Что можно было купить на советские деньги

Давайте вспомним, чего и сколько можно было купить на советские рубли…


Итак, начнем с одного рубля.



20 поездок в автобусе или на метро
25 поездок в троллейбусе
33,3333… поездки в трамвае
— полноценный обед в столовой;
— поездка на 100 км автостопом (копейка — километр);
— 33 стакана лимонада с сиропом;
— 50 звонков из телефона-автомата;
— 100 коробков спичек;
— 5 стаканчиков «Пломбира» или 10 — молочного мороженого;
— 20 поездок в троллейбусе или на метро;
— 4 буханки белого хлеба (по 900-1000 граммов, а не такие, как сейчас);
— 5 литров разливного молока;
— 20 походов в кино на дневной сеанс;
— 2 бутылки хорошего пива (еще и сдача);
— 8 пачек плохих сигарет (Памир);
— к концу лета можно было купить на базаре 6 кг арбузов или 3 кг дынь;
— 5 походов в мужскую парикмахерскую или баню;
— стоимость суточного койко-места «дикарем» в курортный сезон на юге.

Три рубля:



— обед на 5-6 персон в заводской или школьной столовой;
— обед в ресторане на одного;
— хорошая книга;
— кукла или другая игрушка отечественного производства;
— бутылка нормального вина (типа»Крымского»);
— культпоход в выходной всей семьей, включая перекус;
— пачка импортных сигарет; (точно помню про настоящий Marlboro)
— сумма в кармане ребенка, при которой ему жутко завидовали другие дети.

Пять рублей:


— килограмм вырезки на рынке или 2 кило мяса в магазине;
— бутылка водки:
1983 — 3руб 62коп
1985 — 5руб 10коп
— почти что месячная квартплата на семью;
— поездка на такси «с шиком»;
— килограмм очень хороших конфет.
Десять рублей:

— сумма, которую занимали до получки, она же – о которой не стыдно напоминать занявшему;
— универсальная валюта за разные бытовые услуги;
— огромная палка дорогой кооперативной колбасы;
— дорогая техническая или настольная игрушка, типа машинки или бильярда;
-спортинвентарь типа лыж или набора для пинг-понга, недорогая гитара или балалайка :)
почти вся колхозная пенсия (12 руб.)

Двадцать пять рублей:


— билет на самолет местных авиалиний;
Самолет:
Ленинград — Москва: 18руб
Ленинград — Новгород: 7руб
Ленинград — Псков: 11руб
Ленинград — Минеральные воды: 28руб
Ленинград — Симферополь: 35руб
Поезд:
Ленинград — Москва:
Купе 12руб
Плацкарт 10руб
Сидячий 8руб
Ленинград — Таллин 5руб
Ленинград — Рига 8руб
Студенческий билет: делим пополам
Белье: 1 руб
— кутеж «по полной программе» в ресторане;

Пятьдесят рублей:

— подростковый велосипед;
— маленькая пенсия;
— стипендия студента-хорошиста;
— профсоюзная путевка в Приэльбрусье на 2 недели — 30 рублей;
Да что там, — уже жить можно было месяц… правда, небогато.


— билет на самолет на юг (туда и обратно);
— месячная зарплата бедного инженера-выпускника ВУЗа (точнее, оклад в 120 рублей);
— хорошая пенсия.
— поездка в недорогой санаторий или профилакторий со всеми расходами;
Путевка (профсоюзная) в Терскол (Приэльбрусье) на 2 недели — 30руб 60коп.
Полная стоимость 102 руб.
« Подполковник в роли няньки
Великолепный дуэт нашего кино »
  • +157

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+9
Совсем недавно коэффициент тех рублей к сегодняшним был 1 к 250, сейчас ОН ЕЩЕ ПОДРОС. С работой и социальными выплатами и квартирами складывается картина в пользу СССР.
+3
Всё это так, но для чего всё это.Кто в это время не жил, ни когда не поверят.
+3
настоящие мальборо и винстон стоили 1 руб.50 копеек
+10
Хлеб белый стоил 20коп (вес ≈1кг), сахар рафинад в пачке 1кг — 86коп, билет в кино (детский) 10коп, взрослый 20коп, вечерние сеансы 40коп взрослый (дети дома сидят).
0
Хлеб стоил 13 копеек, тот, который сейчас по 26 руб. 2 кило песка ( сахара ) — 96 копеек.
+4
Ага ))) Белый хлеб стоил 20 коп., а серый 16 ))) И я всегда грыз корочку свежего хлеба по дороге домой )))
+3
Только не будем идеализировать прошлое — наш народ очень охоч творить мифы. В главном было то же, что и сейчас. И люди в основе такие же. Тогда были свои проблемы, сейчас — свои, и была несправедливость, неравенство — но поменьше. И бросалась в глаза демагогия властей, контраст идеалов, телевизионной болтовни и реальности. Сейчас нечто похожее начинает наблюдаться. А ведь русская идея всегда была — СПРАВЕДЛИВОСТЬ…
+2
ingvars, хочется поближе узнать вас. я на 6 лет старше Вас. Послал запрос в Друзья. Присоединяюсь к Вашему мнению и дополняю: Большевики, чтобы повести за собой как можно больше людей сделали опорой низменные инстинкты людей такие как зависть к богатым и ненависть к образованным людям. Это наблюдается и сейчас. В советское время образование давало какое-то моральное удовлетворение, но не материальное. Верхушка не хотела вспоминать кое-что. Маркс: труд, на подготовку которого нужно больше времени, требует и большей оплаты. В Советское время зарплата инженера была темой для анекдотов. Вообще при Советах деньги не играли в полной мере свою роль: мерило труда и стимул к труду. Главным залогом благополучия были хорошие отношения с начальником. Это и сейчас просматривается… в непроизводственной деятельности. Подхожу к главному. Когда у нас был Горбачёв, а в Польше «Солидарность», один поляк ответил на мой вопрос: «Лучше дороже, но — есть, чем дешевле, но в продаже — нету». Это ли не анекдот? При советах в ВУЗах по истории КПСС сравнивали преимущества ВЫМЫШЛЕННОГО социалистического способа производства с реальным — капиталлистическим. Но где они эти преимущества? Социализм рухнул, и не было, даже, серьёзной драчки (и — хорошо, но показательно). А капитализм здравствует. Конец ему не видит ни кто, кроме нынешних коммунистов. Наши старички забыли главное назначение старости — делиться мудростью с молодёжью. И не понимают они, что во все времена главным было — производство, а распределение богатств, это уже — потом. У молодёжи, иногда, ума не хватает, но это дело — наживное, а у стариков, чтобы приспособиться, времени и энергии не хватает. Остаётся считать рубли. Адью.
0
Зависть и ненависть к богатым и образованным тлела и до революции в душах шариковых, ее, конечно, в октябрьский переворот раздували, как могли. Вообще и низменные, и возвышенные чувства людей «элита»(кукловоды) использует всегда. Пример — Украина, тяга к халяве. к европам… Что нам нужно сейчас? Свобода творчества и в бизнесе, свободное предпринимательство с прогрессивным налогом (капитализм) — а в распределении, в социальной сфере — опека государства (социализм). Этим занимается социал-демократия. Но наша «Справедливая Россия» слабовата — я с Мироновым в переписке не раз подчеркивал, что им надо народу об этом говорить- свободу и контроль законов в бизнесе и заботливую опеку для старых, больных. бедных в социальной сфере.
-1
Человеческое общество всегда было устроено таким образом, что элита имела заведомое преимущество над народом в виде особых прав и особой собственности, которые позволяли автоматически перекачивать средства, заработанные народом в карман элиты. При этом были представители элиты, которые обращали этот халявный капитал на пользу общества, развивая хозяйство, науку, транспорт и прочее, но ничто не мешало остальным вести жить рантье, просто прожирая доставшееся без труда народное богатство. Ничто также не мешало пользоваться частной собственностью прямо во вред обществу, например, перекрытием доступа к берегу реки или в лес на правах собственника земли, фальсификацией продуктов питания, взвинчиванием цен на продукты во время голода, скупкой патентов на изобретения и т.п. Ничто не мешало капиталисту дурить, строя никому не нужные фабрики, отели, магазины и прочая, а затем разоряясь. Все это описано марксистами в понятиях частная собственность, капитал, эксплуатация, классы, общественно-экономические формации, кризис капитализма.
0
Государство как инструмент эксплуатации правяшим классом народа существует, пока существуют деньги. Она и, если нужно, инструмент подавления недовольных. А как у нас? При социализме было то же самое, но в смазанной, уменьшенной форме (каждая новая формация фактически все более замаскировывает эту эксплуатацию усложнением системы производства и распределения и усложнением демагогии). Сейчас мы благополучно вернулись к более циничному способу эксплуатации -общество делится на быдло, дойную корову и элиту. Примеров масса. Возьмем хотя бы сбор денег всем миром на спасение больных детей — хотя государство должно спасать их БЕСПЛАТНО. И сумма в 1 триллион рублей воровства из бюджета каждый год! То есть семью из 5 человек обворовывают ежегодно на 20 тысяч рублей!
+1
Я ВАМ НЕ ОППОНЕНТ. Я ПРАКТИЧЕСКИ С ВАМИ СОГЛАСЕН. ПРОСТО МЫ КАСАЕМСЯ НЕМНОГО РАЗНЫХ АСПЕКТОВ, НО И В ЭТОМ Я С ВАМИ СОГЛАСЕН. И ЕЩЁ. ЦЕННОСТЬ ТАКОГО ОБМЕНА МНЕНИЯМИ Я ВИЖУ В ТОМ, ЧТОБЫ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ ЛЮДЕЙ БЫЛИ СОГЛАСНЫ ДРУГ С ДРУГОМ. ДОБРОВОЛЬНО И АРГУМЕНТИРОВАННО. СПАСИБО.
0
Не могу согласиться с вашим утверждением: «Большевики, чтобы повести за собой как можно больше людей, сделали опорой НИЗМЕННЫЕ ИНСТИНКТЫ людей, такие как ЗАВИСТЬ К БОГАТЫМ и НЕНАВИСТЬ К ОБРАЗОВАННЫМ ЛЮДЯМ». Всегда и везде есть завистники и завидуют всему: богатству, таланту, красоте, удачливости, здоровью и т.д. И всегда и везде невежды и дураки завидуют образованности и уму. Революции всегда выносят на поверхность всё то, что в спокойные эпохи не так бросается в глаза: героизм — и трусость, благородство — и подлость, милосердие — и жестокость, в том числе и презрение к богатству — и зависть к богатым, жажду знаний у тех, кто при прежнем режиме не имел возможности получить образование — и зависть к образованным. А на какие «низменные инстинкты» сделали опору большевики, чтобы повести за совой? Эти «инстинкты» были чётко обозначены в первом декрете, написанном Лениным: «Мир – народам, земля – крестьянам, фабрики – рабочим». Это было главное, чего хотели солдаты, крестьяне и рабочие. Никакая другая партия ничего этого не обещала (только эсеры обещали крестьянам землю). А в глобальном плане большевики обещали, как пелось в революционной песне: «Весь мир НАСИЛЬЯ мы разрушим к чертовой матери, а затем мы наш, мы новый мир построим, и все, кто были людьми второго и третьего сорта, станут всем – смогут получать образование и не будет мироедов-богачей». Такая вот была «предвыборная программа» у большевиков, поэтому народ пошёл за ними, в том числе и с оружием в руках. А кто там завидовал богатым и образованным, кто не завидовал – решающего значения не имело. Конечно, завистники грабили богачей, хамы били по физиономии интеллигентов, но это пена большевистской революции, а не суть. В народе испокон века была не зависть, а ненависть к богатым как к носителям несправедливости, нарушителям Высшей Божественной Правды. Такова особенность русского менталитета, сложившегося ещё в дохристианские языческие времена. Если на Западе в протестантизме считалось, что богатство человека есть свидетельство того, что бог его любит, бедный же навеки проклят богом земле и на небе, на Руси же особенно остро восприняли христово «Легче богатому влезть в игольное ушко, чем богатому войти в царство небесное». Обогащение казалось русским людям делом неправедным и греховным, формой покаяния была раздача щедрой милостыни нищим и монастырям. Скрывая своё богатство, купцы прятали свои деньги, жили в грязных лачугах, спали на голых скамьях и носили ветхую одежду. Богатство не давало им полного внутреннего удовлетворения. Перед революцией 1917 года богатые купцы не только жертвовали большие суммы на благотворительность, но и тратили их самым безобразным образом: били зеркала в ресторанах, купали голых девиц в ванных с шампанском или публично жгли пачки ассигнаций, чтобы показать всему миру: «Да плевал я на эти деньги!» Ни одному западному купцу такое в голову не придёт, в таких поступках сказывается «загадочная русская душа». Советская идеология не внушала гражданам презрение к деньгам – если они честно заработаны (греховны только нечестные деньги), но при этом культивировался принцип, что это не главная ценность, есть ценности более высокого порядка. И в этом смысле Советская Власть была очень русская власть, и это было очень близко людям. Знаю это по своей семье. Мои родители были рабочими, родом из деревни, плоть от плоти народа. Копейка давалась трудом, её берегли и уважали, но НИКОГДА никому не завидовали, а нажившихся плутовством презирали. Наверняка кто-то где-то звидовали чужому достатку, но я таких за свою советскую жизнь назову лишь несколько человек явных мещан, помешавшихся на барахле. У большевиков при их достоинствах и достижениях и без того не мало грехов, зачем же им ещё это «дело шить», обвиняя их в том, что они якобы прививали народу «низменные инстинкты?». Мог бы поспорить с вами и по остальным вашим утверждениям, но это растянулось бы на целую статью. Если кратко, моё мнение таково: всё это, как говорил управдом Бунша в фильме Гайдая, «обывательские разговорчики». На первый взгляд вроде бы и правильно, но (прошу не обижаться за резкость) по обывательски поверхностно.
0
Уважаемый Вовочка! Спасибо за Ваш ответ мне. Будьте снисхо-дительны. Вы историк-профессионал, я — любитель. Есть любители в астрономии, радиотехнике, а я — в истории. Просто общественные науки легко входили мне в голову. Я тоже кое-что знаю. Различие не только в глубине, а и в акцентах. Многое Вы пишете (по-моему) правильно, но у Вас по-своему смещены акценты, а это дело не правды, а вкуса. Профессионалы тоже не во всём согласны между собой. Моя фраза " сделали опорой НИЗМЕННЫЕ ИНСТИНКТЫ людей" и приписываемая мне Вами «прививали народу «низменные инстинкты», согласитесь — не одно и то же. Ах эти «обывательские разговорчики»! Я м.б. ошибаюсь. Когда-то были два основные сословия: Крепостные крестьяне и Феодалы-помещики. Потом появилось третье сословие, называлось в разных странах по-разному: буржуазия, бюргеры, обыватели. Третье сословие, иногда называли «подлым». Оно-то в своё время и совершало буржуазные революции. Не оставалось в стороне и крестьянство. В советские времена сложилось много словесных штампов:«обывательские разговорчики», «как Ленин на буржуазию» и т.д. Я тоже по многим пунктам могу Вам что-то сказать, но это — мои акценты. Если будет желание с вашей стороны, можно продолжить общение профессионала и любителя, но не состязание. Боже упаси. Спасибо.
0
Уважаемый Степаночка! Во-первых, предлагаю перейти с фамильярного обращения «Вовочка-Степаночка» на нормальное. Меня Владимир зовут, фамилия, как и обозначено на аватарке, Акатьев. Фотография тоже моя. А вас как зовут? (фамилию не обязательно). Мне понравилось ваше письмо: всегда приятно общаться с умным человеком, даже если с ним не согласен в важных мировоззренческих вопросах. Вы сочли меня профессиональным историком, но я всего лишь учитель истории на пенсии, хотя и (скажу без ложной скромности) знаю немного больше среднего учителя. Мои рассуждения, которые я изложил в первом послании к вам, скорее не исторические, а публицистические, на злобу дня – хотя и на историческом материале. Надеюсь, вы не сочтёте мои новые рассуждения за состязание, борьбу кто кого переспорит. В молодости я был ужасный спорщик, но на старости лет пришел к выводу: в споре рождается истина, что спорить бесполезно. В этом легко убедиться, посмотрев теледебаты («К барьеру», «Право голоса», «Право знать», «Политика» «Специальный корреспондент», «Место встречи»). Я их смотрю регулярно, потому что в них можно услышать дельные вещи, но я не знаю НИ ОДНОГО случая, чтобы кто-то кого-то хоть в чём-то переубедил. Кричат, горячатся, перебивают друг друга, скандалят – и каждый приходит на передачу с одним мнением, а уходит с тем же самым. Бывают полезные, конструктивные споры (например, научный спор), когда у спорящих цель не доказать оппоненту, что он не прав, будучи уверенным, что у него самого-то истина в кармане, а в том, чтобы сообща эту истину найти. И тут самолюбие, амбиции, обиды не имеют значения, и не важно, кто кого в чем переубедил, главное – истина, и если в конце спора пришли, если и не во всём, то хоть в чём-то к единому мнению, отбросили прошлые заблуждения – значит, время потрачено не зря. И надо не боятся возражать, опровергать, если не согласен, потому что если во всём соглашаться с оппонентом, то это просто светский вежливый разговор, от которого только одна польза – время убивает, когда его девать некуда. Но тогда лучше уж резаться в домино или в «Дурака» — всё-таки какой-то азарт, увлечённость. Итак, давайте возражать, если есть чему и соглашаться, если оба в чём-то согласны (что вы, кстати, и продемонстрировали). Ваше возражение, что «сделали опорой низменные инстинкты» и «прививали низменные инстинкты» не одно и то же, принимаю, но с поправкой: на мой взгляд, это не одно и то же, но ПОЧТИ одно и то же. Я не понимаю, как можно опираться на какое-то человеческое качество, одновременно не поощряя и не прививая его. Например, либералы, чтобы прийти к власти и удержать её, сделали опорой такие низменные чувства людей, как алчность, презрение к закону, к родине и безответственность. Всё это уже было в людях и до них: все мы грешим желанием побольше иметь, и желательно даром, и ради этого с завода вынесем в кармане килограмм гвоздей или моток проволоки, все можем поворчать на правительство, на свою страну или жениться с бухты-барахты бог знает на ком. Всё это, конечно, грехи наши, только ведь один бог без греха. Но всё это в пределах некой нормы, переступив за которую человек превращается в негодяя, ворюгу, предателя или легкомысленного вертопраха. Вина либералов перед страной и народом в том, что они вывели народ за пределы этой нормы, грешки превратив в пороки. Как, например, на исходе «перестройки» развивали алчность? Рассказывали мифы о том, как богато и беспроблемно живут в «цивилизованных странах». В телепередаче «Взгляд» (помните, была в «перестройку» такая передача?) некий зритель выступил с претензией к ведущим, почему-де вы, рассказывая о жизни на Западе и в Америке, говорите только об одних достоинствах и не говорите об их недостатках. На что один из троицы ведущих, Андрей Разбаш, на полном серьёзе ничтоже сумняшеся ляпнул: «Потому что у них нет недостатков». Народ доверчив: раз говорят по телевизору, значит, так оно и есть. Понятно, отсюда зависть: «Я тоже хочу в Рио-Инженеру в белых штанах!». А по телеящику постоянно твердят: «Собственность, собственность, права собственности, класс собственников…» И вот уже обывательское хочу вырастает в ХОЧУ, потом в ХОЧУ!, потом в ХОЧУ-У-У!!! Я не мало случаев помню, как у людей в 90-е от жажды этой собственности буквально сносило башню, и тихие законопослушные при советской власти обыватели превращались в прохиндеев, махинаторов и ворюг, которых потом ловила милиция. Так, например, у моего знакомого жена была объявлена в розыск и пустилась в бега за то, что брала крупные взятки с родителей за поступление их чад в престижные институты, а потом исчезала вместе с деньгами. А в советское время ей бы и в голову не пришло такое. Вот и получается: сделали опору на алчность — и тем самым привили её. Я мог бы показать, как людей превращали в русофобов и предателей, в безответственных неразумных младенцев, «голосовавших сердцем» за авантюриста, дурака и алкоголика, но дальнейшее изложение затянет разговор, поэтому ограничусь одним примером. Таково моё мнение по этому вопросу, с которым вы, конечно, не обязаны соглашаться, но почему бы вам его не знать?
0
А теперь выскажу возражение как «историк». Вы пишете: «Когда-то были два основные сословия: крепостные крестьяне и феодалы-помещики». Да, так нам внушали в советское время, и когда-то я и сам так думал, но в реальности картина была несколько иной. Можно было бы не копаться в дореволюционном прошлом, но реальная картина тогдашней жизни позволяет лучше понимать сегодняшнюю. Дело в том, что количество крепостных крестьян по отношению к общему населению России было относительно невелико, и жили они в основном в центрально-европейской части страны. Кроме них были ещё государственные крестьяне, т.е. те же крепостные, только работали они не на барина, а на государство. Основную же массу составляли крестьяне свободные. Свободными были весь русский Север и Сибирь вплоть до Тихого океана, не знали крепостной зависимости «инородцы» — татары, чуваши, марийцы, мордва и т. д. Почему я вспоминаю об этом? Дело в том, что страна была аграрная, то есть, основную массу населения составляли крестьяне, и именно в среде свободного крестьянства сохранился в неприкосновенности русский дух, менталитет, русский национальный характер. Основное его качество, разительно отличающее его от западного человека-индивидуалиста – коллективизм, принцип «Один за всех, все за одного» (иначе в нашем климате и тогдашних сельскохозяйственных технологиях просто не выжить). Крестьянская собственность – это земля, но русский свободный крестьянин никогда не был индивидуальным собственником земли. Земля принадлежала крестьянской общине, и каждую весну её делили «по едокам». Мой отец, 1916 года рождения, рассказывал, как подростком ходил на деревенские сходки, где делили землю. Индивидуальное владение землёй крестьяне считали страшным грехом, они говорили: «Земля Божья, а роспаши мои». То есть, ему принадлежала только пашня, которую он сам произвел и хлеб, который на этой пашне уродился, сама же земля, как небо, воздух, солнце, луна никому, кроме Бога принадлежать не может. В феврале 1917 года к власти пришли силы, которые хотели, подобно либералам 90-х. построить в России капитализм, как на Западе, в том числе принести капитализм в деревню, уничтожив общину. От того времени сохранился крестьянский наказ, составленный на основе наказов 242-х местных крестьянских общин. В ней говорилось: «Самое справедливое разрешение земельного вопроса должно быть таково: ПРАВО ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ ОТМЕНЯЕТСЯ НАВСЕГДА; земля не может быть ни продаваема, ни покупаема, ни сдаваема в аренду либо в залог, ни каким-либо другим способом отчуждаема. Вся земля: государственная, удельная, кабинетская, монастырская, церковная, посессионная, майоратная, частновладельческая, общественная и крестьянская и т.д., отчуждается безвозмездно, обращается во ВСЕНАРОДНОЕ ДОСТОЯНИЕ и переходит в пользование всех трудящихся на ней». Так же думали и рабочие-вчерашние крестьяне, не утратившие в городе традиционный крестьянский коллективистский дух: фабрики и заводы должны быть всенародным достоянием Люди Запада иные, у них климат мягче, время сезонных работ длиннее чуть ли не в два раза, и итальянский или французский крестьянин при меньших затратах труда собирал больше урожая, чем русский, поэтому дух коллективизма никогда не был развит так сильно, как на Руси, а с зарождением капитализма повыветрилось и то, что было. Философ Бердяев писал: «Никогда русское царство не было буржуазным», а я бы продолжил: и не будет. Герцен, пока жил в крепостнической России, идеализировал Европу, а как пожил в европейской эмиграции, писал, что там, как следствие капитализма, воцарился дух мещанства (то есть, обывательская идеология) и русскому человеку там душно.
0
Слова «мещанин», «обыватель» в советской идеологии были ругательствами, так называли людей, живущих бездуховной жизнью в тесном мирке эгоистических интересов, в заботах исключительно о собственном материальном благополучии, а что за пределами этого мирка – хоть трава не расти, хоть потоп. Капиталлизм есть царство мещан, обывателей – именно это я имел в виду, когда написал «обывательские разговорчики». Вы пишете: «При Советах в ВУЗах по истории КПСС сравнивали преимущества ВЫМЫШЛЕННОГО социалистического способа производства с реальным – капиталистическим. Но где эти преимущества? Социализм рухнул …[…] А капитализм здравствует. И конец ему не видит никто, кроме нынешних коммунистов». В моей папке где-то лежит вырезка из журнала, где приведен отчет о каком-то зарубежном семинаре. Участники – социологи, экономисты, ещё кто-то (но отнюдь не коммунисты!) пришли к единодушному мнению, что капитализм себя исчерпал, в современных условиях является анахронизмом и не способен решить стоящие перед человечеством задачи. К сожалению, вырезка куда-то запропастилась и я не могу её найти, чтобы процитировать. Если найду, обязательно процитирую. Но нашёл другую цитату. В 1990-м году, то есть, накануне капиталистического государственного переворота, совершённого Ельциным в 1991-м году, в сентябрьском номере научного журнала «Знание-сила» была опубликована статья профессора Манчестерского университета Т. Шанина (видимо, из детей русских эмигрантов), тоже, кстати, не коммуниста «Иное всегда дано», где он пишет: «Для интеллигенции Советского Союза типично смотреть на Запад: «у нас не получилось, а на Западе получилось и, значит, надо учиться у них» […] И выходит, что вы встаёте в очередь за теми, кто уже в тупике. Потому что для НАИБОЛЕЕ ПЕРЕДОВЫХ УЧЁНЫХ Запада совершенно ясно, что с капиталистическим обществом что-то НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ. И если люди думают, что у нас всё в порядке, раз у нас полные магазины, это – большое заблуждение. У нас всё КАПИТАЛЬНО не в порядке». И что же получается? Господа либералы навязали стране тупиковый путь, гнилой товар. Обещали, что скоро мы все будем богатенькими Буратинами, как на Западе, а попали в страну Дураков и вместо дерева, на котором вместо листьев денежки, выросло… сказал бы я, что выросло, да неприлично – посторонние люди, женщины могут прочитать. А ведь нам было у кого учиться – у Китая. Они от социализма не отказываются, а учли весь накопленный положительный опыт, в том числе и советский (а он был, это и «наиболее передовые учёные Запада» признают) и построили свою модель, которая успешно работает. Американцы аж зеленеют и зубами скрипят от зависти и злобы, видя, какими темпами развивается китайская экономика.
0
А теперь цитата о «социалистическом способе производства»: Не будет преувеличением сказать, что российские цивилизационные проекты преобразили мир. Но, к сожалению, сама Россия не всегда могла воспользоваться результатами собственных начитаний. Для зарубежных исследователей этот факт был очевиден. Ещё в 1929 году американский социолог Э. Хантингтон, говоря о развитии плановой экономики в России, писал: «Русские экспериментируют с новойформой управления. Но они или Великобритания больше выиграет от этого?» Для него ответ был ясен. Но дело не только в том, что капитализм сгнил и потому либеральные «реформы» в России курам на смех (как сказал Остап Бендер, в карете прошлого далеко не уедешь). Даже если бы он был по-прежнему хорош для Запада, он всё равно ни для нас, ни для китайцев не образец. Учиться у него можно и нужно, но с умом, а не по либеральному. У нас другой менталитет и другой путь. Попытка навязать России дикий капитализм мне напоминает такой исторический факт. Древние греки и римляне перенесли ярмо с плеч и подгрудка быка на шею лошади, не считаясь с тем, что у лошади совсем другое анатомическое строение. Бычья упряжь душила коня, и он мог везти лишь легкую двухместную повозку с возницей и хозяином, да и то лишь по ровной дороге. Для перевозки же большего количества людей запрягали парные и четвертные упряжки-квадриги, а тяжелые грузы доставляли на волах или же их несли носильщики-рабы. Вот так и хвалёная «рыночная экономика»: напялили на шею русскому коню американское бычье ярмо и ещё на что-то рассчитывали. Не будет русский конь ходить в ярме, другая у него душевная «анатомия», и вытащит Россию из болота, куда её загнали Гайдары да Чубайсы лишь тот, кто сам русский не только по паспорту, но и по духу и по характеру мышления (не важно, кто он по паспорту – еврей, татарин или крымский грек). Он и найдёт русский путь, по которому Россия покатит легко и успешно, как конь в удобной русской упряжи. Я не случайно так подробно писал о национальном характере крестьян, о коллективизме, нестяжательстве. Мог бы еще много чего написать по этому вопросу, да и так уж растянул. Чтобы управлять народом, проводить реформы, нужно народ знать, понимать, чувствовать его, то есть, обладать теми качествами, которые у наших либералов начисто отсутствуют. Они слишком американцы, и потому в России чужие и лишние. Я вообще не понимаю, чего они обретаются в этой, как они говорят, «Рашке». Наиболее умные из них давно уехали на свой любимый Запад и живут там-поживают, добра наживают. Это я, до мозга костей русак, на Западе от ностальгии сгорю в несколько лет, а им там хорошо. И последнее возражение. Вы пишете: «Социализм рухнул, и не было даже серьёзной драчки (и – хорошо, но показательно)». Во-первых, социализм не рухнул, а его обрушили. Напомню, что была холодная война, а либеральная интеллигенция была пятой колонной Америки (каковой она и сейчас является). Советская власть держала их в ежовых рукавицах, а во время «перестройки и гласности» у них появилась возможность действовать открыто. Постепенно они захватывали СМИ, и ко времени уничтожения Ельциным СССР в их руках были почти все газеты, журналы, радиостанции, а главное – телевидение, потому что большинство народа газет и журналов не читает или читает мало, а телеящик смотрят все. Я в то время много читал по психологии, имел кое-какие представления о Нейро-Лингвистическом Программировании (технологиях воздействия на психику человека, в том числе и через речь). Тогда книги по НЛП были выброшены на книжный рынок. И когда я смотрел либеральные пропагандистские телепередачи, часто мог прокомментировать: вот здесь применена такая техника НЛП, а тут – такая. То есть, шла откровенная кашпировщина, зомбирование населения. Да и странно было бы, если наши, как говорит Путин, «западные партнеры» не использовали против России такое мощное оружие, как воздействие на психику противника (напомню – шла завершающая стадия холодной войны). В 1991-м году Ельцин поехал в Беловежскую пущу, чтобы по заданию ЦРУ нанести по СССР последний удар и окончательно добить его. Подписав незаконный документ с президентами Украины и Белоруссии, поспешил позвонить американскому хозяину и доложить: «Ваше задание выполнено». Я насчёт звонка не выдумываю, об этом сейчас в СМИ говорят открыто. Народ тогда действительно никак не отреагировал, не вышел на улицу с демонстрациями протеста, не потребовал отдать под суд президентов-преступников и выбросить в мусорное ведро подписанную ими филькину грамоту. И не потому не вышел и не потребовал, что приветствовал уничтожение страны, а потому что после профессиональной обработки психики находился как под гипнозом. Помните, как в фильме «Я шагаю по Москве» гражданин в милиции, в исполнении Быкова, кричал: «Сначала гипнотизируют до бесчувствия, потом раздевают». Вот так же поступили и с советским народом: загипнотизировали до бесчувствия и раздели. Ситуация тогда была как у Пушкина в «Борисе Годунове»: «Народ безмолвствует».
0
Но гипноз не может длиться вечно, рано или поздно его действие кончается, как действие алкоголя или наркотика. Уже спустя два года гипноз начал рассеиваться, и, когда Ельцин в 1993 году издал новый незаконный документ, фактически совершив третий, после разгрома ГКЧП и Беловежского сговора, государственный переворот, народ уже не безмолвствовал – он пошёл защищать Белый дом, и в числе защитников были и те, кто два года тому ходили к Белому дому защищать «свободу и демократию». А посмотрите, что происходит в наши дни: оболганный и оплёванный СССР возрождается в сознании людей, как сгоревшая птица Феникс. Почитайте, что пишут люди в «Назад в СССР» — а ведь это те самые люди, многие из которых в 91-м году на исчезновение этого самого СССР просто не обратили внимания, как на оторвавшуюся пуговицу. Конечно, частично эту тоску по уничтоженной стране можно объяснить ностальгией – людям свойственно грустить о временах своей молодости (как писал Пушкин, «Что пройдёт, то будет мило»), но сваливать всё только на ностальгию – значит, прятать голову от правды, как страус в песок. Я что-то никогда не слышал, чтобы при советской власти старики, вспоминая свою молодость, вздыхали: «Какая хорошая жизнь была до войны!», «Как хорошо жили в пятидесятые годы!», «Какое славное время было при Хрущёве! Какие тогда троллейбусы ездили, какие сигареты были, в какие фантики конфеты заворачивали!». А сейчас вздыхают. Вы думаете, случайно возник сайт «Назад в СССР»? И дело, конечно, не в троллейбусах и не в фантиках. Фантики и троллейбусы – это, как сейчас говорят, «бренд», они – знак, символ того ценного, что утрачено, но что надо непременно вернуть – иначе мы окончательно опаскудимся и просто исчезнем как нация. И кое-кто из русофобов-либералов о желательности такой перспективы говорит и пишет в открытую. Кто? Если желаете, могу назвать фамилии и процитировать их откровения. Закончить свои рассуждения хочу цитатой из комментария автора под аватаркой slava56_2 к той же статье «Что можно купить на советские деньги»: « … проиграв, СССР пробил брешь в идеологии буржуазного общества. Человек труда уже был свободным и уважаемым и это не будет забыто. Общество уже никогда не забудет, что сумело поставить под свой контроль частный интерес. У государства тоже всегда будет выбор, кому служить, своему народу или олигархии. Борьба общественного и частного будет продолжена, и мы каждый день в новостях можем наблюдать победы и поражения общества в этой борьбе. Я не плачу об СССР, я отдаю ему дань своего уважения. Я знаю, что Советский проект вернется и освободит весь мир».
0
Гм… Цель статьи, как я понял, не напустить розового тумана, а лишь напомнить о том, что и сколько стоило. Не мешало бы, конечно, тут же и з/п по наиболее массовым профессиям, но чего нет, того нет.
+2
Надо добавить для молодежи. зарплата была 110 — 150 рублей. Стипендия 36-42 рубля. Пенсия 36 — 50 рублей. Водка была 3.62 (Московская) и 4.12 (Столичная).
+2
Надо добавить для лгунов, я алименты платил на двоих детей 150-160 рублей, зарплату сами высчитайте, а пенсия была 132 рубля у людей с выслугой, а обычная 120! 5р10 коп квартплата 57метровой двух комнатной квартиры в сталинском доме, телефон 2р 50 коп.К вашему сожалению, я не помню что было вчера, но что было 60 лет назад помню как вчерашнее!))
-1
Зарплата 480 руб. токарь 5-го разряда, или водитель автобуса, или полковник…
+1
Серый, не угадал!!! Машинист тепловоза и крановщик всех типов кранов, начиная с башенного и заканчивая железнодорожным!))
0
З/п вы привели «грязными», вычитали подоходный, профсоюзный, до некоторых пор и за бездетность.
0
И снова вранье!!! Алименты высчитывали с «чистой» зарплаты!!! не знаешь, не позорься!)))
0
При этом знали, что и через 10 лет так будет. Что все равны почти, кроме партийной элиты, конечно. Но был странный дефицит: например, зеленый гороршек в банке или сгущенка могли месяцами лежать на полках, потом на месяцы пропадали, становясь дефицитом, за ними ломились в очередях. Это создавала и на этом наживалась торговая мафия — быть зав. базой или директором магазина означало многое…
0
Ну ещё сгущёнка так сяк, а горошек всегда «доставали». В свободной продаже я его не видел. Да и много чего «доставали» или «отхватывали», когда «выбросят».
0
Типично русский парадокс, в магазинах не было ничего, а в холодильниках было все!)))
+2
Точно. Народ мог жить на Советские деньги достойно. Сейчас большинство ниже уровня бедности живут!
0
Тогда жили РОВНО на уровне бедности или чуть выше.
+2
30 руб на самолёт из Уфы в Астрахань,120 руб Акваланг АВМ-1.110 руб резиновая лодка 2х местная.При зарплате 160 руб.Я мог накопить и купить всё это.Сейчас мне даже на жизнь не хватает.Приходится сидеть дома и есть самые дешёвые продукты.
-1
Нескромный вопрос: вы тогда были семейным? Если да, то сколько детей и работала ли жена? Это к вопросу, что оставалось, если оставалось, на накопления. Прожиточный минимум (точнее порог физического выживания) был где-то около 60р/мес.
+1
главное забыли написать, что многие профессии имели зряплату менее 100 руб. в месяц. Учителя например получали 110 — 120 руб., плюс 10 р. если вели классное руководство. Мы как-то считали сравнивая «тогда и сейчас» и пришли к выводу, что подорожала только коммуналка. Всё остальное — дешевле.
Комментарий удалён за нарушение
0
Учителя, как правило, работали на 1.5 — 2 ставки (как и сейчас), вот библиотекари, уборщицы и т.д — не айс. Семьдесят руб в зубы и гуляй.
+3
Ну резко подешевела бытовая техника… Автомобили… Алкоголь… Еда-надо смотреть по позициям… Подорожала коммуналка и на мой взгляд транспорт… Но тут еще надо учитывать что при СССР реально было ПОЛУЧИТЬ квартиру (да не быстро, не просто но РЕАЛЬНО)… А сейчас боюсь с этим большие проблемы… А если выплачивать ипотеку, то это с избытком сожрет все удешевление....(((
0
Ипотека даже под 10% годовых (а такой нет) за 10 лет переплата — 100%. Вот и «удешевление».
+1
на каком калькуляторе вы считали на пальцах
0
Вы вместе уроки прогуливали. Он математику, а вы — русский язык.
+2
Отличная статья! Хорошо передана СУТЬ происходящего тогда на примере покупательных возможностей рубля.