Секретный советский танк, о существовании которого стало известно лишь после 1991 года

Советский экспериментальный танк, известный как «Объект 775», безусловно является одной из наиболее интересных разработок советских конструкторов. Однако, вместе с тем 775-й был далеко не первой машиной в своём роде.




История подобных танков началась ещё в 1930-е годы, а наибольшее развитие получила в эпоху правления Никиты Сергеевича Хрущева. Что же это за машины такие были и почему широкий круг граждан узнал о них лишь после 1991 года?


Первенец в своём роде.

В 1930-е годы Советский Союз принялся делать первые уверенные шаги на ниве ракетостроения. Конечно, до полноценных военных баллистических ракет в ту пору было ещё далеко. Однако, на ниве разработки неуправляемых реактивных снарядов был достигнут значительный успех ещё до начала Великой Отечественной войны. Тогда же в Союзе впервые была озвучена идея о том, что ракетами можно снаряжать не только реактивные миномёты или ударные самолёты, но и танки.

В 1936 году на базе лёгкого танка БТ-5 был создан экспериментальный РБТ-5, что, помимо штатного артиллерийского вооружения, нёс две огромные 250-килограмовые «танковые торпеды». И как часто бывает с передовыми идеями – первый блин вышел комом. Перезаряжать РБТ-5 сложно, стрелял он недалеко и абсолютно неточно. Поэтому вскоре работы по ракетному танку свернули.


Интерес к ракетам был не праздным.

После окончания Второй мировой войны развитие ракетостроения получило новый импульс. Настолько мощный, что уже в 1957 году Советский Союз запустил в космос первый в истории человечества искусственный спутник. Интерес к ракетной технике был отнюдь не праздным. С одной стороны, перед человеком открывался космос со всеми его потенциальными преимуществами в сфере развития связи и разведки (в широком смысле: погодной, геологической, военной и т.п). С другой стороны, человечество шагнуло в эпоху атомного оружия. Самолёты-бомбардировщики, как средство доставки, были так себе. Нужны были ракеты, способные пролететь не одну тысячу километров. Нужно ли говорить, что не одними только «высокими материями» жило ракетостроение? Так, в том же году, когда Советский Союз запустил на околоземную орбиту, Спутник-1 специалисты ОКБ-16 завода №183 (Уралвагонзавод) взялись за разработку нового танка.


Ракетостроение шагало семимильными шагами.

Так, впервые с 1930-х годов в СССР вернулись к идее создания боевой машины вооруженной не артиллерийской, а ракетной системой. Объект 150 или ИТ-1 «Дракон» был построен на шасси среднего танка Т-62, который оснастили противотанковой ракетной системой. Завершится разработка этой машины лишь в 1968 году. Тогда же танк примут на вооружение и даже выпустят в количестве 193 единиц. В эксплуатации машина продержится до 1974 года. Нигде, кроме как на армейских полигонах, она показываться не будет. В итоге ИТ-1 снимут с вооружения по причине отсутствия артиллерийского вооружения и наличия мёртвой зоны у используемого ракетного вооружения.

При этом параллельно с объектом 150 в Союзе создавались и другие ракетные танки. Например, в 1965 году собственный вариант подобной боевой машины представили конструкторы кировского ЛКЗ. Машину на базе Т-64 лишили пушки, оснастив двумя ракетными установками «Молния» с запасом из 32 ракет. Однако, эта машина даже до принятия не добралась.


Серьёзная могла быть машина.

Наконец, был в Советском Союзе ещё один классический ракетный танк – наш сегодняшний герой. Объект 775 был представлен военным ещё за три года до появления машины ЛКЗ. За разработку 775-го отвечал конструкторский коллектив Челябинского тракторного завода. Проектом ракетного танка руководил известный советский конструктор и Герой Соцтруда Павел Павлович Исаков. Разработка машины велась два с лишним года. В отличие от упомянутых выше аналогов, челябинский ракетный танк сохранил полноценную вращающуюся башню. Однако, артиллерийского вооружения у 775-го так же не было. Вместо него машина получила пусковую установку, которая внешне напоминает обычную танковую пушку. Вот только стрелять из неё можно было исключительно ракетами, как управляемыми, так и не управляемыми. В зависимости от используемой ракеты танк мог поражать цели на дистанциях от 4 до 9 км. Правда дальность прямого выстрела была ограничена всего 750 метрами. Скорострельность ракетного танка достигала 8-10 выстрелов в минуту.


Было несколько разработок.

Ракетная пусковая установка Д-126 была оснащена автоматом заряжания, благодаря чему экипаж 775-го удалось сократить всего до двух человек. В остальном большинство узлов и агрегатов с незначительными изменениями достались машине от танка Т-64. На испытаниях ракетный танк демонстрировал хорошую подвижность, малозаметность в сравнении с обычными танками. Неплохие результаты новинка демонстрировала и на стрельбах. Некоторые даже пророчили, что 775-й будет принят на вооружение как этакие «ракетный охотник на танки». Однако, и этой экспериментальной машине не свезло… В ходе испытаний стало понятно, что у разработки есть большие проблемы с обзорностью и надёжностью систему наведения ракет. В итоге, опыт работы по 775-му был признан полезным, но бесперспективным. На вооружение машину принимать не стали.


Ни один так и не прижился в армии.

Прошло ещё немного времени, и советские танкостроители и вовсе оказались от идеи ракетных боевых машин. С одной стороны, произошло это по причине того, что всё-таки созданные образцы наглядно продемонстрировали узость специализации такой техники. С другой стороны, тогда же в СССР была создана танковая пушка с возможностью запуска противотанковой ракеты. Это достижение окончательно поставило крест на ракетных танках.

Источник: novate.ru/blogs/260126/76007/
Источник
« Почему советские фильмы мы пересматриваем снова...
Василий Павлович Кисляков. Люди из стали »
  • +2

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.