Почему Герой СССР Мазаник после войны жила в страхе до последнего дня

Эта скромная женщина вошла в историю как непосредственная участница ликвидации одного из главных организаторов оккупации Белоруссии в годы Великой Отечественной войны, генерального комиссара Вильгельма Кубе.




Удостоившись звания Героя Советского Союза за совершенный подвиг, Елена Мазаник потом всю жизнь жила в страхе, боялась, что ее найдут и отомстят. Спустя много лет ее действительно нашли — она получила письмо от жены Кубе, в доме которой в те далекие годы была прислугой. Она долго не решалась вскрыть конверт, опасаясь, что в нем находится яд. Но там было совсем другое…

Детство и юность Елены Мазаник


Елена Мазаник

Она не была профессиональной разведчицей, подпольщицей или партизанкой, как о ней писали многочисленные СМИ в первые послевоенные годы. Она была обычной сельской женщиной, родившейся в 1914 году, в простой крестьянской семье, на ферме, недалеко от белорусской деревни Поддегтярная, расположенной примерно в шестидесяти километрах от Минска.

Семья Мазаник, в которой росло четверо детей, была бедной, занималась натуральным хозяйством, но все дети ходили в сельскую школу. Когда умер отец семейства, детям пришлось самим зарабатывать на жизнь тяжелым трудом. Елена с детства работала в огороде, выращивала цыплят, ухаживала за скотиной.

В шестнадцатилетнем возрасте она решила переехать в Минск, где устроилась работать официанткой в столовую Совнаркома, и вскоре вышла замуж. Двое родов оказались неблагополучными, первый ребенок умер через полтора года, второй — во время родов.


Елена Мазаник

В 1939 году Елена устроилась работать в столовую ЦК КПСС Белоруссии. Когда началась Великая Отечественная война и пал Минск, Елена осталась без работы и, чтобы выжить, вынуждена была устроиться уборщицей в одну из немецких воинских частей, потом перешла на должность официантки при заводской столовой. При устройстве на работу она назвалась Галиной, под этим именем ее и знали оккупанты.

Вербовка


Елена Мазаник

В начале лета 1943 года на нее обратил внимание генеральный комиссар Белоруссии Вильгельм Кубе, который подыскивал себе горничную. Он знал, что Елена работала в совнаркомовской столовой, где плохих работников не держат, и предложил ей работу в своем трехэтажном особняке. Всегда услужливая, исполнительная, знающая толк в приготовлении пищи, в сервировке, в уборке, Елена вскоре стала личной служанкой супруги гауляйтера Аниты.

К тому времени Вильгельм Кубе пережил уже несколько покушений на свою жизнь и всегда «выходил сухим из воды». Его называли везунчиком, у которого на одном плече сидит дьявол, на другом — ангел, помогающий ему интуитивно чувствовать и избегать самых дерзких нападений и диверсий. И когда новая горничная переступила порог его особняка, он был в очередной разработке советской разведки.

В июле Кубе в очередной раз удалось избежать смерти, когда взорвавшаяся в минском театре бомба унесла жизни семидесяти немецких солдат, он вышел из зала буквально за пару минут до взрыва. А в августе оперативная группа НКВД уже вышла на Елену Мазаник через одну из уборщиц, работавших в особняке Кубе.

После нескольких встреч с руководителем оперативной группы, готовившей ликвидацию Вильгельма Кубе, Елена согласилась принять участие в операции, но поставила условие, что для них с сестрой Валентиной, которая в то время также проживала в оккупированном Минске, будет организована немедленная эвакуация в Москву.

Бомба для гауляйтера


Гауляйтер Минска Вильгельм Кубе

Вначале планировалось организовать отравление гауляйтера мышьяком, подсыпав ему яд в пищу, но Елена, которая легко могла это сделать, поскольку имела доступ к кухне, категорически отказалась действовать таким способом. Она объяснила свой отказ тем, что у Кубе четверо маленьких детей и беременная жена, которые наверняка пострадают, если яд будет подсыпан в пищу.

Она понимала, что Кубе — враг, и его ликвидация — справедливый акт возмездия, но ни его жена Анита, ни тем более дети не сделали ей ничего плохого. Елена готова была рисковать жизнью, предложив пронести в дом взрывное устройство, которое сработает ночью в спальне гауляйтера. Решено было так и сделать.

21 сентября 1943 года Елена Мазаник в последний раз вошла в особняк, где жила семья Кубе. Она достала из своей сумки бомбу, запустила часовой механизм, рассчитанный на 24 часа, и спрятала ее под одеждой. Почти сутки она носила на себе устройство, которое могло взорваться в любую секунду. Выбрав момент, когда охранник ненадолго отошел от дверей спальни гауляйтера, она метнулась туда и заложила бомбу под пружины матраса. Затем она спокойно вышла из квартиры и, сославшись на зубную боль, сказала, что идет к врачу.


Анита Кубе с детьми. 1943 ujl

Бомба взорвалась поздно вечером, на сорок минут раньше запланированного времени, но Кубе к тому времени уже был в постели. Он погиб мгновенно, его беременная жена и дети при этом не пострадали, так как спали в других комнатах.

Дальнейшая судьба


Елена Мазаник

К тому времени Елена и ее сестра Валентина уже были далеко от Минска. Сначала их эвакуировали с оккупированной территории в подконтрольные партизанам леса, а на следующий день отправили на большую землю самолетом. Немцы их не нашли, хотя подняли на ноги весь город, а после этого заставили вырыть себе братскую могилу сотням человек и расстреляли в качестве коллективного наказания за убийство гауляйтера.

Елена узнала об этом только когда вернулась в Минск после окончания Великой Отечественной войны. Смерть невинных людей, погибших после ликвидации Кубке, стала для нее настоящей трагедией. Она не могла об этом говорить, не могла рассказывать о своем подвиге, за который была награждена звездой Героя и Орденом Ленина. И хотя после войны она закончила высшую партийную школу и занималась общественной деятельностью, ей тяжело было вспоминать о прошедших событиях. По иронии судьбы окна квартиры Елены, которую она после войны получила в Минске, выходили на бывший особняк Кубе, где когда-то все и произошло.

Со временем Елена стала опасаться появляться на публике, она боялась, что ей могут отомстить либо подросшие сыновья Кубе, либо кто-то из родственников погибших после этой операции горожан.

И однажды она получила письмо от Аниты Кубе. Трясущимися руками открыла конверт, опасаясь, что в нем может быть смертоносный яд, но ее бывшая хозяйка писала, что давно простила ее и не держит на нее зла. Елена Мазаник умерла в 1996 году, в возрасте 82 лет и была похоронена на Восточном кладбище Минска.
Источник
« Что бы Сталин сказал Росавиации о тысяче...
Подборка душевных фотографий времён СССР »
  • +4

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

0
Честь и Слава нашим Героям!