По всему было видно, что этот человек рожден для самых высоких открытий. Под его началом в небо запустили первую советскую ракету. Правда, после посадили на десять лет, но даже за решеткой Сергей Королев трудился в конструкторском бюро.

После досрочного освобождения последовали новые грандиозные открытия, многократно умножившие мощь СССР. Такой стиль жизни не давал шанса уделять внимание близким. Но если первая жена испытания регулярной разлукой не выдержала, то вторая сделала все, чтоб главный советский конструктор превратился еще и в счастливого мужчину.
Судьбоносное совпадение

Первая супруга Королева Ксения.
О первой встрече с будущим мужем Нина Котенкова рассказывала много раз. Весной 1947-го в НИИ-88 она пришла в качестве единственной переводчицы английского. Все остальные были «немками». В один из дней Королеву потребовался перевод статьи из научного британского журнала, и к нему отправили Нину. Первый руководитель предложил перевести сложный материал с массой технических терминов, что девушке не особо профессионально удалось.
Она и сама признавала, что сделала работу плохо, так как не владела техническим языком. Королев отметил, что такое сотрудничество его не устраивает, но все же дал Нине инженера-консультанта для реабилитации. Второй перевод понравился главному конструктору больше. Как, видимо, и сама Нина. Потому что с того момента он стал все чаще приглашать ее в кабинет. Как-то при очередном рабочем разговоре Сергей Павлович резко остановился, читая перевод, положил свою руку на Нинину и неожиданно спросил:
— Что вы делаете в воскресенье?
Нина скромно ответила, что планов не строила. Тогда Королев предложил ресторан.
— Я не люблю рестораны, но пойдемте, — согласилась она.
Личный водитель отвез пару в Химки. После прогулки по набережной у Речного вокзала они отобедали в ресторане. Немного выпив, Королев стал буквально изливать душу. Рассказал о проблемах в личной жизни, о семье, в которой давно не живет. На обратном пути спросил, куда подвезти подчиненную. Она назвала домашний адрес, и тут случилось неожиданное. Оказалось, Королев и Котенкова – соседи! Они не просто жили в одном доме, но даже в одном подъезде. Квартира матери Нины располагалась на первом этаже, а Сергея Павловича — на втором. Раз так сложилось, решили подняться к нему. В тот первый вечер Нина не ушла, оставшись не просто на ночь, а на всю его оставшуюся жизнь.
Долгожданный развод

Сергей Павлович наконец понял, что нашел счастье.
На тот момент Нине только исполнилось 27, Королев перешагнул 40-летний юбилей. Он все еще числился официальным мужем Ксении Винцентини. Правда, из четверти века совместной жизни на бумаге по факту прожили от силы 8 лет с большими перерывами. Нина Котенкова с детства была увлеченной и всесторонне развитой девочкой. Много лет увлекалась балетом, занималась музыкой, имела второй волейбольный разряд. После того, как выучилась на переводчицу, вышла замуж. Ее первым мужем был Владимир Ермолаев — авиационный конструктор, генерал-майор инженерно-авиационной службы. 31 декабря 1944 года он умер после брюшного тифа.
Нина очень тяжело перенесла раннее вдовство и пообещала себе жить одной. Но новая встреча все изменила. Королев тоже пережил за свои годы немало. После ложного обвинения и тюремного заключения была долгая командировка в Германию. Семейная жизнь давала трещину, и пытаясь что-то наладить, Королев добился разрешения переезда за границу жены Ксении и дочери. Только после воссоединения стало еще понятнее, насколько далеки супруги стали друг от друга за время жизни врозь. После отъезда супруги отношениям настал конец. Оставалось только оформить развод.

Семьи Королевых и Гагариных.
Этот исход приблизила Нина. Королев твердо решил сделать ее своей женой. Этот брак стал вторым и последним для Сергея Павловича. Отношения виделись приближенным семьи теплыми и трогательными. Друзья Королевых вспоминали, как конструктор любил делать утонченной Нине необычные подарки. В 1965-м коллектив бюро вручил Сергею Павловичу портрет в необычной технике интарсии — инкрустация деревом. Конструктор оценил оригинальность подарка и решил, что его любимая супруга обрадуется такому же.
Королев нашел художницу Сущинину и заказал портрет Нины. За образец выбрал фото 1943 года. На нем Нина Ивановна была запечатлена, будучи переводчицей в советском торговом представительстве Тегерана. Сегодня этот портрет живет в кабинете Сергея Павловича в Мемориальном доме-музее академика Королева. Подарок от коллег, вдохновивший конструктора, хранится там же, но на секретере в кабинете его жены.
Последние счастливые годы

Фото из семейного альбома.
Понимая, что жизнь в разлуке к хорошему не приводит, со временем Нина оставила работу. Ей хотелось сопровождать мужа и быть ему опорой в долгих командировках. С любимой спутницей жизни Королев делился удачами, невезениями, всем дорогим и сокровенным. Секретная работа, командировки, полигоны, самые суровые климатические условия стали препонами в первом браке. Расставания и трудности сломали чувства, уступив самолюбию, расчету, эгоизму. Но в Нине Сергей Павлович обрел свое настоящее счастье, и доказательством тому — их переписка. По-юношески пылкие, искренние сообщения о деталях самочувствия, о волнении друг за друга, о незначительных мелочах, просьбы просто беречь себя.
Главным в их союзе было одно – постоянное желание быть рядом даже за тысячи километров, ощущать взаимное тепло, поддержку друг друга. Обилие уменьшительно-ласкательных обращений, повторение заверений «всегда твой», «только твоя». 18 лет ненаигранного счастья закончились со смертью Сергея Павловича. В тот страшный день Нина потеряла весь мир, которым был для нее муж.

Комната Дома-музея с портретом любимой жены.
Нина Ивановна пережила Королева на 33 года. Трепетнее всего она относилась к воспоминаниям о нем. Готовилась к юбилейным конференциям, участвовала в переиздании книг, статей, съемках кинофильмов и телепередач. Она не позволяла ни в чем отступать от лучшей правды о муже. Последние несколько лет тяжело болела и избегала любых встреч. Находила утешение в многолетних хлопотах по созданию музея, благодаря чему в 1975-м он открылся.