Лето 1943 года. Шла Великая Отечественная война. В этом году происходили решающие события — жесточайшие бои на Курской дуге. В тылу тоже были перемены, которые имели немалое значение. 16 июля 1943 года вышло постановление Совнаркома СССР о раздельном обучении мальчиков и девочек.

Страна потеряла на полях сражений огромное количество своих сыновей. Нужно было готовить новое поколение. Юношей — для фронта. Девушек — для ведения домашнего хозяйства.
Как это было

В 1943 году было решено, что мальчикам и девочкам не следует обучаться вместе.
Итак, в 1943 году началась стремительная реорганизация учебных заведений. За время летних каникул крупные городские школы должны были полностью перестроиться под новые требования. Каждая школа (мужская или женская) должна была иметь собственное здание. Причем, укомплектованное всем необходимым оборудованием, в том числе для военной подготовки. Однако реальность оказалась не так безоблачна, как хотелось бы. Не все учебные заведения соответствовали необходимым требованиям. Особенно в плане помещений.
В некоторых случаях приходилось проявлять смекалку. Где-то девочкам выделяли один этаж, а мальчикам — другой. А бывало и так, что один этаж делили надвое обычной фанерной перегородкой. Иногда поступали проще: брали две соседние смешанные школы и делали из них две раздельные. В одну отправляли всех мальчиков, в другую — девочек. В то же время в сельской местности, где обычно не было возможности содержать несколько учебных заведений, образовательный процесс не изменился.

Считалось, что мальчиков надо с детства воспитывать как будущих бойцов.
Разъяснение происходящих изменений было максимально доступным. Власти считали, что социальное неравенство практически устранено. И теперь нужно готовить подростков к службе в армии, к выполнению государственных обязанностей. В «Пионерской правде» в 1943 году писали, что мальчики должны воспитываться в духе патриотизма с самого юного возраста. Ведь школа призвана сформировать их будущий боевой дух и навыки для службы в Красной армии.
Чтобы девочки не чувствовали себя ущемленными, представитель Наркомпроса Надежда Парфёнова объяснила: на фронте также существует разделение труда. Женщинам предназначены роли врачей, санитарок, связисток, но не бойцов. Потому подготовка физическая подготовка для девочек проходила по иной программе, которая учитывала их возможные роли и физические особенности.
Результаты эксперимента

Девочек с детства готовили к роли матери и хозяйки.
Как восприняло общество школьную реформу? По-разному. Кто-то считал, что все делается правильно. Кому-то такие изменения казались неправильными. Например, Давид Самойлов, известный поэт, разглядел в раздельном обучении определенный символизм. Он считал это возвращением к традиционным ценностям. А также свидетельством зрелости советского государства. Разумеется, многие ученики были огорчены. Ведь привычные классные коллективы распались. Это было для многих детей очень травмирующим событием. Особенно расстроены были девочки. Известно, что они взрослеют раньше, чем мальчишки. И многим хотелось внимания со стороны одноклассников, восхищения, даже влюбленности. И, конечно же, девчонки не могут без сплетен. А обсуждать друг друга — неинтересно. Вот Петьку или Димку — другое дело. Но эту причину, естественно, никто во внимание не принимал.
Кстати, в дореволюционной России уже применялась практика раздельного обучения. Девочки и мальчики учились отдельно почти во всех средних учебных заведениях (в пансионах, гимназиях, реальных училищах и т.д.). При этом образовательная программа для девочек отличалась от той, что давали мальчикам. Она была менее насыщенной. Им давали меньше знаний, а упор делали на дисциплины, которые считались «женскими». Есть и живые примеры. В своем дневнике, 11 сентября 1943 года, пятнадцатилетняя москвичка Марина Добрынина поделилась переживаниями. Ее слова полны юношеского бунтарства. Она пишет, что школы разделили. Теперь есть мужские и женские. По радио говорят, что девочек нужно воспитывать скромными, научить быть матерями и хорошими хозяйками. А мальчиков —храбрыми воинами, преданными родине. И это ее ужасно злит! Девочка писала, что не хочет быть только матерью! И не обладает той скромностью, которую от нее требуют.

Учителя не справлялись с озорными мальчишками.
Официально декларировалось, что раздельное обучение наведет порядок. Однако на практике это стало настоящим испытанием для учителей, особенно в «мужских» школах. По словам Жанны Стельмашук, кандидата педагогических наук, в женских школах дисциплина была лучше. Она объясняла это особенностями чувствительной женской психики. Учителя, работавшие с мальчиками, жаловались, что не могут справиться с некоторыми хулиганами. Педагоги отмечали, что мальчики ругаются, курят. А иногда даже приходят на занятия в состоянии алкогольного опьянения. Драки в классах стали обычным явлением. Нередко потасовки заканчивались переломами и сотрясением мозга.
В провинциальных городах стали возникать подростковые банды. Хулиганы нападали на сверстников. Избивали их и грабили. Например, в 1946 году в Омске образовалась подростковая группировка во главе с 18-летним Анатолием Воробьевым. Они совершали жестокие преступления. Грабили и убивали подростков, пряча тела в кинотеатре. В 1944 и 1951 годах вышли специальные указы. Они были направлены на укрепление «шатающейся» дисциплины. В школах ввели дежурства учителей и родителей. Но формальное заучивание правил поведения и бесконечные нотации не могли решить проблему.
Полный провал

Эксперимент с раздельным обучением провалился.
Эксперимент сталинской эпохи оказался недолгим. В 1954 году, после смерти Сталина, школы вновь стали смешанными. Возможно, на это повлияли события в Корее, после чего Советский Союз отказался от идеи «горячей войны» с Западом. А советская практика в результате показала: совместное обучение оказалось более эффективным. Конечно, сама идея раздельного обучения не является чем-то принципиально невозможным. В ряде стран и культур такой подход успешно реализуется. Об этом свидетельствует и опыт Российской империи. Однако время и обстоятельства, выбранные Сталиным для внедрения этой системы, оказались крайне неблагоприятными для реализации подобного неоднозначного эксперимента над учениками и педагогами.
Последние комментарии
Например, в 1946 году в Омске образовалась подростковая группировка во главе с 18-летним Анатолием Воробьевым. Они совершали жестокие преступления. Странный пример про школы. Уголовные преступления-это из другого «общества» или социума.