История Церкви в фотографиях

История Церкви в советский период полна драматических и трагических моментов, это история борьбы и сосуществования.

С первых дней победы большевистской революции православные иерархи оказались перед нелегким выбором: начать открытое духовное сопротивление атеистическому государству или попытаться ужиться с новой властью, несмотря на всю её враждебность. Выбор был сделан в пользу второго, но это не означало полной покорности. В годы Гражданской войны руководство РПЦ не раз выступало с гневными протестами против тех или иных действий советской власти. Например, были публично осуждены позорный Брестский мир и расстрел Царской семьи.

19 января 1918 года с одобрения Поместного Собора Патриарх Тихон издал свое знаменитое Послание с анафемой «безумцам», творящим «кровавые расправы», хотя виновные не были названы прямо.

Однако тот же Тихон сказал «Церковь признаёт и поддерживает Советскую власть, ибо нет власти не от Бога»

В годы Гражданской войны тысячи священнослужителей стали жертвой Красного террора.

В 1921 г. началась кампания по изъятию имущества РПЦ.

Изъятие церковных ценностей, 1921 г.:

Конфискованные митры, 1921 г.:

2 января 1922 г. ВЦИК принял постановление «О ликвидации церковного имущества». 23 февраля 1922 года Президиум ВЦИК опубликовал декрет, в котором постановлял местным Советам «…изъять из церковных имуществ, переданных в пользование групп верующих всех религий, по описям и договорам все драгоценные предметы из золота, серебра и камней, изъятие коих не может существенно затронуть интересы самого культа, и передать в органы Народного Комиссариата Финансов для помощи голодающим».

В июне 1922 г. в здании Филармонии в Петрограде начался публичный судебный процесс по делу о сопротивлении духовенства изъятию церковных ценностей:

Трибунал приговорил к смертной казни 10 человек, включая митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина, архимандрита Сергия (Шеина), адвоката И. М. Ковшарова и профессора Ю. П. Новицкого. Им вменялось в вину «распространение идей, направленных против проведения советской властью декрета об изятии церковных ценностей, с целью вызвать народные волнения для осуществления единого фронта с международной буржуазией против советской власти». ВЦИК оставил смертный приговор по отношению к ним в силе, заменив шестерым расстрел на тюремное заключение. Другие осужденные получили различные сроки лишения свободы (от одного месяца до 5 лет), 26 человек были оправданы. В ночь с 12 на 13 августа 1922 года приговор в отношении четырех осужденных был приведен в исполнение (см. «Петроградский процесс 1922 года» в Вики).

Закрытие Симонова монастыря. Красноармейцы выносят церковные ценности из разорённой обители. 1923 г.:

Разбор награбленных церковных ценностей в Гохране. Фото 1921 или 1922 г.:

Сортировка изъятых ценных предметов, 1926 г.:

Хотя массовое закрытие храмов началось лишь в конце 1920-х, уже к середине этого десятилетия многие из них были «перепрофилированы» под советские нужды.

Рабочий клуб, 1924 г.:

Особо следует отметить антиколокольную кампанию. С 1930 года колокольный звон был официально запрещен. По всему СССР со звонниц сбрасывали колокола и отправляли на переплавку «для нужд индустриализации»:

Около 1929 г. начинается самый трагический период антицерковной кампании — массовое закрытие храмов, а затем и их массовое разрушение.

Снос собора св. Николая в Харькове:

Символическим рубежом стало уничтожение мемориального Храма Христа Спасителя в Москве в декабре 1931 г.:

Кафедральный собор Иркутска в период сноса, 1932:

Снос церкви Владимирской Божией Матери у Владимирских ворот в Москве, 1934:

Снос церкви Дмитрия Солунского в Москве, 1934:

По негласной разнарядке полному сносу подлежали не менее половины храмов в каждом городе, большинство остальных были обезглавлены и перестроены под светские нужды.

Пик вакханалии сносов пришёлся на 1935-1938 гг., т.е. практически совпал по времени с Большим Террором, в ходе которого были истреблены и отправлены в лагеря десятки тысяч священнослужителей.

Екатерининский собор в Царском Селе, 1938:

Накануне войны Церковь в СССР находилась на грани полного уничтожения. Во многих крупных городах оставалось по одному действующему храму.

Тяжелые поражения в первые месяцы Великой Отечественной войны заставили советское руководство резко изменить политику в отношении Церкви, поскольку это было необходимо для поддержания морального духа населения и воинов. В короткий срок вновь открылись тысячи храмов, священнослужители стали участвовать в общественной жизни, собирали средства на постройку военной техники. А некоторые из священников защищали Родину с оружием в руках.

Командир 5-й Ленинградской партизанской бригады Герой Советского Союза полковник Константин Дионисьевич Карицкий вручает Фёдору Пузанову медаль:

Отец Фёдор Пузанов в боевом строю:

Протоиерей Александр Романушко с товарищами-партизанами:

8 сентября 1943 г. впервые в советское время был избран Патриарх РПЦ.

Крёстный ход 9 мая 1945 в Ставрополе:

На параде Победы, 1945 г.:

В послевоенные годы, при жизни Сталина, эти укрепившиеся позиции Церкви были сохранены. Последняя, в свою очередь, отвечала полной лояльностью советскому правительству и активно участвовала во всех его пропагандистских мероприятиях, в т.ч. внешнеполитических.

Конференция религиозных объединений СССР по защите мира в Загорске, май 1952 г.:

Верующих призывали неустанно молиться за здоровье вождя, особенно, в период его болезни.

У гроба Сталина, март 1953:

Последняя волна гонений на церковь началась при Хрущёве, фанатичном атеисте, заявлявшем, что «мы не возьмём с собой церковь в коммунизм». В начале 1960-х были вновь закрыты тысячи храмов и разрушены многие сотни, включая выдающиеся памятники архитектуры.

Кони в заброшенном храме, 1960-е:

При Брежневе положение в СССР окончательно стабилизировалось. Это было существования в рамках своего рода социальной резервации под плотным контролем КГБ.

На банкете в честь 60-летия Октября, 1977 г.:

Оставить комментарий

Последние комментарии

marimiracle

Я хоть родилась и воспитывалась в атеистической семье, но мне больно на разрушения эти смотреть. Не ими построено (возведено) — не им сносить! Это архитектурные памятники в конце концов! никакого уважения, человека в советские годы просто растаптывали, я считаю! Перед культурной Европой стыдно должно быть, товарищи!))))))))))))))))))

sativa77777

если честно --то не могу читать и смотреть на вандалов--в общем это те люди которые посещали воскресные школы---они родились и воспитывались в христианской стране ---почему же такая страсть к разрушению ВЕЛИКОГО----для меня это загадка…

alena_f62

спасибо!!! мне очень понравилось!!!

mala2605jito

спасибо, познавательно

marishka2006_70

Судя по сему, прочитав это, сделала вывод: когда надо было сделать Окт.революцию-отказ от церкви, дабы, верующий человек не годен к насилию, разрушению, к войне и военным действиям. Перед ВОВ строительство нового стоя продолжает идти вперёд, разрушая старое. Сталин верно подметил, что дух надо поднимать, и не только своим культом, но и веру в Бога(для двойного усиление), т.к. война — не мать родная. Сам ходил в московские храмы и часами молился. Привело его. Так мы видим, что гл.человек меняет всю страну. Какой поп, таков и приход. Не удивительно, что когда Стали умер, то все волосы на себе рвали. И как мы будем без него жить? Всё. Конец света. Во, как!

usta1967

В СССР армянский церкв роботал полной силой, террорам занималис.СССР армянский церкв исползовали против Турции, про Бога забыли.Закончилос том что разрушили хорошую государству с Горбачовом вместе.Если вам жал СССР повесте Горбачова и бросте русский шовинизм, тогда осталные республики с вами будут.

postovana

В школе нам говорили что бога нет,

juliabodia

Слово Бог надо писать с большой буквы.

Ботаник

Воевали с безграмотностью и поповщиной, а теперь снова к ним пришли. Дали слабину и церковщина до конца не искоренилась.

lubkintt

А где фото про попов работающих с фашистами?

Назад в СССР. Вспоминая наше советское прошлое.
2015 — 2024