История Церкви в фотографиях
История Церкви в советский период полна драматических и трагических моментов, это история борьбы и сосуществования.
С первых дней победы большевистской революции православные иерархи оказались перед нелегким выбором: начать открытое духовное сопротивление атеистическому государству или попытаться ужиться с новой властью, несмотря на всю её враждебность. Выбор был сделан в пользу второго, но это не означало полной покорности. В годы Гражданской войны руководство РПЦ не раз выступало с гневными протестами против тех или иных действий советской власти. Например, были публично осуждены позорный Брестский мир и расстрел Царской семьи.
19 января 1918 года с одобрения Поместного Собора Патриарх Тихон издал свое знаменитое Послание с анафемой «безумцам», творящим «кровавые расправы», хотя виновные не были названы прямо.
Однако тот же Тихон сказал «Церковь признаёт и поддерживает Советскую власть, ибо нет власти не от Бога»
В годы Гражданской войны тысячи священнослужителей стали жертвой Красного террора.
В 1921 г. началась кампания по изъятию имущества РПЦ.
Изъятие церковных ценностей, 1921 г.:
Конфискованные митры, 1921 г.:
2 января 1922 г. ВЦИК принял постановление «О ликвидации церковного имущества». 23 февраля 1922 года Президиум ВЦИК опубликовал декрет, в котором постановлял местным Советам «…изъять из церковных имуществ, переданных в пользование групп верующих всех религий, по описям и договорам все драгоценные предметы из золота, серебра и камней, изъятие коих не может существенно затронуть интересы самого культа, и передать в органы Народного Комиссариата Финансов для помощи голодающим».
В июне 1922 г. в здании Филармонии в Петрограде начался публичный судебный процесс по делу о сопротивлении духовенства изъятию церковных ценностей:
Трибунал приговорил к смертной казни 10 человек, включая митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина, архимандрита Сергия (Шеина), адвоката И. М. Ковшарова и профессора Ю. П. Новицкого. Им вменялось в вину «распространение идей, направленных против проведения советской властью декрета об изятии церковных ценностей, с целью вызвать народные волнения для осуществления единого фронта с международной буржуазией против советской власти». ВЦИК оставил смертный приговор по отношению к ним в силе, заменив шестерым расстрел на тюремное заключение. Другие осужденные получили различные сроки лишения свободы (от одного месяца до 5 лет), 26 человек были оправданы. В ночь с 12 на 13 августа 1922 года приговор в отношении четырех осужденных был приведен в исполнение (см. «Петроградский процесс 1922 года» в Вики).
Закрытие Симонова монастыря. Красноармейцы выносят церковные ценности из разорённой обители. 1923 г.:
Разбор награбленных церковных ценностей в Гохране. Фото 1921 или 1922 г.:
Сортировка изъятых ценных предметов, 1926 г.:
Хотя массовое закрытие храмов началось лишь в конце 1920-х, уже к середине этого десятилетия многие из них были «перепрофилированы» под советские нужды.
Рабочий клуб, 1924 г.:
Особо следует отметить антиколокольную кампанию. С 1930 года колокольный звон был официально запрещен. По всему СССР со звонниц сбрасывали колокола и отправляли на переплавку «для нужд индустриализации»:
Около 1929 г. начинается самый трагический период антицерковной кампании — массовое закрытие храмов, а затем и их массовое разрушение.
Снос собора св. Николая в Харькове:
Символическим рубежом стало уничтожение мемориального Храма Христа Спасителя в Москве в декабре 1931 г.:
Кафедральный собор Иркутска в период сноса, 1932:
Снос церкви Владимирской Божией Матери у Владимирских ворот в Москве, 1934:
Снос церкви Дмитрия Солунского в Москве, 1934:
По негласной разнарядке полному сносу подлежали не менее половины храмов в каждом городе, большинство остальных были обезглавлены и перестроены под светские нужды.
Пик вакханалии сносов пришёлся на 1935-1938 гг., т.е. практически совпал по времени с Большим Террором, в ходе которого были истреблены и отправлены в лагеря десятки тысяч священнослужителей.
Екатерининский собор в Царском Селе, 1938:
Накануне войны Церковь в СССР находилась на грани полного уничтожения. Во многих крупных городах оставалось по одному действующему храму.
Тяжелые поражения в первые месяцы Великой Отечественной войны заставили советское руководство резко изменить политику в отношении Церкви, поскольку это было необходимо для поддержания морального духа населения и воинов. В короткий срок вновь открылись тысячи храмов, священнослужители стали участвовать в общественной жизни, собирали средства на постройку военной техники. А некоторые из священников защищали Родину с оружием в руках.
Командир 5-й Ленинградской партизанской бригады Герой Советского Союза полковник Константин Дионисьевич Карицкий вручает Фёдору Пузанову медаль:
Отец Фёдор Пузанов в боевом строю:
Протоиерей Александр Романушко с товарищами-партизанами:
8 сентября 1943 г. впервые в советское время был избран Патриарх РПЦ.
Крёстный ход 9 мая 1945 в Ставрополе:
На параде Победы, 1945 г.:
В послевоенные годы, при жизни Сталина, эти укрепившиеся позиции Церкви были сохранены. Последняя, в свою очередь, отвечала полной лояльностью советскому правительству и активно участвовала во всех его пропагандистских мероприятиях, в т.ч. внешнеполитических.
Конференция религиозных объединений СССР по защите мира в Загорске, май 1952 г.:
Верующих призывали неустанно молиться за здоровье вождя, особенно, в период его болезни.
У гроба Сталина, март 1953:
Последняя волна гонений на церковь началась при Хрущёве, фанатичном атеисте, заявлявшем, что «мы не возьмём с собой церковь в коммунизм». В начале 1960-х были вновь закрыты тысячи храмов и разрушены многие сотни, включая выдающиеся памятники архитектуры.
Кони в заброшенном храме, 1960-е:
При Брежневе положение в СССР окончательно стабилизировалось. Это было существования в рамках своего рода социальной резервации под плотным контролем КГБ.
На банкете в честь 60-летия Октября, 1977 г.:
С первых дней победы большевистской революции православные иерархи оказались перед нелегким выбором: начать открытое духовное сопротивление атеистическому государству или попытаться ужиться с новой властью, несмотря на всю её враждебность. Выбор был сделан в пользу второго, но это не означало полной покорности. В годы Гражданской войны руководство РПЦ не раз выступало с гневными протестами против тех или иных действий советской власти. Например, были публично осуждены позорный Брестский мир и расстрел Царской семьи.
19 января 1918 года с одобрения Поместного Собора Патриарх Тихон издал свое знаменитое Послание с анафемой «безумцам», творящим «кровавые расправы», хотя виновные не были названы прямо.
Однако тот же Тихон сказал «Церковь признаёт и поддерживает Советскую власть, ибо нет власти не от Бога»
В годы Гражданской войны тысячи священнослужителей стали жертвой Красного террора.
В 1921 г. началась кампания по изъятию имущества РПЦ.
Изъятие церковных ценностей, 1921 г.:
Конфискованные митры, 1921 г.:
2 января 1922 г. ВЦИК принял постановление «О ликвидации церковного имущества». 23 февраля 1922 года Президиум ВЦИК опубликовал декрет, в котором постановлял местным Советам «…изъять из церковных имуществ, переданных в пользование групп верующих всех религий, по описям и договорам все драгоценные предметы из золота, серебра и камней, изъятие коих не может существенно затронуть интересы самого культа, и передать в органы Народного Комиссариата Финансов для помощи голодающим».
В июне 1922 г. в здании Филармонии в Петрограде начался публичный судебный процесс по делу о сопротивлении духовенства изъятию церковных ценностей:
Трибунал приговорил к смертной казни 10 человек, включая митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина, архимандрита Сергия (Шеина), адвоката И. М. Ковшарова и профессора Ю. П. Новицкого. Им вменялось в вину «распространение идей, направленных против проведения советской властью декрета об изятии церковных ценностей, с целью вызвать народные волнения для осуществления единого фронта с международной буржуазией против советской власти». ВЦИК оставил смертный приговор по отношению к ним в силе, заменив шестерым расстрел на тюремное заключение. Другие осужденные получили различные сроки лишения свободы (от одного месяца до 5 лет), 26 человек были оправданы. В ночь с 12 на 13 августа 1922 года приговор в отношении четырех осужденных был приведен в исполнение (см. «Петроградский процесс 1922 года» в Вики).
Закрытие Симонова монастыря. Красноармейцы выносят церковные ценности из разорённой обители. 1923 г.:
Разбор награбленных церковных ценностей в Гохране. Фото 1921 или 1922 г.:
Сортировка изъятых ценных предметов, 1926 г.:
Хотя массовое закрытие храмов началось лишь в конце 1920-х, уже к середине этого десятилетия многие из них были «перепрофилированы» под советские нужды.
Рабочий клуб, 1924 г.:
Особо следует отметить антиколокольную кампанию. С 1930 года колокольный звон был официально запрещен. По всему СССР со звонниц сбрасывали колокола и отправляли на переплавку «для нужд индустриализации»:
Около 1929 г. начинается самый трагический период антицерковной кампании — массовое закрытие храмов, а затем и их массовое разрушение.
Снос собора св. Николая в Харькове:
Символическим рубежом стало уничтожение мемориального Храма Христа Спасителя в Москве в декабре 1931 г.:
Кафедральный собор Иркутска в период сноса, 1932:
Снос церкви Владимирской Божией Матери у Владимирских ворот в Москве, 1934:
Снос церкви Дмитрия Солунского в Москве, 1934:
По негласной разнарядке полному сносу подлежали не менее половины храмов в каждом городе, большинство остальных были обезглавлены и перестроены под светские нужды.
Пик вакханалии сносов пришёлся на 1935-1938 гг., т.е. практически совпал по времени с Большим Террором, в ходе которого были истреблены и отправлены в лагеря десятки тысяч священнослужителей.
Екатерининский собор в Царском Селе, 1938:
Накануне войны Церковь в СССР находилась на грани полного уничтожения. Во многих крупных городах оставалось по одному действующему храму.
Тяжелые поражения в первые месяцы Великой Отечественной войны заставили советское руководство резко изменить политику в отношении Церкви, поскольку это было необходимо для поддержания морального духа населения и воинов. В короткий срок вновь открылись тысячи храмов, священнослужители стали участвовать в общественной жизни, собирали средства на постройку военной техники. А некоторые из священников защищали Родину с оружием в руках.
Командир 5-й Ленинградской партизанской бригады Герой Советского Союза полковник Константин Дионисьевич Карицкий вручает Фёдору Пузанову медаль:
Отец Фёдор Пузанов в боевом строю:
Протоиерей Александр Романушко с товарищами-партизанами:
8 сентября 1943 г. впервые в советское время был избран Патриарх РПЦ.
Крёстный ход 9 мая 1945 в Ставрополе:
На параде Победы, 1945 г.:
В послевоенные годы, при жизни Сталина, эти укрепившиеся позиции Церкви были сохранены. Последняя, в свою очередь, отвечала полной лояльностью советскому правительству и активно участвовала во всех его пропагандистских мероприятиях, в т.ч. внешнеполитических.
Конференция религиозных объединений СССР по защите мира в Загорске, май 1952 г.:
Верующих призывали неустанно молиться за здоровье вождя, особенно, в период его болезни.
У гроба Сталина, март 1953:
Последняя волна гонений на церковь началась при Хрущёве, фанатичном атеисте, заявлявшем, что «мы не возьмём с собой церковь в коммунизм». В начале 1960-х были вновь закрыты тысячи храмов и разрушены многие сотни, включая выдающиеся памятники архитектуры.
Кони в заброшенном храме, 1960-е:
При Брежневе положение в СССР окончательно стабилизировалось. Это было существования в рамках своего рода социальной резервации под плотным контролем КГБ.
На банкете в честь 60-летия Октября, 1977 г.:
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
0
А где фото про попов работающих с фашистами?
- ↓
0
Воевали с безграмотностью и поповщиной, а теперь снова к ним пришли. Дали слабину и церковщина до конца не искоренилась.
- ↓
0
Слово Бог надо писать с большой буквы.
- ↓
0
Не надо писать слово «бог» с заглавной буквы, это противоестественно.
- ↑
- ↓
0
В школе нам говорили что бога нет,
- ↓
0
Правильно говорили — бога нет.
- ↑
- ↓
0
В СССР армянский церкв роботал полной силой, террорам занималис.СССР армянский церкв исползовали против Турции, про Бога забыли.Закончилос том что разрушили хорошую государству с Горбачовом вместе.Если вам жал СССР повесте Горбачова и бросте русский шовинизм, тогда осталные республики с вами будут.
- ↓
0
Судя по сему, прочитав это, сделала вывод: когда надо было сделать Окт.революцию-отказ от церкви, дабы, верующий человек не годен к насилию, разрушению, к войне и военным действиям. Перед ВОВ строительство нового стоя продолжает идти вперёд, разрушая старое. Сталин верно подметил, что дух надо поднимать, и не только своим культом, но и веру в Бога(для двойного усиление), т.к. война — не мать родная. Сам ходил в московские храмы и часами молился. Привело его. Так мы видим, что гл.человек меняет всю страну. Какой поп, таков и приход. Не удивительно, что когда Стали умер, то все волосы на себе рвали. И как мы будем без него жить? Всё. Конец света. Во, как!
- ↓
0
спасибо, познавательно
- ↓
0
спасибо!!! мне очень понравилось!!!
- ↓
0
Христианство это структура антихриста и об этом говорит сама Библия!
А знаете ли вы что СССР пал не от происков запада а от того что Богом было определено 70 ЛЕТ ВАВИЛОНМКОГО ЦАРСТВА которому подчинятся ВСЕ! Иеремия 25, 10-11.
70 лет СССР определил Бог.
Для вас приведу один общеизвестный факт.
Показатели экономического развития за 20 лет.
Послевоенные БЕЗ ЦЕРКВЕЙ 1945-1965
И постсоветские С ЦЕРКВЯМИ 1991-2011
И это по вашему не имеет отношения к жизни?
Или вы хотите так и остаться в роли статистов и воздыхать — " а вот помните...".
Скачайте и прочтите это.
yadi.sk/d/5h2z8okm30Bxn
Материал написан исключительно на основе Библии без религиозного подтекста.
- ↓
0
если честно --то не могу читать и смотреть на вандалов--в общем это те люди которые посещали воскресные школы---они родились и воспитывались в христианской стране ---почему же такая страсть к разрушению ВЕЛИКОГО----для меня это загадка…
- ↓
0
Простите, а с чего вы взяли, что те люди что-то посещали вообще и пресловутые воскресные школы в частности? И что значит «в христианской стране»? И что такого «ВЕЛИКОГО» Советы разрушили? Российская Империя всегда была много- конфессиональной державой и кстати Светской. В отличии от нынешней России в той пресловутые «иконоборцы» не лезли в политику да и политика не «попсовела» в Храмах. Ну и если совсем уж быть честным, то: «Вся история церкви- смесь заблуждения и насилия!» Гете И.
- ↑
- ↓
0
вы смешиваете духовность-- зодчество и мораль церкви… уловите мой смысл---тогда станет понятно о чем я…
- ↑
- ↓