен, мы ждем перемен!» — песня Цоя прозвучала в фильме Сергея Соловьева и стала девизом десятилетия.
Антон Андросов в фильме Вадима Абдрашитова «Плюмбум, или Опасная игра» (1986).
Алла Сурикова на съемках вестерна «Человек с бульвара Капуцинов» (1987).
Владимир Наумов и Ален Делон на съемках фильма «Тегеран-43» (1980).
Олег Басилашвили, Эльдар Рязанов и Георгий Бурков на съемках фильма Эльдара Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово»
Сергей Соловьев на съемках фильма «Асса» (1987).
90-Е ГОДЫ: «К КОНЦУ ДЕСЯТИЛЕТИЯ „МОСФИЛЬМ“ БЫЛ ПРАКТИЧЕСКИ МЕРТВ»
Мальколм Макдауэлл в фильме Карена Шахназарова «Цареубийца» (1991).
Вместе со структурой советской киноиндустрии распалась и система проката, и наше кино оказалось в жесткой конкуренции с американским — сама возможность пробиться на экраны для него стала приближаться к нулю. Большинство работ 90-х любимейших мастеров, еще недавно собиравших у кинокасс очереди, мало кто смог увидеть.
Владимир Машков и Эллисон Уитбек в фильме Карена Шахназарова «Американская дочь» (1995).
Александр Абдулов в драме Леонида Филатова и Светланы Богуславской «Сукины дети» (1991).
Олег Табаков и Валерий Гаркалин в сатирической комедии Владимира Меньшова «Ширли-мырли» (1995).
«НУЛЕВЫЕ»: ЗАКАТ ИМПЕРИИВ 2008 году Станислав Говорухин осуществил постановочный фильм «Пассажирка» по мотивам повести Константина Станюковича.
На территории «Мосфильма» сегодня снимаются сериалы и пышные шоу Первого канала, в огромном павильоне, где на своем первом балу танцевала Наташа Ростова, танцуют гости новогодних «Огоньков». Но уже нет студийного планирования, и мы в полной мере ощущаем прелести коммерческого хаоса: исчезло детское кино, пропали музыкальные фильмы, почти не снимают классику.
Вера Алентова и Жерар Депардье в фильме Владимира Меньшова «Зависть богов» (2001).
Олег Басилашвили в фильме Карена Шахназарова «Яды, или Всемирная история отравлений» (2001).
Новая тонстудия «Мосфильма» — одна из самых совершенных в Европе.
.
Творческий коллектив «доисторического» «Мосфильма» 20-х. Сергей Эйзенштейн (второй ряд, второй слева) первым выведет советское кино к мировой славе.
20-Е ГОДЫ: НАЧАЛО
«Стачка» (1925) — первый полнометражный фильм Сергея Эйзенштейна и первый фильм соцреализма. В нем снимались, в частности, Максим Штраух и будущий автор первых советских мюзиклов Григорий Александров. На Всемирной выставке в Париже фильм награжден Серебряной медалью.
30-Е ГОДЫ: РАСЦВЕТ СОВЕТСКОЙ МУЗКОМЕДИИ НАЧАЛСЯ С «ВЕСЕЛЫХ РЕБЯТ»«Новый Гулливер» (1935) был смелым, тогда не имевшим прецедентов экспериментом Александра Птушко: в роли Гулливера актер Владимир Константинов играл в окружении пластилиновых кукол, изображавших жителей королевства Лилипутии. Первые опыты Диснея по соединению живых актеров с мультипликационными персонажами были предприняты значительно позже.
Снимаются «Веселые ребята» Григория Александрова (1934) — первый советский мюзикл
К 1931 году все кино в СССР было национализировано, а Потылиха превратилась в киногород. Разбросанные по всей Москве кинопроизводства собрали вместе, чтобы возникла настоящая фабрика фильмов — основа национальной киноиндустрии. В Европе таких еще не было.
«Пышка» (1934) Михаила Ромма по новелле Мопассана была одной из последних в нашем кино немых картин. В роли Элизабет Руссе из Руана — Галина Сергеева.
«Космический рейс» Василия Журавлева первым проложил советским ученым дороги к Луне. В создании сценария участвовал Константин Циолковский. Герой фильма академик Седых на изобретенном им ракетоплане вместе с ассистенткой Мариной отправляется в полет. 1935.
Сергей Эйзенштейн и Михаил Ромм. 30-е годы.
40-Е ГОДЫ: ВСЕ ДЛЯ ПОБЕДЫВалентина Серова и Елена Тяпкина в фильме Александра Столпера по сценарию Константина Симонова «Жди меня» (1943).
В военное время в СССР кинематографу, способному поднять патриотический дух, придавалось стратегическое значение. Когда немцы приблизились к Москве, все киностудии были эвакуированы в Алма-Ату, где работа продолжалась в полевых условиях. Кино было мобилизовано для нужд военного времени: оно должно было вселять уверенность в победе.
Финал фильма Михаила Чиаурели «Падение Берлина» (1949).
Марина Ладынина и Владимир Зельдин в музыкальной комедии Ивана Пырьева «Свинарка и пастух» (1941).
Валентина Серова и Евгений Самойлов в музыкальной комедии Константина Юдина «Сердца четырех» (1941).
Григорий Александров и Любовь Орлова на съемках музыкальной комедии «Светлый путь» — эпизод пролета в кабриолете над Сельскохозяйственной выставкой. 1940.
50-Е ГОДЫ: ОТ СПОРТИВНЫХ ПРАЗДНИКОВ ДО «СУДЬБЫ ЧЕЛОВЕКА»
Алексей Баталов, Михаил Калатозов и Татьяна Самойлова на съемках фильма «Летят журавли» (1957).
В начале 50-х киностудии жили под девизом «Как бы чего не вышло». В избежание «ошибочных фильмов», которые за идейную незрелость могла раскритиковать партия, на «Мосфильме» снимались торжественные концерты и лучезарные, идейно безупречные спортивные праздники. За 1951 год было снято всего две игровых ленты.
19-летний дебютант Василий Лановой в фильме Татьяны Лукашевич «Аттестат зрелости» (1954).
Экранизацию пьесы Владимира Вишневского «Незабываемый 1919-й год» осуществил Михаил Чиаурели. Фильм воспевал заслуги Сталина в гражданской войне: вождь бесстрашно расстреливал «врагов народа» и «изменников». В этой роли Михаил Геловани. 1951.
Тамара Носова и Эльдар Рязанов на съемках музыкальной комедии «Карнавальная ночь» (1956).
60-Е ГОДЫ: ОТТЕПЕЛЬ КАК ОНА ЕСТЬАлександр Митта на съемках фильма «Друг мой, Колька!» (1961). У камеры — оператор Виктор Масленников.
Взгляните на далеко не полные списки того, что было снято в 60-е только на «Мосфильме», и вы навсегда расстанетесь с новейшими легендами о том, что советское кино производило на свет в основном совковую пропагандистскую труху.
Леонид Гайдай на съемках комедии по мотивам новелл О'Генри «Деловые люди» (1962).
Идут съемки дебютного фильма Элема Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен.
Юрий Яковлев и Сергей Юрский в роли снежного человека Тапи в фильме Эльдара Рязанова «Человек ниоткуда» (1961).
70-Е ГОДЫ: ФАБРИКА ГРЕЗИннокентий Смоктуновский и Андрей Кончаловский на съемках фильма «Романс о влюбленных» (1974).
В 70-е «Мосфильм» стал крупнейшей в Европе студией, сопоставимой только с голливудскими гигантами. К тому времени «Мосфильме» выпустил 1200 фильмов, взял 166 призов на международных фестивалях. В «цехах» этого кинозавода могли сделать что угодно: построить средневековый замок или космический корабль, отчеканить старинные монеты и сшить камзолы наполеоновской армии.
Сергей Бондарчук и Вячеслав Тихонов в фильме Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину» (1975).
Съемочный момент фильма Василия Шукшина «Калина красная» (1973).
Парк военной техники «Мосфильма» всегда готов к съемкам фильма из любой эпохи.
80-Е ГОДЫ: ДЕВИЗ ДЕСЯТИЛЕТИЯ — «МЫ ЖДЕМ ПЕРЕМЕН!»Георгий Данелия на съемках фильма «Кин-дза-дза» (1986).
В 80-е новые имена в отечественном кино почти не появлялись, снимали в основном «апробированные» мастера. Дебютанты прошлых десятилетий быстро набирали авторитет, но были еще достаточно молоды, чтобы ощущать потребность в изменениях. «Перемен, мы ждем перемен!» — песня Цоя прозвучала в фильме Сергея Соловьева и стала девизом десятилетия.
Антон Андросов в фильме Вадима Абдрашитова «Плюмбум, или Опасная игра» (1986).
Алла Сурикова на съемках вестерна «Человек с бульвара Капуцинов» (1987).
Владимир Наумов и Ален Делон на съемках фильма «Тегеран-43» (1980).
Олег Басилашвили, Эльдар Рязанов и Георгий Бурков на съемках фильма Эльдара Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово»
Сергей Соловьев на съемках фильма «Асса» (1987).
90-Е ГОДЫ: «К КОНЦУ ДЕСЯТИЛЕТИЯ „МОСФИЛЬМ“ БЫЛ ПРАКТИЧЕСКИ МЕРТВ»
Мальколм Макдауэлл в фильме Карена Шахназарова «Цареубийца» (1991).
Вместе со структурой советской киноиндустрии распалась и система проката, и наше кино оказалось в жесткой конкуренции с американским — сама возможность пробиться на экраны для него стала приближаться к нулю. Большинство работ 90-х любимейших мастеров, еще недавно собиравших у кинокасс очереди, мало кто смог увидеть.
Владимир Машков и Эллисон Уитбек в фильме Карена Шахназарова «Американская дочь» (1995).
Александр Абдулов в драме Леонида Филатова и Светланы Богуславской «Сукины дети» (1991).
Олег Табаков и Валерий Гаркалин в сатирической комедии Владимира Меньшова «Ширли-мырли» (1995).
«НУЛЕВЫЕ»: ЗАКАТ ИМПЕРИИВ 2008 году Станислав Говорухин осуществил постановочный фильм «Пассажирка» по мотивам повести Константина Станюковича.
На территории «Мосфильма» сегодня снимаются сериалы и пышные шоу Первого канала, в огромном павильоне, где на своем первом балу танцевала Наташа Ростова, танцуют гости новогодних «Огоньков». Но уже нет студийного планирования, и мы в полной мере ощущаем прелести коммерческого хаоса: исчезло детское кино, пропали музыкальные фильмы, почти не снимают классику.
Вера Алентова и Жерар Депардье в фильме Владимира Меньшова «Зависть богов» (2001).
Олег Басилашвили в фильме Карена Шахназарова «Яды, или Всемирная история отравлений» (2001).
Новая тонстудия «Мосфильма» — одна из самых совершенных в Европе.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
+8
Труху сейчас снимают — нормальных фильмов, после развала, можно пересчитать по пальцам, причем хватит только одной руки.
- ↓