15 лучших советских фантастических фильмов нашего детства

Тогда в кинематографе, особенно в советском, не было дорогих компьютерных эффектов, но это не мешало снимать просто потрясающие фильмы. Давайте вспомним советские фантастические фильмы, которые мы смотрели в детстве.

Кин-дза-дза! (1986)

Прораб Владимир Николаевич Машков и не подозревал, что обычный путь до универсама за хлебом и макаронами обернется межгалактическими путешествиями. А все эта встреча со студентом в кроличьей шапке с большой сумкой и с каким-то маленьким устройством — «машинкой перемещения», как он ее сам называл. Короче, нажал на кнопку — и оказался вместе с молодым человеком в пустыне, и не в каких-нибудь Каракумах, а на планете-пустыне Плюк в тентуре, галактика Кин-дза-дза в спирали…

Сталкер (1979)


В некой запретной Зоне, по слухам, существует комната, где исполняются самые заветные желания. К этой комнате отправляются модный Писатель и авторитетный Профессор — каждый по своим причинам, о которых предпочитают не говорить. А ведет их туда Сталкер — проводник по Зоне — то ли юродивый, то ли апостол новой веры.

Солярис (1971)


На космическую станцию, сотрудники которой давно и тщетно пытаются сладить с загадкой планеты Солярис, покрытой Океаном, прибывает новый обитатель, психолог Крис Кельвин, чтобы разобраться в странных сообщениях, поступающих со станции, и «закрыть» ее вместе со всей бесплодной «соляристикой». Поначалу ему кажется, что немногие уцелевшие на станции ученые сошли с ума. Потом он и сам становится жертвой жуткого наваждения: ему является его бывшая возлюбленная Хари, некогда на Земле покончившая с собой.

Приключения Электроника (1979)


Советский ученый создает гениального робота. Это мальчик, который способен решать любые математические задачи, он пишет самые лучшие сочинения и отлично поет! А еще он — точная копия школьника Сережи Сыроежкина. Сообразительный мальчуган быстренько перекладывает все свои обязанности на электронного двойника. Тот делает за него домашние задания, ходит в школу и выполняет хозяйственные дела, которые Сыроежкину поручают родители…

Человек-амфибия (1961)


Однажды талантливый учёный доктор Сальватор спас жизнь маленькому мальчику, пересадив ему жабры акулы. С этого дня Ихтиандр, так назвал своего приёмного сына учёный, мог плавать под водой, как рыба, нырять на любую глубину, но ему было тяжело подолгу находиться на суше… Годы спустя по тихому морскому городу поползли слухи о странном существе, наводящем ужас на всех рыбаков, о «морском дьяволе». В это же самое время в городе появляется молодой человек, который мало общается с людьми и прекрасно плавает. Он знакомится с дочерью бедного ныряльщика за жемчугом, красавицей Гутиэре и без памяти в неё влюбляется.

Через тернии к звёздам (1980)


XXIII век. В таинственных и малоизведанных глубинах Вселенной патрульный звездолет «Пушкин» обнаруживает космический корабль неизвестной землянам конструкции. Корабль мертв. Среди погибших инопланетян исследователи случайно обнаруживают искусственного человека — девушку Нийю, обладающую уникальными способностями — она может мгновенно перемещаться в пространстве, длительное время обходиться без воздуха, одним лишь мановением руки может отбрасывать от себя людей, и любые предметы…

Отроки во Вселенной (1974)


С планеты Альфа созвездия Кассиопея на Землю были посланы сигналы бедствия. В соответствии с проектом Виктора Середы туда отправляется экспедиция. Команда формируется из подростков не старше 14 лет, чтобы к концу полета экипаж составляли космонавты в самом расцвете сил. Но из-за безответственного поведения космического зайца Лобанова корабль оказывается у конечной цели значительно раньше намеченного срока. Экипаж юных астронавтов оснащен поистине уникальной техникой — тем не менее ему предстоит преодолеть множество сложных проблем и проявить исключительную изобретательность…

Москва-Кассиопея (1973)


Виктор Середа, школьный авторитет во всем, что касается точных наук, рассказывает о своем проекте полета к созвездию Кассиопеи на космическом корабле «Заря». Собственно, ничего бы не произошло, если бы вдруг не появилась некая загадочная личность, представившая себя как И. О. О., что означает исполняющий особые обязанности. Как выяснилось, из детей не старше 14 лет набирается команда (шесть человек) для… полёта в космосе. Почему дети должны быть младше 14 лет? Да потому, что полёт туда и обратно для детей займёт больше пятидесяти лет, а на Земле и вовсе пройдут столетия. И всё бы шло по плану, если бы на корабле не оказался седьмой участник — тайком пробравшийся туда хулиган Федя Лобанов, создатель суперклея…

Гостья из будущего (1984)


Борьба с космическими пиратами, захватывающее путешествие во времени, знакомство с девочкой из будущего Алисой Селезневой — вот к чему привел обычный поход за кефиром мальчика Колю из 6-го класса.

Большое космическое путешествие (1975)


Трое советских школьников — Света Ишенова из Бухары, Саша Иваненко из Донецка и москвич Федя Дружинин — побеждают во всесоюзном детском конкурсе с участием ста тысяч претендентов и, пройдя курс специальной подготовки, отправляются в полёт на космическом корабле «Астра». Командует первым в истории детским космическим экипажем единственный взрослый на борту — капитан Егор Павлович Калиновский.

Лиловый шар (1987)


Сказочная история, произошедшая в 21 веке. Экипаж космического корабля обнаруживает в заброшенной инопланетной станции данные о доставленном на Землю много тысяч лет назад лиловом шаре, в котором находится вирус вражды. Этот вирус может привести к гибели людей. Героиня фильма — бесстрашная девочка Алиса на машине времени отправляется в эпоху легенд, чтобы найти и обезвредить лиловый шар.

Планета бурь (1961)


На планету Венера отправляется первая советская космическая экспедиция из трех кораблей. При подходе к Венере один из кораблей гибнет. Экипажи двух других кораблей, среди которых находятся иностранец и робот «железный Джон», благополучно совершают посадку. Две группы движутся по направлению друг к другу. При этом на орбите остается один корабль с космонавтом на борту. Прежде чем герои найдут друг друга и улетят на Землю, их застигнет извержение вулкана, они погрузятся на морское дно, встретят неведомых животных и достойно перенесут все психологические проблемы малых коллективов в экстремальных ситуациях.

Завещание профессора Доуэля (1984)


Много лет крупный ученый пытался решить проблему бессмертия. Он не скрывает от коллег результатов смелых и рискованных экспериментов. Но однажды случилось непредвиденное: профессор исчез. В преступных целях результатами научных изысканий профессора Доуэля пытается воспользоваться его лучший ученик. Казалось бы, все у него должно получиться…

Крах инженера Гарина (1973)


По мотивам фантастического романа А. Толстого «Гиперболоид инженера Гарина». В конце 20-х годов в Петрограде на Крестовском острове найден труп человека, похожего на инженера Гарина. Сам же Гарин сумел воспользоваться гениальным открытием ученого Манцева и сконструировал аппарат, обладающий разрушительной силой. За этим изобретением начинается опасная охота. Инсценировав гибель, он эмигрирует из России и под видом французского коммерсанта пытается завязать контакты с главой одного из европейских финансовых концернов Роллингом. Конечная цель Гарина — власть над миром…

Сказка о потерянном времени (1964)


Четверо злых волшебников решили вернуть себе молодость. Но для этого им было необходимо найти людей, бесцельно растрачивающих свое время. Удача улыбнулась им в лице четверых безалаберных школьников. Из-за колдовства школьники постарели, а волшебники превратились в детей. Но у превращенных остался шанс — до заката солнца они должны были найти избушку волшебников и перевести стрелки волшебных часов назад…
« Первые советские ЭВМ
«Через четыре секунды мы попросту бы сгорели» »
  • +145

    Нравится тема? Поддержи сайт, нажми:


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

0
Да, в эпоху СССР умели снимать фантастику. Моими любимыми фильмами были: Москва-Кассиопея, Отроки во вселенной, Через тернии к звёздам и ещё фильмы: Молчание доктора Ивенса, Дознание пилота Пиркса, Инопланетянка, а также Человек-Амфибия!
  • Поделиться комментарием
+6
Нам, советским детям, все эти фильмы были шедеврами! Смотрели их по десятку раз. Сейчас фантастика шагнула далеко вперед. Современным детям наши фильмы кажутся такими наивными. У каждого поколения свои приоритеты!
  • Поделиться комментарием
+3
Согласен: «Кин-дза-дза» — шедевр!
  • Поделиться комментарием
-2
… даже сами актёры стыдились такго «шедевра» — БЕЛЕБЕРДА(((
+2
  • avatar
  • MaXXX
Ошибаетесь! Это КЛАССИКА, а критерий классики — то, что АКУТАЛЬНО всегда! Вы можете пересмотреть этот фильм и понять, что он описывает даже сегодняшнее время в некоторых аспектах!
Юрий Яковлев лишь сказал в интервью, что когда снимался, не понимал всей ФИЛОСОФИИ этого фильма, а понял лишь ПОТОМ. Он не говорил, что «стыдился» НИКОГДА! Как можно «стыдиться» такой великой роли в КЛАССИЧЕСКОЙ кинокартине ?!
+3
Сказка о потерянном времени +100500!!!
  • Поделиться комментарием
-1
не люблю фантастику
  • Поделиться комментарием
+1
Фантастика из моих детских лет — «Человек-амфибия». Сейчас это уже мало кого впечатляет, а тогда, помнится, мне музыка, когда Ихтиандр плыл — собственно, звуковое сопровождение (терменвокс?) — мне казалось чарующим
  • Поделиться комментарием
0
Наша фантастика лучше заграничной. Только не детская.
Вот «Кин-дза-дза» — шедевр
  • Поделиться комментарием
0
  • avatar
  • mca
Ну не фантастика это!
0
Понятно, что по-Вашему фантастика и юмор — не совместимы.
А, собственно говоря, там всё фантастично. И «реалистично».
И футуристично. И антиутопично.
Результат долгой эволюции цивилизации — полный упадок всего.
Или Вам больше по вкусу цивилизация одуванчиков?
А может, мыслящий океан, это как раз и есть самый обязательный для всех футуристический прогноз?
Тогда объясните мне, каковы должны быть характеристики «художественного прогноза», чтобы его не зачисляли в какую-нибудь второсортную «фэнтези» вместо надутой высокомудрой фантастики
0
  • avatar
  • mca
сатира, гротеск
0
одно другому никак не мешает. Может, Вы и в исторических произведениях сатиры и гротеска не допускаете?
0
  • avatar
  • mca
Я просто не считаю «Кин-дза-дза» фантастикой. Какая там фантастика. Фантазия, а не фантастика. Не умаляя шедевральности.
-1
Для меня «Кин-дза-дза» — самый лучший ФАНТАСТИЧЕСКИЙ фильм. Именно потому, что там все реально, а не сказочно. Нормальные мужики, сумевшие подружиться вопреки «расовым предрассудкам» — чатланин Леонов и пацак Яковлев.
Фантастика от сказочности отличается тем, что всё логически объяснимо. Вот доэволюционировались до своей планеты Плюк, где уже и вода на вес золота, и нам тут у себя надлежит и подумать, стоит ли такая овчинка — эволюция, какую мы сейчас ведём — выделки. Не придём ли мы сами к этому «разбитому корыту» на разграбленной и бесплодной от собственных суетных страстей («малиновые штаны») планете
+1
  • avatar
  • mca
Для меня лучше четырех танкистов и собаки фильма в детстве не было! А Ваш любимый фильм — заумное занудство. Попробуйте оспорить!
0
А мне четыре танкиста казались длинной скучнятиной.
Часто людям весёлый фильм кажется занудным, потому что до них не успевает доходить юмор. А там юмор в каждом слове, в каждом жесте. Всё гротеск и всё перекликается с нашей жизнью. И всё как-то шиворот навыворот. А подумаешь, — ведь правда так и будет, если доводить до конца наши тенденции.

На планете Плюк победили «чатлане», у которых главное — чатл, торговля. Это — реставрация капитализма. И философия соответствующая: «без цветовой дифференциации штанов у общества нет цели...» — вот они, малиновые пиджачки наших нуворишей. Но эту фразу изрекает Яковлев, бывший благородный пацак, которые стали изгоями после того, как проиграли последнюю войну с чатланами. И это как раз аналог нашей мыслящей интеллигенции, которая вечно сомневается и досомневалась до краха СССР…

Причём всё это вышло на экран ещё при «ранне-трезвом» Горбачёве, то есть, до распада СССР, снималось ещё раньше.
Ещё один момент «шедевренности», получившейся «ненарочно», это главное слово словаря планеты Плюк — Ку. Его даже хотели поменять на что-то другое, потому что цензура могла не пропустить, так как правил тогда К.У.Черненко. Но он благополучно умер, и прелестное КУ было увековечено
-1
Мой излюбленный спор — спор о смысле слов.
Fantasy — это такой продукт сознания, когда человек воображает то, чего нет. И вот «перевели» на русский язык словом… фантазия. А потом сами эти самые несуществующие образы и ситуации назвали «фантазиями». А потом всё, что имеет такую природу, получило название «фантастический», в английском это fantastic.
Теперь на этих же ДВУХ словах уже умудрились построить целую классификацию фильмов: фантастика, фэнтэзи.
Ещё добавим словосочетание советских времён «научная фантастика».
И всё! Можно теперь этими словами ругать кого-то а кого-то хвалить! Дело вкуса

У меня лежат вон 4 книжки, называются «библиотека русской фантастики». Обещали выпустить много, но кроме 4х я больше ничего не видел.
Сказками не назовёшь. Хотя всё кем-то придумано в допетровскую и послепетровскую эпохи. Сказки и есть. И персонажи все сплошь сказочные, а приключения авторы сочинили каждый по своему вкусу.
Фантастика? Ну и на здоровье, а как ещё назвать?
0
  • avatar
  • mca
Горе от ума! Мы детство вспоминаем, а все остальное «вагонные споры». Для Вас он лучший. Я его в детстве не видел. Он вышел когда я юношей был. Думаю в детстве он бы мне не понравился.
0
Это о чём? Опять о кин-дза-дзе?
Ну я тогда был зрелый и даже женатый. И очень ценил и сейчас ценю произведения, где получается огромное удовольствие не только от напряжения мышц живота от смеха но и от напряжения мозгов, которые успевают выхватывать и смыслы, и зёрна юмора
+5
планета бурь вполне неплох для своего времени)
  • Поделиться комментарием
+3
Самый лучший из СОВЕТСКИХ ДЕТСКИХ — «Тайна желтого чемоданчика»!!!
  • Поделиться комментарием
+3
Какая же это фантастика — «Сказка о потерянном времени»? Это просто детский фильм. Таким макаром можно и «Морозко» считать фантастикой. «Электроник» — тоже детский фильм, если честно — ерундовый и несмотрибельный. Из него почему — то сделали выдающийся фильм, как у нас умели и умеют это делать. Хороший фантастический фильм только Человек — амфибия". «Крах инженера Гарина» — римейк первого подобного фильма, где Гарина играет Евстигнеев и римейк неудачный, Борисов не спасает. «Гостья из будущего» — хороший детский телефильм с элементами фантастики. Наверное, штучный такой. «Москва — Кассиопея», «Отроки во вселенной» — неудачные скучные однообразные фильмы, снятые в студии. Там только песня неплохая. Хотя слова «Ночь прошла, вот и прошла боль» скорее относится к старым пенсионерам, чем к молодым и здоровым старшим пионерам. Был когда — то фильм по Адамову «Тайна двух океанов». Непонятно, почему его не назвали. Фильм про профессора Доуэля? Не знаю, кто режиссёр, но он смелый человек. Снимать фильм, экранизуя один из гениальнейших фантастических романов вообще, очень смело. Там вместе с фантастическим сюжетом, который, как пишут СМИ, вот — вот перестанет быть фантастикой есть большая психологическая и общечеловеческая подоплёка. На мой взгляд, пусть такие шедевры остаются на бумаге, сделать приемлемый сценарий по такой книге нельзя.
  • Поделиться комментарием