10 лучших озорных и весёлых советских киносказок

Даже в детском кинематографе режиссеры с готовностью экспериментировали. Они регулярно снимали постмодернистские сказки, с добродушным хулиганством переиначивая традиционные сюжеты и смешивая волшебный и современный мир.


10. «Лиловый шар» (1987)



В кинопродолжении знаменитого сериала «Гостья из будущего» юная искательница приключений Алиса Селезнева отправляется в далекое прошлое, когда на Земле жили волшебники, драконы и прочие сказочные персонажи, включая Кощея и Бабу-ягу. Девочка пытается спасти планету от инопланетной супербомбы, которая была заложена пришельцами в сказочные времена, чтобы уничтожить человечество в будущем. Над «Лиловым шаром» работала та же творческая группа режиссера Павла Арсенова, что и над «Гостьей». К сожалению, фильм был куда менее известен и успешен, чем сериал. Картина была снята по повести Кира Булычева.

9. «Там, на неведомых дорожках...» (1982)



В фильме Михаила Юзовского маленький мальчик приезжает на каникулы к бабушке и попадает в сказочную страну. Дело в том, что его бабушка – это добрая Баба-яга. В остальном, впрочем, лента следует сказочной традиции, противопоставляя злодея Кощея героической Василисе Премудрой и другим былинным персонажам. В основу ленты была положена повесть «Вниз по волшебной реке» Эдуарда Успенского, более известного по книгам о Чебурашке и Дяде Федоре.

8. «Новый Гулливер» (1935)


«Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта изначально были исключительно политизированной историей, и Александр Птушко закономерно развил темы романа в своем «Новом Гулливере», где юный пионер попадает в осовремененный мир лилипутов и устраивает там пролетарскую революцию. Это редкий пример довоенного кино, в котором игровой персонаж действует в мультипликационном мире (в данном случае – в мире, созданном с помощью кукольной анимации). Картина выходила в американский прокат, и о ней с одобрением отзывался Чарли Чаплин. Она оказала существенное влияние на развитие кукольного кино.

7. «На златом крыльце сидели…» (1986)


Кощей Бессмертный заправляет Змея Горыныча реактивным топливом?! В пародийной картине Бориса Рыцарева это в порядке вещей. Фильм рассказывает, в общем и целом, обычную сказочную историю о царевиче, который сватается к соседской принцессе, однако примешивает к традиционному повествованию некоторые современные технологии. Это одна из немногих советских лент, которые снимались и показывались в формате 3D.

6. «Чародеи» (1982)


Телемюзикл Константина Бромберга был вдохновлен повестью братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу», но он позаимствовал из этого источника лишь его основную идею – существование в провинциальном городке советского НИИ, который изучает чародейство и волшебство. В остальном это самостоятельная новогодняя история о влюбленной паре, счастье которой пытается разрушить могущественная колдунья (волшебница по ошибке считает, что девушка влюблена в ее жениха). Изначально Стругацкие надеялись, что «Понедельник» удастся экранизировать близко к тексту, но их сценарий нельзя было протащить через цензуру. Пришлось придумывать новый сюжет и, по преимуществу, новых персонажей. Тем не менее картина стала одной из любимых советских новогодних лент.

5. «Путешествие пана Кляксы» (1986)


Сиквел популярной польской киносказки «Академия пана Кляксы» совместно создавался польскими и советскими кинематографистами. Сюжет фильма Кшиштофа Градовского тоже получился «гибридным», лихо смешивающим магию и кибернетическую фантастику. При желании «Путешествие» можно рассматривать как предтечу «Матрицы», поскольку это тоже история о сражении людей с необычными способностями с роботами-поработителями. Картина пользовалась огромным успехом в СССР – как и некоторые другие польские фантастические ленты.

4. «После дождичка в четверг» (1985)


Комедийная киносказка Михаила Юзовского по сценарию Юлия Кима свободно смешивает русские и восточные предания, а также предлагает необычную интерпретацию Кощея Бессмертного. Как объясняет сам Кощей: «Что, думали, худой да бледный? Зачем, почему? Я в подвалах не сижу, на цепях не вишу — вот и поправился за триста лет!» Роль Кощея сыграл Олег Табаков, который действительно никогда не отличался бледностью и худобой. Картина была вдохновлена либретто Александра Островского, которое было сочинено для так и не написанной оперы.

3. «Раз, два — горе не беда!» (1988)


Картина Михаила Юзовского – редчайший пример советского «стимпанка», экстравагантного фантастического сочетания модернизма и традиционализма. Это ироническая сказка, в которой русскому царству приходится отбиваться от гигантского заморского робота. Оружием победы оказывается переносной лазер, сконструированный царским ученым. Картина основана на пьесе Юлия Кима и вдохновлена военным противостоянием времен холодной войны.

2. «Старик Хоттабыч» (1957)


Когда сказочный герой находит запечатанный сосуд с джинном, это приносит ему власть и богатство. В «Старике Хоттабыче», однако, восточный чародей становится головной болью для того, кто его освободил. Дело в том, что пионер Волька живет в Советском Союзе, и ему не нужны ни дворцы, ни караваны с сокровищами, ни ковры-самолеты. Так что все попытки Хоттабыча облагодетельствовать «господина» приводят к комичным последствиям. Фильм Геннадия Казанского был поставлен по популярнейшей книге Лазаря Лагина.

1. «Айболит-66» (1966)


В эпоху «оттепели» традиции советского кино нарушали не только в фильмах для взрослых, но и в картинах для детей. В «Айболите-66» Ролан Быков пересказал сказки Корнея Чуковского на языке эксцентричного и гротескного постмодернистского артхаусного кино. Среди прочих необычных приемов режиссер использовал «вариоскопию» – изменение размера и соотношения сторон изображения по ходу фильма. Ленту приняли в штыки, но со временем признали комедийной классикой.
« Как звезда стала символом СССР
Персидский поход Сталина или операция «Согласие» »
  • +153

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

0
Здесь, в основном, самые неудачные сказки. У нас есть много интересных сказок: Королевство кривых зеркал, Снежная королева, Три -толстяка, Сказка о потерянном времени и др. А Айболит-66 мне ещё в детстве не нравился.
0
Очень хорошо помню «Приключение желтого чемоданчика». Дух захватывало от сцен на крыше. Я была уверена что действительно актеры играли на крыше. А «После дождичка в четверг» пересматривала совсем недавно.
+3
Это- не рейтинг! Одна из подборок фильмов- сказок, времён СССР, так будет точнее. «айболит»-отстойный сюр(((.
+2
Какая чушь! Кто этот «автор» этого «покемона» Кроме Старик Хотабыч и Чародеи — подборка самых самых «Х....» фильмов России!
+7
Из всего перечисленного выше, все таки «Чародеи» будут посерьезнее чем детская сказка)
+3
Да, это фильм для более или менее взрослых. И проблемы там поднимаются актуальные для современного ему СССР.
+11
«Три толстяка» очень эпическая сказка!!!
-2
слишком полизирована данная сказка, через меру красная, хотя и смешная.
-2
слишком монополизирована данная сказка, через меру красная, хотя и смешная.
+3
Конечно не все здесь сказки. Указаны только наиболее«старшие».Их очень много чудесных советских сказок!
+14
Кто делал этот рейтинг? Кроме «Старика Хоттабыча» здесь только ХУДШИЕ сказки советского детского кино, их сейчас справедливо никто не смотрит. А есть «Королевство кривых зеркал», «Марья — искусница», «Морозко», «Город мастеров», «Приключение Буратино», «Сказка о потерянном времени», «Руслан и Людмила» — вот поистине хорошие детские фильмы.
+10
КАКАЯ ПРЕЛЕСТЬ… НАШИ СКАЗКИ…
+6
а как же-СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА?