Союз глазами Аркадия Шайхета
Если не имя, то уж как минимум одна из его работ знакома каждому — хрестоматийная, растиражированная тысячекратно «Лампочка Ильича».
«Один из основоположников школы советского репортажа», «икона советского фотографического стиля» — Аркадий Шайхет сыграл очень значимую роль в становлении фотографии в России. Это тот человек, которым можно гордится так же, как французы гордятся Анри Картье-Брессоном…
![](https://image1.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2013/09/10/bcff2e3e24.jpg)
![](https://image1.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2013/09/10/83b1b8486a.jpg)
Девушки-физкультурницы, Москва, 1924
![](https://image1.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2013/09/10/2d3aff8dbe.jpg)
У фонтана. Крестьяне отдыхают в царском дворце Ливадия
«Снимки лежали повсюду. Ванная комната была прежде всего фотолабораторией, а уже потом ванной. Здесь, сидя в темноте рядом с отцом, я видел, как он печатает большие фотографии со стекла или пленки, сушит и ретуширует с ногтя, натертого китайской тушью.
Накатка фото была доверена матери, к ретуши допущен я. Как участник процесса, могу подтвердить, что сделать выставочную фотографию в обычной ванной комнате очень просто. Прежде всего делаешь два фанерных щита с войлоком по контуру (чтобы не проникал свет): один для окна, другой на половину ванны.
В зависимости от негатива модернизируешь увеличители (удлиняешь штангу на 1 метр для пленки или сдвигаешь до стены увеличитель пластинок). Печатаешь как обычно, проявляешь и закрепляешь в больших кюветах, а промываешь в той же ванне, наполнив ее водой.
Сушишь — на бельевых веревках в кухне или комнате. Потом — ретушь. Вот и все. Кстати, составляя проявитель — отец это делал всегда сам, — он не пользовался весами, а составлял на глаз и, по-моему, даже пробовал на вкус» — из воспоминаний Анатолия Шайхета об отце.
![](https://image7.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2013/09/10/246d202abb.jpg)
А.С.Шайхет (1898-1959). Автопортрет
У живущего в Николаеве Шмуля Алефа Шойхета не было ни частного домовладения, ни собственного дела, но было трое детей. Он зарабатывал развозом пива, а его жена Рахиль шила шляпки и управлялась с домашним хозяйством. Этого едва хватало на то, чтобы прокормить многочисленное потомство, а вскоре у Шойхетов родился и четвертый ребенок, Абрам – мальчик с заранее безрадостной, в общем-то, жизненной перспективой.
![](https://image7.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2013/09/10/f1e0bcf62f.jpg)
Толкатель ядра
![](https://image2.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2013/09/10/071646892a.jpg)
Юные спортсмены
Имея за плечами четыре класса начальной школы, двенадцатилетний юноша устроился подручным слесаря на судостроительный завод «Наваль». О дальнейшей учебе нечего было и думать – семья еле сводила концы с концами, да и национальность мешала: получить среднее образование позволялось лишь одному ребенку в еврейской семье.
На верфи Абрам проработал пять лет, да там бы и остался, но смутная эпоха, как ни странно, помогла. Совсем уже взрослый парень, Шойхет уходит в Красную Армию, чтобы принять участие в гражданской войне в Украине. Следующие три года он прослужит в духовом оркестре, переболеет тифом и будет, наконец, демобилизован в 1922-м.
![](https://image1.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2013/09/10/d7bb70462e.jpg)
![](https://image1.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2013/09/10/812ced7917.jpg)
Экспресс. 1929
Вернувшись в Николаев, Абрам не находит ни своей семьи, ни какой-либо подходящей работы и принимает решение ехать в столицу. Прибыв Москву летом 1922-го под новым именем, Аркадий Самойлович Шайхет живет у родной тети по материнской линии и устраивается ретушером в фотоателье «Рембрандт» на Сретенке.
Увлечение фотографией и первые опыты работы с фотографической техникой начались еще в Николаеве, так что совсем скоро владелец ателье, А.Ф. Винклер, доверяет новичку фотографировать клиентов. Так Шайхет познакомился с будущей женой — она пришла сделать портрет.
![](https://image1.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2013/09/10/643de46516.jpg)
Пахота. Самарская губерния совхоз Герой социализма
![](https://image2.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2013/09/10/4d8244175b.jpg)
Караван на Памире — ущелье. 1930г.
Позже Аркадий говорил: «Может быть, так и протекала бы моя жизнь в задней комнатушке ателье за столом ретушера, если бы не случай. Один опытный журналист посоветовал мне перейти на фоторепортаж… Вооружившись универсальной камерой размером 9х12 с выдвижным мехом, я, полный молодого задора, приступил к работе».
![](https://image7.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2013/09/10/2007d17393.jpg)
Нефтяные вышки в воде. Баку. 1929
![](https://image1.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2013/09/10/b3779e8c6a.jpg)
Встреча челюскинцев на Белорусском вокзале в Москве. Площадь перед вокзалом. 1934
Этим «опытным журналистом» был тетин супруг, Дмитрий Бразуль-Брешковский, журналист «Рабочей газеты». Именно «РГ» впервые опубликовала фотографии Шайхета – репортаж «Дом отдыха в Тарасовке. Физкультура под Москвой».
Талантливым новичком заинтересовались «Красная нива», «Московский пролетарий», «СССР на стройке» и «Наши достижения». Врожденное чувство композиции и готовность работать на износ сделали свое дело: пройдет немного времени, и снимки Шайхета будут красоваться на обложках всех этих изданий и занимать их центральные развороты.
![](https://image1.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2013/09/10/df92f979ce.jpg)
На опытном поле академика Лысенко 1936
![](https://image2.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2013/09/10/b36e6aa5e5.jpg)
Новые дома на Усачевке
Оттачивая растущее с каждым днем мастерство, Шайхет снимает едва ли не все значимые события страны и главных ее людей — Каменева, Зиновьева, Троцкого, Цеткин… Последняя, к слову, оказалась весьма опасной «моделью».
Однажды, фотографируя Клару Цеткин, Шайхет порвал и выбросил в корзину неудачный снимок: из-под платья революционерки виднелась нижняя юбка. Обнаруживший порванный отпечаток завистливый коллега склеил его и отправил «куда следует», приписав: «Вот как некоторые фоторепортеры снимают вождей мировой революции».
Шайхет провел на Лубянке четыре месяца, и кто знает, чем бы все закончилось, если бы не заступничество главреда «Огонька» Михаила Кольцова. Он взял Шайхета в штат еще в 1925-м, и для фотографа это было невиданной удачей. У журнала был собственный редакционный самолет – невиданная роскошь, возможность без опозданий фиксировать самые важные события во всех концах необъятной страны.
![](https://image1.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2013/09/10/9c9e7a6d03.jpg)
Утренняя зарядка. Снято с храма Христа Спасителя. 1927
![](https://image7.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2013/09/10/2e8d67a029.jpg)
Киевский вокзал. Москва, 1936
«Жив ты или помер, важно то, что в номер», – шутили между собой советские репортеры двадцатых. Поговорка эта в полной мере характеризует манеру работы Шайхета: всегда и всюду первый, неутомимый, работающий беспрерывно, с фанатизмом и часто – с риском для жизни. Съемка с верхних точек – крыш, колоколен и деревьев – фирменная шайхетовская манера. Однажды в поисках нужного ракурса фотограф чуть не сорвался с фермы под крышей Киевского вокзала, но успел за что-то ухватиться и все же сделал нужную фотографию.
![](https://image2.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2013/09/10/fc46bbe319.jpg)
Испытание трактора в Сельскохозяйственной академии. Вспашка поля. Москва 1924 г.
![](https://image2.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2013/09/10/74d17b62b0.jpg)
Новые дома для рабочих
Стоит ли говорить, что камеры в то время были не те, что сейчас. «Как выглядел фотограф того времени? Он обязательно был молод, хорошо одет, на съемку шел с фотокамерой (чаще всего это был «Нетль»), с круглым тяжелым штативом, на который можно поставить «зеркалку» и набором (обычно 12 по 2) кассет со стеклянными пластинами. Короче, нес на себе примерно 19 килограммов. Потом появилась «Лейка», пленка с 36 кадрами, стало полегче. Но штатив был обязательным элементом экипировки», – вспоминал другой известный фотограф, Марк Марков-Гринберг. Сам Шайхет, вечный оппонент Родченко, покоряя очередную высоту с двадцатью кило техники, повторял: «Не надо снимать от пупа!». И еще иногда: «Репортеру надо живее, живее надо быть!». Летописец первых пятилеток знал, о чем говорит – во времена работы в «Огоньке» количество его командировок порой переваливало за две сотни в год.
![](https://image1.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2013/09/10/832eb68925.jpg)
Раскулаченные около своего дома. Украина. 1929
![](https://image2.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2013/09/10/6e99a8d742.jpg)
На заработки в Москву. Казанский вокзал. 1930
О том, чтобы не выполнить редакционное задание или не успеть в срок, гиперответственный Шайхет и думать не смел. Ничего невозможного для него не существовало. Однажды ему довелось снимать свадьбу нэпмана. Мероприятие кончилось пьяной дракой, и Шайхет добросовестно отснял все «от и до». Редакция напечатала лишнего, и следующие пару месяцев репортеру пришлось бегать от разъяренных героев собственного репортажа.
![](https://image7.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2013/09/10/952ac38039.jpg)
Дозор в горах
![](https://image2.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2013/09/10/606000c329.jpg)
На стройку канала
Еще одна известная история связана с женским экипажем самолета «Родина», совершившим беспосадочный перелет Москва — Дальний Восток. «Огонек» поручил Шайхету сделать фотоочерк, но Гризодубова, Раскова и Осипенко заявили, что на съемку им совершенно нечего надеть.
Фотограф без колебаний повел их в торгсин, одел с ног до головы и отснял материал, а огромный счет предъявил редакции. У всех — шок от суммы в счете, зато снимки вышли отличные – радость на лицах летчиц была неподдельной.
![](https://image2.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2013/09/10/0a59ab71f8.jpg)
Единогласно. Выборы в местные советы. Деревня Поворово Бедняковской волости Московского уезда. 1925
![](https://image7.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2013/09/10/cee47bb3fb.jpg)
«Фининспектор у нэпманши» Москва. 1928
Первая выставка, в которой Шайхет принимал участие, была организована Ассоциацией московских фоторепортеров и состоялась в 1926 году. С того же времени его фотографии стали неизменно появляться в каждом номере «Советского фото».
В 1928 году на выставке «Советская фотография за 10 лет» Шайхет выставил 60 своих работ, которые получили самые благосклонные отзывы критиков и прессы. В 1931 году фотограф принимал участие в выставке «огоньковских» фотографов в Лондоне.
Летом 1935 года Шайхет вошел в число двадцати трех участников выставки «Мастера советского фотоискусства». В экспозиции было представлено около двадцати его снимков.
![](https://image7.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2013/09/10/f21e35d1e3.jpg)
Забастовка у частника, Москва, 1924
![](https://image1.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2013/09/10/11af5b3f6f.jpg)
Газгольдер
В 1931 году по заказу агентства «Союзфото» вместе с Максом Альпертом и Соломоном Тулесом Аркадий Шайхет делает фотопроект «24 часа из жизни Филипповых».
В течение пяти дней фоторепортеры снимали жизнь типичной московской рабочей семьи. Серия создавалась для выставки Общества друзей СССР в Австрии и была призвана доказать преимущество новаторского серийного снимка перед единичным… и, конечно же, продемонстрировать достижения социализма в течение первой пятилетки на примере жизни обычного человека, «который сам является строителем новой реальности».
Пуск Балахнинского бумажного комбината. Комсомолец за штурвалом. 1929
![](https://image7.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2013/09/10/79af343a45.jpg)
Из серии «24 часа из жизни Филипповых»
Из 78 получившихся снимков 52 публикует немецкий еженедельник Arbeiter Illustrierte Zeitung. Серии посвящают целый номер. Немцы не верят, что Филипповы настоящие, но тираж из-за небывалой популярности отпечатывается вторично. Газета «Правда» опубликовала посвященную «Филипповым» статью, а журнал «Пролетарское фото» опубликовал 44 фотографии из серии.
Вот только фотография девушек с ракетками, помещенная на обложку AIZ, в «Пролетарском фото» вовсе отсутствовала. «… совершенно не надо было включать в серию глубоко позерского снимка двух девушек с теннисными ракетами, по своим фототрадициям ничем не отличающегося от снимков буржуазных знаменитостей на фешенебельных курортах», – злобно цедили советские критики.
![](https://image7.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2013/09/10/4d125e0fd0.jpg)
Обложка AIZ. (№38, сентябрь 1931)
Вскоре приключился тот самый случай с Кларой Цеткин, и напуганному арестом беспартийному мастеру стали все реже доверять ответственные съемки. Отдавший тринадцать лет жизни работе в «Огоньке», Шайхет вынужден покинуть издание в 1938-м. «СССР на стройке» и «Советское фото», с которыми фотограф долго и плодотворно сотрудничал, тоже перестали публиковать его снимки. Почти год Аркадий Самойлович не мог найти работу – снова препятствием стала национальность.
![](https://image1.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2013/09/10/6dd1dbd855.jpg)
Пионерка Корнеева уговаривает старого еврея снять молитвенные одежды. Украина, Кибуц Бухариндорф. 1929
«Отца очень напрягал еврейский вопрос. Он боялся не за себя, за семью. Мама не могла работать из-за болезни, я еще учился. Он все время думал, как мы будем жить, если его возьмут, потеряй он работу или заболей, — рассказывал сын фотографа. — Однажды я слышал, как мама сказала отцу: «Ну что ты так переживаешь? Ты же вовсе не похож на еврея»».
![](https://image1.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2013/09/10/030fc676b5.jpg)
Советский лыжный батальон выдвигается на передовую в ходе Битвы за Москву, 1941
![](https://image1.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2013/09/10/2909efc6a5.jpg)
Киев освобожден. На Крещатике, 1943
«Неблагонадежного» репортера ожидало испытание войной, которую Шойхет прошагает от Москвы до Берлина спецкором «Фронтовой иллюстрации». Снимал военные действия на разных фронтах, в том числе под Москвой, под Сталинградом, на Курской Дуге, при взятии Берлина.
Наряду с красноармейцами участвовал в боях, а в сражении под Кенигсбергом спас 15 человек – вместе с шофером вывозил раненых с поля боя на редакционном грузовике. За этот подвиг репортер получил орден Красного Знамени, а его военные снимки стали одной из лучших страниц в истории отечественной фотографии.
![](https://image2.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2013/09/10/a70122f691.jpg)
«Здравствуйте, родные!» Карачев, Брянская область. 1943
![](https://image7.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2013/09/10/1c69d8eb53.jpg)
Политрук. Сталинград. 1942
После войны Шайхет вернулся в «Огонек», сотрудничал с «Музгизом», «Семьей и школой», оформлял книги, часто выставлялся, упорядочивал богатейший архив. В последние годы жизнь благосклонна к нему, он получает почетные дипломы на всех выставках, в которых участвует, среди них – «Великая Отечественная война в художественной фотографии» и «Фотоискусство СССР за 40 лет».
![](https://image2.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2013/09/10/e74ef07ded.jpg)
Работа на износ, возраст и две войны дали о себе знать – на протяжении нескольких лет фотограф перенес три инфаркта. В марте 1959-го Шайхет потерял жену, а уже в ноябре и его не стало. Умер наш земляк, как и жил – с фотоаппаратом в руках.
Роковой четвертый приступ случился на Тверской, во время съемки для «Юного техника». Он потерял сознание — и через день скончался. На просьбы родных отложить работу, нездоровый, но как всегда обязательный, репортер ответил просто: «Я им обещал».
![](https://image7.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2013/09/10/767771d62e.jpg)
Захоронение семьи Шайхет на на 3-м участке Армянского Ваганьковского кладбища (Москва)
«Один из основоположников школы советского репортажа», «икона советского фотографического стиля» — Аркадий Шайхет сыграл очень значимую роль в становлении фотографии в России. Это тот человек, которым можно гордится так же, как французы гордятся Анри Картье-Брессоном…
![](https://image1.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2013/09/10/bcff2e3e24.jpg)
![](https://image1.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2013/09/10/83b1b8486a.jpg)
Девушки-физкультурницы, Москва, 1924
![](https://image1.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2013/09/10/2d3aff8dbe.jpg)
У фонтана. Крестьяне отдыхают в царском дворце Ливадия
«Снимки лежали повсюду. Ванная комната была прежде всего фотолабораторией, а уже потом ванной. Здесь, сидя в темноте рядом с отцом, я видел, как он печатает большие фотографии со стекла или пленки, сушит и ретуширует с ногтя, натертого китайской тушью.
Накатка фото была доверена матери, к ретуши допущен я. Как участник процесса, могу подтвердить, что сделать выставочную фотографию в обычной ванной комнате очень просто. Прежде всего делаешь два фанерных щита с войлоком по контуру (чтобы не проникал свет): один для окна, другой на половину ванны.
В зависимости от негатива модернизируешь увеличители (удлиняешь штангу на 1 метр для пленки или сдвигаешь до стены увеличитель пластинок). Печатаешь как обычно, проявляешь и закрепляешь в больших кюветах, а промываешь в той же ванне, наполнив ее водой.
Сушишь — на бельевых веревках в кухне или комнате. Потом — ретушь. Вот и все. Кстати, составляя проявитель — отец это делал всегда сам, — он не пользовался весами, а составлял на глаз и, по-моему, даже пробовал на вкус» — из воспоминаний Анатолия Шайхета об отце.
![](https://image7.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2013/09/10/246d202abb.jpg)
А.С.Шайхет (1898-1959). Автопортрет
У живущего в Николаеве Шмуля Алефа Шойхета не было ни частного домовладения, ни собственного дела, но было трое детей. Он зарабатывал развозом пива, а его жена Рахиль шила шляпки и управлялась с домашним хозяйством. Этого едва хватало на то, чтобы прокормить многочисленное потомство, а вскоре у Шойхетов родился и четвертый ребенок, Абрам – мальчик с заранее безрадостной, в общем-то, жизненной перспективой.
![](https://image7.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2013/09/10/f1e0bcf62f.jpg)
Толкатель ядра
![](https://image2.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2013/09/10/071646892a.jpg)
Юные спортсмены
Имея за плечами четыре класса начальной школы, двенадцатилетний юноша устроился подручным слесаря на судостроительный завод «Наваль». О дальнейшей учебе нечего было и думать – семья еле сводила концы с концами, да и национальность мешала: получить среднее образование позволялось лишь одному ребенку в еврейской семье.
На верфи Абрам проработал пять лет, да там бы и остался, но смутная эпоха, как ни странно, помогла. Совсем уже взрослый парень, Шойхет уходит в Красную Армию, чтобы принять участие в гражданской войне в Украине. Следующие три года он прослужит в духовом оркестре, переболеет тифом и будет, наконец, демобилизован в 1922-м.
![](https://image1.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2013/09/10/d7bb70462e.jpg)
![](https://image1.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2013/09/10/812ced7917.jpg)
Экспресс. 1929
Вернувшись в Николаев, Абрам не находит ни своей семьи, ни какой-либо подходящей работы и принимает решение ехать в столицу. Прибыв Москву летом 1922-го под новым именем, Аркадий Самойлович Шайхет живет у родной тети по материнской линии и устраивается ретушером в фотоателье «Рембрандт» на Сретенке.
Увлечение фотографией и первые опыты работы с фотографической техникой начались еще в Николаеве, так что совсем скоро владелец ателье, А.Ф. Винклер, доверяет новичку фотографировать клиентов. Так Шайхет познакомился с будущей женой — она пришла сделать портрет.
![](https://image1.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2013/09/10/643de46516.jpg)
Пахота. Самарская губерния совхоз Герой социализма
![](https://image2.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2013/09/10/4d8244175b.jpg)
Караван на Памире — ущелье. 1930г.
Позже Аркадий говорил: «Может быть, так и протекала бы моя жизнь в задней комнатушке ателье за столом ретушера, если бы не случай. Один опытный журналист посоветовал мне перейти на фоторепортаж… Вооружившись универсальной камерой размером 9х12 с выдвижным мехом, я, полный молодого задора, приступил к работе».
![](https://image7.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2013/09/10/2007d17393.jpg)
Нефтяные вышки в воде. Баку. 1929
![](https://image1.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2013/09/10/b3779e8c6a.jpg)
Встреча челюскинцев на Белорусском вокзале в Москве. Площадь перед вокзалом. 1934
Этим «опытным журналистом» был тетин супруг, Дмитрий Бразуль-Брешковский, журналист «Рабочей газеты». Именно «РГ» впервые опубликовала фотографии Шайхета – репортаж «Дом отдыха в Тарасовке. Физкультура под Москвой».
Талантливым новичком заинтересовались «Красная нива», «Московский пролетарий», «СССР на стройке» и «Наши достижения». Врожденное чувство композиции и готовность работать на износ сделали свое дело: пройдет немного времени, и снимки Шайхета будут красоваться на обложках всех этих изданий и занимать их центральные развороты.
![](https://image1.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2013/09/10/df92f979ce.jpg)
На опытном поле академика Лысенко 1936
![](https://image2.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2013/09/10/b36e6aa5e5.jpg)
Новые дома на Усачевке
Оттачивая растущее с каждым днем мастерство, Шайхет снимает едва ли не все значимые события страны и главных ее людей — Каменева, Зиновьева, Троцкого, Цеткин… Последняя, к слову, оказалась весьма опасной «моделью».
Однажды, фотографируя Клару Цеткин, Шайхет порвал и выбросил в корзину неудачный снимок: из-под платья революционерки виднелась нижняя юбка. Обнаруживший порванный отпечаток завистливый коллега склеил его и отправил «куда следует», приписав: «Вот как некоторые фоторепортеры снимают вождей мировой революции».
Шайхет провел на Лубянке четыре месяца, и кто знает, чем бы все закончилось, если бы не заступничество главреда «Огонька» Михаила Кольцова. Он взял Шайхета в штат еще в 1925-м, и для фотографа это было невиданной удачей. У журнала был собственный редакционный самолет – невиданная роскошь, возможность без опозданий фиксировать самые важные события во всех концах необъятной страны.
![](https://image1.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2013/09/10/9c9e7a6d03.jpg)
Утренняя зарядка. Снято с храма Христа Спасителя. 1927
![](https://image7.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2013/09/10/2e8d67a029.jpg)
Киевский вокзал. Москва, 1936
«Жив ты или помер, важно то, что в номер», – шутили между собой советские репортеры двадцатых. Поговорка эта в полной мере характеризует манеру работы Шайхета: всегда и всюду первый, неутомимый, работающий беспрерывно, с фанатизмом и часто – с риском для жизни. Съемка с верхних точек – крыш, колоколен и деревьев – фирменная шайхетовская манера. Однажды в поисках нужного ракурса фотограф чуть не сорвался с фермы под крышей Киевского вокзала, но успел за что-то ухватиться и все же сделал нужную фотографию.
![](https://image2.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2013/09/10/fc46bbe319.jpg)
Испытание трактора в Сельскохозяйственной академии. Вспашка поля. Москва 1924 г.
![](https://image2.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2013/09/10/74d17b62b0.jpg)
Новые дома для рабочих
Стоит ли говорить, что камеры в то время были не те, что сейчас. «Как выглядел фотограф того времени? Он обязательно был молод, хорошо одет, на съемку шел с фотокамерой (чаще всего это был «Нетль»), с круглым тяжелым штативом, на который можно поставить «зеркалку» и набором (обычно 12 по 2) кассет со стеклянными пластинами. Короче, нес на себе примерно 19 килограммов. Потом появилась «Лейка», пленка с 36 кадрами, стало полегче. Но штатив был обязательным элементом экипировки», – вспоминал другой известный фотограф, Марк Марков-Гринберг. Сам Шайхет, вечный оппонент Родченко, покоряя очередную высоту с двадцатью кило техники, повторял: «Не надо снимать от пупа!». И еще иногда: «Репортеру надо живее, живее надо быть!». Летописец первых пятилеток знал, о чем говорит – во времена работы в «Огоньке» количество его командировок порой переваливало за две сотни в год.
![](https://image1.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2013/09/10/832eb68925.jpg)
Раскулаченные около своего дома. Украина. 1929
![](https://image2.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2013/09/10/6e99a8d742.jpg)
На заработки в Москву. Казанский вокзал. 1930
О том, чтобы не выполнить редакционное задание или не успеть в срок, гиперответственный Шайхет и думать не смел. Ничего невозможного для него не существовало. Однажды ему довелось снимать свадьбу нэпмана. Мероприятие кончилось пьяной дракой, и Шайхет добросовестно отснял все «от и до». Редакция напечатала лишнего, и следующие пару месяцев репортеру пришлось бегать от разъяренных героев собственного репортажа.
![](https://image7.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2013/09/10/952ac38039.jpg)
Дозор в горах
![](https://image2.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2013/09/10/606000c329.jpg)
На стройку канала
Еще одна известная история связана с женским экипажем самолета «Родина», совершившим беспосадочный перелет Москва — Дальний Восток. «Огонек» поручил Шайхету сделать фотоочерк, но Гризодубова, Раскова и Осипенко заявили, что на съемку им совершенно нечего надеть.
Фотограф без колебаний повел их в торгсин, одел с ног до головы и отснял материал, а огромный счет предъявил редакции. У всех — шок от суммы в счете, зато снимки вышли отличные – радость на лицах летчиц была неподдельной.
![](https://image2.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2013/09/10/0a59ab71f8.jpg)
Единогласно. Выборы в местные советы. Деревня Поворово Бедняковской волости Московского уезда. 1925
![](https://image7.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2013/09/10/cee47bb3fb.jpg)
«Фининспектор у нэпманши» Москва. 1928
Первая выставка, в которой Шайхет принимал участие, была организована Ассоциацией московских фоторепортеров и состоялась в 1926 году. С того же времени его фотографии стали неизменно появляться в каждом номере «Советского фото».
В 1928 году на выставке «Советская фотография за 10 лет» Шайхет выставил 60 своих работ, которые получили самые благосклонные отзывы критиков и прессы. В 1931 году фотограф принимал участие в выставке «огоньковских» фотографов в Лондоне.
Летом 1935 года Шайхет вошел в число двадцати трех участников выставки «Мастера советского фотоискусства». В экспозиции было представлено около двадцати его снимков.
![](https://image7.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2013/09/10/f21e35d1e3.jpg)
Забастовка у частника, Москва, 1924
![](https://image1.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2013/09/10/11af5b3f6f.jpg)
Газгольдер
В 1931 году по заказу агентства «Союзфото» вместе с Максом Альпертом и Соломоном Тулесом Аркадий Шайхет делает фотопроект «24 часа из жизни Филипповых».
В течение пяти дней фоторепортеры снимали жизнь типичной московской рабочей семьи. Серия создавалась для выставки Общества друзей СССР в Австрии и была призвана доказать преимущество новаторского серийного снимка перед единичным… и, конечно же, продемонстрировать достижения социализма в течение первой пятилетки на примере жизни обычного человека, «который сам является строителем новой реальности».
![](https://image2.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2013/09/10/064432ce4a.jpg)
![](https://image7.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2013/09/10/79af343a45.jpg)
Из серии «24 часа из жизни Филипповых»
Из 78 получившихся снимков 52 публикует немецкий еженедельник Arbeiter Illustrierte Zeitung. Серии посвящают целый номер. Немцы не верят, что Филипповы настоящие, но тираж из-за небывалой популярности отпечатывается вторично. Газета «Правда» опубликовала посвященную «Филипповым» статью, а журнал «Пролетарское фото» опубликовал 44 фотографии из серии.
Вот только фотография девушек с ракетками, помещенная на обложку AIZ, в «Пролетарском фото» вовсе отсутствовала. «… совершенно не надо было включать в серию глубоко позерского снимка двух девушек с теннисными ракетами, по своим фототрадициям ничем не отличающегося от снимков буржуазных знаменитостей на фешенебельных курортах», – злобно цедили советские критики.
![](https://image7.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2013/09/10/4d125e0fd0.jpg)
Обложка AIZ. (№38, сентябрь 1931)
Вскоре приключился тот самый случай с Кларой Цеткин, и напуганному арестом беспартийному мастеру стали все реже доверять ответственные съемки. Отдавший тринадцать лет жизни работе в «Огоньке», Шайхет вынужден покинуть издание в 1938-м. «СССР на стройке» и «Советское фото», с которыми фотограф долго и плодотворно сотрудничал, тоже перестали публиковать его снимки. Почти год Аркадий Самойлович не мог найти работу – снова препятствием стала национальность.
![](https://image1.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2013/09/10/6dd1dbd855.jpg)
Пионерка Корнеева уговаривает старого еврея снять молитвенные одежды. Украина, Кибуц Бухариндорф. 1929
«Отца очень напрягал еврейский вопрос. Он боялся не за себя, за семью. Мама не могла работать из-за болезни, я еще учился. Он все время думал, как мы будем жить, если его возьмут, потеряй он работу или заболей, — рассказывал сын фотографа. — Однажды я слышал, как мама сказала отцу: «Ну что ты так переживаешь? Ты же вовсе не похож на еврея»».
![](https://image1.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2013/09/10/030fc676b5.jpg)
Советский лыжный батальон выдвигается на передовую в ходе Битвы за Москву, 1941
![](https://image1.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2013/09/10/2909efc6a5.jpg)
Киев освобожден. На Крещатике, 1943
«Неблагонадежного» репортера ожидало испытание войной, которую Шойхет прошагает от Москвы до Берлина спецкором «Фронтовой иллюстрации». Снимал военные действия на разных фронтах, в том числе под Москвой, под Сталинградом, на Курской Дуге, при взятии Берлина.
Наряду с красноармейцами участвовал в боях, а в сражении под Кенигсбергом спас 15 человек – вместе с шофером вывозил раненых с поля боя на редакционном грузовике. За этот подвиг репортер получил орден Красного Знамени, а его военные снимки стали одной из лучших страниц в истории отечественной фотографии.
![](https://image2.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2013/09/10/a70122f691.jpg)
«Здравствуйте, родные!» Карачев, Брянская область. 1943
![](https://image7.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2013/09/10/1c69d8eb53.jpg)
Политрук. Сталинград. 1942
После войны Шайхет вернулся в «Огонек», сотрудничал с «Музгизом», «Семьей и школой», оформлял книги, часто выставлялся, упорядочивал богатейший архив. В последние годы жизнь благосклонна к нему, он получает почетные дипломы на всех выставках, в которых участвует, среди них – «Великая Отечественная война в художественной фотографии» и «Фотоискусство СССР за 40 лет».
![](https://image2.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2013/09/10/e74ef07ded.jpg)
Работа на износ, возраст и две войны дали о себе знать – на протяжении нескольких лет фотограф перенес три инфаркта. В марте 1959-го Шайхет потерял жену, а уже в ноябре и его не стало. Умер наш земляк, как и жил – с фотоаппаратом в руках.
Роковой четвертый приступ случился на Тверской, во время съемки для «Юного техника». Он потерял сознание — и через день скончался. На просьбы родных отложить работу, нездоровый, но как всегда обязательный, репортер ответил просто: «Я им обещал».
![](https://image7.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2013/09/10/767771d62e.jpg)
Захоронение семьи Шайхет на на 3-м участке Армянского Ваганьковского кладбища (Москва)
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
0
Нравится нам это или нет, но… это наша история. Все фоторграфии, безусловно, в духе времени.
- ↓
0
Человек с большой буквы!
- ↓
+1
Да, уж… Особенно понравилось фото «Единогласно. Выборы в местные советы...» Рожи у крестьян одухотворенные, радостные. Вот ить счастьичко привалило в деревню Поворово Бедняковской волости! Коллективизация бля!
- ↓
0
лучше коллективизация, чем как сейчас -разорение, нищета и оккупация 20 -летняя страны ,,
- ↑
- ↓
0
Я говорил о фотографии «Единогласно». Но если вы хотите снова в колхоз, что к счастью (надеюсь) невозможно, можете побаловать себя. Вставьте свою персону с голосующей рукой в рванине и клочковатой бороде с помощью фотошопа в вышеупомянутую композицию, наслаждайтесь и показывайте своим друзьям как потаенную мечту.
- ↑
- ↓