Многое зависело от преподавателя НВП. Случалось что мы (разгильдяи) в корридоре по 20 минут стояли в шеренге, пока не будет чёткое понимание как стоять в строю и подчиняться командам «равняйсь», «смирно» и «вольно».
Вспоминается с благодарностью наш Военрук — подполковник танковых войск в отставке, участник Войны Валеев Галей Мубаракшевич. Он нас не только учил, но и по отечески воспитывал — чтобы мы были в первую очередь ЛЮДЬМИ. С возрастом многое из сказанного им тогда понимаешь лучше… Он ещё и в тех самых Тоцких учениях принимал участие — видел реальный взрыв «Татьяны» и его последствия. Как-то привёл на урок своего друга. Тот тоже пожилой, в форме. И принёс полный портфель разных мин — показывал на как их устанавливать, рассказывал об их особенностях. Стрелять из ТОЗ он нас водил в тир на заводе ЖБИ, а в школе мы только из воздушек стреляли и изучали правильное прицеливание. После 9-го класса у нас были сборы — учились по карте ходить, окапываться и т.д., а в один день поехали на полигон и стреляли из Калаша — 3 патрона одиночно, остальные очередью(всего 9). Потом кто хотел — ещё раз дали пострелять, а по-моему хотели все! Ещё он с нами по осени на картошку ездил. Кстати: у нас и девочки занимались на НВП, автомат так азартно собирали-разбирали бывало… Только перед уроком Галей Мубаракшевич нас строил в коридоре и проверял внешний вид, делал замечания. Девчонок у кого увидит — отправлял в туалет лак с ногтей смывать и стыдил за слишком короткие платья. И готовил нас на общегородскую «зарницу» и конкурсы песни и строя. Ещё у нас трудовик-столяр Дмитрий Никифорович тоже был ветеран войны, артиллерист. Бывало его не слушались и шумели на уроке — всё изменилось, когда 9 мая он пришёл в форме и при орденах… Оказалось у него с войны осколок в шее — осенью в распутицу они вручную катили пушку и она колесом наехала на неразорвавшийся снаряд. Все сразу стали вытягивать шеи — посмотреть где осколок… Дмитрий Никифорович даже рассмеялся — ну что вы, не видно его… После этого мы его очень зауважали! А в 116-й школе Военрук был ветеран войны, Герой Советского Союза Умеркин. Он в войну оставшись один у орудия отражал атаку Немецких танков. Так вот — он добился, что в подвале школы соорудили тир — из ТОЗ (мелкашек) стрелять. И там парни даже в перемену ходили стреляли, могли всегда когда захотят. Сейчас там в школьном дворе его бронзовый бюст установлен. Сейчас если вернут НВП в школе — наверное бывшие участники СВО его будут вести.
Когда я учился в восьмом классе в 60-ом году у нас было не НВП, а Военное дело. Один урок в неделю. Девчонок на физру, а мы, мальчишки, в кабинет военной подготовки. Автоматов АК в школе не было и нас учили на ППШ, ППС и винтовку Мосина. Естественно противогаз, полевой телефон. Ну и плакаты с арторудиями, танками, автомашинами. Иногда стреляли из малокалиберной винтовки в тире в подвале школы. Пять патронов на каждого.
А еще были военные сборы после 9 класса. Для мальчиков. Мы проходили в летних лагерях Омского танкового училища. Чудесное время! Именно там и понял, что армия — не моё. Офицерское звание получил другим путем.
На третьем фото полковник не правильно разборку автомата производит! Извлекает затворную раму не отстегнув магазин! Далека по предмету! Завтра в школу с родителями и без погон!
В моё время НВП нравилась всем пацанам и даже некоторым девчонкам. Когда её убрали из программы средних школ, я был в шоке. Зачем?! Ведь азы армейской службы никому не помешают! Некоторые потом и в армии служить не будут, так хоть что нибудь поймут. Кому помешает умение накладывать жгут, перевязки, шины, оказывать первую помощь при ранениях, ожогах? Мужикам вообще стыдно этого не уметь. Говорите возвращают её в школы? Ну, дай то бог!
Написать комментарий
12