Изображения Сталина И Ленина в Московском метро
В связи с проведенной реконструкцией наземного вестибюля Курской КЛ разгорелись жаркие споры. Руководство метрополитена приняло решение восстановить все упоминания о Сталине, которые во времена Хрущева были удалены с декоративных элементов внутренней отделки вестибюля.
Более того, Дмитрий Гаев заявил, что если бы скульптура Сталина, которая когда-то стояла в этом вестибюле, не была утеряна, то и она вновь заняла бы свое место. Я не собираюсь никак комментировать это с идеологической точки зрения, хочу лишь напомнить, что при такой генеральной линии работы у Гаева осталось еще предостаточно. Представляю вашему вниманию подборку уничтоженных изображений Сталина в московском метро, которую я сделал не так давно.
Курская КЛ
Начнем мы с той самой величественной скульптуры работы Н. В. Томского, что находилась в наземном вестибюле Курской. В последние годы ниша была занята аптечным киоском.
Арбатская АПЛ
В эскалаторном зале находился огромный мозаичный портрет, выполненный скульптором Г. Опрышко. В одну из ночей 1955 года приехала бригада товарищей в штатском и уничтожила картину. Автор просил отдать ему хотя бы фрагмент с изображением головы Сталина, но получил отказ. Сейчас там просто декоративная рамка.
Белорусская КЛ
Среди мозаичных плафонов, выполненных во флорентийской технике, был и такой: труженицы села вышивают портрет Сталина. Теперь его место занял орден Трудового красного знамени.
Бауманская
В торце центрального зала станции есть мозаичное панно с красным знаменем. Сейчас очень хорошо видны границы новой вставки с Лениным.
Там же, в наземном вестибюле над эскалаторным наклоном высечена в мраморе цитата из приказа №130 Народного комиссара обороны от 1 мая 1942 года: «Фронт и тыл представляют у нас единый и нераздельный боевой лагерь». До нас не дошла только тщательно затертая фамилия ее автора. Но если приглядеться в реале (на фото этого, увы, не видно), то пять букв имени вождя все равно упорно проглядываются.
Павелецкая ЗЛ
Над эскалаторным наклоном, ведущим на станцию из здания Павелецкого вокзала, сохранилось оформление первого, позднее разрушенного при реконструкции вокзала наземного вестибюля станции. Тут сильно не заморачивались — просто оставили пустой кружок (фотка полумертвая, но там совсем темно).
Павелецкая КЛ
В торце центрального зала был бронзовый барельеф со Сталиным. Теперь там мозаика с гербом СССР и могучими пролетариями обоего полу.
Киевская КЛ
Глядя на старое фото, нельзя не заметить, что ранее барельеф был круглый, а не прямоугольный, как сейчас, и изображение на нем было не мозаичным, а гипсовым. Источники говорят, что там были изображены и Сталин, и Ленин. Теперь в смальтовой мозаике увековечен только последний.
Там же, в круглом эскалаторном зале, построенном в 1953 году, по стенам идет мозаичная композиция почти что в египетском стиле — стар и млад делают приношение всяческих даров гербу советской Украины. Не совсем ясно, зачем все эти предметы неживому символу? А вот если представить на его месте знакомый профиль, то все получается вполне логично.
Комсомольская КЛ
Тут самая занятная история. Первоначально два последних мозаичных панно, «Вручение гвардейского знамени» и «Парад Победы», выполненные великим художником Павлом Кориным, выглядели так: на первом из них изображен Сталин, передающий знамя солдату (за спиной Генералиссимуса стоят его ближайшие сподвижники: Молотов, Берия, Каганович), а на втором — те же персоны из партийной верхушки выстроились на трибуне Мавзолея, у подножия которого брошены фашистские знамена. После того, как товарищ Берия потерял доверие, а товарищ Маленков надавал ему пинков (реальный стишок тех времен, мне друг рассказывал, у которого дед работал когда-то в НКВД), на коринских панно с него бесцеремонно сняли очки. Потом пришла очередь Молотова и других верных соколов. В 1963 году настала пора глобальных перемен: вместо «Вручения гвардейского знамени» появилось «Выступление Ленина перед красногвардейцами, отправляющимися на фронт», а «Парад Победы» превратился в «Триумф Победы». Корин, которому поручили подготовить новые эскизы панно, сделал эту композицию такой, чтобы в нее вошло как можно больше фрагментов прежнего «Парада». С картины просто исчезло все сталинское Политбюро (трибуна Мавзолея теперь оказалась пустой), а на переднем плане появилась аллегорическая фигура: Родина-мать с пальмовой ветвью мира и серпом-молотом.
Новослободская
Здесь тоже была непростая история. По эскизам того же Павла Корина сделали еще одну мозаику с изображением Родины-матери: навстречу людям идет женщина с ребенком, тянущим ручки к солнцу, только вместо солнца в верхней части мозаики размещался портрет Сталина. Некоторые чиновники находили в коринском панно сходство со знаменитой Сикстинской Мадонной Рафаэля и считали, что подобному изображению в советском метро не место. А Хрущеву, который приезжал осматривать станцию, особенно не понравились ноги Родины.
— Почему она босая?! — возмущался Никита Сергеевич. — Намек на то, что у нас в стране людям обуви не хватает?! Почему дискредитируете советскую власть?!
Пришлось спешно исправлять оплошность: «обувать» аллегорическую фигуру в некое подобие древнеримских сандалий. Тем не менее антипатия к «художествам» на Новослободской у Хрущева все равно сохранилась. Вскоре из ЦК последовало распоряжение: мозаику убрать! Однако авторы проекта Новослободской пошли на риск и решили спасти коринскую работу от уничтожения. Панно загородили снаружи фальшивой стенкой, облицованной мрамором. Родина-мать пребывала «в заточении» вплоть до отстранения Хрущева от власти. Лишь после этого Корину удалось добиться разрешения вернуть мозаику в интерьеры станции. Декоративную стенку сломали, а в верхней части панно взамен портрета Сталина поместили изображение ленты с надписью «Мир во всем мире». Злосчастные сандалии убрали, оставив женщину босоногой — как и было первоначально задумано художником.
Площадь Революции
Мало кто знает, что помимо 76 скульптур с пограничниками и спортсменками на станции была еще одна — в торце ЦЗ стояла статуя Сталина, выполненная тем же скульптором — М. Г. Манизером. Называлось это произведение «Сталин и конституция». Но при строительстве второго выхода со станции в 1947 году монумент убрали. Старых фото нет, просто поверьте на слово, информация проверенная.
Краснопресненская
В торце центрального зала этой станции стояла небольшая скульптурная группа в полный рост: Сталин и Ленин. Сначала ее просто убрали, а в семидесятые в этом торце построили переход на ТКЛ.
Автозаводская
Большая статуя вождя стояла в северном торце ЦЗ станции.
Семеновская
Эта станция носила имя самого вождя. На фронтоне наземного вестибюля был барельеф, а в торце ЦЗ — еще один. Если уличный замазали еще более или менее незаметно, то пустой кружок на станции не заметит только слепой.
Добрынинская
Поглядите на мозаичное панно в наземном вестибюле станции, где изображены ликующие граждане, которые несут портрет первого космонавта, и подумайте. Ничего не кольнуло? Ну так я подскажу. Станция открыта в 1950 году, когда Юрий Гагарин еще был безусым юнцом. Был Сталин и на мозаике слева, но там его убрали как-то совсем топорно: хоть бы смальту подобрали под цвет, а то сразу в глаза бросается, что Гвардейский знак потом вставлен.
Еще один барельеф находился в торце центрального зала Добрынинской. Сейчас там типичная мозаика в стиле шестидесятых: дородная мамаша с младенцем, вокруг которых роятся искусственные спутники Земли.
Партизанская
Ранее на красном мраморе над статуями партизан были слова сталинской конституции: «Защита отечества есть священный долг каждого гражданина СССР». Выше этой цитаты располагался бронзовый барельеф ее автора, снятый в 1959 году.
Электрозаводская
В торце ЦЗ был мраморный барельеф. Сейчас просто пустой кружок.
Таганская КЛ
И, наконец, величественная скульптурная группа «Сталин и молодежь» (скульпторы Е. П. Блинова и П. А. Баландин). Впоследствии ее заменили на панно тех же авторов с портретом В. И. Ленина, гербом СССР, союзных республик и изображениями городов-героев Ленинграда, Сталинграда, Севастополя и Одессы. А сейчас там переход на ТКЛ.
Более того, Дмитрий Гаев заявил, что если бы скульптура Сталина, которая когда-то стояла в этом вестибюле, не была утеряна, то и она вновь заняла бы свое место. Я не собираюсь никак комментировать это с идеологической точки зрения, хочу лишь напомнить, что при такой генеральной линии работы у Гаева осталось еще предостаточно. Представляю вашему вниманию подборку уничтоженных изображений Сталина в московском метро, которую я сделал не так давно.
Курская КЛ
Начнем мы с той самой величественной скульптуры работы Н. В. Томского, что находилась в наземном вестибюле Курской. В последние годы ниша была занята аптечным киоском.
Арбатская АПЛ
В эскалаторном зале находился огромный мозаичный портрет, выполненный скульптором Г. Опрышко. В одну из ночей 1955 года приехала бригада товарищей в штатском и уничтожила картину. Автор просил отдать ему хотя бы фрагмент с изображением головы Сталина, но получил отказ. Сейчас там просто декоративная рамка.
Белорусская КЛ
Среди мозаичных плафонов, выполненных во флорентийской технике, был и такой: труженицы села вышивают портрет Сталина. Теперь его место занял орден Трудового красного знамени.
Бауманская
В торце центрального зала станции есть мозаичное панно с красным знаменем. Сейчас очень хорошо видны границы новой вставки с Лениным.
Там же, в наземном вестибюле над эскалаторным наклоном высечена в мраморе цитата из приказа №130 Народного комиссара обороны от 1 мая 1942 года: «Фронт и тыл представляют у нас единый и нераздельный боевой лагерь». До нас не дошла только тщательно затертая фамилия ее автора. Но если приглядеться в реале (на фото этого, увы, не видно), то пять букв имени вождя все равно упорно проглядываются.
Павелецкая ЗЛ
Над эскалаторным наклоном, ведущим на станцию из здания Павелецкого вокзала, сохранилось оформление первого, позднее разрушенного при реконструкции вокзала наземного вестибюля станции. Тут сильно не заморачивались — просто оставили пустой кружок (фотка полумертвая, но там совсем темно).
Павелецкая КЛ
В торце центрального зала был бронзовый барельеф со Сталиным. Теперь там мозаика с гербом СССР и могучими пролетариями обоего полу.
Киевская КЛ
Глядя на старое фото, нельзя не заметить, что ранее барельеф был круглый, а не прямоугольный, как сейчас, и изображение на нем было не мозаичным, а гипсовым. Источники говорят, что там были изображены и Сталин, и Ленин. Теперь в смальтовой мозаике увековечен только последний.
Там же, в круглом эскалаторном зале, построенном в 1953 году, по стенам идет мозаичная композиция почти что в египетском стиле — стар и млад делают приношение всяческих даров гербу советской Украины. Не совсем ясно, зачем все эти предметы неживому символу? А вот если представить на его месте знакомый профиль, то все получается вполне логично.
Комсомольская КЛ
Тут самая занятная история. Первоначально два последних мозаичных панно, «Вручение гвардейского знамени» и «Парад Победы», выполненные великим художником Павлом Кориным, выглядели так: на первом из них изображен Сталин, передающий знамя солдату (за спиной Генералиссимуса стоят его ближайшие сподвижники: Молотов, Берия, Каганович), а на втором — те же персоны из партийной верхушки выстроились на трибуне Мавзолея, у подножия которого брошены фашистские знамена. После того, как товарищ Берия потерял доверие, а товарищ Маленков надавал ему пинков (реальный стишок тех времен, мне друг рассказывал, у которого дед работал когда-то в НКВД), на коринских панно с него бесцеремонно сняли очки. Потом пришла очередь Молотова и других верных соколов. В 1963 году настала пора глобальных перемен: вместо «Вручения гвардейского знамени» появилось «Выступление Ленина перед красногвардейцами, отправляющимися на фронт», а «Парад Победы» превратился в «Триумф Победы». Корин, которому поручили подготовить новые эскизы панно, сделал эту композицию такой, чтобы в нее вошло как можно больше фрагментов прежнего «Парада». С картины просто исчезло все сталинское Политбюро (трибуна Мавзолея теперь оказалась пустой), а на переднем плане появилась аллегорическая фигура: Родина-мать с пальмовой ветвью мира и серпом-молотом.
Новослободская
Здесь тоже была непростая история. По эскизам того же Павла Корина сделали еще одну мозаику с изображением Родины-матери: навстречу людям идет женщина с ребенком, тянущим ручки к солнцу, только вместо солнца в верхней части мозаики размещался портрет Сталина. Некоторые чиновники находили в коринском панно сходство со знаменитой Сикстинской Мадонной Рафаэля и считали, что подобному изображению в советском метро не место. А Хрущеву, который приезжал осматривать станцию, особенно не понравились ноги Родины.
— Почему она босая?! — возмущался Никита Сергеевич. — Намек на то, что у нас в стране людям обуви не хватает?! Почему дискредитируете советскую власть?!
Пришлось спешно исправлять оплошность: «обувать» аллегорическую фигуру в некое подобие древнеримских сандалий. Тем не менее антипатия к «художествам» на Новослободской у Хрущева все равно сохранилась. Вскоре из ЦК последовало распоряжение: мозаику убрать! Однако авторы проекта Новослободской пошли на риск и решили спасти коринскую работу от уничтожения. Панно загородили снаружи фальшивой стенкой, облицованной мрамором. Родина-мать пребывала «в заточении» вплоть до отстранения Хрущева от власти. Лишь после этого Корину удалось добиться разрешения вернуть мозаику в интерьеры станции. Декоративную стенку сломали, а в верхней части панно взамен портрета Сталина поместили изображение ленты с надписью «Мир во всем мире». Злосчастные сандалии убрали, оставив женщину босоногой — как и было первоначально задумано художником.
Площадь Революции
Мало кто знает, что помимо 76 скульптур с пограничниками и спортсменками на станции была еще одна — в торце ЦЗ стояла статуя Сталина, выполненная тем же скульптором — М. Г. Манизером. Называлось это произведение «Сталин и конституция». Но при строительстве второго выхода со станции в 1947 году монумент убрали. Старых фото нет, просто поверьте на слово, информация проверенная.
Краснопресненская
В торце центрального зала этой станции стояла небольшая скульптурная группа в полный рост: Сталин и Ленин. Сначала ее просто убрали, а в семидесятые в этом торце построили переход на ТКЛ.
Автозаводская
Большая статуя вождя стояла в северном торце ЦЗ станции.
Семеновская
Эта станция носила имя самого вождя. На фронтоне наземного вестибюля был барельеф, а в торце ЦЗ — еще один. Если уличный замазали еще более или менее незаметно, то пустой кружок на станции не заметит только слепой.
Добрынинская
Поглядите на мозаичное панно в наземном вестибюле станции, где изображены ликующие граждане, которые несут портрет первого космонавта, и подумайте. Ничего не кольнуло? Ну так я подскажу. Станция открыта в 1950 году, когда Юрий Гагарин еще был безусым юнцом. Был Сталин и на мозаике слева, но там его убрали как-то совсем топорно: хоть бы смальту подобрали под цвет, а то сразу в глаза бросается, что Гвардейский знак потом вставлен.
Еще один барельеф находился в торце центрального зала Добрынинской. Сейчас там типичная мозаика в стиле шестидесятых: дородная мамаша с младенцем, вокруг которых роятся искусственные спутники Земли.
Партизанская
Ранее на красном мраморе над статуями партизан были слова сталинской конституции: «Защита отечества есть священный долг каждого гражданина СССР». Выше этой цитаты располагался бронзовый барельеф ее автора, снятый в 1959 году.
Электрозаводская
В торце ЦЗ был мраморный барельеф. Сейчас просто пустой кружок.
Таганская КЛ
И, наконец, величественная скульптурная группа «Сталин и молодежь» (скульпторы Е. П. Блинова и П. А. Баландин). Впоследствии ее заменили на панно тех же авторов с портретом В. И. Ленина, гербом СССР, союзных республик и изображениями городов-героев Ленинграда, Сталинграда, Севастополя и Одессы. А сейчас там переход на ТКЛ.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
0
Как всегда у нас пытаются переписать историю, вырвать «плохие» страницы, вычеркнуть «плохих» людей, надеясь этим что-то изменить. А история как пружина, разгибается и бьет исправителей в лоб.
- ↓
0
Спасибо за замечательную подборку. Много не знал.
- ↓
0
смотрел на Московский МЕТРО, уже исторически старый и сравнивал с современным Нижегородским… рыдаю от новохудов… руки им вырвать… ст.Горьковская по мозаике сравнима с изображениями неондертальцев или уровень мозаичников из детского сада…
- ↓
0
А Отрадное видели?
- ↑
- ↓
0
Красивые станции…
- ↓
+1
Если бы решался вопрос сейчас — сносить памятник или нет, я был бы против.Это наша история и всё такое.Но его уже давно снесли, несколько поколений выросло без него и это тоже история.
- ↓
+2
Вот поэтому эти несколько поколений и живут в дерьме…
- ↑
- ↓
0
вожди в метро!
- ↓
+1
История наша переписана и переломана много-много раз. То, что уничтожено, нельзя вернуть. А восстанавливать подобие того, что было на самом деле, ни к чему. И где гарантия, что не найдутся люди, которые снова не разрушат вновь восстановленное… Грустно все это.
- ↓
0
Правильно!
- ↓