Михаил Шемякин был истинным авангардистом. В искусстве и по жизни. Он с малых лет привыкший отстаивать свою правду, пронес это качество через всю свою жизнь. Его не признавали, считали сумасшедшим, закрывали в психушке, а он все равно продолжал творить.

Настоящий художник, всегда отстаивающий свое мнение и право на свое месте в искусстве. Почему на родине он всегда подвергался критике? Почему даже коллеги художники считали его безумием. И как ему удалось не просто выжить, но и прославиться.
Мальчик против осуждения толпы

Одинокий мальчик с не сломленной волей.
Михаил родился в семье актрисы и военного, в разгар Великой Отечественной войны. 1943 год обязывал его отца, как военнообязанного находиться по месту распределения. Речи о том, что он может остаться с женой в Москве не было. Поэтому его мать отправилась в Дрезден к мужу, практически сразу после рождения Михаила.
Мальчик рос в напряженной атмосфере. В ГДР настороженно относились к русским военным. Многие потеряли близких на войне и не могли этого простить. Так получилось, что Михаил с самого детства вынужден был бороться. За свою правду, за свою веру, за свои убеждения. Возможно, именно это и послужило основой формирования его характера. Непоколебимость, упорство и сила воли. Все это воспитало в нем негативно настроенное общество.
Совершенно другой художник

Авангардист в искусстве и по жизни.
Лишь в 1957 году семья Михаила смогли вернуться в Ленинград. Однако стиль жизни в ГДР отложил свой отпечаток на мальчика. Он стремился к искусству, но искусству свободному. Такому, какое он видел заграницей. Но начинать пришлось с основ. Ради мечты, он всего лишь за ночь смог нарисовать иллюстрации к сказке Пушкина. Благодаря этому его приняли в школу искусств имени Ивана Репина. Казалось, что исполнение мечты уже совсем близко, но это было далеко не так. Он забыл, что находился в обществе, которое выстраивали строго по линеечке. Оно должно было быть четким, ровным и одинаковым. А он делился с учащимися свободными взглядами на искусство, лелеял мечту сделать прорыв в живописи и вспоминал ГДР. Все это не понравилось советской власти. За свою мечту он был отчислен из художественной школы.
Сломало ли это его? Нет, хотя могло. Ведь после этого последовала череда малооплачиваемых подработок. Выживание в коммуналке и борьба за свою идеологию. На него много раз доносили, пытались вытравить из общества творческих деятелей, сломать. Однажды его даже поместили в психушку, чтобы окончательно сломить его волю. Но у них ничего не вышло. Шемякина было не сломить. Он, словно непробиваемая скала, стоял за свои убеждения и взгляды. Смог бы он выдержать все это в одиночку? Вряд ли. Хорошо, что в его жизни были нужные ему люди, которые всегда поддерживали его на тернистом пути к славе.
Верный друг и настоящая поддержка

Самый верный друг.
Особую роль в жизни Михаила сыграла Ребекка. Удивительная женщина, с французскими корнями и невероятной верой в Шемякина. Она смогла стать не просто музой, а самым верным другом и опорой. Она перенесла все и не сломалась. Она верила в успех Михаила и оказалась права. Они сошлись на любви к свободному искусству. В своей коммуналке они устраивали удивительные интермедии. Искусство было по всюду. Они жили им. И после рождения дочери мало что изменилось. Но тогда они впервые заговорили о том, что пришло время уезжать. В этой стране им не дадут работать, не дадут творить, не дадут дышать.
Тогда они решились на отчаянный шаг – покорить Париж. И им это удалось. Не сразу, не просто, но удалось. С помощью Верни они покинули Советский Союз и смогли воссоединиться лишь через год. Но и потом успех не сразу вломился в их жизнь. Они пережили все – и то, как Верни выкинула их на мороз без денег, и скитания по подвалам, и долгий путь к признанию. И спустя годы, когда талант Михаила был полностью признан, им пришлось расстаться. Это не был скандальный разрыв, просто их дочери для лечения требовался особый климат, и Ребекка с ней уехали. А дальше у каждого в жизни начался свой путь. Но Михаил до последних дней Ребекки заботился о ней, ведь она навсегда для него осталась верным другом и настоящей поддержкой.
Враг под личиной спасителя

Верни хотела запереть Шемякина в клетку, но ничего не вышло.
Главным монстром в жизни Михаила стала Дина Верни. Она была двуликим врагом, который слишком хорошо притворялся другом. Однажды в коммуналку Михаила пришла французская женщина, прекрасно говорившая по-русски. Она посмотрела на полотна и художника и пообещала устроить ему выставку в Париже. И она действительно могла это сделать. Ведь это была Дина, вдова Майоля. Ей практически принадлежал весь творческий район Парижа. Ей потребовалось пойти на хитрость и с помощью дипломатов, она вывезла картины Михаила во Францию. После чего перевезла туда его жену и дочь. И лишь год спустя, помогла самому Михаилу покинуть родину.
Она поселила Шемякиных в замке, готовила его выставку. Казалось, что мечта наконец-то осуществится. Но после первого успеха, Верни преподнесла неприятный сюрприз. Она подготовила контракт, сроком на десять лет. По его условию, художник становился практически её творческим рабом. Рисовать ему разрешалось лишь то, что она одобрит. Получался эдакий советский строй в миниатюре. Конечно же, Шемякин не пошел на это. Более того, когда Вени выкинула его семью на мороз, он даже мысли не допускал о том, чтобы пойти к ней на поклон. Его не сломил советский строй, так неужели, Верни думала, что у нее это получится? Наивно. Михаил все же смог получить признание творческого сообщества Парижа. Михаилу хотелось большего. Он считал, что легко быть признанным художником в Париже, а ему хотелось бросить вызов самому себе. Тогда он с женой перебрался в Нью-Йорк. Жаль вместе они прожили недолго. После того как его дочь заболела и ей потребовалась смена климата, Ребекка с дочкой покинула художника. Но к нему в дверь уже стучались новые перемены.
Подарок Высоцкого

Подарок, ставший судьбой.
С Высоцким художник был дружен долгое время. Они вместе пили, пели, творили. Он всегда был для Михаила родственной душой. И, как оказалось, уже после смерти смог преподнести художнику подарок. В то время, Михаил уже жил в Нью-Йорке. К нему поступило предложение сняться в фильме про Высоцкого и он, конечно же, не смог отказать. Тогда к нему отправили Сару, которая была переводчицей и прекрасно говорила по-русски. Они сразу почувствовали незримую связь.
Михаил рисовал ее для многих полотен. А она всегда держала его за руку. Даже когда его первая жена Ребекка заболела, она вместе с Михаилом отправилась к ней. Эти двое сошлись в зрелом возрасте. У каждого за плечами был долгий путь. Но они смогли найти друг для друга место в своем сердце. Это ли не настоящая любовь?