«Все начинается с семьи». Именно эта фраза всплывает в памяти, когда знакомишься с биографией замечательной династии Вишневских. Вот уже сто двадцать пять лет бессменно, по очереди — отец, сын, внук и правнучка с полной самоотдачей трудятся хирургами во благо человечества.

Каждый из них внес свой гениальный вклад в развитие русской медицины. Каким же удивительным способом им удавалось, совмещая практику и научную деятельность, передавать эстафету подрастающему поколению?
В чем таится семейный секрет?
Вхождение в мир медицины
Первым, кто пришел в медицину из семьи Вишневских, был Александр Васильевич. Практикующий хирург прославился созданием лечащей мази, что самое ценное- из дешевых, доступных веществ, разработкой особого метода местной анестезии, получивший название «тугой ползучий инфильтрат», использованием новокаиновых блокад в целях лечения и обобщением учения о нервной трофике в хирургии. Кстати, его стройная логическая система лечения ран до сих пор остается актуальной.
Вишневский появился на свет в Чир-Юрт, в Дагестане, где служил штабс — капитаном его отец. С раннего детства он рос в условиях солдатской дисциплины и безграничной родительской любви. Мама и папа внушали ему с детства, что главное в жизни — это оставаться в любой ситуации человеком. А еще, очень важно: нести ответственность не только за любой поступок, но и за каждое порученное дело.

Дом – музей на Родине А.В.Вишневского.
Семья Вишневских жили не богато, но в доме всегда царила атмосфера тепла и уюта. Родители Саши с радостью помогали всем соседям, их уважали и любили. Учиться пришлось вдали от семьи, в Астраханской гимназии. Но когда он приезжал, вместе с отцом и друзьями ходил на охоту и рыбалку, катался на лошадях. По вечерам часто, всей семьей, сидели у костра, вели разговоры обо всем на свете.
Школьные предметы для Александра были не все интересны. Его увлекали точные науки, интересовало устройство всего живого. А на литературе он томился в ожидании звонка в каком-то полусонном состоянии. Совершенно иначе проявил себя Вишневский в Казанском университете. С горящими глазами, неуемной тягой к знаниям буквально засыпал преподавателей вопросами, стремился как можно больше получать практических навыков.

А. В. Вишневский за работой в своём кабинете.
Александр Васильевич с отличием закончил медицинский факультет и защитил докторскую по физиологии. Еше студентом, он пришел к твердому убеждению, что в любом деле, особенно медицине, только практика способствует продвижению теории. Поэтому, даже при должности приват -доцент топографической анатомии, Вишневский продолжает оперировать, работать в микробиологической лаборатории и параллельно учить будущих медиков.
Останавливаться на достигнутом было не в его правилах. Вишневский едет за границу и там осваивает инновационные методы лечения в урологии и мозговой хирургии. По возвращении практическая работа выдающегося хирурга переходит на новый уровень. Он проводит самые сложные операции на головном мозге в неврологической клинике. Перед Вишневским, постепенно выстраивается новая система обучения хирургов: Анатомия- физиология – микробиология.
Практика и теория привели к великому успеху
Во время операций он все чаще задумывается над проблемой быстрого обезболивания пациента. В те годы было принято блокировать болевую чувствительность применяя хлороформ в качестве наркоза. Этот метод часто приводил к смерти пациента, если у него были проблемы с сердцем, печенью или желчными путями. При сильном кровотечении также было неудобно выжидать — пока подействует хлороформ.
Первая мировая война ускорила создание жизненно необходимого универсального метода обезболивания. Находясь сутками за операционным столом в военных госпиталях, Александр Васильевич, из желания помочь раненым, опробовал собственную технологию, объединившую проводниковую и инфильтрационную анестезию с помощью новокаина.

А. В. Вишневский в операционной.
После множества успешно проведенных операций Вишневский делился своими наработками со специалистами. Но далеко не все были готовы сразу признать новое в науке. Зато за границей все практикующие врачи пришли в восторг, назвали способ «русским» и взяли на вооружение. Метод Вишневского позволял спасти тысячи ранее неоперабельных больных, в том числе имеющих онкобразования.
В России этот способ стал популярен на периферии. Благодаря ему, у врачей малых городов и сельских поселений, появилась возможность самим оказывать мгновенную помощь, а не заниматься доставкой больного в городские центры. Сегодня во всех клиниках мира используется местное обезболивание, вводится в пораженный орган теплый раствор новокаина.
Инновации Вишневского, дошедшие до наших дней
В первой половине девятнадцатого века среди заболеваний очень часто писали страшное слово – «гангрена». Считалось, что загноившиеся раны на конечностях человека нельзя вылечить, их просто ампутировали. Александр Васильевич стал применять новокаин в качестве лекарства и добился положительной динамики.
Еще одно направление, которое открыл Вишневский при лечении ран, это применение слабого раздражителя, эмульгированного в масле перуанского бальзама. Он изготовил мазь из доступных веществ, в духе народной медицины (березовый деготь, ксероформ и касторовое масло).

Компоненты для мази Вишневского.
Состав в малом количестве добавляли в операционную рану, наносили на швы и сверху налаживали повязку, также пропитанную этим лекарством. Вещество буквально побуждало к генерации поврежденные клетки ткани и не позволяли множиться гнойным бактериям. Александр Васильевич возглавил хирургическую клинику Всесоюзного института экспериментальной медицины, а также кафедру хирургии ЦИУ врачей.
Несмотря на высокую должность, продолжал оперировать и делится своими наработками. За заслуги перед Отечеством ему вручили премию Наркомздрава, Сталинскую премию, орден Трудового Красного Знамени и орден Ленина. Вишневский всегда жил только наукой, говорил только о медицине, думал только о том, как помочь больным.

В военном госпитале все хирурги следовали рекомендации Вишневского, делали новокаиновые блокады, использовали мазь.
В годы Второй мировой войны, благодаря открытиям Вишневского, удалось спасти многих солдат. Раны быстро заживали даже после ампутации. Александр Васильевич часто размышлял о применении своего метода при операции на легком и сердце. Он предсказал вагосимпатическую блокаду при проникающих грудных операциях.
По окончании войны академик Вишневский был назначен директором Института хирургии АМН СССР и руководил научными изысканиями до самых последних дней. В стенах института он успел подготовить себе достойную смену — выдающихся специалистов.
Виват, династия Вишневских
Александр Васильевич не был оратором, но рассказывая о своих теориях, всегда был искренне убедителен. Своему сыну Александру Вишневский сумел привить любовь к человеку. Александр Александрович продолжил дело своего отца. Он оказался достойным преемником, который превзошел своего учителя.

А В Вишневский с сыном Александром.
О нем сегодня говорят как об академике, профессоре, докторе медицинских наук, главном хирурге Министерства обороны, который участвовал в Советско-Финляндской войне. В годы Второй мировой он получил звание генерал — полковника медицинской службы.
Именно Александр Александрович провел первую операцию на сердце с использованием местной анестезии, разработал и провел первую операцию на открытом сердце, применяя советский аппарат искусственного кровообращения. Он первым произвел пересадку сердца.

А.А. Вишневский проводит операцию на сердце, 1968 г. ОФ 69389.
Сын Вишневского внес вклад в развитие торакальной, абдоминальной хирургии, клинической трансплантологии, медицинской кибернетики, комбустиологии и применении полимеров в хирургии. А еще он осуществил разработку и подготовку к внедрению в клиническую практику лазерных хирургических средств.

А. А. Вишневский-младший настраивает перед операцией лазерный луч.
Александр Александрович один из медиков, осуществляющих контроль за медицинским состоянием космонавтов. Его сын – внук Александра Васильевича, выучился на торакального и пластического хирурга и был назначен руководителем торакальным отделением института.

Внук А. В. Вишневского Александр Александрович и его дочь Галина, правнучка Вишневского. Посередине краевед Зайнаб Мурадисинова. Фото: Из личного архива Зайнаб Мурадисиновой.
В духе семейных традиций, его дочь, правнучка известного академика А.В. Вишневского служит на благо человечеству торакальным хирургом в Российском научном центре хирургии им. В.В.Петровского. Она – доктор медицинских наук