Мы начинаем КВН!

8 ноября 1961 года в эфир вышел первый выпуск программы КВН («Клуб Веселых и Находчивых»). В истоках и замыслах игры КВН стоял не Масляков, а журналист Сергей Муратов, который изначально придумал и вел передачу «Вечер веселых вопросов», идея которой была позаимствована с чешской передачи «Гадай, гадай гадальщик»…


Берите в руки карандаш,
Мы начинаем вечер наш,
Мы ждем вас, друзья!
– этой песней начиналась популярнейшая телевизионная передача «КВН». Сначала она называлась «ВВВ» — «Вечер веселых вопросов» по образцу чехословацкого «ГГГ» — «Гадай, гадай, гадальщик».
В ней телезрители отвечали на вопросы ведущих, причём особенно приветствовался юмор. Идея была совершенно новой для того времени. Впервые в советской телепередаче участвовали не только ведущие, но и зрители. К тому же «Вечер» шел в прямой трансляции. Производила передачу «Фестивальная редакция ЦТ», первая на советском телевидении молодёжная редакция, основанная Сергеем Муратовым в 1956 году.


«Вечер веселых вопросов» пользовался большой популярностью, но вышел в эфир всего три раза. На третьей передаче был обещан приз всем, кто приедет в студию в шубе, шапке и валенках (дело было летом) и с газетой за 31 декабря прошлого года. Объявляя об этом, ведущий – композитор Никита Богословский, забыл упомянуть о газете.
В результате в студию хлынули толпы людей в шубах и валенках, смели милиционеров, начался полный хаос. Трансляцию прекратили, но передачу ничем не заменили. До конца вечера телевизоры показывали заставку «Перерыв по техническим причинам». Передачу и редакцию закрыли. Но потребность в подобной программе осталась.
Через четыре года, 8 ноября 1961 года, некая Елена Гальперина позвонила Сергею Муратову и предложила создать новую телепередачу, аналог прошлой. Бывший создатели передачи «Вечер веселых вопросов» собрались вместе и выпустили новую передачу КВН! Аббревиатура КВН расшифровывалась как “Клуб Веселых и Находчивых”, а еще это была марка тогдашнего телевизора – КВН-49.


Первым ведущим ее был Альберт Аксельрод, а в 1964 году его сменил студент МИИТ Александр Масляков. С тех пор он постоянный ведущий этой передачи уже почти 50 лет. Несколько поколений веселых и находчивых почтительно называют его «Хранитель» и весело — «Ал-Вас-Мас». Сам он скромно именует себя «человеком в уголке». В отличие от большинства телешоу, подиум ведущего — в самом углу. Оттуда «дирижер КВН» наблюдает, поддерживает, подыгрывает со своей неизменной фирменной улыбкой.
Именно этой улыбкой 23-летний студент когда-то покорил отборочную комиссию, решавшую, кто будет вести самую популярную передачу тех лет. Маслякову достаточно было переступить порог и сказать: «Здравствуйте».
Традицией в то время было парное ведение программ. В пару ко вчерашнему студенту утвердили Светлану Жильцову — ведущую гораздо опытнее его. Разнокалиберный тандем оказался неожиданно слаженным. Телевизионные премудрости молодой ведущий хватал, что называется, на лету.

«Получал удовольствие от того, что происходит: я с такими умными и остроумными ребятами рядом, и выяснилось, что мне еще 20 рублей платят за каждую передачу, и родные и близкие видят. Ощущение юного парня, который оказался в известном смысле в центре событий», — вспоминает Александр Масляков.
Удивительно, но задачей непременно рассмешить у кавээнщиков той поры не было. Речь шла прежде всего о викторине, и вполне серьезные ответы на вопросы не считались чем-то абсурдным. И вопросы часто были соответствующими. А если не знали, как ответить правильно, отвечали остроумно.
Вот, например, как проходил финал 1965 года. Разминка, вопросы — ответы, 15 (а не 30, как сейчас) секунд на обдумывание. «Почем фунт лиха?» — интересуется одна команда.­ «Это величина, обратная фунту изюма, там — сладко, здесь — горько!» Зрители явно засчитывают ответ как остроумный — улыбаются, аплодируют.

Следующий вопрос: «Что в мешке?» Ответчики оглядывают предложенную к осмотру громоздкую котомку, заглядывают внутрь и оглашают свой вердикт: «Спальный мешок!» Представьте себе такой ответ в наше время — ни жюри, ни зал не простили бы. Но это еще не все!
Команда, задававшая вопрос, начинает кипятиться: «Ну а в спальном-то мешке что?» «А это уже второй вопрос!» — победоносно отрезают ответчики. «Но мы же не спрашивали, какой мешок, мы спрашивали, ЧТО в мешке?!» Начинается словесная перепалка, зрители недовольно гудят, ведущая пытается успокоить конфликтующие стороны — хорошо, что до драки не доходит.
КВН, как и «Вечер веселых вопросов», пользовался огромной популярностью. Вскоре и по всей стране возникло КВН-движение. В подражание передаче, игры КВН устраивались в школах, пионерских лагерях и т.д. Отборочные турниры КВН проходили в вузах по всей стране, на телевидение попадали лучшие команды.

Поскольку команды часто иронизировали над советской действительностью и идеологией, вскоре к программе было привлечено внимание КГБ, который начал давить на руководителя центрального телевидения Сергея Лапина. Передачу начали пускать в эфир уже только в записи и весьма “порезанной”, хотя изначально она шла в прямом эфире.
Теленачальство стало править тексты номеров, «прорабатывать» на личных беседах капитанов команд. Параллельно пускались слухи о том, что кавээнщики якобы погрязли в криминале, причастны к махинациям с валютой и драгоценностями.
К тому же и в самом КВН наметился раскол. В молодежной редакции ЦТ хотели, чтобы передача оставалась сугубо импровизационной, а большая группа игроков дрейфовала в сторону театрализации процесса, то есть подготовки сценок, сюжетов, даже фильмов непосредственно конкурсу.

Чисто технически выпуски «старого» КВН отличались от современных, как горбатый «Запорожец» от «Феррари». Взять хотя бы то, что поначалу программа шла в прямом эфире, и не потому, что кто-то так решил, просто в те годы на отечественном ТВ технически не существовало такого понятия, как запись!
— КВН жил своей особой жизнью, — вспоминает Светлана Жильцова. — В то время дикторам на телевидении категорически запрещалось произносить какие-то слова, кроме написанных, за оговорку могли уволить. К этому привыкли. А в КВН все об этом забывали! Ведь это был прямой эфир, нельзя было ничего поправить.
Да, позже появилась возможность записывать передачи. Но показывать их могли только полностью! Все потому, что в то время еще не научились монтировать. И острые шутки, которые, как предполагалось, могут не понравиться власти, нельзя было вырезать. Поэтому эти шутки звукорежиссеры захлопывали аплодисментами.

Как-то я сидела дома, смотрела КВН, и в передаче наступил момент, когда, как я помнила, должна была быть отличная шутка. И вдруг вместо шутки — бурные овации…
Со временем цензура ужесточилась вплоть до того, что на сцену нельзя было выходить с бородой – это считалось намеком на Карла Маркса. В конце 1971 года передачу закрыли. Однако страна уже вовсю играла в КВН и без телевизора. Ни одна пионерская смена, ни один школьный «Голубой огонек» или студенческий новогодний вечер не обходился без веселья и находчивости. КВН находился в рейтинге выше танцев и намного опережал викторины.
Сам Масляков остался не только на экране, но и в центре внимания. «Алло, мы ищем таланты», «А ну-ка, девушки», «Веселые ребята» — все эти программы после первых же выпусков, если говорить сегодняшним языком, показывали высокие рейтинги. Тогда о рейтингах не знали. Был хохот на всю страну, любовь зрителей и безусловное первое место «самого народного» телеведущего.

И только через 15 лет, в 1986 году, в самом начале перестройки КВН возродили благодаря инициатору и капитану КВН МИСИ Андрею Меньшикову. Ведущим, как и до закрытия, стал снова Александр Масляков.
КВНщики шутят о нем почтительно и осторожно. Авторитет Маслякова непререкаем. Последнее слово всегда остается за ним. Но правоту его решений неизменно доказывает главный зритель — зал. И на репетициях все шутки КВНщики давно уже выверяют именно по этому безошибочному индикатору.
«Все, конечно, следят боковым зрением, а как же Александр Васильевич отреагировал. Потому что если он — даже не говорю, что он сильно смеется — если он просто улыбнется на шутку, значит, послезавтра зал просто ляжет», — рассказывает телеведущий, капитан команды КВН «Новые армяне» в 1997-2002 годах Гарик Мартиросян.

После возрождения основателей КВН пригласили сначала в жюри, а затем в качестве почётных гостей. Постепенно начало возникать движение КВН. Игры начали устраивать даже в Западной Европе, в США и в Израиле.
Самые знаменитые участники команд КВН:
— в 60-е и 70-е годы — Юлий Гусман, Михаил Задорнов, Геннадий Хазанов, Леонид Якубович, Аркадий Инин;
— в 80-е годы — Валдис Пельш, Алексей Кортнев, Михаил Марфин, Сергей Сивохо, Александр Гуревич;
— в 90-е годы — Бахрам Багирзаде, Татьяна Лазарева, Михаил Шац, Сергей Белоголовцев, Гарик Мартиросян, Александр Пушной, Андрей Рожков, Дмитрий Брекоткин;
— в 00-е годы — Тимур Батрутдинов, Михаил Галустян, Александр Аа Ревва, Игорь (Гарик) Харламов, Семён Слепаков, Сергей Светлаков, Павел Воля, Тимур Родригес, Наталья Еприкян и много других..

Все чемпионы «старого» КВН
1961 — 1962 Московский инженерно-строительный институт
1962 — 1963 Московский физико-технический институт
1963 — 1964 Московский горный институт
1964 — 1965 Команда города Фрязино
1965 — 1966 Команда города Горький
1966 — 1967 Команды Одессы и Московского медицинского института
1967 — 1968 Команда Баку
1968 — 1969 Рижский институт гражданского воздушного флота
1969 — 1970 Команда Баку
1970 — 1971 Белорусский политехнический институт
1971 — 1972 Одесский институт народного хозяйства

« Советские плакаты о милиции
Жизнь в СССР в 30 - 40-е »
  • +110

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

0
Акопов (Акопян) Владимир Сергеевич (13 ноября 1932 г., Баку) – создатель программ «А ну-ка, девушки!», «От всей души», «Контакт» (телемосты), игровые передачи — «Счастливый случай», развлекательные — «Зигзаг удачи». Совместно с Маратом Гюльбекяном считается автором телевизионной программы «КВН» (Клуб Весёлых и Находчивых). Владимир Акопов окончил Азербайджанский государственный университет, по специальности – математик. Работал учителем средней школы и лаборантом кафедры физики военного училища. На Бакинской студии телевидения (1960-1962 гг.) им создано свыше пятидесяти информационных детских и других программ, фильм о Нефтяных камнях; на Куйбышевской студии телевидения (1962-1965 гг.) работал над фильмами о передовиках производства, кукольным фильмом. С 1966 г — на Центральном телевидении. Режиссер Главной редакции для детей и молодежи, затем — Главной редакции цветного телевидения, Главной редакции научно-популярных и учебных программ, творческого объединения «Конкурс» ВГТРК. Мультфильм «Веселые проволочки» стал лауреатом фестиваля детских фильмов в Мюнхене; музыкальный фильм «Раз, два, три…» награжден дипломом за режиссуру на фестивале детских фильмов в Мюнхене. Имеет медаль «За трудовую доблесть», Почетные грамоты. Член Союза журналистов. — «Помню, как создавалась передача «А ну-ка, девушки!». На общей летучке вовсю ругали программы для женщин, что они убогие, — про кастрюли, про прически… И вот приходят ко мне редактор Марат Гюльбекян и режиссер Володя Акопов (они тогда делали КВН), начинают рассказывать идею передачи «А ну-ка, девушки!». Мне показалось, что должно получиться. И программа действительно стала безумно популярной… „ Руководитель молодёжной редакции Маргарита Эскина.
0
не отлеплялись от телека когда шел КВН — в те годы…
0
Очень понравилось и спасибо что напомнили про КВН. Я его так любила. А теперь давно уже не смотрю. Не нравится.
+1
«Партия, дай порулить!»… и потолок не рухнул…