Почему талантливую дочь поэта Чуковского выгнали из Союза писателей

Лидия Чуковская была дочерью одного из самых популярных литераторов, писателей и поэтов середины ХХ века, награжденного за доблестный труд Орденом Ленина. Пользуясь покровительством отца — Корнея Чуковского, она могла бы построить успешную карьеру в любом виде деятельности.




Но, решив идти по его стопам, столкнулась с трагедией сталинских репрессий, стала правозащитницей, открыто выступала в поддержку тех, кого объявляли диссидентами, и на долгие годы была лишена возможности публиковать свои произведения.

Счастливое детство, проведенное в Финляндии


Семья Чуковских в Куоккал

Лидия родилась в 1907 году в Петербурге и была вторым ребенком в семье известного литературного критика и публициста Корнея Чуковского и его супруги Марии Гольдфельд, по мужу Чуковской. У нее был старший брат Николай, через три года после ее рождения на свет появился младший брат Борис, а спустя тринадцать лет — младшая сестра Мария. Мурочка, как называли ее в семье, была всеобщей любимицей и героиней стихов и рассказов Корнея Чуковского, но она прожила короткую жизнь, умерев от туберкулеза в одиннадцатилетнем возрасте.

Раннее детство Лиды Чуковской прошло в Петербурге, но когда ей исполнилось пять лет, семья переехала в дачный поселок Куоккала, который в то время находился на территории Финляндии. Это было тихое, живописное место на берегу Финского залива, которое облюбовали представители русской интеллигенции. Многие снимали здесь дачи только на летний период, а некоторые приобретали дома и селились на постоянной основе.

Чуковские прожили в Куоккале почти десять лет, до самой Октябрьской революции. Их гостеприимный дом стал местом притяжения для многих творческих личностей — писателей, поэтов, художников, переводчиков. Многие были соседями, иные приезжали к ним в гости из Петербурга. По соседству с ними жил Илья Репин, который дружил с отцом Лидии и часто захаживал к ним в гости. Позднее Лидия скажет, что в детстве видела в своем доме многих знаменитых людей.


Семья Чуковских за обедом

Родители жили очень дружно, их брак был счастливым и единственным на всю жизнь, дети росли в атмосфере любви и заботы, но, к сожалению, из четверых выжили только двое старших. Маши не стало в 1931 году, Борис погиб на фронте в Великую Отечественную спустя десять лет. Старший Николай тоже воевал, но ему повезло больше — с фронта он вернулся живым.

В 15 лет редактировала переводы отца, поступила в Институт истории искусств, но на втором курсе была арестована


Лида Чуковская с отцом

После Октябрьской революции семья Чуковских вернулась в Петербург, десятилетнюю Лиду отдали учиться в женскую гимназию, а когда учебные заведения начали реформировать под совместное обучение, ее перевели в 15-ю трудовую школу, где преподавали талантливые педагоги.

Лида росла очень активным, способным и любознательным ребенком, любила читать, знала несколько иностранных языков, в пятнадцатилетнем возрасте она уже помогала отцу редактировать его переводы и, как вспоминал Корней Чуковский, делала это замечательно.

Окончив школу, Лида поступила на курсы стенографии и одновременно на словесное отделение курсов при Институте истории искусств, где изучала языки, историю, философию. Но через год случилась беда — она была арестована за изготовление антисоветской листовки, которую на самом деле напечатала ее подруга, будучи у нее в гостях и воспользовавшись печатной машинкой ее отца. Но выдавать подругу Лидия не стала и получила административное наказание — трехлетнюю ссылку в Саратов.


Лидия Чуковская и Корней Чуковский

Неизвестно, как закончилась бы эта история для юной девушки, если бы не связи отца. По его ходатайству срок ссылки сократили до 11 месяцев, а после возвращения в Ленинград Лида даже смогла продолжить учебу, поступив на филологический факультет Ленинградского университета. После окончания учебы ее под свою опеку взял известный писатель Самуил Маршак, устроив на должность редактора детской литературы в Госиздат. Позднее Лидия всегда с теплотой и благодарностью вспоминала о своем начальнике и наставнике.

Первый ее брак был неудачным, а второй — счастливым, но слишком коротким


Лидия Чуковская

В 1929 году Лидия Чуковская вышла замуж. Ее супругом стал литературовед и критик Цезарь Вольпе. В этом браке у пары родилась дочь Елена, но брак оказался недолговечным, через пять лет совместной жизни они расстались.

В том же году Лидия познакомилась с выдающимся ученым-физиком Матвеем Бронштейном. Это знакомство состоялось благодаря Самуилу Маршаку, который задумал амбициозный проект — издавать детскую научную литературу, доступным языком рассказывая детям о различных природных явлениях и научных открытиях. Матвей Бронштейн оказался не только гениальным физиком, но и талантливым писателем. Над его первой книгой они работали втроем: Бронштейн, Маршак и Лидия Чуковская. Вскоре молодые люди полюбили друг друга и сыграли свадьбу. Их брак оказался счастливым, но недолгим.


Матвей Бронштейн и Лидия Чуковская

Матвея Бронштейна арестовали в 1937 году после того, как он отказался написать в детской книге о том, что изобретателем радио был Попов, а Маркони просто украл у него изобретение. Это случилось во время его поездки к родителям в Киев. Лидия должна была ехать с ним, но неожиданно заболела дочь, и она даже не смогла проводить супруга на вокзал, в чем упрекала себя всю оставшуюся жизнь. 1937 год стал переломным в ее судьбе, по словам писательницы, всю оставшуюся жизнь он «рвался из нее наружу».

В очереди в Кресты познакомилась и подружилась с Анной Ахматовой


Анна Ахматова и Лидия Чуковская

О том, что мужа расстреляли, Лидия Чуковская узнала не сразу. После его ареста многие известные ученые и литераторы, включая ее отца, не побоялись написать письма в его защиту, но это не помогло. Официально ему был вынесен приговор «10 лет лагерей без права переписки», и Лидия продолжала выстаивать очереди в Кресты в надежде получить весточку о муже или передать ему теплые вещи.

В этой мрачной и долгой очереди, в которой люди стояли часами, судьба свела ее с Анной Ахматовой, которая приходила туда к сыну, Льву Гумилеву. Их знакомство переросло в многолетнюю дружбу и последующие частые встречи. Все это время Чуковская вела дневник, в который записывала свои впечатления о легендарной поэтессе, переписывала ее стихи. Позднее эти записи послужили важным библиографическим материалом об Ахматовой и были изданы во Франции.


Лидия Чуковская

И только в 1939 году Лидия узнала, что ее муж Матвей Бронштейн был расстрелян еще год назад и похоронен в неизвестном месте, в общей могиле. Ему было неполных 32 года. Спустя двадцать лет ей с помощью отца удалось получить официальную справку о его посмертной реабилитации.

Правозащитная деятельность и запрет на любые упоминания ее имени


Лидия Чуковская

Трагическая смерть мужа, последующий за этим разгон редакции, где работала Лидия, аресты ее сотрудников навсегда сформировали ее диссидентские взгляды. В 33 года она стала совершенно седой, но каким-то чудом ей удалось избежать ареста. За ней пришли, когда она была в командировке в Москве, заставили ее отца присутствовать при обыске, конфисковали все принадлежащее ей имущество, уволили с работы, и Лидии пришлось еще долго прятаться у родственников мужа в Киеве.

С началом Великой Отечественной войны о ней забыли, Лидия уехала в эвакуацию в Ташкент, где прожила до 1943 года. Вернувшись в Москву, устроилась работать в редакцию. В те годы она написала свои лучшие произведения — «Софья Петровна», «Спуск под воду», автобиографическую повесть «Прочерк».


Лидия Чуковская

В 1960-е годы Лидия Чуковская стала активной правозащитницей, вместе со своим отцом она писала письма советскому руководству в защиту Андрея Сахарова, Иосифа Бродского, Александра Гинзбурга и других идейных соратников по правозащитному движению. Она не побоялась написать открытое письмо Михаилу Шолохову, призывавшему к смертной казни писателей Синявского и Даниэля, публично осудив его и пообещав «творческое забвение».

После смерти отца Лидию Чуковскую исключили из Союза писателей и постарались сделать все возможное, чтобы о ней забыли. На долгие годы она была лишена возможности публиковать свои произведения и работать по специальности. Даже имя ее было запрещено упоминать в печати. Но все эти годы она оставалась стойкой и нетерпимой к несправедливости, и продолжала писать «в стол». Она писала о Цветаевой, о Сахарове, о последних годах своей жизни. Она дожила до тех пор, когда все ее произведения были опубликованы, она была восстановлена в члены Союза писателей и награждена премией имени Андрея Сахарова «За гражданское мужество писателя».


Вручение премии имени Андрея Сахарова За гражданское мужество писателя
Источник
Невероятно полезные предметы из советского... »
  • 0

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.