Легендарная «Полуторка»

29 января 1932 года с конвейера Горьковского автозавода сошёл самый массовый довоенный грузовик. Став уже достаточно популярным транспортом, «Полуторка» оказалась незаменима во время Второй Мировой войны.


Простая, надёжная конструкция и неприхотливый характер позволили автомобилю стать и поставщиком, и носителем вооружения…
Первый раз странное слово «Полуторка» я услышала в детстве от своего деда. Он рассказывал, как во время войны двенадцатилетним пацаном под обстрелом помогал грузить картошку, ждавшую отправки на фронт. И потом бежал впереди машины, которая не включала единственную фару, и предупреждал о воронках, оставленных снарядами.


На мой вопрос «что это — Полуторка?» дед ответить не смог. И не потому, что не знал что это, а потому что не понимал, как я этого не могу знать. Чуть больше удовлетворил мой интерес отец: «А это такой грузовичок, с деревянной кабиной. Нам на нём хлеб по утрам возили». И дальше начался красочный рассказ о тёплой буханке, которую мальчишка нёс домой перед школой и, не удержавшись от запаха, отламывал корочку, за что каждый раз получал выговор от матери.
Днём рождения «Полуторки», а вернее, грузовика ГАЗ-АА, считается 29 января. В этот день в 1932 году с конвейера завода в Нижнем Новгороде (который в этом же году станет Горьким) сошёл первый автомобиль. На нём устанавливался четырехцилиндровый двигатель рабочим объемом 3285 см3, который развивал мощность в 42 л. и четырёхступенчатая коробка передач.


Основой была рама, а подвеской служили рессоры, обеспечивающие грузоподъёмность в полторы тонны. Отсюда и происходит его прозвище «полуторка» или «полуторатонка». Несмотря на это, «полуторки» почти всегда эксплуатировались со значительным перегрузом и зачастую перевозили до трёх тонн.
До 1934 года автомобиль оснащался кабиной из дерева и прессованного картона, позже их заменил металл, а во время войны материалов не всегда хватало даже на двери из брезента.

Став уже достаточно популярным транспортом, «Полуторка» оказалась незаменима во время Второй Мировой войны. Простая, надёжная конструкция и неприхотливый характер позволили автомобилю стать и поставщиком, и носителем вооружения.

Американские корни

История Горьковского автомобильного завода творилась весной 1929 года: 4 марта ВСНХ СССР подписан приказ о строительстве, 6 апреля выбрано место, а 31 мая заключено соглашение с Ford Motor Company о помощи при организации и налаживании массового производства легковых автомобилей типа Ford-А и грузовых автомобилей типа Ford-АА. То есть по сути ГАЗ-АА — это американский продукт.

Ford-АА
Сначала из Америки были привезены 72 тысячи машинокомплектов, а производство представляло собой простую сборку. Но параллельно с ней завод налаживал собственный выпуск шасси и других комплектующих и с 1933 года автомобиль стал полностью советским.
Почти миллион
За всё время производства было выпущено 985 000 автомобилей ГАЗ-АА в различных модификациях. Для Нижегородского автомобильного завода (будущий ГАЗ) это был первый серийный автомобиль, но помимо него сборка осуществлялась на московском заводе КИМ (АЗЛК), на Ростовском автосборочном заводе и на УльЗиСе (УАЗ).

Крутить ручку

Из-за постоянных проблем со стартёром, которые не всегда работали больше полугода, для того, чтобы завести машину, водителям приходилось крутить ручку. Это действо часто становилось ключевым моментом в фильмах с участием «Полуторок».

Кадр из фильма «Кавказская пленница»

«Небесные» крылья

Летом 1943-го Горьковский завод сильно пострадал от бомбардировок, и из-за нехватки материалов выпуск ГАЗ-АА был сильно упрощён. Грузовик комплектовался только одной левой фарой, только задними тормозами и только задним откидным бортом.
Тонкие стальные листы шли на вооружение, в результате чего завод был вынужден отказаться от их использования в кабине «Полуторки». Но без крыльев по тогдашним дорогам машина ездить не могла, поэтому их стали делать из кровельного железа. Новый материал не имел пластичности и крылья получались квадратными.

Пожарная «линейка»

С появлением «Полуторки» — недорогого массового грузовика, стала возможна моторизация пожарной службы. На Миусском заводе пожарных машин, основанном в Москве в 1919 году, на шасси ГАЗ-АА собиралась пожарная машина. Для переделки грузовики с конвейера КИМ перегонялись своим ходом.

От базовой «тушилы» отличались наличием коробки отбора мощности, благодаря которой работал насос, качавший воду. Название «линейка» пошло от специального деревянного кузова, со скамьями для бойцов пожарной команды и баком для воды.

Отчеканен в серебре

Легендарный автомобиль был запечатлён на аверсе монеты, выпущенной в серии «Ленинград». «Дорога жизни», по которой шло снабжение блокадного города, была проложена именно этими грузовиками.

Монета России «Ленинград» с изображением полуторок, прорывающих блокаду через озеро.
Историческая ценность
В Советском Союзе было запрещено владеть грузовиками в частном порядке, поэтому большая часть «Полуторок» была постепенно изъята и передана на различные предприятия. Со временем ремонтировать их было всё сложнее, и машины сдавались Вторчермету.
Поскольку тогда существовали годовые нормы по сдаче вторичного сырья, предприятиям проще было списать старую технику. Именно поэтому ГАЗ-АА в хорошем состоянии — настоящая редкость и мечта авто-коллекционера.
« Советская Грузия 1976 года
Как снимали «Невероятные приключения итальянцев... »
  • +158

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+4
«Будь проклят тот день и час, когда я сел за баранку этого пылесоса!» (шофёр Эдик в «Кавказской пленнице»). :):)
+6
««За всю войну из нашего села погибло 172 человека, много вернулось ранеными – инвалидами, некоторые вернулись после войны целыми и невредимыми, но скажем прямо – немногим посчастливилось пройти все Ады войны и вернуться без увечья домой. Хотя и были, можно сказать, удивительные для такой войны случаи. Очень редкий случай имел место, и я думаю не только редкий для нашего села, но возможно и на весь Алтай. Федор Егорович Павлихин, наш колхозный шофёр, на своей машине — полуторке прямо с митинга увёз мобилизованных солдат в Барнаул на мобилизационный пункт. Там он тоже был мобилизован вместе с машиной и прошёл всю войну до самого поверженного Берлина, а после Победы к осени 1945г. вернулся на своей полуторке домой в свой родной колхоз «Комсомолец». Живым и даже не раненным. Сельчане его часто спрашивали: «а ты, случаем, не в рубашке родился?». Вообще — то таких счастливчиков было даже по стране мало, а у нас – один на весь район.» (из воспоминаний Ветерана ВОВ Н.Л.Гуляева, р.п. Павловск. 1988г.). Полуторка с сидевшими в кузове мужиками из Батурово, Кучука, Шелаболихи уже стояла у сельсовета, в ожидании новообинцевских новобранцев. Прощался с семьёй Леонтий не долго, не любил он эти нежности разводить, защербило что-то в груди, заныло. И чтобы не затягивать время прощания, он обнял быстро жену, крепко пожал руку старшему сыну Николаю, потрепал по плечу среднего Фёдора, прижал к груди младшего Геннадия, пятилетнюю дочку Марусю, которую он нес на руках от самого дома, поцеловал, погладил по голове, поставил на землю и повернулся к сыновьям: — Матери, сыны, помогайте, Марию не забижайте. Вернусь, проверю! С этими словами он забрался в кузов отъезжающей полуторки и пыль, поднятая её колесами, какое-то время ещё висела облаком, скрывая силуэты уезжающих мужиков. Многие из них так и исчезли в той пыли военных дорог навсегда. И пыль толстым слоем засыпала их следы. Только память осталась в семейных альбомах и фамилии на плитах мемориала в центре села. Полуторка тряслась и подпрыгивала на ухабах дороги, раскачиваясь ещё и из стороны в сторону. Мужики молчали и курили самокрутки, зажатые в кулаке, думали каждый о своём, оглядываться назад не хотелось, смотреть вперед тоже особо желания не было»». Из ч.1 книги В.Гуляева «Любань.1942»
Комментарий удалён за нарушение
+2
Автомобили, полученные по ленд-лизу, составляли около 10% — не надо превозносить помощь алчных пиндосов, которые после войны за свою помощь стребовали золотом по полной!
-2
Если бы не «алчные пиндосы», неизвестно чем бы дело кончилось. Поступал громадный поток готовых изделий материалов. Например все советские самолёты в то время делались из американского дюраля. Боюсь, Гитлер бы победил, если бы не ленд-лиз.
0
Из советской фанеры и перкали (ткань) они делались. Металлические — двигатель, оружие да некоторые силовые элсменты фюзеляжа. Винт и тот из дерева. Никакого импортного дюраля не хватило бы даже и на истребители.
0
В истории нет сослагательного наклонения. Нет в ней места «если бы». Всё случилось как случилось. Другого варианта нет.
+5
Только есть маленький нюанс. История полуторки и ГАЗ-А как машин, ознаменовавших начало массовой автомобилизации страны, началась не в Нижнем Новгороде с запуском конвейера ГАЗа, а в Москве годом ранее, когда был запущен полноценный автосборочный конвейер завода КИМ — помимо легковой версии ФОРДа-А он собирал из тех самых автокомплектов и полуторки. И до момента, когда этот завод в конце 30-х был перепрофилирован под выпуск первых «народных» легковушек, он оставался автосборочным филиалом Нижегородского завода и успел собрать около 200 тысяч этих самых полуторок. Запуск конвейера ГАЗа примечателен тем, что с этого момента пошли машины из комплектующих уже собственного производства (они же потом поставлялись и на московский автосборочный филиал). Прикол же в том, что даже та полуторка, что стоит в музее ГАЗа, рассказывают, судя по заводской табличке была собрана на его московском филиале :)
+4
Лет 15 назад нашёл неподалёку от своей деревни в лесу моторный щит полуторки со встроенным в неё бензобаком, прошитый в решето из авиационной пушки. Привёз в Музей АЗЛК — как символ той судьбы, что выпала на долю тех 200 тысяч поуторок, что были выпущенны заводом до войны. Жаль, что новые хозяева музея отправили всю его историю на свалку — сохранилась только коллекция автомобилей и двигателей, переданная в музей на Рогожку…
+4
Моя тетушка всю войну проездила на полуторке шофером, а потом несколько лет возила хлеб на машине, как в фильме «Место встречи изменить нельзя».