7 ноября 1907 года в Ростове-на-Дону родился знаменитый фоторепортер Марк Марков-Гринберг. Его работы, ставшие настоящими символами своего времени, прочно заняли место в классике советской фотографии. Представляем вам знаковые работы автора периода 30-40х годов.
1. Повариха, 1930 год.
Переехав в Москву в 1926 году, Марков-Гринберг приступил к работе в журнале «Смена». Фотограф много ездил по стране, фиксировал успехи социалистического строительства, первые колхозы. Фотографировал как знаменитых людей, так и обычных «строителей коммунизма».
2. Портрет шахтера Никиты Изотова, 1934 год.
Никита Изотов в шахтерской каске, покрытый угольной пылью, сфотографирован как монумент. Это памятник ударнику, стахановцу. Шахтер представлен как античный герой, бросающий вызов богам, вгрызаясь в недра земли.
3. Военно-спортивная игра «Зарница», 1930-е годы.
В первые десятилетия Советского Союза – период глобальных перемен – перед фотографами не ставилась задача снять настоящее. Гораздо важнее было увидеть в нем ростки будущего, которому, возможно, никогда и не суждено было сбыться. Фотографы переводили обыкновенную прозу жизни на язык героического эпоса, преображая реальность.
4. «Девушка с веслом», ночью в ЦПКиО им. Горького, 1930 год.
Главной задачей репортеров этой эпохи было своими снимками суметь убедить зрителей в величии советской реальности. Фотографии Маркова-Гринберга как раз обладали таким счастливым даром убеждения.
5. Встреча иностранной делегации у Белорусского вокзала. Площадь Тверской заставы. Московские Триумфальные ворота (Триумфальная арка), 1931 год.
6. Молодость. Дом отдыха завода московского завода «Электрокомбинат» в Калязине, 1932 год.
На заднем плане – Троицкий монастырь, попавший в зону затопления в связи с созданием Угличского водохранилища.
7. На первом воздушном параде в Тушино, 1933 год.
8. В пионерском лагере. Рыболовы, 1930-е годы.
9. «Первая на селе». Кабардино-Балкария, 1934 год.
10. Под парусом на озере Селигер, 1930-е годы.
Стоит отметить, что сам Марков-Гринберг, как и многие другие фотокорреспонденты того времени, этой трансформации реальности как будто не замечали. Сам автор не обнаруживал расхождений между снимком и той жизнью, что снимал. Более того, он утверждал, что как раз отсутствие трансформации реальности, верность «реализму» было его личной целью.
11. Молодежная сельскохозяйственная бригада. Уборка урожая зерновых. Юг России, 1930-е годы.
В советской фотографии реальность предварительно фильтровалась и обрабатывалась. Жизнь на снимке должна была изображаться согласно заданной установке. При этом ей всегда верили, для миллионов людей она служила доказательством того, о чем пишут газеты.
12. «Поворот истории» (Другое название: «Отныне и навсегда»). Снятие орлов и установка звезды на башне Кремля, 1935 год.
Из воспоминаний автора о работе над снимками: «Полез я на башню, на которой была смонтирована довольно примитивная конструкция – ни теперешних, принятых в таких случаях ограждений, ни иных средств техники безопасности не применялось. А тут еще звезда в кадр не входит – надо вылезать на какой-то кронштейн. Страшно было. Но немного привык к высоте и все же снял. Правда, пришлось делать панораму из двух кадров объективом 35 мм – в один кадр звезда все-таки не уместилась…»
13. «Счастливое материнство», 1935 год.
Советскому народу предоставлялся выбор – становиться героями или рождать новых героев.
14. Динамовки, 1935 год.
15. Милиционер-регулировщик ночью на Арбатской площади, 1936 год.
16. Волгарь, 1939 год.
17. За Родину! 1943 год.
Особенно выделяется в творчестве фотографа военный период. В сентябре 1941 года Марков-Гринберг был отправлен рядовым на фронт. Участвовал в боях в роли связиста, но всегда фотографировал — фиксировал моменты боев и редкие минуты отдыха.
18. Клятва воина, 1943 год.
В июле 1943 года политотдел армии направил фотографа корреспондентом в армейскую газету «Слово бойца».
19. На Курской дуге. Обкатка пехоты танками, 1943 год.
20. Западная Пруссия, Германия, май 1945 года. Человеческие останки в печи крематория концлагеря Штутгоф. Место съемки: окрестности Данцига (ныне Гданьск, Польша).
Последние комментарии
При совет ской власти люди работали на благо отчизны, спортом занимались. Лица такие веселые, а вот в нацистской Германии горели заживо в печах. Страшно смотреть на эту руку. Был человек, и нет человека. Кабы не советский солдат, вынесший все тяготы войны, весь мир бы так сожгла немчура.
Хорошие фотки, впрочем, как всегда...) «Девушка с веслом» — симпатичнее ночью..., чем днем.
Замечательные фото, жизненные! Последняя, концлагерь — УЖАС (((
спасибо! Память. Помни! Кому мы должны жизнью, какой народ был!
портрет Изотова очень известен… спасибо за память!!!
Звезда из самалетов понравилась, здорово.Да все фотки такие… ну сейчас так не получится снять жизненно.
Замечательные фотки! Спасибо!
Хорошие фотографии Удивили комментарии к снимкам (чьи?)...«В советской фотографии реальность предварительно фильтровалась и обрабатывалась. Жизнь на снимке должна была изображаться согласно заданной установке. При этом ей всегда верили, для миллионов людей она служила доказательством того, о чем пишут газеты.»… непонятное замечание! Ведь это в самом деле так и было и это был ориентир для тех мест, где так не было…
Соглашусь с Vladimir Pv. Хоетл сказать, и скажу то же самое: фотографии замечательные, а сопровождающие подписи (извиняюсь за выражение, но иначе не скажешь...) говно! Автор текста, продажная скотина,, из тех, кто желает переписать историю и донести до будущих поколений "«истину» об ужасном СССР"
спасибо, понравились снимки, особенно рыбаки !!!1!