Какие документы предоставили в Кремль американцы, на основании которых посадили и лишили звания лётчика-аса – Героя СССР

В СССР сняли много талантливых фильмов о ВОВ. Один из самых лучших – «В бой идут одни старики» режиссера Леонида Быкова, который при создании киноленты использовал воспоминания прославленных летчиков, в том числе дважды Героя СССР Луганского.
Из его книги Быков позаимствовал фразу «Выходи драться. На взлете бить не будем». И даже название картины он взял именно оттуда. Так любил говорить комполка Василий Меркушев, попавший «в плен» к красноармейцам, когда те сбили трофейный «мессер», на котором он летал на разведку. Правда дело закончилось не так мирно, как показано в кино.


Кадр из киноленты «В бой идут одни «старики»» (1973 г.)

После «русского гостеприимства» Василий две недели лечился в госпитале. Но вот парадокс, в мемуарах Меркушев указан не под своей фамилией, а под вымышленной – Телегин. Дело в том, что Луганский свою книгу опубликовал в суровом 1963 году. Если бы он указал фамилию Меркушев, то мемуары бы просто не вышли. Бывшего комполка после войны судили, лишили звания и наград, в том числе звезды Героя СССР, и на большой срок упрятали в лагеря. А основанием для ареста стали документы, которые в 1949 г. вдруг предоставили американцы.

Чудесное спасение

Когда началась ВОВ, Меркушев (1910 г.р.) учился в Военной академии, но уже 23 июня Вася попросился на передовую и был назначен комиссаром 247-го авиаполка. После переподготовки на новые истребители ЛаГГ-3, в августе полк прибыл на фронт. Воевать лётчики не умели и на задания летали парадным строем. «Мессеры» сбивали наших пачками. Василий не был исключением, хоть техникой пилотирования владел неплохо. Лишь через месяц у него само собой все стало получаться и 13 сентября Меркушев сбил сразу два Ме-109.

К сожалению, 1 октября 1941 г. сбили уже его. По приказу комдива Василий летал на разведку, а немцы неожиданно открыли огонь из зениток. Снаряд угодил в мотор, ЛаГГ-3 загорелся и начал падать. Высота была небольшой, с парашютом не прыгнуть, поэтому летчик решил спланировать на Сиваш. При ударе о воду истребитель перевернулся. Комиссар же спасся каким-то чудом, успев открыть фонарь кабины и отстегнуть ремни.



Гитлеровец (итальянский берсальер) на вооруженном мотоцикле, 1942 г.

До немецкого берега было около километра. Фашисты заметили падающий советский самолет и к месту крушения устремились два мотоцикла, с которых открыли пулеметный огонь. Дело было безнадежное, шансов выжить ноль. Но спасли артиллеристы, уничтожившие фрицев. Меркушев разделся и доплыл до наших, хоть, как легендарный Чапаев, был ранен в руку. А когда на следующий день пилот прибыл в полк, там шел митинг:

«Наш комиссар… геройски… Не забудем, товарищи! Отомстим!».

В. Конев, «Герои без Золотых Звезд».

Герой СССР

9 мая 1942 г. Василий в поединке один на один сбил аса Геринга – кавалера Рыцарского Железного креста Германа Норке. Через два часа он снова был в бою, где его шестерку Як-1 атаковали более 20 Ме-109. Завертелись карусели по вертикали. Лейтенант Базаров сбил одного «мессера», но у него закончились боеприпасы, а на хвосте висело сразу три «врага». Базаров уже решил идти на таран, но к нему на помощь пришел комиссар, который завалил одного «мессера», а два других улетели. В мае и июле ас уничтожил еще три «фрица» (общий счет достиг 10) и был награжден орденом Ленина.

Накануне Курской битвы Меркушев возглавил 247-й полк, при этом продолжил летать. 5 августа он с ведомым сопровождал шестерку «илов», как вдруг сверху их атаковало четыре «мессера». «Яки» ринулись наперерез под углом 45 градусов, а комполка срезал головного «стервятника». Остальные кинулись врассыпную, но герой статьи не дал одному уйти. Всего в ходе сражения под Курском Василий Афанасьевич сбил 9 самолетов фашистов и был удостоен звания Героя СССР. К июню 1944 г. на его счету было 411 боевых вылетов, 110 воздушных боев и 25 сбитых самолетов врага. Но 412 вылет стал роковым…



Герой повествования на фоне одномоторного истребителя Як-1.

В немецком плену

4 июня 1944 г. Меркушев лететь не хотел. У него впервые в жизни было плохое предчувствие, но комдив приказал всему 156 ГвИАП блокировать немецкие аэродромы в районе румынского города Яссы. Как итог, самолет комполка подбили зенитки и он тяжелораненый, получивший сильные ожоги, едва успел выпрыгнуть с парашютом. После этого ас угодил в плен к румынам, которые украли у него часы, портсигар, «Золотую Звезду» и ордена.

А вот ценные документы румыны передали немцам, в том числе блокнот с анализом работы полка. В нем также были указаны позывные всех радиостанций на участке фронта. Блокнот нельзя было брать в полет! Комполка 1.5 месяца лечили в госпитале для военнопленных, а затем доставили на допрос. Василий подтвердил то, что написано в блокноте, но категорически отказался подписывать допросный протокол.

Его сильно избили и бросили в карцер, где держали три недели, выдавая в сутки 200 г хлеба и 400 г воды. После чего пленник все подписал и его перевезли в Берлин, где создали шикарные условия, накормили деликатесами и предложили вступить в РОА. Только бесполезно. А потому его избили и отправили в лагерь Вайден, где продолжилась вербовка в РОА. При этом немцы расстреливали каждого десятого из тех, кто отказался работать на врага. Спасли комполка товарищи, дав ему номер, погибшего бойца, а 22 апреля 1945 г. лагерь освободили американцы.


Советские военнопленные, 1944 г.

Хождение по мукам

Проверка длилась полгода. Днем бывшие военнопленные работали по 10 часов, а ночью шли допросы. Меркушев прошел проверку. В 1949 г. он занимал должность заместителя командира 254-й авиадивизии в Хабаровске. Но 22 февраля 1949 г. его арестовали прямо в части, за праздничным столом. Оказалось, что янки предоставили МГБ протоколы допросов летчика абвером.

«Из них следовало, что он подробно рассказал немцам о наличии и месте дислокации 28 истребительных и штурмовых авиаполков, назвал известный ему командный состав перечисленных частей, дал оценку боевым качествам самолетов-истребителей Як-1, Як-7, Як-9 и т.д.»

В. Котов, «Герои без Золотых Звезд».

Василий в свое оправдание сказал, что его допрашивали через 45 дней после ареста. К тому времени все данные уже устарели, а фамилии командиров и их звания он назвал неправильно. Проверка подтвердила его слова. Роковую роль сыграл блокнот с позывными радиостанций. В результате Меркушеву дали 10 лет лагерей, плюс лишили звания и наград. Срок он отбывал в Соликамске, где работал бригадиром.


Фото из материалов уголовного дела.

Освободили Василия Афанасьевича в июне 1954 г. по амнистии. В 1957 г. ему вернули награды и звание, посчитав, что сведения, которые он сообщил немцам, не представляют ценности. А вот судимость с ветерана сняли только в 2002 году. Легендарный человек, что ещё тут скажешь!
Источник
« 8 десертов из Советского Союза, которые стоит...
Крутые советские мотоциклы ИЖ, которые так и не... »
  • +94

Написать комментарий
6

-1
Автор, ты читаешь, что пишешь? «Василий летал на разведку, а немцы неожиданно открыли огонь из зениток.» Ну никак нельзя было подумать, что немцы вдруг ни с того ни с сего откроют огонь.
-1
  • avatar
  • Conan
Легенда.
+2
двоякая история посадили вроде правильно
+5
Легендарный человек! Еще не известно как бы повел себя другой на его месте.
+3
я читал что на боевой вылет с наградами не летали
0
Офигеть…
Запрещено использовать нецензурную брань и оскорбления.