Как «финский ППШ» повлиял на Красную армию

Когда речь заходит об оружии Второй мировой войны, то в первую очередь вспоминают образцы, выпущенные стотысячными и миллионными тиражами. Однако, настоящие жемчужины попадаются и среди образцов, выпущенных относительно ограниченной серией.




Одной из таких может по праву считаться финский пистолет-пулемёт Suomi KP-31, визуально страшно похожий на советские ППШ и ППД. Что интересно, в своё время это оружие оказало сильное влияние и на Красную армию.


Конструктор оружия Аймо Лахти.

В вопросах оружейного конструирования XIX и XX века оказались временем абсолютно страшным уже хотя бы потому, что количество энтузиастов-самоучек на квадратный метр в этой области било все мыслимые и немыслимые рекорды. Вот и финский оружейник Аймо Лахти не был никаким «полнокровным» специалистом, закончившим соответствующий технический ВУЗ и получившим профильное образование. Происходил Лахти из обычной крестьянской семьи, а из образования у него было 6 классов сельской школы. После получения которых будущий оружейник, будучи ещё совсем пацаном, отправился работать на стекольную фабрику, чтобы помочь семье. Когда именно Аймо заинтересовался оружием – неизвестно.


Финский ПП оказал большое впечатление на Красную армию.

По одной из версий, тяга к конструированию у будущего генерал-майора финской армии появилась после того, как он купил себе винтовку Бердана на деньги, отложенные с зарплаты. При этом первый конструкторский опыт Лахти приобрёл в начале 1920-х, когда смог близко познакомиться с конструкцией одного из первых немецких пистолетов-пулемётов – МР-18. Назвать последний хоть сколь-нибудь удачной конструкцией было нельзя, однако интерес к автоматическому оружию немецкая поделка определённо разжигала. Собственно, именно это оружие и было использовано Аймо в качестве прототипа для создания своего первого пистолета-пулемёта, коим стал Suomi M-22. После доводки и подготовки к серийному производству этот образец был переименован в Suomi Konepistooli M/31. Также оружие было известно под сокращённым индексом KP-31.


Идея форсировать собственное производство ПП возникла во многом благодаря столкновению с Суоми.

К слову, тот самый пистолет-пулемёт стал далеко не единственной разработкой конструктора-самоучки. В период между мировыми войнами Лахти отметился на ниве конструирования практически всех видов пехотного оружия. Среди наиболее удачных образцов можно было бы выделить глубокую модернизацию винтовки Мосина — M-27, создание финского ручного пулемёта с барабанным магазином на 75-патронов M-26, кроме того, Финляндия обязана Аймо появлением собственного противотанкового ружья Lahti L-39. Впрочем, настоящей звездой в карьере конструктора оказался всё-таки тот самый пистолет-пулемёт. Выпускать KP-31 будут аж до 1953 года. По меркам такой небольшой страны как Финляндия (на момент 1941 года жило около 3.7 млн человек), оружие выпустят неплохим тиражом – 80 тысяч экземпляров. Из них почти 58 тысяч получили финские военные и полицейские. Остальное было экспортировано в страны-союзницы Третьего рейха в годы войны.


Финские солдаты с ПП Суоми.

Технически пистолет-пулемёт Suomi M-22 в самом хорошем смысле явление «типичным» представителем оружия своего класса I поколения. При этом нельзя сказать, что Лахти просто «собезьянничал» немецкий оригинал на собственный манер. В KP-31 присутствует достаточно много вполне оригинальных решений, качественно отличающих этот пистолет-пулемёт от аналогов из других стран. В число таких особенностей, например, входит легко снимающийся кожух ствола, обеспечивающий возможность быстрой замены последних. Другой особенностью было специфическое расположение и устройство взводной ручки затвора. Также же KP-31 был примечателен использованием системы вакуумного торможения затвора для повышения кучности огня. В общей сложности Лахти применил почти два десятка подобных оригинальных решений.


Кстати, Суоми — это ещё и название Финляндии на финском языке.

Конструктивно в основе Suomi лежало использование цельнофрезерованной ствольной коробки с круглым сечением, цельнодеревянной ложи и автоматики на свободном затворе. В качестве боеприпасов для KP-31 использовался страшно популярный в первой половине XX века патрон 9х19 мм Парабеллум. При этом разработка Лахти отличалась высоким качеством и низкой технологичностью. В том числе по этой причине тираж финских ПП был в значительной мере органичен. Стрелял KP-31 на дистанцию до 500 метров. Главным же недостатком оружия, помимо низкой технологичности, стала представительная масса. При снаряжении 70-патронным барабанным магазином вес оружия взлетал до 6.5 кг. Боевое крещение пистолет-пулемёт прошёл в годы советско-финской войны, после чего широко применялся в годы Великой Отечественной и Лапландской войнах. Несмотря на относительную малочисленность этих ПП в годы Зимней войны, KP-31 произвёл известное впечатление на командиров и солдат Красной армии. Как итог, столкновение с финским «вундерваффе» подтолкнуло советское руководство к форсированию собственных усилий по производству и насыщению армии пистолетами-пулемётами.


Ничего с Лахти не сделали, отправили на почётную пенсию.

Что же до самого Аймо Лахти, то он благополучно пережил и Вторую мировую войну, и перемирие 1944. Впрочем, тогда конструктор оказался в центре скандала. Контрольная комиссия Союзников объявила Лахти в пропаже трёх десятков образцов экспериментального оружия. По результатам расследования конструктора пожизненно отстранили от разработки и производства оружия. А в качестве «умиротворяющего компромисса» главного оружейника финской армии отправили в отставку с генеральской пенсией. Дожил Лахти до 1970 года, покинув наш бренный мир в возрасте 73 лёт проживая у себя на родине.
Источник
Душевные советские снимки »
  • +1

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.