Громкое уголовное дело 1979 года о подделке алкоголя в СССР
Производство и продажа алкогольной продукции – одна из важнейших статей дохода Советского государства. А потому партия и правительство тщательно следили за соблюдением порядка и законности в отрасли.
Органы ОБХСС (отделов по борьбе с хищениями социалистической собственности) выявляли и сажали всех, кто пытался «навариться» на изготовлении «левой» (произведенной на заводе, но не проходящей по документам) или поддельной (созданной в кустарных условиях) водки. Одновременно велась беспощадная борьба с самогоноварением.
Поддельная водка в буквальном смысле «пилась как вода», что не сильно радовало потребителей.
Многолетнее расследование выявило целую банду злоумышленников, причем, совсем не там, где ожидалось. Состоявшийся в 1979 году суд не поскупился на приговоры. Уголовное дело было настолько громким, что о нем даже написали советские газеты…
Все началось с интеллигентного мужичка, пришедшего в линейный отдел внутренних дел на железнодорожной станции Сухуми Абхазской АССР Грузинской ССР. Местный житель часто мотался в командировки, и нередко брал в поезд бутылочку для «хорошего сна». Покупал, как правило, заранее в гастрономе, но в последнюю поездку не успел и приобрел алкоголь в магазине железнодорожного вокзала.
Ж/д вокзал в Сухуми
Ему хватило одного глотка, чтобы понять, что внутри совсем не то, что заявлено на этикетке. Мужчина сохранил и чек, и бутылку, и по возвращении домой все это принес в милицию.
Экспертиза показала, что это настоящий заводской продукт, сделанный по всей требуемой технологии, только… сильно разбавленный дистиллированной водой. Отравиться нельзя, но и удовольствия получить тоже.
Плевое на первый взгляд уголовное дело возбудили сухумские милиционеры. Они даже не могли представить, что им предстоит распутать масштабный преступный замысел, к которому не могли подступиться сотрудники правоохранительных органов сразу нескольких союзных республик.
Уже несколько лет в Грузинской ССР и в соседних регионах РСФСР (прежде всего на черноморских курортах), выявляли бутылки с разбавленной водкой, произведенные в Советской Грузии. С легкой руки какого-то острослова ей дали название – «обезжиренная водка».
Смущало одно странное обстоятельство: подделывалась продукция разных марок и произведенная на разных, а точнее на всех ликероводочных заводах закавказской республики.
Проверки складов и подсобок ничего не дали. На все партии товара прилагались документы. Следов вскрытия бутылки нет. Странным было и количество подделок – иногда в нескольких десятках ящиков, пришедших на торговую базу одной партией прямо с завода, находили всего одну разбавленную бутылку. А иногда в одном ящике больше половины водки оказывалось «обезжиренной».
Раз проверки магазинов и баз не помогли, значит, источник контрафакта нужно искать на производстве. Проблема – слишком много заводов. Вряд ли бы директора десятка предприятий договорились между собой выпускать одинаковые подделки. Это сколько бы людей оказалось вовлечено в такой проект – обязательно произошла бы утечка.
Тем не менее, органы БХСС МВД Грузинской ССР в буквальном смысле год не вылезали с ликероводочных производств. Нашли кучу злоупотреблений, возбудили несколько уголовных дел, но только не по фактам разбавления заводской водки дистиллированной водой.
Многочисленные дела по грузинской обезжиренной водке зашли в тупик. К сожалению, подкачали милицейские эксперты, которые не смогли определить, что нарушена целостность заводских упаковок. Преступники открывали пробку водочной бутылки, разбавляли содержимое, а потом закрывали пробку так, что невозможно было заподозрить.
Сотрудники линейного отдела станции Сухуми тоже начали с проверки расположенного у себя на станции магазина. Продавцы и кладовщики клялись и божились, что они не причем, водка приходит с базы ОРСа – Отдела рабочего снабжения Закавказской железной дороги.
Проверили базу, там также нашли поддельную водку, но по документам она поступила с одного из тбилисских ликероводочных заводов.
Сухумские милиционеры оформили командировку в столицу республики и прибыли на этот завод. Там-то они и узнали, что органы правопорядка уже давно ведут проверки. В МВД Грузинской ССР коллег из Абхазии посвятили в проблему с обезжиренной водкой.
Итак, проверка розничных точек сбыта алкоголя, баз хранения и заводов-изготовителей ничего не дала. А от водки, произведенной в Грузинской ССР, уже начали отказываться в соседних республиках. Количество жалоб на контрафакт в самой Грузии зашкаливало. Милиционеры не знали к чему подступиться…
Однажды поздним вечером местный забулдыга, ошивающийся сутками в районе железнодорожной станции, а по совместительству осведомитель милиции, сообщил в линейный отдел, что только что приобрел у них «под носом» бутылку водки. Настоящая заводская, всего лишь за 3 рубля, что на 62 копейки ниже, чем в магазине. Тем более, ночью, когда все закрыто.
Спекулянтом оказался проводник-экспедитор Тбилисского промышленно-производственного объединения по выпуску спирта и алкогольной продукции. Его вагон прибыл в Сухуми прямо с заводской базы, но из-за проблем с документами остался неразгруженным и был отогнан в отстойник.
Виноводочный отдел в 70-е гг.
По словам осведомителя, Тенгиз Цевелидзе, так звали экспедитора, продал, как минимум три бутылки водки. Не иначе, как стащил из своего же вагона – решили милиционеры и заявились к новоявленному бутлегеру.
Тот заметно нервничал, но факт кражи и спекуляции отрицал. И тогда сухумские сыщики провели обыск. Вся заводская партия в 21 700 бутылок разных марок оказалась нетронутой. Но странное дело – нашли еще дополнительно 132 бутылки водки, не учтенные по накладным. Цевелидзе, объяснил, что отгрузили лишнее – такое бывает. Главное, что недостачи нет.
Милиционеры уже собирались уходить, как внимание одного из сыщиков привлек странный самодельный инструмент. Экспедитор не смог объяснить его назначение, но и так было понятно – это закупорочная машинка, которая позволяла открывать и закрывать пробки водочных бутылок. Причем так, что ни одна проверка не могла ничего заподозрить.
Цевелидзе задержали. Всю партию товара и машинку отправили к экспертам. Установили характерный, но практически невидимый след, который оставляло устройство при вскрытии заводской пробки.
Оказалось, что почти тысяча бутылок в вагоне из Тбилиси была вскрыта и закупорена повторно. Алкоголь в каждой из них оказался разбавлен, продукт не соответствовал заявленной крепости, в отличие от «нетронутого» товара.
Под давлением улик Цевелидзе начал давать показания. На Тбилисском объединении по выпуску спирта и алкогольной продукции возникла преступная группа, которая разработала простой и даже примитивный план. Разбавлять водку в бутылках во время следования состава.
Так и не установленный мастер, придумал и создал закупорочную машинку. Экспедитор сливал немного жидкости из заводской бутылки и добавлял туда дистиллированную воду.
Цех по розливу водки в СССР.
Излишками наполнялись заранее приготовленные чистые бутылки с этикетками, которые потом передавались для реализации проводникам пассажирских поездов. Бутылки преступников ничем не отличались от заводских, а внутри было ровно 40 градусов, в отличие от тех бутылок, которые мошенники «обезжирили» в пути».
Даже если кого из проводников и ловили на спекуляции левой водки, те говорили, что купили ее в обычном магазине и продали втридорога загулявшему пассажиру. О Цевелидзе никто не упоминал — можно и «группу лиц по предварительному сговору» заработать и точно сесть в тюрьму, а так лишь увольнение с прибыльной работы.
Задержанный преступник выдал двух своих подельников-экспедиторов. Их брали с поличным – у одного в вагоне обнаружили 295 лишних бутылок, у другого – 130. Первая партия шла в Сухуми и Гагры, вторая в Сочи. Тысячи бутылок обезжиренной водки так и не доехали до готовых все съесть и выпить туристов.
Сухумские милиционеры обмыли новые «звездочки», они действительно раскрыли совсем непростое дело.
Или может быть часть более масштабного уголовного дела?
МВД и Прокуратура Грузинской ССР не стали копаться дальше Сухуми. Так и остались неотмеченными вопросы:
Сколько всего экспедиторов, с каких заводов и с какого времени были вовлечены в «обезжиривание» отправляемой по железной дороге водки? Где тройка преступников добыла закупорочные машинки и настоящие пробки? Как работала схема реализации излишков?
И самое главное – кто на самом деле придумал и организовал эту схему. Жадный Цевелидзе, попавшийся на продаже трех бутылок неучтенной водки, на роль «профессора Мориарти» явно не тянул…
Органы ОБХСС (отделов по борьбе с хищениями социалистической собственности) выявляли и сажали всех, кто пытался «навариться» на изготовлении «левой» (произведенной на заводе, но не проходящей по документам) или поддельной (созданной в кустарных условиях) водки. Одновременно велась беспощадная борьба с самогоноварением.
ПОДДЕЛЬНАЯ ВОДКА В СССР
В конце 70-х гг. в южных регионах Европейской части СССР все чаще и чаще стали выявлять поддельную водку, разлитую по бутылкам нескольких крупных заводов-изготовителей. Пробки и этикетки были настоящими. Содержимое по качеству ничем не уступало заводской гостовской продукции, кроме одного важнейшего обстоятельства – крепость контрафакта едва превышала 30 градусов.Поддельная водка в буквальном смысле «пилась как вода», что не сильно радовало потребителей.
Многолетнее расследование выявило целую банду злоумышленников, причем, совсем не там, где ожидалось. Состоявшийся в 1979 году суд не поскупился на приговоры. Уголовное дело было настолько громким, что о нем даже написали советские газеты…
Все началось с интеллигентного мужичка, пришедшего в линейный отдел внутренних дел на железнодорожной станции Сухуми Абхазской АССР Грузинской ССР. Местный житель часто мотался в командировки, и нередко брал в поезд бутылочку для «хорошего сна». Покупал, как правило, заранее в гастрономе, но в последнюю поездку не успел и приобрел алкоголь в магазине железнодорожного вокзала.
Ж/д вокзал в Сухуми
Ему хватило одного глотка, чтобы понять, что внутри совсем не то, что заявлено на этикетке. Мужчина сохранил и чек, и бутылку, и по возвращении домой все это принес в милицию.
Экспертиза показала, что это настоящий заводской продукт, сделанный по всей требуемой технологии, только… сильно разбавленный дистиллированной водой. Отравиться нельзя, но и удовольствия получить тоже.
Плевое на первый взгляд уголовное дело возбудили сухумские милиционеры. Они даже не могли представить, что им предстоит распутать масштабный преступный замысел, к которому не могли подступиться сотрудники правоохранительных органов сразу нескольких союзных республик.
Уже несколько лет в Грузинской ССР и в соседних регионах РСФСР (прежде всего на черноморских курортах), выявляли бутылки с разбавленной водкой, произведенные в Советской Грузии. С легкой руки какого-то острослова ей дали название – «обезжиренная водка».
Смущало одно странное обстоятельство: подделывалась продукция разных марок и произведенная на разных, а точнее на всех ликероводочных заводах закавказской республики.
РАССЛЕДОВАНИЕ ЗАХОДИТ В ТУПИК
Поначалу милиция на местах думала, что разбавляют заводскую продукцию недобросовестные продавцы в магазинах или кладовщики на базах. Но как они это делают?Проверки складов и подсобок ничего не дали. На все партии товара прилагались документы. Следов вскрытия бутылки нет. Странным было и количество подделок – иногда в нескольких десятках ящиков, пришедших на торговую базу одной партией прямо с завода, находили всего одну разбавленную бутылку. А иногда в одном ящике больше половины водки оказывалось «обезжиренной».
Раз проверки магазинов и баз не помогли, значит, источник контрафакта нужно искать на производстве. Проблема – слишком много заводов. Вряд ли бы директора десятка предприятий договорились между собой выпускать одинаковые подделки. Это сколько бы людей оказалось вовлечено в такой проект – обязательно произошла бы утечка.
Тем не менее, органы БХСС МВД Грузинской ССР в буквальном смысле год не вылезали с ликероводочных производств. Нашли кучу злоупотреблений, возбудили несколько уголовных дел, но только не по фактам разбавления заводской водки дистиллированной водой.
Многочисленные дела по грузинской обезжиренной водке зашли в тупик. К сожалению, подкачали милицейские эксперты, которые не смогли определить, что нарушена целостность заводских упаковок. Преступники открывали пробку водочной бутылки, разбавляли содержимое, а потом закрывали пробку так, что невозможно было заподозрить.
Сотрудники линейного отдела станции Сухуми тоже начали с проверки расположенного у себя на станции магазина. Продавцы и кладовщики клялись и божились, что они не причем, водка приходит с базы ОРСа – Отдела рабочего снабжения Закавказской железной дороги.
Проверили базу, там также нашли поддельную водку, но по документам она поступила с одного из тбилисских ликероводочных заводов.
Сухумские милиционеры оформили командировку в столицу республики и прибыли на этот завод. Там-то они и узнали, что органы правопорядка уже давно ведут проверки. В МВД Грузинской ССР коллег из Абхазии посвятили в проблему с обезжиренной водкой.
Итак, проверка розничных точек сбыта алкоголя, баз хранения и заводов-изготовителей ничего не дала. А от водки, произведенной в Грузинской ССР, уже начали отказываться в соседних республиках. Количество жалоб на контрафакт в самой Грузии зашкаливало. Милиционеры не знали к чему подступиться…
ЖАДНОСТЬ МАХИНАТОРА СГУБИЛА
Помог распутать дело, как всегда случай, вызванной неуемной жадностью преступников. Воруя на гениальной схеме десятки, а то и сотни тысяч рублей, они «спалились» из-за нескольких жалких «трёшек». И все это произошло там же на Сухумском вокзале.Однажды поздним вечером местный забулдыга, ошивающийся сутками в районе железнодорожной станции, а по совместительству осведомитель милиции, сообщил в линейный отдел, что только что приобрел у них «под носом» бутылку водки. Настоящая заводская, всего лишь за 3 рубля, что на 62 копейки ниже, чем в магазине. Тем более, ночью, когда все закрыто.
Спекулянтом оказался проводник-экспедитор Тбилисского промышленно-производственного объединения по выпуску спирта и алкогольной продукции. Его вагон прибыл в Сухуми прямо с заводской базы, но из-за проблем с документами остался неразгруженным и был отогнан в отстойник.
Виноводочный отдел в 70-е гг.
По словам осведомителя, Тенгиз Цевелидзе, так звали экспедитора, продал, как минимум три бутылки водки. Не иначе, как стащил из своего же вагона – решили милиционеры и заявились к новоявленному бутлегеру.
Тот заметно нервничал, но факт кражи и спекуляции отрицал. И тогда сухумские сыщики провели обыск. Вся заводская партия в 21 700 бутылок разных марок оказалась нетронутой. Но странное дело – нашли еще дополнительно 132 бутылки водки, не учтенные по накладным. Цевелидзе, объяснил, что отгрузили лишнее – такое бывает. Главное, что недостачи нет.
Милиционеры уже собирались уходить, как внимание одного из сыщиков привлек странный самодельный инструмент. Экспедитор не смог объяснить его назначение, но и так было понятно – это закупорочная машинка, которая позволяла открывать и закрывать пробки водочных бутылок. Причем так, что ни одна проверка не могла ничего заподозрить.
Цевелидзе задержали. Всю партию товара и машинку отправили к экспертам. Установили характерный, но практически невидимый след, который оставляло устройство при вскрытии заводской пробки.
Оказалось, что почти тысяча бутылок в вагоне из Тбилиси была вскрыта и закупорена повторно. Алкоголь в каждой из них оказался разбавлен, продукт не соответствовал заявленной крепости, в отличие от «нетронутого» товара.
Под давлением улик Цевелидзе начал давать показания. На Тбилисском объединении по выпуску спирта и алкогольной продукции возникла преступная группа, которая разработала простой и даже примитивный план. Разбавлять водку в бутылках во время следования состава.
Так и не установленный мастер, придумал и создал закупорочную машинку. Экспедитор сливал немного жидкости из заводской бутылки и добавлял туда дистиллированную воду.
Цех по розливу водки в СССР.
Излишками наполнялись заранее приготовленные чистые бутылки с этикетками, которые потом передавались для реализации проводникам пассажирских поездов. Бутылки преступников ничем не отличались от заводских, а внутри было ровно 40 градусов, в отличие от тех бутылок, которые мошенники «обезжирили» в пути».
Даже если кого из проводников и ловили на спекуляции левой водки, те говорили, что купили ее в обычном магазине и продали втридорога загулявшему пассажиру. О Цевелидзе никто не упоминал — можно и «группу лиц по предварительному сговору» заработать и точно сесть в тюрьму, а так лишь увольнение с прибыльной работы.
Задержанный преступник выдал двух своих подельников-экспедиторов. Их брали с поличным – у одного в вагоне обнаружили 295 лишних бутылок, у другого – 130. Первая партия шла в Сухуми и Гагры, вторая в Сочи. Тысячи бутылок обезжиренной водки так и не доехали до готовых все съесть и выпить туристов.
СУД И ПРИГОВОР
Что касается Цевелидзе и его двух коллег, то это дело закончилось справедливым приговором. Все трое заявили, что совершили преступление в первый раз, признали себя виновными. От показаний на следствии о том, что сдавали «лишнюю» водку проводникам – отказались, ни одного имени не назвали. Получили по 10-12 лет лишения свободы.Сухумские милиционеры обмыли новые «звездочки», они действительно раскрыли совсем непростое дело.
Или может быть часть более масштабного уголовного дела?
МВД и Прокуратура Грузинской ССР не стали копаться дальше Сухуми. Так и остались неотмеченными вопросы:
Сколько всего экспедиторов, с каких заводов и с какого времени были вовлечены в «обезжиривание» отправляемой по железной дороге водки? Где тройка преступников добыла закупорочные машинки и настоящие пробки? Как работала схема реализации излишков?
И самое главное – кто на самом деле придумал и организовал эту схему. Жадный Цевелидзе, попавшийся на продаже трех бутылок неучтенной водки, на роль «профессора Мориарти» явно не тянул…
Написать комментарий
5